Урок с использованием ЭОР "Причастие как особая форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок с использованием ЭОР "Причастие как особая форма глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_uroka_s_ispolzovaniem_eor.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Причастие как особая форма глагола

ФИО (полностью)

Порфирьева Светлана Владимировна

Место работы

ГБОУ СОШ  с.Чувашское Урметьево

Должность

учитель русского языка и литературы

Предмет

русский язык

Класс  

6  класс

Тема и номер урока

в теме:

Причастие как особая форма глагола, урок № 1 в разделе «Причастие».

Базовый учебник

 Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 класс. В 3 частях, издательство: Мнемозина, Москва, 2011

8. Цель урока: формирование представления о причастии как особой форме глагола.

9. Задачи:                                                                 

                     - обучающие:

                    познакомить с основными грамматическими признаками, которые  свойственны причастию, формировать умение отличать причастия от прилагательных и глаголов;

                      -развивающие:

        продолжать развивать  у учащихся речевые и коммуникативные умения;

                      -воспитательные:

        воспитывать культуру речи, интерес к предмету через правильное употребление  

        причастий.      

10.Тип урока:  урок первичного усвоения нового материала.

11. Формы работы учащихся:  индивидуальная, фронтальная.

12.Необходимое техническое оборудование:

компьютеры с подключением к сети Интернет, проекционная аппаратура.

       

   

  Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организацион-ный этап урока

1.Организация внимания учащегося, взаимное приветствие, проверка готовности к уроку.

1.Приветствие, проверка готовности к уроку.

1  мин.

2

Повторение и актуализация опорных знаний

1. Интерактивный тест «Понятие о глаголе».  

2. Интерактивный тест «Общее понятие о прилагательном»

1. Объяснение методики работы с тестом «Понятие о глаголе» с целью повторения общих сведений о глаголе.

2. Объяснение методики работы с тестом «Общее понятие о прилагательном» с целью повторения общих сведений о прилагательном.

1. Работа с тестом «Понятие о глаголе» с целью повторения общих сведений о глаголе.

2. Работа с тестом «Общее понятие о прилагательном» с целью повторения общих сведений о прилагательном.

 

9  мин.

3

Постановка  темы и цели  урока

1.Сообщение темы и цели урока.

1.Фиксирование темы  урока  в  тетради.  

2  мин.

4

Формирование новых  понятий

3. Модуль «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия. И».

4. Модуль «Причастие. Употребление причастий в речи. И1» (1 и 2 части ресурса).

1.Знакомство с  особенностями причастия как части речи.

 

2. Постановка лингвистической задачи о статусе причастия как части речи.

1. Анализ языковых фактов, явлений и формирование вывода по изучению первичного материала.

2. Работа с модулем «Причастие. Употребление причастий в речи. И1», формирование вывода о статусе причастия как части речи.

13

мин.

5

Закрепление  изученного

5.Модуль «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия. П1»

1. Создание условий для выполнения самостоятельной работы с  ЭУМ

«Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия. П1».

1. Выполнение заданий ЭУМ

«Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия. П1»

13  мин.

6

Подведение итогов работы

6.

Интерактивный тест с заданием «Понятие о причастии».

1.Организация работы по самоконтролю уровня достижений учащегося на основе предлагаемого теста.

1.Самостоятельная работа с тестом  в целях самопроверки.

5 мин.

7

Домашнее задание

1.Информирование о домашнем задании, методике его выполнения.

1.Осмысление связи домашнего задания с изучаемым материалом урока, фиксирование домашнего задания в дневнике.

2 мин.

   

Приложение к плану-конспекту урока

Причастие как особая форма глагола

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявле

ния информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Интерактивный тест «Понятие о глаголе»  

Интернет-ресурс,

практический

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/144d96ee-cf45-4443-b88d-0b4f7c2daa16/view/

2

Интерактивный тест «Общее понятие о  прилагательном»

Интернет-ресурс, практический

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bc399f6d-c979-4bd5-8312-6ecce07fa3bf/view/

3

Модуль «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия. И».

Интернет-ресурс, информационный

ЭУМ

http://fcior.edu.ru/card/13945/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-i.html#

4

Модуль «Причастие. Употребление причастий в речи. И1» (1 и 2 части ресурса).

Интернет-ресурс, информационный

ЭУМ

http://fcior.edu.ru/card/8147/prichastie-upotreblenie-prichastiy-v-rechi-i1.html#

5

Модуль «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия. П1»

Интернет-ресурс,

практический

ЭУМ

http://fcior.edu.ru/card/13959/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-p1.html#

6

Интерактивный тест с заданием «Понятие о причастии»

Интернет-ресурс, контрольный

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f048b709-c7c1-463b-9343-e114827fa13c/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_194%5D.swf

                          Тема: « Деепричастие как часть речи».

 

  Тип урока: урок изучения нового материала.

  Форма урока: урок-исследование.

  Средства обучения: презентация;  раздаточный материал, учебник.

  Цель урока:  дать учащимся понятие о деепричастии как части речи.

  Задачи:  

  • формировать умение находить деепричастия в тексте, определять его  морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении;
  • помочь учащимся выяснить роль деепричастий в художественном тексте,
  • формировать умение правильно употреблять деепричастия в предложении;
  • развивать познавательный интерес учащихся, воспитывать внимательное

                       отношение к слову.

 

Ход урока.

 1.Организационный момент.

 2.Организация восприятия новой темы:

Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха.(Один учащийся записывает предложение на доске)

           (Н.Гоголь)

Записать предложение и выполнить задание:

    - укажите в предложении все части речи;

    - по каким признакам вы их определяете?

 Задача учащимся.

     Сегодня на уроке вы должны будете по названным  признакам опознать новую часть речи, выяснить её морфологические признаки и роль в предложении.

 3. Изучение нового материала.

     А) Исследование текста.( Работа в парах).

     Он шел, а биение сердца становилось сильнее, сильнее при одной мысли, что увидит её опять. И дрожали молодые колени. Пришедши к возам, он совершенно позабыл, зачем пришел: поднёс руку ко лбу и долго тер его, стараясь припомнить, что ему нужно делать… В полной уверенности, что он найдет вдоволь саламаты в казанах… отправился к кашевару… Заглянувши в них ( казаны), он изумился, видя, что они пусты.

                                                                          ( Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)  

      Задания:

  1. Прочитайте текст.
  2. Найдите в тексте слова, которые являются неизвестной для вас частью речи.

Выпишите их.

  1. Задайте к этим словам вопросы.
  2. Найдите слова, к которым они относятся.
  3. Что обозначают?
  4. На какие части речи похожи?
  5. Определите у новой части речи  признаки этих частей речи.
  6. Определите синтаксическую роль в предложении.
  7. Это самостоятельная часть речи или служебная?

( по ходу выполнения заданий учащимися идет запись выводов на экране)

 (презентация).

Вывод: итак, мы получили определение деепричастия как части речи.

            ( Проговаривание определения  учащимися).  

Б) Лингвистический эксперимент.

    Задание:

    - прочитайте тексты;

    - сравните их;

    - какова роль деепричастий в тексте.

 

Остап, сняв шапку, всех поблагодарил  казаков – товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал всем, что недаром выбрали его в атаманы.

Остап снял шапку, всех  поблагодарил

казаков – товарищей за честь,  не стал отговариваться ни молодость,

ни молодым разумом, так как знал, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал всем, что недаром выбрали его в атаманы.

( В случае затруднения возможно обращение к упражнению 160 .)

 В)  Индивидуальное задание ( сообщение учащегося)
Деепричастие.
Деепричастие произошло от двух слов: дее (как в словах, дееспособность, деятель, деятельный и т.д.) + причастие.
Этот термин возник в XVIII веке, и объяснить его можно, как ПРИЧАСТНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ.
В предложении деепричастие – это как бы добавочное действие глагола, а не грамматический признак. Эта форма похожа на наречие, так как не изменяется. Деепричастие иногда даже называют ОТГЛАГОЛЬНЫМ НАРЕЧИЕМ.
Деепричастия, как и наречия, украшают глагол, дополняют его другими действиями, как бы «ДОРИСОВЫВАЮТ ДВИЖЕНИЕ».

Вывод: деепричастие дополняет, дорисовывает движение, делает текст гораздо

              живописнее.

Обратите внимании. Это важно.

   !       Основное действие, обозначенное глаголом – сказуемым, и добавочное действие,  обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу

( предмету).

         

4. Закрепление изученного материала.

  • Выполнение упражнений:

            упражнение 161.

  • Употребление деепричастий в тексте.

  • Давайте познакомимся со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад» и попробуем определить, с какой целью использовал деепричастия автор.

 

- Прочитайте текст (один ученик читает)

- Сколько предложений в этом тексте?

- Почему же мы называем это предложение текстом?

- Как вы думаете, почему для изображения водопада было использовано так много деепричастий? Для чего они нужны в речи?

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струяс.,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа разливаясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

                                             (Р. Саути «Лодорский водопад»

                                                 в переводе А Шмульяна)

  • РР   Вниманию учащихся представлена фотография с видом Серпейска.

Задание:

1 вариант:

 записать деепричастия, которые можно использовать при описании местности на фотографии.

2 вариант: записать предложения по фотографии, включив в них деепричастия.

  5. Обобщение и систематизация  изученного на уроке.

      Цифровой диктант:  согласны ли вы, что…… ( согласен – 1, не согласен – 0)

Согласны ли вы, что..

  • деепричастие – это самостоятельная часть речи;
  • деепричастие образовано от наречия;
  • деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида;
  • деепричастие изменяется;
  • в предложении является обстоятельством;
  • обозначает добавочное действие.

( 101011)

  6. Домашнее задание:

п. 26; составить текст на тему «Зима в Серпейске» (не менее 7 предложений), включив деепричастия.

  7. Подведение итогов, выставление оценок.

Использованные источники:

1.

2. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/ В.Я.Коровина. - М.Просвещение, 2010.

Сайты интернета:

  1. http://www.slovopedia.com/
  2. http://www.liveinternet.ru
  3. http://images.yandex.ru

                                  Пояснительная записка.

Исследование на уроке помогает формированию у учащихся понятия о деепричастии как части речи в процессе осмысления ими речевых функций данной части речи. Сочетание таких методов и приемов , как наблюдение, эвристическая беседа и слово учителя обобщающего характера, а также проблемная ситуация, разрешаемая в ходе лингвистического эксперимента, представляется оптимальным, поскольку на продуктивном уровне учащиеся приобретают знания о признаках деепричастия, осмысливают их важность для передачи мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"

Вводный урок (презентация) в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"....

Фрагмент урока по теме "Причастие как особая форма глагола. Повторение"

Фрагмент урока по теме "Причастие как особая форма глагола. Повторение"...

Открытый урок: " Причастие - особая форма глагола"

Открытый урок по теме: " Причастие - особая форма глагола" . На уроке особое внимание уделяется созданию оптимальных условий для восприятия темы, включению учащихся в исследование и создание комфортны...

Урок-исследование по теме: « Причастие – особая форма глагола».

Урок-исследование по русскому языку в 7 классе...

Презентация к уроку по теме "Причастие как особая форма глагола"

Презентация содержит теоретический материал по теме "Причастие"....

Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"

Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастийЦель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.Учебная задача: какие признаки имеет и как обр...

Конспект урока по теме "Причастие как особая форма глагола" (6 класс)

Конспект урока составлен по программе под ред. А.Д.  Шмелева и проводится с целью: дать представление о причастии как особой форме глагола, создать условия для дальнейшего углубления знаний ...