Программа по русскому языку. 5-9 классы. По УМК авторов Бунеевых.
рабочая программа по русскому языку по теме

Петрова Ольга Викторовна

Программа и поурочное планирование уроков русского языка и литературы в 5-9 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_russkiy_yazyk.docx82.27 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку для 5 – 9 классов НОУ «Гуманитарный лицей»

Пояснительная записка

Базовой программой по русскому языку в Гуманитарном лицее является Программа по русскому языку для основной школы авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучёва, издательство «Баласс», 2006 год. Программа соответствует федеральному компоненту стандарта образования. Входит в образовательную систему «Школа 2100». Учащиеся работают по учебникам этих авторов.

Рабочая программа сохраняет все основные положения, принципы, разделы, структуру курса базовой программы, но расширяет, углубляет и детализирует изучаемый материал за счёт увеличения учебных часов. Объём рабочей программы: 5 класс – 238 часов (по типовой программе – 204) , 6 класс – 204 часа (170) , 7 класс – 170 (136), 8 класс -102+1 час факультативных занятий (102)  , 9 класс -102 часа (68) .

Морфемика и орфография

1.Углубление понятий «слово и его форма»; расширение знаний о словообразовательных и формообразующих суффиксах; выпадение согласных Б-П, Д-Т, Г-К перед суффиксом    -НУ-, что помогает правильно определить состав слова; даётся понятие «постфикс»; вводится для изучения глагольный суффикс –И- -Е- в переходных и непереходных глаголах с приставкой обез-обес-.

2. Вводится понятие исторического анализа слова.

3. Вводятся понятия омофоны и омонимия корневых морфем, а также паронимы.

4. Расширен список изучаемых корней с чередованием гласных.

5. Правила о правописании О-Ё после шипящих в корне слова, об употреблении букв Ъ и Ь  приведены в соответствие с академическими требованиями.

6. Даётся ещё два значения приставки ПРИ-, расширяется список слов с неясным значением приставок ПРИ- ПРЕ-, правописание слов с данными приставками объясняется с точки зрения исторического анализа слова.

        Морфология и орфография

1. Особое внимание уделяется формам множественного числа имён существительных, а также формам родительного падежа.

2. Более подробно рассматривается дефисное, слитное и раздельное написание сложных слов.

3. Выделены в отдельное правило правописание личных окончаний глаголов с ударной приставкой ВЫ-, с приставками ОБЕС-, ОБЕЗ-, НЕДО-, а также гласных в глаголах перед ударным суффиксом ВА-.

4. Введено большее количество правил по темам:

1) слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными и наречиями на –О и –Е;

2)слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений;

3) суффиксы существительных, прилагательных, глаголов;

4) правописание –Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных;

5) правописание предлогов и союзов.

        Синтаксис и пунктуация

1. Особое внимание обращается на синтаксическую функцию инфинитива. Вводится понятие субъективного инфинитива и объективного инфинитива, что очень важно для различения составного глагольного сказуемого и дополнения и обстоятельства.

2. Даётся разграничение неполных предложений в зависимости от назначения и строения: контекстуальные, ситуативные, эллиптические. Обращается внимание на различение неполных двусоставных и неполных односоставных предложений.

3. Особо отмечается многообразие употребления союза И и сложность пунктуации при нём.

4. Обособленные определения. Расширен список правил обособления определения: 1) определение, оторванное от определяемого слова другими членами предложения; 2) одиночные постпозитивные определения с добавочным значением; 3)отсутствие обособления при определении, связанном с подлежащим и сказуемым.

Обособление приложений:  1)обособление распространённого приложения, выраженного нарицательным существительным и относящегося к нарицательному существительному; 2) обособление, относящееся к имени собственному; 3)употребление тире при приложении.

Обособление обстоятельств: 1)обособление деепричастий и деепричастных оборотов в положении после союзов и союзных слов; 2) обособление при наличии союза И; 3) отсутствие обособления, если при деепричастии в качестве зависимого слова выступает слово «который» или деепричастие  - деепричастный оборот употреблены как однородные члены с необособленными обстоятельствами.

Даётся представление о пояснительных и присоединительных членах предложения.

5. Обращается внимание на отсутствие обособления вводных слов, стоящих в начале или в конце обособленных оборотов.

6. Особое внимание уделяется замене прямой речи косвенной, пунктуации при косвенном вопросе и  различным способам цитирования, пунктуационного оформления цитат.

        Культура речи

1. Увеличена доля уроков по развитию связной письменной речи.

2. Тексты для изложений сопровождаются творческим заданием, приближенным к заданиям ГИА (9класс) и ЕГЭ.

3. Темы сочинений связываются с изучаемыми произведениями литературы, нравственными и этическими проблемами.

3. Более глубоко изучается текстология.

4. Большее внимание уделяется комплексному анализу текста.

В базовой программе в 6 классе тема «Причастие» изучается в конце учебного года, что вызывает много трудностей по её усвоению. В связи с этим в рабочую программу внесены следующие изменения: изменён порядок изучения тем «Причастие» и «Местоимения – прилагательные».

В учебной программе 8 класса обобщение знаний по морфологии и лексике перенесены в конец учебного года, что даёт возможность более глубокого повторения перед переводным экзаменом и более глубокого освоения тем, изучаемых в 8 классе.

Нормы оценок и требования

1. Работы оцениваются по принятой в НОУ «Гуманитарный лицей» десятибалльной шкале.

2. Триместровые и годовые оценки выставляются двойные: за теоретическую и практическую подготовленность учащихся.

Текстовые диктанты

Оценка

За что ставится

Обозначение

10

Без ошибок и исправлений

9

Допущена одна негрубая ошибка

0/1, 1/0

8

Допускается 1 – 2 ошибки, но не более одной орфографической

1/0, 1/1, 0/2

7

Допускается 2 – 3 ошибки, но не более двух орфографических

2/0, 1/2, 0/3

6

3 – 4 ошибки, но не более двух орфографических

2/1, 2/2, 1/3, 0/4

5

4 – 5 ошибок, но не более трёх орфографических

3/1, 3/2, 2/3, 1/4, 0/5

4

5 – 6 ошибок, но не более четырёх орфографических

4/1, 4/2, 3/3, 2/4, 1/5

3

6 – 7 ошибок, но не более пяти орфографических или пунктуационных

5/1, 5/2, 4/3, 3/4, 2/5

2

8 – 9 ошибок в совокупности

6/2, 6/3, 5/4, 4/5, 3/6

1

Более 9 ошибок в совокупности

Словарные диктанты

Оценка

За что ставится

10

Без ошибок и исправлений

9

Одна негрубая ошибка

8

1 -2 негрубые ошибки

7

1 ошибка

6

2 ошибки

5

3 ошибки

4

4 ошибки

3

5 ошибок

2

6-7 ошибок

1

Более 7 ошибок

Оценка содержательной части сочинений и изложений, а также устных высказываний  соответствует стандартам типовой программы.

Содержание программы по русскому языку в 5 классе (238 часов в год, 7 часов в неделю)

Наименование разделов и тем

всего часов

содержание темы, количество часов

контр. работы

работы по р/р

Слово в языке и речи. Слово и его звуковая оболочка.

20

Звуки языка. Обозначение звуков на письме. Орфограмма. Нормы произношения звуков. Употребление буквы Э. Чередования согласных. Функции Ъ и Ь. Употребление Ъ и Ь в словах иностранного происхождения и в сложных словах. Буквы О-Ё после шипящих. Подбор проверочных слов с буквой Е.

1

4

Слово и его лексическое значение.

41

Лексика. Лексическое значение слова. Понятие об этимологии. Толковые словари. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Морфемика. Омонимия корней. Чередования гласных и согласных в корнях слов. Корни с чередованием скак-скоч, твар-твор, клан-клон, зар-зор, равн-ровн, мак-мок, моч. Значения приставок и суффиксов. Формообразующие суффиксы. Правописание приставок. Все значения приставок пре-при.Способы словообразования. Бессуффиксный способ. Правописание сложных слов. Грамматическое значение слова. Знаменательные и служебные слова. Грамматическая омонимия. Междометия.

2

5

Слово в предложении.

28

Функции слова в словосочетании и предложении. Интонация. Сочинительная и подчинительная связь между словами. Строение словосочетания. Виды словосочетаний по типу подчинительной связи. Грамматическая основа предложения. Способы выражение подлежащего и сказуемого. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые. Осложнённые и неосложнённые. Однородные члены предложения. Обобщающее слово в разных позициях. Обращение. Вводные слова и предложения. Значения вводных слов. Виды сложных предложений. Средства связи в сложном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы. Пунктуация в сложном предложении.

1

5

Слово в тексте.

9

Текст и его признаки. Связь предложений в тексте. Типы речи. Стили речи.

Развитие речи.

25

Изложение и создание текста описания, повествования, рассуждения. Введение описания в повествование. Введение рассуждения в повествование.

Слова со значением «предмет».

62

Имя существительное как часть речи. Общие грамматические признаки существительных. Сущ. предметные, вещественные, отвлечённые, действия. Морфологические признаки сущ.(род, склонение, число, падеж). Категория одушевлённости. Склонение сущ, в т.ч. несклоняемые, разносклоняемые, особого склонения. Склонение сущ. во множ. числе. Суффиксы существительных, в т.ч. –ец-иц, неизменяемые суффиксы.  Лексическая и грамматическая сочетаемость сущ. Роль сущ. в предложении и тексте. Сочетание сущ. и числ..

Местоимение как часть речи. Местоим.-сущ, их грамматическое и лексическое значение. Правописание отрицательных и неопределённых мест-сущ. Сочетания никто иной и не кто иной, как. Различение вопрос. и относ. мест. Роль местоим. в предложении и тексте.

2

5

Слова со значением «действие или состояние предмета».

53

Глагол в языке и речи. Лексическое и общеграмматическое значение глагола. Основные способы образования глагола.  Формообразующие суффиксы глагола. Морфологические признаки глагола (вид, возвратность, переходность, спряжение, безличность, наклонение, время, лицо, число, род). Правописание суффиксов (в т.ч. –еве, -ене, -е; гласная перед  -ва; с приставкой обез-обес-) и окончаний глагола (в .тч. с приставкой вы-). Правописание глаголов с недо- и не до-. Правописание -тся в безличных глаголах. Роль глагола в предложении и тексте.

2

3

Введение и повторение

2+22

1

3

Планирование уроков русского языка в 5 классе по программе Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и др.(238 часов). Учебник Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В. и др. («Баллас», 2007).

Дата

Коррек.

Вид

Тема урока

1

1 Р.р.

Язык как средство общения

2

2 Р.р.

Роль родного языка в духовной жизни человека

3

Повторение и углубление изученного в начальной школе

4

1

Звуки языка. Гласные и согласные звуки.

5

2

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

6

3

Звук и слог. Правила переноса слов. Фонетический разбор слова.

7-8

4-5

Орфограмма. Опознавательные признаки орфограмм.

9-10

6-7

Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова. Омофоны. Чередования согласных. Удвоение согласных в корне.

11

8

Непроизносимые и ложнопроизносимые согласные в корне слова, а также на стыке морфем. Омофоны.

12

9 Р.р.

Описание. Подробное изложение текста – описания.

13-14

10-11

Употребление букв Ъ и Ь в русских словах.

Употребление Ъ и Ь в иностранных и  сложносокращённых словах.

15

12

Нормы произношения звуков речи. Употребление и правописание букв Е и Э.

16-19

13--16

Правописание букв О – Ё в корне слова после шипящих в русских и иностранных словах. Подбор однокоренных слов с Е после шипящих.

20-21

17-18 Р.р.

Сочинение – описание по картине И.П.Левитана «Золотая осень».

22-23

19-20 К 1

Контрольная работа № 1. Работа над ошибками.

Слово и его лексическое значение

24

1

Лексика. Лексическое значение слова. Способы толкования лексического значения слова. Понятие этимологии.

25

2

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы.

26-27

3-4

Синонимы. Понятие контекстуальных синонимах. Словари синонимов. Паронимы.

28

5

Антонимы. Понятие контекстуальных антонимов.

29

6 Р.р.

Сочинение с грамматическим заданием.

Морфемика.

30

7

Морфема – значимая часть слова.

31-33

8-10

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Омонимия корневых морфем.

34

11

Буквы А – О в корнях –лаг- лож-, _кас- -кос-.

35

12

Буквы А – О в корнях –раст- ращ- рос-, -скак – скоч-.

36

13

Буквы А – О в корнях –гар- -гор-, -твар- -твор, -клан – клон-, -зар- -зор-.

37

14

Буквы А – О в корнях –мак- -мок, моч-, -равн- -ровн, плав-плов-плыв.

38-41

15-18

Развитие умений и навыков, связанных с изучаемым видом орфограмм.

42

19 Р.р.

Свободный диктант.

43-44

20-21

Значения приставок. Правописание приставок 1 группы. Удвоение на стыке морфем.

45-49

22-26

Приставки ПРЕ- ПРИ-: 6 значений  приставки при-, 2 значения приставки пре-, слова с неясным значением приставок.

50-52

27-30

Приставки на –З и –С. Удвоение на стыке морфем. Приставка С-.

53

31

Буквы И – Ы после приставок.

54

32

Значения суффиксов. Словообразовательные и формообразующие суффиксы.

55

33 Р.р.

Изложение повествовательного текста.

56-57

34-35

Сложные и сложносокращённые слова, их образование и правописание. Сложение корней, основ, слов. Аббревиатуры.

58

36 К 2

Контрольная работа № 2.

59

37

Работа над ошибками.

Грамматическое значение слова.

60

38

Окончание. Формы слова. Формообразующие суффиксы.  Изменяемые и неизменяемые слова.

61-62

39-40

Морфологические признаки самостоятельных частей речи. Переход частей речи друг в друга.

63

41

Служебные части речи. Роль служебных частей речи. Междометия.

Слово в предложении.

64

1

Слово в предложении и словосочетании. Подчинительная связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово.

65

 2 Р.р.

Составление плана сочинения.

66

3

Слово как член предложения. Главные члены предложения. Односоставные и двусоставные предложения.

67

4

Второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений.

68

5

Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнений.

69

6

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. Способы выражения обстоятельств.

70-74

7-11

Предложения с однородными членами предложения. Сочинительные союзы.  Союзная связь между однородными членами.

Обобщающее слово при однородных членах предложения в позиции до и после. Двоеточие и тире при обобщающем слове.

75

12 Р.р.

Сочинение по самостоятельно составленному плану.

76-77

13-14

Обращение. Знаки препинания при обращении. Отличие обращений от членов предложения.

78-79

15-16

Вводные слова. Основные значения вводных слов. Дополнительные значения. Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при вводных словах и предложениях.

80-81

17-18

Синтаксический разбор простого предложения. Осложнённое предложение.

82-83

19-20

Сложное предложение. Смысловые отрезки в сложном предложении.

84-85

21-22

Сложносочинённое предложение. Сочинительные союзы.

86-87

23-24

Сложноподчинённое предложение. Подчинительные союзы.

88

25

Бессоюзное сложное предложение. Запятая и точка с запятой в бессоюзном предложении.

89-90

26-27

Синтаксический разбор сложного предложения. Построение схем сложных предложений.

91

28 К 3

Контрольная работа № 3.

Слово в тексте.

92

1

Художественный и научный стили речи.

93-94

2-3 Р.р.

Подробное изложение художественного текста-описания.

95-97

4-6

Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога на письме.

98

7

Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Разговорный стиль.

99

8 Р.р.

Подробное изложение текста, включающего диалог.

100

9 Р.р.

Сочинение –повествование с элементами описания.

Знаменательные (самостоятельные) слова.

Слова со значением «предмет».

101

1

Имя существительное как часть речи. Лексическое значение имени существительного.

102-103

2-3

Способы образования имён существительных. Субстантивированные слова (понятие).

104

4

Гласные в суффиксах существительных –ЕК- -ИК-(НИК, ЧИК).

105

5

Суффикс –ЧИК- -ЩИК-. Буква Ь перед суффиксом.

106-107

6-7

Правописание суффиксов существительных:- ЕЦ –ИЦ, -ОТН, -        -ЕНИ и др.

108-110

8-10

Буквы О – Ё в суффиксах и окончаниях существительных после шипящих и Ц. О-Ё после шипящих в словах типа ночёвка, дирижёр.

111-112

11-12

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква и кавычки в именах собственных.

113

13

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Различение одушевлённости в род. и вин.падежах. 

114

14

Род существительных. Род заимствованных слов.

115

15

Имена существительные общего рода.

116

16

Число существительных. Нормы образования и употребления числа существительных.

117-118

17-18

Существительные, имеющие форму только одного числа.

119-120

19-20 К 4

Контрольная работа № 4. Работа над ошибками.

121

21 Р.р.

Сочинение-описание по картине И.И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем».

122

22

Падеж. Склонение имён существительных.

123-124

23-24

Разносклоняемые существительные.

125-126

25-26

Несклоняемые существительные. Род несклоняемых существительных. Род одушевлённых несклоняемых существительных.

127-128

27-28

Буквы Е – И в окончаниях существительных 1,2,3 склонения.

Существительные особого склонения (на –ия, -ие, -ий). Склонение имён собственных.

129-130

29-30

Падежные окончания существительных во множественном числе и в форме род.падежа.

131

31

Написание сложных существительных. Слитное и дефисное написание сложных существительных.

132

32

Существительное в роли подлежащего. Сущ. в составе сочетаний с числительными.

133

33

Существительное в роли дополнения. Прямое и косвенное дополнение.

134

34

Существительное в роли определения.

135

35

Существительное в роли обстоятельств разных видов.

136-137

36-37

Существительное в роли сказуемого. Составное именное сказуемое.

138-139

38-39

Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными и субстантивированными словами. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными другими частями речи. 

140-141

40-41

Морфологический разбор существительного.

142-143

42-43 К 5

Контрольная работа № 5. Работа над ошибками.

144

44 Р.р.

Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания.

145

45 Р.р.

Сочинение-рассказ о случае из своей жизни.

Указательные слова – местоимения.

146-147

46-47

Разряды местоимений. Местоимения – существительные. Личные местоимения-существительные.

148

48

Возвратное местоимение СЕБЯ. Слово –ер и постфикс возвратных глаголов.

149

49

Вопросительные местоимения КТО и ЧТО.

150-153

50-53

Неопределённые местоимения. Правописание неопределённых местоимений.

154-157

54-57

Отрицательные местоимения. Правописание отрицательных  местоимений.

Употребление и правописание сочетаний не кто иной, как… и никто иной…

158

58

Роль местоимений-существительных в предложении.

159

59

Морфологический разбор местоимения-существительного.

160

60 К 6

Контрольная работа № 6.

161

61

Местоимения-существительные в тексте.

162

62 Р.р.

Сочинение-повествование с использованием местоимений для связи предложений в тексте.

Слова со значением «действие или состояние предмета».

163

1

Лексическое значение глагола.

164

2 Р.р.

Сочинение-описание по картине В.Д.Поленова «Московский дворик».

165-167

3-5

Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола.

168-169

6-7

Способы образования глаголов.  Суффиксы глагола –НУ, -ЕНЕ,

-ЕВЕ. Правописание глаголов с НЕДО- и НЕ ДО-.

170-171

8-9

Глаголы переходные и непереходные.

 Гласные в суффиксах глаголов с приставками ОБЕС- ОБЕЗ-.

172-173

10-11

Возвратные глаголы.

Редактирование предложений с возвратными и невозвратными глаголами.

174-175

12-13

Вид глагола. Сочинение-миниатюра с использованием видовых пар глаголов.

176-178

14-16

Гласные в суффиксах –ОВА-ЕВА-, -ЫВА-ИВА-. Ударный суффикс –ВА.

179-182

17-20

Гласные Е-И в корнях с чередованием. Омонимия корневых морфем.

183-184

21-22

Гласные А-О в корне –КАС-КОС. Омонимия корневых морфем.

185-187

23

Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Нормы речи при спряжении некоторых глаголов.

188

24 К 7

Контрольная работа № 7.

189

25

Работа над ошибками.

190-193

26-29

Правописание личных окончаний глагола. Окончания глаголов с приставками ВЫ-, ОБЕЗ-ОБЕС-.

194

30 Р.р.

Составление рассказа по опорным словосочетаниям.

195

31

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

196-197

32-33

Условное наклонение.

198-201

34-37

Повелительное наклонение глагола. Способы образования форм повелительного наклонения. Правописание глаголов повелительного наклонения.

202

38 Р.р.

Сочинение-рассуждение.

203-204

39-40

Время глагола. Настоящее время глагола. Будущее время глагола. Лицо и число.

205

41

Прошедшее время глагола. Род.

206-207

42-43

Гласные буквы перед –Л- в глаголах прошедшего времени. Глаголы на –ЯТЬ.

208-209

44-45

Безличные глаголы. Отсутствие буквы Ь в сочетаниях ТСЯ безличных глаголов.

210-211

46-47

Глагол как член предложения. Личные и безличные глаголы в роли сказуемого.

212-213

48-49

Простое глагольное и составное глагольное сказуемые.

214

50

Морфологический разбор глагола.

215

51

Глаголы в тексте.

216

52 К 8

Контрольная работа № 8.

217

53

Работа над ошибками.

Повторение

218

1 Р.р.

Изложение с элементами сочинения.

219-221

2-4

Текст. Тема и главная мысль   текста. Деление текста на абзацы. Виды связи предложений в тексте.

222-238

5-22

Повторение. Подготовка к зачёту.

Учебно – тематический план рабочей программы по русскому языку в          6 классе

Наименование разделов и тем

всего часов

содержание темы, количество часов

контр. работ

работ по р/р

Слово в языке и речи.

62

Лексическое богатство русского языка. Фразеологизмы. Изменения в составе языка. Авторские неологизмы. Архаизмы и историзмы.  Понятие «часть речи». Способы образования существительных. Бессуффиксный способ. Гласные буквы после Ц. НЕ с сущ., в т.ч. имеющими качественное значение.  Буквенные и небуквенные орфограммы в мест.-сущ. Сочетания никто иной и не кто иной, как. Глагол как часть речи и член предложения. Орфограммы в суффиксах и окончаниях глагола. Определение спряжения у однокоренных глаголов разных видов. Синтаксическая функция инфинитива. Осложнённое предложение. Предложения с прямой речью и диалогом. Косвенная речь. Сжатие текста за счёт перевода прямой речи в косвенную. Способы связи предложений в тексте.

5

7

Слова со значением «количество предметов»

17

Имя числ. в языке и речи. Лексическое и грамматическое значение колич.числ. Морфологические признаки колич.числ. Виды числ. по составу. Разряды колич.числ. Склонение колич.числ. Склонение дробных выражений. Субстантивированные колич.числ. Склонение составных колич.числ, имеющих в составе 4 и более слов. Сочетательные возможности колич.числ. Грамматическая сочетаемость. Колич.числ. в предложении и тексте.

1

2

Слова со значением «признак предмета»

65

Имя прилагательное в языке и речи. Лексические значения прил. Общее грамм. значение прил. Словообразование прил. Переход прил. в сущ . Правописание суффиксов, в т.ч.ч –ев-ив, -енск-инск, -лив,-чив,-чат и др.. Н и НН в отымённых прил. (Расширенный список правил.) НЕ с отымёнными прил. (Расширенный список правил.) Морфологические признаки прил. Разряды прил. Выбор большой-маленькой буквы для прил. с суф. –енск, -инск и для притяжательных прил. Падежные окончания прил, обозначающих геогр.наименования и фамилии людей.   Переход прил. одного разряда в другой. Сочетательные возможности прил. Роль прил. в предложении. Однородные и неоднородные определения (расширенный список правил).  Составное именное сказуемое. Прил. в тексте.  Порядковые числ. Лексическое и грамматическое значение поряд.числ. Морфологические признаки. Изменение поряд.числ. по родам, числам, падежам. Роль поряд.числ. в предложении и тексте. Местоимения-прилагательные, их разряды. Морфологические признаки мест-прил. Изменение мест-прил. по родам, числам и падежам. Роль мест-прил в предложении и тексте.

2

7

Слова со значением «признак предмета по действию»

48

Причастие как особая форма глагола. Грамматическое значение причастий. Морфологические признаки причастия. Признаки прилагательных. Отличие причастий от прил. отымённых и отглагольных. Признаки глагола. Переходность причастия. Причастный оборот, место причастного оборота в предложении. Образование и правописание действительных и страдательных причастий. Полная и краткая форма страд.прич. Роль причастий в предложении  (определение, подлежащее, составное именное сказуемое)и тексте. Субстантивированные причастия. Н и НН  в причастиях и прилагательных (отглагольных и отымённых). (Расширенный список правил. Разграничение крат.прич. и похожих частей речи. ) НЕ с причастиями. (Расширенный список правил.)

2

2

Развитие речи

18

Текст. Стили речи. Офиц.-деловой стиль. Языковые средства, характерные для стилей речи. Соединение типов речи в тексте. Рассуждение на основе изложения текста.

Планирование уроков русского языка в 6 классе по программе Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, 204 часа. Учебник Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и др. («Баллас», 2008 год.)

Дата

Коррек.

Вид

Тема

1

1

Русский язык – язык русского народа.

2

2

Что такое богатство языка.

3

3

Фразеологизмы. Их происхождение.

4

4

Значение фразеологизмов.

5

5

Роль фразеологизмов в речи.

6

6

Изменения в словарном составе. Заимствованная лексика.

7

7 Р.Р.

Употребление заимствованных слов. Замена заимствованных слов русскими синонимами.

8

8

Устаревшие слова. Архаизмы и историзмы.

9

9

Неологизмы. Авторские неологизмы.

10

10

К 1

Контрольная работа № 1  по теме «Лексика».

11

11 Р.Р.

Сочинение с грамматическим заданием.

12

12

Имя существительное как часть речи.

13

13

Морфологический разбор существительного.

14

14

Способы образования существительных. Бессуффиксный способ.

15

15

Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных. Правописание суффиксов и окончаний существительных. Разные окончания во мн.ч. слов-паронимов.

16

16

Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных. Слитное, дефисное написание сложных существительных. Международные элементы в сложных сущ..

17

17

Гласные буквы после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, в т.ч. образованных от глагола. И – Ы после Ц.

18-20

18-20

Слитное и раздельное написание НЕ с существительными. Не с существительными, приобретающими качественное значение.

21-23

21-23

Имя существительное как член предложения. Сущ. в составе неделимого словосочетания.

24

24     К 2

Контрольная работа № 2.

25

25 Р.Р.

Изложение с творческим заданием.

26

26

Разряды местоимений-существительных.

27-28

27-28

Орфограммы в местоимениях-существительных. Не кто иной, как и никто иной.

29

29

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений-существительных.

30

30 Р.Р.

Редактирование текста. Ошибки в употреблении местоимений.

31-33

31-33

Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях.

33

34

Глагол как часть речи.

34

35

Морфологический разбор глагола.

35

36

Способы образования глагола. Видовые пары глаголов, в т.ч. с суффиксом –НУ.

36-39

37-40

Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах. Окончания глаголов с приставками обез-обес- и вы-.

40

41

Глагол как член предложения. Роль инфинитива в предложении.

41

42

К 3

Контрольная работа № 3.

42

43

Работа над ошибками.

43

44

Словосочетание и предложение.

43

45 Р.Р.

Роль знаков препинания в письменной речи. Абзац. Сочинение-рассуждение о роли знаков препинания.

44

46

Предложения с обращениями. Распространённые и нераспространённые обращения. Способы выражения обращений.

45

47

Предложения с вводными словами. Вводные предложения.

46

48

Однородные члены предложения.

47

49

Синтаксический разбор простого предложения.

48

50

Сложносочинённое предложение. Двойные и повторяющиеся союзы.

49

51

Сложноподчинённое предложение. Союзы и союзные слова.

50

52

Бессоюзное предложение.

51

53

Синтаксический разбор сложного предложения.

52-53

54-55

Оформление предложений с прямой речью. Косвенная речь.

54

56

Диалог. Сжатие текста за счёт перевода прямой речи в косвенную.

55

57 Р.Р.

Изложение текста с чужой речью.

56

58     К 4

Контрольная работа № 4.

57

59

Работа над ошибками.

58

60

Текст. Основные признаки текста.

59

61

Способы связи предложений в тексте.

60

62 Р.Р.

Сочинение текста рассуждения.

61

1

Имя числительное. Количественные числительные.

62-63

2-3

Постоянные и непостоянные признаки количественных числительных. Простые, сложные и составные числительные.

64

4

Разряды количественных числительных.

65-68

5-8

Склонение и правописание колич. числ., обозначающих целые числа.

69-70

9-10

Склонение и употребление дробных числительных.

71-72

11-12

Склонение и употребление собирательных числительных.

73

13

Количественные числительные как члены предложения. Сочетания числительных и существительных как цельное словосочетание.

74

14

Количественные числительные в тексте.

75

15

Морфологический разбор количественных числительных.

76

16 Р.Р.

Сочинение-рассуждение о словах тройка, двойка, пятёрка и т.п..

77

17      К 5

Контрольная работа № 5.

78

1

Работа над ошибками. Лексическое значение имён прилагательных.

79

2

Грамматическое значение прилагательных.

80

3

Способы образования прилагательных. Отглагольные и отымённые прилагательные. Переход прилагательных в существительные.

81-82

4-5

Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК-. Употребление Ь перед –СК.

83

6

Правописание других суффиксов прилагательных.

84-86

7-9

Одна и две буквы Н в суффиксах отыменных прилагательных.

87-89

10-12

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

90

13 Р.Р.

Сочинение-описание по картине.

91

14

Морфологические признаки прилагательных.

92

15

Полная и краткая форма прилагательных. Образование краткой формы у прилагательных на – ный.

93

16

Неупотребление Ь в кратких прилагательных с основой на шипящий.

94-95

17-18

Степени сравнения прилагательных. Супплетивизм форм.

96

19

Качественные прилагательные.

97-99

20-22

Не с прилагательными. Не с прилагательными на –МЫЙ.

100

23

Относительные прилагательные. Значения относительных прилагательных.

101-102

24-25

Притяжательные прилагательные. Правописание притяжательных прилагательных. Нулевое окончание у притяж.прил.. 

103

26

Прилагательное как член предложения.

104

27

Однородные определения.

105

28

Неоднородные определения.

106-107

29-30

Прилагательное в составе составного сказуемого.

108

31

Морфологический разбор прилагательного.

109

32

Прилагательное в словосочетании. Согласование.

110

33

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Придаточное определительное в середине предложения.

111

34

Прилагательное в тексте.

112

35 Р.Р.

Подробное изложение текста описания (упр.396).

113

36     К 6

Контрольная работа № 6.

114

37

Работа над ошибками.

115

1

Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных.

116

2

Морфологические признаки порядковых числительных.

117

3

Порядковые числительные как члены предложения.

118

4

Склонение порядковых числительных.

119

5

Морфологический разбор порядковых числительных.

120

6 Р.Р.

Числительные в словосочетании, предложении и тексте.

121

7 Р.Р.

Подробное изложение (упр.421).

122

8

Проверочная работа.

123-124

1-2

Грамматическое значение причастия.

125-126

3-4

Морфологические признаки глагола у причастия.

127

5

Морфологические признаки прилагательного у причастия.

128-130

6-8

Склонение причастий.

131-134

9-12

Управление. Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота.

135

13

Синонимия причастных оборотов и придаточных определительных.

136

14

Книжная лексика. Официально-деловая лексика.

137

15 Р.Р.

Составление текста официально-делового стиля (автобиография).

138-139

16-17

Действительные и страдательные причастия.

140

18

Действительные причастия настоящего времени.

141-144

19-22

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

145-146

23-24

Действительные причастия прошедшего времени. Гласные буквы перед суффиксом –ВШ.

147-148

25-26

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

149-150

27-28

Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные буквы перед –НН-.

151

29

К 7

Контрольная работа № 7.

152

30

Краткие причастия.

153

31

Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий.

154-158

32-36

Отглагольные прилагательные. Переход прилагательных в причастия. Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

159

37

Одна  Н в кратких страдательных причастиях. Отличие кр. прич. от наречий и кр.прил..

160-164

38-42

Не с причастиями. Не с причастиями на –МЫЙ.

165

43

Причастия как члены предложения. Причастия в составе СИС.

166-167

44

Морфологический разбор причастия.

168

45

К 8

Контрольная работа № 8.

169

46

Работа над ошибками.

170-171

47-48 Р.р.

Причастия в тексте. Сжатое изложение.

172

1

Разряды и морфологические признаки местоимений-прилагательных и местоимений-числительных.

173

2

Вопросительные и относительные местоимения. Относительные местоимения в роли союзных слов.

174-175

3-4

Неопределённые местоимения.

176-177

5-6

Отрицательные местоимения.

178

7 Р.Р.

Сочинение-рассуждение.

179-180

8-9

Притяжательные местоимения.

181

10

Указательные местоимения.

182

11

Определительные местоимения.

183-184

12-13

Роль местоимений в простом и сложном предложении.

185

14

Морфологический разбор местоимения.

186

15

Роль местоимений в тексте.

187-188

16-17 Р.Р.

Изложение с использованием местоимений.

189

18К 9

Контрольная работа № 9.

190-191

19-20

Работа над ошибками.

192-204

1-13

Уроки повторения и подготовки к экзамену.

Содержание программы по русскому языку в  7 классе(170 часов в год, 5 часов в неделю)

Наименование разделов и тем

всего часов

содержание темы

контр. работ

работ по р/р

Слово в языке и речи

42

Простое и сложное предложение. Простое осложнённое предложение. Сложные предложения разных видов. Разные виды связи в одном сложном предложении. Предложения с прямой и косвенной речью. Сжатие текста за счёт перевода прямой речи и диалога в косвенную речь. Функции знаков препинания. Самостоятельные части речи. Морфологический принцип русской орфографии. Буквенные и небуквенные орфограммы в самостоятельных частях речи. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Разграничение слитного-раздельного –дефисного написания сложных прилагательных в сходных конструкциях.

2

4

Слова со значением «признак признака» и «признак действия»

55

Наречие в языке и речи. Общее грамматическое значение наречий. Лексические значения наречий, их изобразительная роль. Разряды наречий. Способы образования наречий. Отрицательные наречия. Правописание наречий (суффиксы -о-а, зависящие от способа образования наречия,  дефис, буква Ь, НЕ с наречиями (расширенный список правил), слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений (расширенный список правил)). Неизменяемость. Грамматическая омонимия.  Разграничение наречий и сходных слов. Лексическая сочетаемость наречий. Наречия в словосочетании, предложении и тексте. Категория состояния. Общее грамматическое, лексическое значение, морфологические признаки. Формы сравнения. Различение сравн. формы прил. и наречий. Роль в предложении. Деепричастие как особая форма глагола. Общее грамматическое значение. Морфологические признаки глагола и наречия у дееприч. Разграничение дееприч., прич. и наречия. Образование и правописание (гласные буквы перед суффиксами, НЕ-, НЕДО-) дееприч. Дееприч. С суф.-учи-ючи. Неизменяемость. Дееприч. оборот, его позиция в предложении. Ошибки в построении и употреблении д.о. Знаки препинания при д.о. Д.О. в соседстве с союзам, д.о. в сочетании с другими пунктограммами. Отсутствие запятых при д.о.. Лексическая сочетаемость дееприч. Роль дееприч. в предложении и тексте.

3

6

Служебные слова. Предлог.

11

Предлог как часть речи. Разряды предлогов по структуре. Разряды по значению. Правописание предлогов через дефис. Производные и непроизводные предлоги, их правописание (расширенный список производных предлогов). Производные предлоги и сходные конструкции. Ошибки в предложно-падежных конструкциях. Нормы употребления предлогов. Особенности употребления предлогов в разных стилях речи. Синонимика производных и непроизводных предлогов.

1

1

Союз.

11

Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Разряды союзов по роли в предложении. Виды сочинительных союзов. Ошибки при употреблении союзов с однородными сказуемыми. Союзы по строению. Союзы в предложениях разных структур. Правописание союзов. Отличие союзов от сходных слов. Союз как средство связи предложений в тексте. Союз и союзное слово. 

1

0

Частицы.

17

Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Модальные (смысловые) частицы (расширенный список). Грамматическая омонимия частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ (расширенный список правил). Правописание НЕ и НИ с разными частями речи (расширенный список правил). Изобразительная роль частиц в тексте.

1

1

Междометия.

2

Междометие как часть речи. Группы междометий по значению, звукоподражательные слова. Интонационное выделение междометий. Остаточные падежные формы некоторых междометий. Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях. Употребление междометий в значении других частей речи.

0

0

Повторение, подготовка к экзамену.

29

Фонетика, графика, орфография, морфология.

0

2

Развитие речи.

14

Стили речи. Виды публицистического стиля. Создание собственного текста в определённом стиле. Сжатое изложение. Творческое и грамматическое задание к тексту изложения. Рассуждение на морально-этическую тему.

Планирование уроков русского языка в 7 классе по программе и учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой     (170 часов). («Баллас», 2008 год)

дата

коррек.

вид

Тема урока

1

1

Русский язык среди других славянских языков

2

2

Текст. Тексты разных типов.

3

3

Тексты разных стилей.

4-5

4-5

Тексты публицистического стиля. Портретный и пейзажный очерк. 

6-7

6-7 Р.Р.

Изложение публицистического стиля.

8

8

Предложение. Синтаксический разбор.

9-10

9-10

Однородные члены предложения.

11-12

11-12

Сложное предложение. Разделительные знаки препинания. Сочинение-рассуждение о разделительных знаках препинания.

13-14

13-14

Обращение. Вводные слова. Выделительные знаки препинания Сочинение-рассуждение о выделительных знаках .

15-16

15-16

Предложения с прямой и косвенной речью. Диалог. Сжатие текста за счёт перевода прямой речи в косвенную.

17-18

17-18 К.р.№1.

Диктант. Работа над ошибками.

19

19

Части речи. Морфологический разбор. Самостоятельные и служебные части речи. Грамматическая омонимия. Морфологический принцип русской орфографии.

20

20

Имя прилагательное как часть речи и член предложения.

21-23

21-23

Буквенные и небуквенные орфограммы в прилагательных.

24-27

24-27

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Различение дефисных и раздельных написаний прилагательных.

28-29

28-29

Причастие как часть речи и член предложения. Причастный оборот. П.о., имеющий в своём составе д.о. или другие осложнения.

30-32

30-32

Буквенные и небуквенные орфограммы в причастиях.

33-34

33-34 Р.р.

Сочинение с грамматическим заданием.

35

35

Числительное как часть речи и член предложения.

36-38

36-38

Буквенные и небуквенные орфограммы в числительных.

39

39

Местоимение как часть речи и член предложения.

43-44

40-41

Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях.

45-46

42-43 К.р.№2

Диктант. Работа над ошибками.

47-48

1-2

Наречие. Грамматическое значение наречия и его морфологические признаки.

49

3

Лексическое значение наречий.

50

4 -5 Р.р.

Изложение с грамматическим заданием.

51

6

Способы образования наречий. Переход существительных в наречия, наречные выражения.

52-53

7-8

Сравнительная форма наречий. Отличие наречий и прилагательных в сравнительной степени.

54

9

Приставки НЕ и Ни в отрицательных наречиях. Отличие от отрицательных местоимений.

55-56

10-11

Суффиксальный и приставочно-суффиксальный способ образования наречий. А – О на конце наречий с приставками.

57

12

О – Е после шипящих на конце наречий.

58-59

13-14

Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Грамматическая функция буквы Ь.

60

15 К.р.№3

Диктант.

61-63

16-18

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е. Раздельное и слитное написание НЕ с наречиями, образованными от разных частей речи. (Расширенный список правил.)

64-66

19-21

Одна и две буквы Н в наречиях на –о, -е. Отличие наречий от кратких причастий.

67-69

22-24

Дефисное написание наречий. (Расширенный список правил.)

70-73

25-28

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от разный частей речи.

74-75

29-30 Р.р.

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

76-77

31-32

Наречие как член предложения. Виды обстоятельств.

78

33

Морфологический разбор наречий.

79

34

Наречие в словосочетании. Примыкание.

80-81

35-36

Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени.

82

37

Наречия в художественном и публицистическом стилях речи.

83-84

38-39 К.р.№4

Диктант. Работа над ошибками.

85-86

40-41

Категория состояния как часть речи. Категория состояния в роли составного именного сказуемого.

87

42

Деепричастие. Грамматическое значение деепричастия.

88

43

Морфологические признаки  деепричастия. Признаки глагола и наречия. Переход деепричастий в наречия.

89-91

44-46

Деепричастный оборот. Выделение д.о. запятыми на письме. Деепричастный оборот в предложениях с другими пунктограммами. Деепричастный оборот после и перед союзами..

92-93

47-48

Не с деепричастиями. Глаголы и деепричастия с НЕДО- и          НЕ  ДО-.

94

49

Деепричастие как член предложения.

95

50

Морфологический разбор деепричастия.

96

51

Деепричастие в словосочетании. Примыкание.

97

52

Деепричастие в разных стилях речи. Ошибки в употреблении д.о. и одиночных деепричастий.

98

53 К.р.№5

Диктант.

99-100

54-55 Р.р.

Изложение с творческим заданием.

101

1

Служебные части речи.

102

2

Предлог как часть речи. Простые и составные предлоги.

103-104

3-4

Производные и непроизводные предлоги. Грамматическая омонимия.

105-106

5-6

Написание производных предлогов (расширенный список предлогов).

107

7

Морфологический разбор предлога.

108-109

8-9

Употребление предлогов. Употребление предлогов согласно, вопреки, благодаря и т.п. Ошибки при  управлении с предлогами.

110

10 К.р.№6

Диктант.

111

11 Р.р.

Сочинение –рассуждение по прочитанному тексту.

112-113

1-2

Союз как часть речи. Простые и составные союзы.

114-115

3-4

Сочинительные и подчинительные союзы. Союзы одиночные, повторяющиеся. 

116-117

5-6

Производные и непроизводные союзы. Грамматическая омонимия.

118-119

7-8

Слитное написание производных союзов. Разграничение союзов и сходных частей речи.

120

9

Морфологический разбор союза.

121

10

Союзы в тексте.

122

11 К.р.№7

Диктант.

123

1

Частица как часть речи.

124

2

Разряды частиц. Значения модальных частиц. Употребление формообразующих частиц.

125

3

Раздельное и дефисное написание частиц.

126-129

4-7

Употребление и разграничение на письме частиц НЕ и НИ.

130-133

8-11

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

134

12

Частица НИ и союз НИ-НИ.

135

13

Морфологический разбор частиц.

136

14

Частицы в тексте.

137

15 Р.р.

Изложение с творческим заданием.

138-139

16-17 К.р.№8

Диктант. Работа над ошибками.

140-141

1-2

Междометие как часть речи.

142-170

1-29

Уроки повторения изученного в 5-7 классах; подготовка к переводному экзамену.

150-151

6-7 Р.Р.

Изложение проблемного текста с творческим заданием.

Учебно – тематический план рабочей программы по русскому языку в          8 классе

Наименование разделов и тем

всего часов

содержание темы, количество часов

контр. работ

работ по р/р

Синтаксис. Пунктуация. Речь.

5

Предмет изучения синтаксиса. Русские учёные-лингвисты о русском синтаксисе.

-

1

Словосочетание.

5

Функция словосочетания, его строение, способы связи в словосочетании. Структура и степень спаянности компонентов сл.сч. Цельные словосочетания. Виды цельных словосочетаний. Ошибки при управлении.

-

2

Виды простых предложений.

5

Функция предложения. Виды предложений по цели высказывания, распространённости, строению и структуре. Риторические вопросы и восклицания. Вопросно-ответная форма повествования. Прямой и обратный порядок слов. Инверсия как изобразительное средство. Логическое ударение. Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания.

1

1

Грамматическая основа предложения.

12

Подлежащее. Способы выражения подлежащего. Инфинитив в роли подлежащего. Субстантивированные способы выражения подлежащих. Типы сказуемых. Способы выражения сказуемых. Роль слова «быть» в предложении. Осложнённое ПГС. Субъективный и объективный инфинитив. Отличие СГС от ПГС. Виды модальных глаголов. Способы выражения именной части в СИС. Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.  Причины отсутствия тире между гл.членами. 

1

1

Односоставные и неполные предложения.

8

Типы односоставных предложений. Типы безличных и назывных предложений. Стилистические функции односоставных предложений. Типы неполных предложений. Разграничение неполных и односоставных предложений. Парцелляция.

1

1

Второстепенные члены предложения.

12

Согласованные и несогласованные определения. Приложение как вид определения. Прямые и косвенные дополнения. Инфинитив в роли второстепенного члена предложения. Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Сравнительный оборот и сказуемое с сравнительным союзом.

-

2

Однородные члены предложения.

8

Союзная и бессоюзная связь между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов, а также с другими пунктограммами. Однородные члены, удалённые друг от друга другими членами предложения. Стилистические функции однородных членов. Градация.

1

1

Обособленные члены предложения.

22

Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств (расширенный список правил). Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Запятые и тире  при обособлении.

1

2

Обращение.

4

Обращение и его роль в речи. Знаки препинания при обращении. Несколько обращений в предложении. Личные местоимения в роли обращения.  Обращение в разных стилях речи.

-

2

Вводные слова, предложения и вставные конструкции.

5

Смысловые разряды вводных слов (расширенный список значений). Запятые при вводных словах. Разграничение вводных слов и членов предложения. Вводное слово внутри обособления, при обобщающем слове. Слова, неспособные выполнять роль вводных. Синонимия вводных слов и вводных предложений. Значение и роль вставных конструкций. Интонационные особенности предложений с вводными конструкциями. Тире и скобки при вставных конструкциях. Слова-предложения, их стилистическая роль и знаки препинания при словах-предложениях.

-

-

Развитие речи.

21

Синтаксические средства художественной выразительности. Способы сжатия текста. Создание собственного текста в разных стилях речи. Тезисы и доклад. Конспектирование.

Повторение.

20

Повторение изученного по всем разделам языкознания. Орфографический анализ текста.

1

8

Планирование уроков русского языка в 8 классе по программе и учебнику

Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучёвой  (102 часа). (Издательство «Баллас», 2007 год)

вид урока

дата

коррек.

тема

Повторение и углубление изученного в 5-7 классах

1.

1

Фонетика и графика. Классификация звуков русского языка. Слог, ударение, интонация.

2.

2

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

3.

3

Типы орфограмм. Орфограммы – гласные и согласные буквы.

4.

4

Орфограммы – буквы Ъ и Ь. Орфограммы – большие буквы.

5.

5

Орфограммы – пробелы, дефисы, контакты.

6.

6

Орфографический анализ текста.

7.

7К.р.№1

Контрольная работа №1. Сжатое изложение.

Синтаксис и пунктуация.

8.

1

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса.

9-10.

2-3

Словосочетание. Виды словосочетаний. Виды цельных словосочетаний.

11-12.

4-5

Р.Р.

Синтаксический разбор словосочетаний. Ошибки в предложно-падежных формах.

 Лексическая избыточность и тавтология в словосочетании.

13.

1

Предложение. Классификация предложений.

14.

2

Пунктуация. Функция знаков препинания.

Сочинение-рассуждение о роли знаков препинания.

15.

3

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространённые и нераспространённые.

16.

4

Предложения односоставные и двусоставные.

17.

5 К.р.№2

Контрольная работа №2.

18-19.

1-2

Способы выражения подлежащего. Инфинитив в роли подлежащего. Субстантивированные способы выражения подлежащих.

20-21.

3-4

Способы выражения сказуемого. Простое глагольное сказуемое. Осложнённое ПГС.

22-23.

5-6

Составное глагольное сказуемое. Роль инфинитива. Отличие ПГС от СГС.

24-25.

7-8

Составное именное сказуемое. Способы выражения именной части.

26-28.

9-11

Тире между подлежащим и сказуемым. Условия отсутствия тире. 

29.

12 К.р.№3

Контрольная работа №3. Сжатое изложение.

30-32.

1-3

Определение. Способы выражения определения. Согласованное и несогласованное определение. Роль инфинитива.

33-35.

4-6

Приложение как вид определения. Приложения собственные и нарицательные.

36-37.

7-8

Дополнение. Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение. Роль инфинитива.

38-39.

9-10

Обстоятельство. Виды обстоятельств. Роль инфинитива. Сравнительный оборот в роли обстоятельства. Члены предложения, вводимые сравнительными союзами.

40-41.

11-12 Р.Р.

Соединение разных типов речи в одном тексте. Отзыв о книге. Сжатое изложение.

42-43.

1-2

Определённо-личные и неопределённо-личные предложения. Обобщённо-личные разновидности предложений.

44-45.

3-4

Безличные предложения. Разновидности безличных предложений.

46.

5

Назывные и номинативные предложения.

47.

6 К.р.№4

Контрольная работа №4.

48-49.

7-8

Понятие о неполных предложениях. Тире в неполном предложении. Парцелляция. Односоставные и неполные предложения как синтаксическое средство выразительности языка.

50.

9 Р.Р.

Публицистический стиль. Соединение стилей в одном тексте. Портретный очерк.

51-53.

1-3

Предложения с однородными членами предложения. Знаки препинания при однородных членах. Градация.

54-55.

4-5

Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Сочетание с другими пунктограммами.

56-57.

6-7

Однородные и неоднородные определения (расширенный список правил).

58.

8 К.р.№5

Контрольная работа №5.

59.

1

Понятие об обособлении. Причины и признаки обособления.

60-63.

2-5

Обособленные определения. Пунктуация при обособленных определениях. (Расширенный список правил.) Обособление при помощи тире.

64-66.

6-8

Обособленные приложения (расширенный список правил).

67-68.

9-10 Р.Р.

Сочинение с грамматическим заданием.

69.

11

Обособленные дополнения.

70-71.

12-13

Обособленные обстоятельства, выраженные д.о. и одиночными деепричастиями. Обособленные обстоятельства в соседстве с союзами.

72-73.

14-15

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

74-75.

16-17

Обособление уточняющих членов предложения.

76-77.

18-19

Сравнительный оборот. Знаки препинания при сравнительном обороте. Запятая при сравнительных союзах в других синтаксических конструкциях.

78.

20 К.р.№6

Контрольная работа №6.

79-80.

21-22

Пояснительные и присоединительные члены предложения.

81-83.

1-3

Вводные слова и вводные предложения. Слова, ошибочно принимаемые за вводные. Вводные слова после однородных членов перед обобщающим словом.

84-85.

4-5

Вставные предложения. Тире и скобки при вставных конструкциях. Сочетание с другими пунктограммами.

86-87.

1-2

Предложения с обращениями. Несколько предложений в одном предложении, в том числе связанные союзами.

88-89.

3-4 Р.Р.

Изложение текста с вводными словами и обращениями.

90.

8

Систематизация знаний по лексике и фразеологии. Общеупотребительная лексика.

91.

9

Лексика, ограниченная в употреблении. Диалектные и профессиональные слова. Виды словарей.

92.

10 Р.Р.

Сочинение с употреблением необщеупотребительной лексики.

93.

11

Этимология. Происхождение слов русского языка. Праязык. Индоевропейские языки. Глаголица и кириллица.

94.

12 Р.Р.

Устная и письменная речь. Разговорный стиль.

95.

13 Р.Р

Изложение с включением отрывка разговорного стиля.

96.

14

Морфемика. Способы словообразования. Чередования внутри морфем и на стыке морфем.

97.

15

Морфология. Классификация частей речи. Систематизация знаний о самостоятельных и служебных частях речи.

98-99.

16-17 Р.Р.

Изложение с элементами рассуждения. Рассказ на основе услышанного.

100.

18 Р.Р.

Научный стиль. Рассуждение с элементами повествования.

101.

19 Р.Р.

Тезисы и конспект. Доклад.

102.

20

Консультация  к переводному экзамену.

Учебно – тематический план рабочей программы по русскому языку в          9 классе

Наименование разделов и тем

всего часов

содержание темы, количество часов

контр. работ

работ по р/р

Ведение

2

Русский язык как национально-культурный феномен, отражающий духовно-нравственный опыт народа. Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Современная лингвистика о проблемах изучения текста.

-

-

Синтаксис простого предложения (повторение)

7

Главные и второстепенные члены предложения. Осложнённое простое предложение. Пунктуационный и синтаксический разбор простого предложения. Орфографический разбор текста.

1

2

Синтаксис сложного предложения.

2

Виды сложных предложений. Средства связи частей сложного предложения. Парцелляция.

-

-

Способы передачи чужой речи.

11

Основные и вспомогательные способы передачи чужой речи. Пунктуация при прямой речи. Прямая речь внутри слов автора. Косвенная речь. Оформление косвенной речи. Оформление диалога. Перевод диалогической части текста в авторскую. Способы цитирования. Пунктуация при цитировании. Оформление эпиграфа.

1

1

Сложносочинённое предложение.

6

Союзы и значения ССП. Запятая в ССП. Отсутствие запятой при наличии общих второстепенных членов, вводных слов и других элементов.  Тире в ССП. Стилистические функции ССП. Синонимика простых и ССП.

1

1

Сложноподчинённое предложение.

33

Строение СПП. Союзы и союзные слова. Роль указательного слова. Парцелляция. Виды придаточных предложений. Место придаточного определительного, синонимика придаточных определительных и обособленных определений. Запятая между частями СПП. СПП с несколькими придаточными. Типы подчинения в таких предложениях. Отсутствие запятой при однородном подчинении. Запятая на стыке подчинительных союзов.

2

6

Бессоюзное предложение.

8

Средства связи в БСП. Синонимика БСП, ССП и простых предложений. Стилистические функции БСП. Запятая, точка с запятой, тире и двоеточие в БСП.

1

1

Предложения с разными видами связи.

9

Компоненты предложений смешанного типа. Запятая на стыке сочинительных и подчинительных союзов. Понятие периода.

1

2

Развитие речи.

14

Способы сжатия текста изложения. Сочинение на лингвистическую тему. Сочинение в разных стилях речи. Сочинение- рассуждение по проблемному тексту. Обобщение знаний о тексте.

Повторение и обобщение изученного в 5-9 классах.

17

Повторение всех основных разделов языкознания. Обобщение изученного в форме лингвистического анализа текста.

-

2

Планирование уроков русского языка в 9 классе по программе и учебнику

Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучёвой  (102 часа). (Издательство «Баллас», 2011 год)

дата

коррек.

вид

Тема урока

1

1

Введение. Русский язык как отражение духовно-нравственного опыта народа.

2

2

Русские учёные – лингвисты.

3

1

Повторение. Орфографический анализ текста.

4

2

Повторение. Словосочетание.

5

3

Повторение. Простое предложение. Виды предложений. Типы сказуемых.

6

4

Повторение. Пунктуация в простом предложении.

7

5 К 1

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 8 классе».

8-9

6-7

Р.Р. 1

 Упрощение как способ сжатия текста. Сжатое изложение с творческим заданием.

10

1

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Несобственно прямая речь; передача при помощи вводных слов.

11

2

Слова автора в позиции после прямой речи. Слова автора в позиции перед прямой речью.

12

3

Слова автора внутри прямой речи. Точка и запятая перед второй частью прямой речи.

13

4

Диалог. Перевод диалогической речи в авторскую.

14

5

Предложения с косвенной речью.

15

6

Перевод прямой речи в косвенную.

16

7

Цитаты и знаки препинания при них. Введение прозаических цитат в авторскую речь.

17

8

Введение поэтических цитат в авторскую речь. Оформление эпиграфа

18

9 К 2

Контрольная работа по теме «Способы передачи чужой речи».

19

10

Научный стиль. Разновидности научного стиля.

20

11 Р.Р. 2

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

21

1

Повторение и систематизация изученного о сложном предложении. Виды сложных предложений.

22

2

Синонимия простых и сложных предложений.

23

1

Стилистические функции сложносочинённого предложения. Одиночные союзы как средство связи частей ССП.

24

2

ССП, связанные при помощи повторяющихся и двойных союзов.

25

3

Общий элемент для частей ССП как причина отсутствия запятой в предложении. (Общий второстепенный член, общее вводное слово и другие элементы.)

26

4

Пунктуация в ССП. Тире и точка с запятой между частями ССП.

27

5 К 3

Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение».

28

6 Р.Р. 3

Сочинение-рассуждение по прочитанному научно-популярному тексту.

29

1

Сложноподчинённое предложение с одним придаточным. Строение СПП. Средства связи между частями СПП.

30

2

Подчинительные союзы и союзные слова. Роль указательного слова.

31

3

Виды придаточных предложений. Знаки препинания в СПП.

32

4

Значение и строение СПП с придаточным определительным.

33

5

Место придаточного определительного в предложении. Положение придаточного внутри СПП.

34

6

Синонимика СПП с придаточным определительным и простого предложения с причастным оборотом.

35

7

Пунктуация при придаточном определительном.

36

8

Значение и строение СПП с придаточным изъяснительным.

37

9

Местоименные изъяснительные придаточные. Роль указательного слова.

38

10

Пунктуация в СПП с придаточным изъяснительным.

39

11

Публицистический стиль.

40-41

12-13 Р.Р. 4

Обобщение как способ сжатия текста. Сжатое изложение с творческим заданием.

42

14

СПП с придаточными обстоятельственными, их значения и строение.

43

15

СПП с придаточными образа действия и степени.

44

16

СПП с придаточными места.

45

17

СПП с придаточными времени.

46

18

СПП с придаточными условия.

47

19

СПП с придаточными причины и цели.

48

20

СПП с придаточными сравнения. Синонимия с простыми предложениями со сравнительными оборотами.

49

21

СПП с придаточными уступки и следствия.

50

22

СПП с придаточными присоединительными.

51

23 К 4

Контрольная работа по теме «СПП с одним придаточным»

52

24 Р.Р. 5

Сочинение на лингвистическую тему.

53

25 Р.Р. 6

Сочинение- рассуждение по прочитанному публицистическому тексту.

54

26

СПП с несколькими придаточными. Типы подчинения.

55

27

Пунктуация в СПП с несколькими придаточными.

56-57

28-29

Запятая на стыке союзов в СПП с несколькими придаточными.

58

30

Отсутствие запятой при однородном соподчинении.

59

31 К 5

Контрольная работа по теме «СПП с несколькими придаточными»

60-61

32-33 Р.Р. 7

Исключение как способ сжатия текста. Сжатое изложение с творческим заданием.

62

1

Бессоюзное предложение. Средства связи частей БСП.

63

2

Стилистические функции БСП. Синонимика БСП и ССП.

64

3

Запятая и точка с запятой между частями БСП.

65

4

Двоеточие в БСП.

66

5

Тире в БСП.

67

6

Знаки препинания в БСП.

68

7 К 6

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»

69

8 Р.Р. 8

Сочинение – рассуждение по прочитанному публицистическому тексту с грамматическим заданием.

70

1

Многокомпонентные предложения, их строение и средства связи.

71-73

2

Запятые в сложных предложениях с разными видами связи.

74-75

3

Запятая на стыке сочинительных и подчинительных союзов в многокомпонентных предложениях.

76

4

Художественный стиль. Понятие периода.

77-78

5 К 7

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.

79-80

8-9 Р.Р. 9

Использование нескольких способов сжатия текста. Сжатое изложение с творческим заданием.

81-82

1

Повторение. Фонетика, графика, орфография.

83-84

2

Повторение. Лексика, фразеология, стилистика.

85-86

3

Повторение. Морфемика, словообразование, орфография.

87-88

4

Повторение. Морфология, орфография.

89-90

5

Повторение. Синтаксис, пунктуация. Роль знаков препинания в письменной речи.

91-92

6-7     Р.Р. 10

Сочинение-рассуждение по прочитанному научно-популярному тексту.

93-96

8-11

Художественный стиль и публицистический стиль. Средства художественной выразительности: лексические, морфологические, синтаксические.

97-102

12-17

Резервные уроки. Уроки – консультации к устному экзамену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Бунеева

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы ...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса по программе Бунеева

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы...

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе. Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения. Программа детализирует и раскрыв...

Рабочая программа по русскому языку для XI класса по программе Р.Н Бунеева

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание учебного предмета, учебно-тематический план....

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечения для 5–9 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой

Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев*) и составляет вместе с ней описание непр...