Информационная карта передового педагогического опыта "Структура урока «открытия» нового знания по русскому языку в 5 классе в логике ФГОС"
опыты и эксперименты (5 класс) по теме

Говор Христина Александровна

Русский язык- это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все речевые умения школьников являются для него общеучебными умениями, поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания. Таким образом, основная цель обучения русскому языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О.

Говор Христина Александровна

Учреждение

МБОУ СОШ № 1 г. Охи.

Почтовый адрес школы: 694490, г. Оха Сахалинской области, ул. 60 лет СССР, д. 32/1; электронный адрес: skool1@mail.ru; телефоны: 8-42437-2-18-55, 8-42437-2-16-10.

Предмет

Русский язык и литература

Категория

(год  установления)

Первая, 16.11.2010, Приказ управления образования муниципального образования городской округ «Охинский» от 17.11.2010г. № 420-ОД 

Стаж работы в должности

15 лет

1. Тема передового педагогического опыта

Структура  урока «открытия» нового знания по русскому языку в 5 классе в логике ФГОС

2. Источник изменений 

Противоречия:

1.Переход к новой системно- деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.

2.Изменение технологии обучения, внедрение информационно-коммуникативных технологий.                         Практическая деятельность по остается неизменной и не всегда направлена на  развитие жизненного опыта ученика и формирование  универсального набора умений. 

3. Идея изменений 

     Идея изменений  состоит в   создании условий для развития личности через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса с соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

4. Концепция изменений

Актуальность

     Русский язык- это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все речевые умения школьников являются для него общеучебными умениями, поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания. Таким образом, основная цель обучения русскому языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. В последнее время у учащихся наблюдается снижение интереса к изучению родного языка. Это ведёт к снижению уровня грамотности, неумению чётко и аргументированно выразить свою точку зрения, снижению уровня обученности и качества знаний обучающихся. И первым шагом к устранению данной ситуации является  изменение структуры урока. Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

       В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает  системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

-  применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;  

-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует.

Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения.

Новый урок русского языка побуждает обучающихся:

-мыслить

-анализировать

-отстаивать свою точку зрения.

Новизна

1.Организация урока, направленная на развитие познавательного практического  интереса  учащихся.

2.Более частая организация индивидуальных и групповых форм работы учащихся на уроке.

3.Преодоление авторитарного стиля общения между учителем и учащимся.

4.Планирование своей деятельности и деятельности учащихся, чёткая формулировка темы, цели, задач урока.

5.Осознание и фиксация учащимися индивидуального затруднения при выполнении пробного учебного действия и построение плана выхода из выявленных затруднений.

6.Организация выполнения учащимися самостоятельной работы на новое знание; обеспечение самопроверки по эталону; предоставление  возможности выявления причин ошибок и их исправления.

7.Включение нового способа действий в систему знаний.

8.Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности; осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

9.Создание кластеров позволяет обобщить и систематизировать новые знания, добытые обучающимися на уроке.

10.Под результатами учебной деятельности понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

11.Сотрудничество между  учителем и учащимися на уроке направлено на усиление мотивации ребёнка к познанию окружающего мира, демонстрации ему, что школьные знания- это не получение отвлечённых от жизни знаний, а наоборот- необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.

Задания

     Прежде всего у ребёнка формируется необходимый набор универсальных умений, который учит жизнетворчеству и пониманию своего ценностно-смыслового единства для реализации себя в мире. Это обеспечит ему в дальнейшем интенсивность развития,  самообразования и  проекции  жизненного пути. К старшим классам учащиеся осваивает необходимый  минимум знаний по предмету, что позволяет им успешно пройти государственную итоговую аттестацию.

Затруднения в реализации

1.Изложение учителем отвлеченных от жизни знаний не позволяет в полной мере подготовить  учащегося к жизни, её узнаванию, поиску полезной информации и навыков её применения в реальной жизни.

2.Рассеивание предлагаемых заданий: насыщенность выполняемой работы должна быть четкой,  логичной, регламентируемой временем.

3.Слабая подготовка учащихся затягивает время выполнения заданий,

некоторые практические работы требуют финансовых затрат.

4.Равнодушие некоторых родителей к учебным успехам своего ребенка.

Риски

1.Необходим эмоциональный настрой учителя и ученика на определенный вид практической работы, чтобы не было яркого дисбаланса между творчеством и удовлетворенностью работы.

2.Необходимо перекомбинировать себя и учащихся в зависимости от ситуативных факторов.

3.Учащиеся имеют разный генетический уровень мыслительных процессов:  концентрация внимания,  синтез информации, выделение противоречий, использование информации из различных источников. Для такой группы ребят необходима психологическая поддержка.

5.Условия реализации изменений 

     В соответствии с новыми стандартами нужно прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

     Оптимальный вариант и правильно расставленные приоритеты в выборе методов, приемов, средств обучения ведет кратчайшим путем к достижению цели урока. Главные требования к уроку – это единство обучения, воспитания, развития и тесной связи теории с практикой, применение знаний в различных жизненных ситуациях.  

     Продуманный, грамотно организованный урок позволяет осуществлять систематический контроль над качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию учебных усилий учащихся. А так же помогает ученику осваивать знания в режиме урока, и отпадает необходимость заучивания материала дома.    Благодаря этому ребенок имеет возможность выполнить творческие задания, вызывающие  интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы.

Научить:  

1.Самостоятельно формулировать тему, цели и задачи урока.

2.Осознавать и фиксировать затруднения и их причину при выполнении пробного учебного действия и уметь строить план выхода из этого затруднения.

3.Фиксировать решения поставленной учебной задачи, нового способа действия.

4.Работать самостоятельно  и в группах на новое знание; проводить самопроверку по эталону; выявлять причины ошибок, исправлять их, вычленять причинно-следственные связи, аргументировать в пользу того или иного факта.

5.Оценивать результаты своей учебной деятельности; осознавать метод построения и границы применения нового способа действия; определять задания для самоподготовки.

6.Выступления, участие в конкурсах, публикации 

1.Мастер-класс на РМО учителей русского языка и литературы «Проектирование урока  русского языка в 5 классе в логике ФГОС», 2015.

2. Публикация статьи в ИД «Первое сентября» «Нас лира в бой звала…»

(разработка урока литературы в логике ФГОС), 2014;

Web-адрес публикации: http://festival.1september.ru/articles/653260/.

3.Участие в муниципальном конкурсе  на лучшую разработку урока (мероприятия) в условиях ФГОС «Мой лучший урок (мероприятие)» (1.Урок литературы в 11-ом классе «Вставай, страна огромная! (Поэзия периода Великой Отечественной войны»); 2.Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 10-11 классов «И лира звучала, и в бой вдохновляла…» (Поэзия периода Отечественной войны 1812 года), 2015.

4.Участие в региональном заочном конкурсе на лучшую разработку уроков  и лучшего сценария внеклассного мероприятия в логике ФГОС по духовно-нравственному воспитанию личности, 2014.

5.Участие в заочном конкурсе среди педагогических работников на лучшую разработку уроков, занятий и лучший сценарий внеклассного мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию личности, посвящённых празднованию 70-й годовщины Победы», 2015.

6.Участие в федеральном конкурсе «Лучший мастер-класс» (Разработка внеклассного мероприятия по литературе в логике ФГОС в для учащихся 10-11 классов) (Диплом 3 степени), 2015.

7. Результат изменений 

       Тема выбрана не случайно, так как в 2015-2016 учебном году в 5 класс придут учащиеся, освоившие программу по ФГОС 2 поколения.

Проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении.

В соответствии с новыми стандартами необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию и восприятию окружающей действительности.

8.Описание инновационного опыта

Личность должна быть не просто просвещенной, но и соответствовать и историческому, и социальному, и техническому динамизму нового времени для того, чтобы осознать свое место в мире, научиться его понимать. Путь в мир открытий - это длительный путь. С малых лет ребенок готов получать информацию и развиваться. Поэтому учитель должен направить, увлечь ученика, приблизить его к значимому раскрытию потенциала.  Правильная структура урока в логике ФГОС помогает учителю в этом. В соответствии с этим урок должен соответствовать следующим требованиям:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

        Урок «открытия» нового знания в 5 классе состоит из 9 этапов: мотивации к учебной деятельности, актуализации и пробных учебных действий. Выявление места и причины затруднения, построения проекта выхода из затруднения, реализации построения проекта, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, включения в систему знаний и повторения, рефлексии.

Разработанный урок позволяет разнообразить стандартное мышление, развивает коммуникативность, умение работать в группе, что, в свою очередь, имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

     Вся учебная деятельность строится на основе системно-деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

Сформированные навыки учащихся на уроках русского языка универсальны и могут быть применяться и в других учебных дисциплинах.

Пути достижения:

- познание информации разными способами: от понимания до осмысления через наблюдательность, логическую  память, анализ, сравнение, сопоставление, внимательность и творческое воображение;

- составление плана решения поставленной задачи,  

- анализ и сравнений добытой информации,

- индивидуальная работа и работа в группах на основе трансформации, т.е. распределении ролей в группе: учащийся должен  уметь брать ответственность за определенный вид работы или идеи, быть регулятором деятельности и использовать корректирующий инструментарий,

- создание кластеров, умение их представить,

-приобретение новых знаний в ходе собственного труда и формирование у себя новых практических  действий,

         - концентрация волевыч качеств личности в преодолении трудностей, что формирует навыки работоспособности

         -доведение начатой работы до завершения,

- оценивание учебного труда и труда других детей.

 Это формирует у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению, активному познанию действительности.  Ученик из объекта превращается  в субъект собственной деятельности. Это полное творчество, сотворчество, и учитель-  направляющее звено в этой упорядоченной цепи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта передового педагогического опыта

Информационная карта передового педагогического опытаучителя дает представление над формированием и развитием каких умений и способностей работает педагог, об источнике и идее изменений, концепции изм...

Информационная карта передового педагогического опыта

В материале приведен пример заполнения информационной карты ППО при обобщении педагогического опыта...

Урок открытия нового знания по русскому языку в 5 классе. Тема «Разряды имён прилагательных»

Урок построен на реализации принципов технологии  деятельностного  метода на уроках русского языка....

Технологическая карта урока открытия новых знаний по английскомй языку

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: ...

Информационная карта передового педагогического опыта

Представлена информационная карта передового педагогического опыта по  теме "Анализ поэтического текста как средство формирования навыков исследовательской работы обучающихся"....

Мастер-класс на РМО "Как определить лексическое значение слова" (структура урока «открытия» нового знания по русскому языку в 5 классе в логике ФГОС).

Технологическая карта  урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти...