УРОК для учащихся 11 класса (подготовка к ЕГЭ – 2 часа): «Учимся читать и понимать художественный текст. (А.А.Ахматова «Реквием»)».
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Иванова Лариса Николаевна

Урок содержит подробную подготовку к сочинению по поэме "Реквием" А.А. Ахматовой. Поиск видов информации в тексте как один из способов формирования УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК для учащихся 11 класса (подготовка к ЕГЭ – 2 часа):  «Учимся читать и понимать художественный текст. (А.А.Ахматова «Реквием»)».

- А зачем нужно уметь понимать текст?

Прочитайте на доске задачи нашего урока.

  • Обобщить знания о видах информации в художественном тексте, о модели работы читателя с книгой.
  • Уметь различать виды информации, обнаруживать их в художественном тексте.
  • Развивать умения анализировать текст.
  • Конструировать и редактировать свой текст.

I.Актуализация знаний, умений.

Виды информации в художественном тексте

Фактуальная (фабула)

Концептуальная (концепция)

Подтекстовая (подтекст)

Факты, события, место и время действия (фабула).

Передаётся пересказом текста.

Система взглядов автора на жизнь, его мировоззрение (концепт, идея, главная мысль).

У разных читателей разная информация.

Скрытый смысл, который передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств( подтекст)

Опрос

  • Как работает читатель с книгой?
  • В чём суть этапа до чтения текста?
  • Что происходит с читателем по ходу чтения текста?
  • Что делает идеальный читатель после чтения?
  • В чём отличие прогноза от установки?
  • Как возникают в тексте проблемные ситуации?
  • Что мы делаем, вступая в диалог с текстом?
  • Почему нужно быть внимательным к слову?
  • Что такое идея текста?
  • Какие виды информации вы знаете?
  • Как называется информация, которая выражена словами и сообщает о событиях, фактах, знакомит с описаниями?
  • Как называется информация, которая не выражена словами текста, но
    дополняет фактуальную информацию?
  • Как называется информация, которая не всегда выражена словами и передает мысли, отношение писателя к жизни?

2. Проверка домашнего задания. Подобрать высказывания писателей, поэтов, великих людей, которые отражают авторскую идею поэмы «Реквием».

Идея урока: 

Река времён в своём стремленьи

Уносит все дела людей (Г.Р.Державин)

 

«Я была тогда с моим народом…»

Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь. (Джордж Сантаяна)

История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. (Сервантес)

Концепция:

История создания поэмы (1940-1962 годы)

Оформленный  в 1940 г.  «Реквием» «знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал» (А.Ахматова). Он был напечатан в 90-е годы.

«Реквием» как цельное произведение. Поэма включает десять небольших – от 5 до 20 строк – стихотворений, обрамленных прологом и эпилогом.

Поэма состоит из десяти стихотворений. Первое и последнее относятся к сюжету: это варианты  одной темы Pieta (сострадание - в изобразительном искусстве сводится к сюжету оплакивания Христа Богоматерью). ( «"Пиета" ("Скорбящая") - это тема общечеловеческая. В ней выдвигается герой - сын,  пожертвовавший собой за какой-то идеал.

Микеланжело Буонарроти

Michelangelo Buonarroti

Пьета

(оплакивание Христа)

мрамор

Pieta

1499

Собор святого Петра, Рим, Ватикан

St. Peter's, Vatican

Святослав Рерих (1960)

Его мать и любящая женщина, которые так или иначе принимали участие в подвиге, рядом Готовили к нему героя. И, быть может, горе их сильнее, чем страдания самого погибшего. Кто в состоянии измерить глубину горя матери или любящей женщины, теряющих самого дорогого для себя человека? Однако это повторяется в жизни всегда и всюду. Героический подвиг  нельзя назвать уделом одиночек. К героическому поступку всегда причастны многие люди. И, если этот поступок завершается чьей-либо гибелью, то переживается она также многими. Поэтому нет в жертвенности безысходного горя, и розовый луч, который пронизывает на картине тьму, - это луч надежды, залог победы тех, кто поднимает людей на подвиги и кто идёт на них, жертвуя собой»).

Сюжетный центр поэмы – гл.5 и 6: обе посвящены сыну и движению Времени- времени его заключения. Вслед за двумя центральными главками идут другие четыре; их объединяет образ страдающей женщины, мысль о невыносимости страдания и, может быть, целительности смерти, а также о Памяти как смысле человеческого бытия. Тема памяти получит дальнейшее углубление в обоих эпилогах.

Тема смерти и памяти в поэме. Память как спасение от гибели, как непрерывная созидающая жизнь души, духовное спасение гибнущего человечества. Тема вечной судьбы русской женщины.

Я и мы в поэме. Слияние судьбы поэта с народной судьбой. Внутренний сюжет поэмы – боль матери – от русской крестьянки петровской поры до Богородицы и современной женщины.

Фольклорное начало в поэме. Евангельский сюжет.

Высокая трагедия.

Предельная точность деталей.

3. А.А.Ахматова. Поэма «Реквием».

Прослушайте в авторском исполнении.

4.Фронтальная беседа.

  • О чем эта поэма?
  • Почему у вас получились разные ответы? (вы обнаружили разные виды информации).
  • Назовите  три вида информации в тексте.
  • Какова фактуальная информация? (пересказ сюжета)
  • Какова подтекстовая информация?
  • Какова концептуальная информация?
  • Как мы смогли обнаружить все три вида информации?

5. Конструирование и редактирование текста (сочинение часть С)

- Что поразило вас больше всего и почему?

ПРОБЛЕМА

- Давайте определим тему текста.

 - О чем же идет речь в тексте?  

- Определим авторскую идею.

- С какой именно целью создал автор свой текст? Что он хотел сказать? Какие чувства хотел передать? (Заставить читателей задуматься над …)

- Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы. - Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования)

- Попробуйте сформулировать проблему данного текста в виде вопроса, оставаясь в рамках темы.

- Покажите при помощи вопросов разные грани проблемы. Сформулируйте ответы.

- Какие доводы и примеры приводит автор, чтобы обосновать свое мнение?

- Какой вывод он делает?

- Составьте логическую схему: ПРОБЛЕМА-АРГУМЕНТЫ (3-4) –ВЫВОД, К КОТОРОМУ ПРИХОДИТ АВТОР.

КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ

- К какой категории можно отнести эту проблему? (Нравственной, морально-этической.)

- Дадим определение основной проблеме текста. (Актуальная, злободневная, наболевшая.)

- Давайте вспомним, в какой форме может быть написано вступление.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

- Чему автор учит? - В чем убеждает? - К чему призывает?

- Что вас натолкнуло на авторскую позицию, какие средства выразительности?

4. Вступление к сочинению.

- Оформим вступление к сочинению.

 Не забудьте, что оно должно быть небольшим – 3-4 предложения!

- Прочитайте, что у вас получилось.

5. Работа над поиском аргументов.

- Что такое аргументация?

(Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли.

- Какие могут быть аргументы и их источники?

Учитель:  Запомните важное правило: все части вашей работы должны быть подчинены той проблеме, о которой вы заявили в самом начале работы. Только в этом случае можно говорить о решении коммуникативного замысла.

6.Задание: Написать сочинение с учетом всех замечаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотечный урок в 7 классе на тему "План чтения. Как читать книгу. Литература художественная и научно-популярная"

Урок разработан по технологии критического мышления: 1. Вызов. Опыт -задание по формулярам учащихся. Вывод. Проблема:Зачем мы вообще читаем и как узнать, какие книги надо читать. 2. Реализация смыс...

Интегрированный урок в 8 классе (русский язык и литература). Роль однородных членов в художественных текстах. И. С.Тургенев «Лес и степь».

Цель: 1.Закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.           2. Показать образную роль однородных членов в расска...

Урок в 5 классе по теме "Как записывают и читают десятичные дроби"

Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового учебного материала).Вид урока: Урок-беседа с элементами проблемного урокаБеседа, использование технических средств...

Урок в 11 классе «Подготовка к сочинению по тексту публицистического стипя»

Урок в 11 классе «Подготовка к сочинению по тексту публицистического стиля»...

урок по теме:« Идейно – художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой « Реквием».

Конспект урока по теме: « Идейно – художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой « Реквием». Цель урока: осмыслить образный строй поэмы, еѐ художественные особенности, осо...

Презентация к мастер-классу "Подготовка к ВПР по русскому языку. Определение основной мысли текста"

В презентации перечислены рекомендации, которые помогут учителям научить детей легко определять основную мысль текста. Приведены примеры заданий с урока по данной теме....