Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс) на тему

Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастий

Цель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.

Учебная задача: какие признаки имеет и как образуется деепричастие?

Тип урока: урок повторения и обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_urok_14_aprelya_deeprichastie.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЖУРНАЛИСТИКИ

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема:

«Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастий»

Образовательное учреждение:

МБОУ СОШ № 25

Класс: 10 «Б»

СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА:

ЧУМАК Ю. С.

ГРУППА:  

1081

                                 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ:

                                                                      ГАЛЯН С. В.

                                                                                   Дата_______Подпись_______

                                                                                                   УЧИТЕЛЬ-НАСТАВНИК:                                                                       

                                                                             АБЛЯЕВА Е. А.  

                                                                                   Дата_______Подпись_______                                       

2015 \ 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастий

Цель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.

Учебная задача: какие признаки имеет и как образуется деепричастие?

Тип урока: урок повторения и обобщения.

Дата проведения: 14.04.2016

Ход урока

  1. Организационный этап

Учитель: Садитесь.

  1. Основной этап

1учебная ситуация – работа с пословицей

Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о причастии и отглагольном прилагательном. Откройте тетради и запишите пословицу. «Не замочив рук  не умоешься». Как вы понимаете эту пословицу?

Ученик: Чтобы получить результат, нужно чем-то пожертвовать.

Учитель: Хорошо. На примере деепричастия замочив сможем вывести ряд закономерностей, свойственных деепричастиям.

2 учебная ситуация –значение деепричастия

Учитель: От какого слова в предложении зависит деепричастие? 

Ученик: От глагола-сказуемого.

Учитель: Какое действие обозначает глагол?

Ученик: Основное действие.

Учитель: Какой вопрос задаем к деепричастию?

Ученик: Не умоешься (как? каким образом?), не замочив рук.

Учитель: Какой дополнительный вопрос мы можем также задать к деепричастию?

Ученик: Что сделав?

Учитель: Какое же действие обозначает деепричастие?

Ученик: Второстепенное, добавочное, дополнительное.

3 учебная ситуация -  морфологические признаки деепричастия

Учитель: К деепричастию мы можем поставить ряд вопросов. Вопросы как? каким образом? мы задаем также к какой части речи?

Ученик: К наречию.

Учитель: Вопрос что сделав? напоминает нам о какой части речи?

Ученик: О глаголе.

Учитель: Признаки, каких частей речи совмещает в себе деепричастие?

Ученик: В нем совмещаются признаки наречия и глагола.

Учитель: Сейчас у вас будет 5 минут, чтобы обозначить у деепричастия признаки глагола и признаки наречия.  Вы можете работать в парах, совещаясь.

Давайте проверим. (Учитель записывает на доске.)

Ученик:

Признаки глагола

Признаки наречия

– Вид: читая (несов. в. – прочитав (сов. в.)

– Переходность/непереходность (разгонять тучи - разгоняя тучи)

– Не изменяется (думая - завтра)

– Вопросы (как? каким образом?)

– Примыкает к глаголу (читать сидя – читать вслух)

– В предложении – обстоятельство (ехать вперёд – обстоятельство места)

Учитель: Теперь мы можем сделать вывод, что же такое деепричастие.

Ученик: Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, обозначающая  добавочное действие по отношению к основному, передаваемому глаголом-сказуемым  и совмещающая признаки глагола и наречия (процессуальный признак процесса – если вспомнят…).

4 учебная ситуация – образование деепричастий

Учитель: Давайте выполним словообразовательный разбор деепричастия  замочив. От какого слова образовано деепричастие и при помощи чего?

Ученик: От глагола замочить при помощи суффикса -в. (Замочив ← замочить - суффиксальный способ).

Учитель: Хорошо. А сейчас заполним таблицу «образование деепричастий», используя материал §52.  Работаем в тетрадях 3 минуты.  Давайте проверим, что у вас получилось.

Ученик:

Образование деепричастий

Основа

Суффикс

Деепричастие несов.в.

гл. наст. вр

-а-, -я-

Деепричастие сов.в

Инфинитив

-в-, -вши-, -ши-

5 учебная ситуация – задание на формообразование

Учитель:  От глаголов, записанных на карточках, образуйте деепричастия. Определите их вид, выделите формообразующий  суффикс. Работайте самостоятельно в тетрадях 5 минут.

Задание№1.

Услышать, глядеть, свалиться, быть, обезуметь.

 Давайте проверим.

Ученик: Услышать → услышав, глядеть→ глядя, свалиться → свалившись, быть → будучи, обезуметь → обезумев.

Учитель: А знаете ли вы ещё деепричастия, кроме будучи, с суффиксом -учи?

Ученик: Нет.

Учитель: Прошу обратить внимание, что в современном русском литературном языке сохранилось только одно деепричастие с суффиксом -учи – это деепричастие будучи.

6 учебная ситуация – синтаксическая функция деепричастия

Учитель: Давайте вернёмся к записанной в начале урока пословице. «Не замочив рук  не умоешься». Расставьте недостающие знаки препинания. Где и какой знак вы поставили? Почему?

Ученик: «Не замочив рук,  не умоешься». Не замочив рук – это деепричастный оборот.

Учитель: Хорошо. А что такое деепричастный оборот?

Ученик: Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.

Учитель: Только ли деепричастный оборот выделяется запятыми на письме?

Ученик: Нет, одиночное деепричастие также выделяется на письме запятыми.

Учитель: Хорошо. Обратите внимание на следующие предложения: 1) Читала она обычно наклонив голову и высунув кончик языка. 2) Печатник трудился не покладая рук. 3) После полученного известия девушка провела ночь не смыкая глаз. 4) Судя по всему, можно уже отправляться в путь. 5) Скромный человек остается скромным и победив сильного врага. 6) Налево была дверь выйдя через которую возможно было попасть в гримерную.7) Вузы принимают абитуриентов по новым правилам начиная с конца прошлого года. 8)Мальчишка побежал быстро и  не оглядываясь.

 Используя данные примеры, определите особые случаи употребления оборотов, схожих по форме с деепричастными. Обсудите это в группах (по 2 парты). Итак, прочитайте первое предложение вместе со знаками препинания, если они есть.

Ученик: Читала она обычно наклонив голову и высунув кончик языка. Смысл в том, как именно она читала, а не в том, что она читала вообще. И ещё в этом предложении есть однородные деепричастные обороты, которые соединяются союзом и.

Учитель: Обращаю ваше внимание на то, что в этом предложении знаки препинания отсутствуют. Давайте прочитаем второе предложение.

Ученик: Печатник трудился  не покладая рук. Фразеологизм «не покладая рук».  После полученного известия девушка провела ночь не смыкая глаз. Фразеологизм «не смыкая глаз».

Учитель: Прекрасно. Переходим к четвёртому предложению.

Ученик: Судя по всему, можно уже отправляться в путь. Мы можем убрать судя по всему, и смысл не изменяется – это вводные слова.

Учитель: Так вот, если деепричастные фразеологические сочетания выступают в роли вводных, то они обособляются. Какой следующий случай?

Ученик: Перед усилительной частицей И запятая не ставится.

 Мы ставим одну запятую, если деепричастный оборот разрывается словом, входящим в состав придаточного предложения либо в состав простого предложения. Обычно это касается придаточных определительных предложений с союзным словом который.  

 В 7 предложении деепричастие может утрачивать свое глагольное значение, тогда оно не выделяется запятыми. Обычно в таких случаях его можно опустить без ущерба для смысла предложения. И последнее предложение. Мальчишка побежал быстро и не оглядываясь. Деепричастный оборот выступает вместе с обычным необособленным обстоятельством, и они являются однородными. В этом случае деепричастный оборот не выделяется запятыми.

Учитель: Давайте выполним задание №2 из распечатки. Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания. Работаем самостоятельно в тетрадях.

1.Он бежал сломя голову.2. Короче говоря, нам придётся делать всё самим.3. Можно прожить и не хвастая умом. 4. Перед вами стоят сложнейшие задачи, не решив которых мы не сможем выйти из затруднительного положения. 5. Он шел быстро и не оглядываясь вокруг. 6. Это упражнение делают обязательно сидя на полу. 7. К заданию можете приступать начиная с завтрашнего дня 

Давайте проверим.

Ученик: 1.Он бежал сломя голову. (Фразеологизм). 2. Короче говоря, нам придётся делать всё самим. (Вводное). 3. Можно прожить и не хвастая умом. (Частица И).  4. Перед вами стоят сложнейшие задачи, не решив которых мы не сможем выйти из затруднительного положения. (СПП определительное, д.о. разрывается словом который).  5. Он шел быстро и не оглядываясь вокруг. (Обстоятельство и д. о. являются однородными).  6. Это упражнение делают обязательно сидя на полу. (Смысл в том, каким именно образом выполняют данное упражнение). 7. К заданию можете приступать начиная с завтрашнего дня. (Слово начиная можно опустить, структура и смысл предложения не изменятся).

7 учебная ситуация – употребление деепричастий в речи

Учитель: При употреблении деепричастий в речи возможны ошибки.  Очень важный момент: основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, выполняются одним лицом.  Устно выполним задание №3 в распечатках.

Ученик:

  1. Опираясь на утверждение самого автора, эта статья была написана в 1871 году. / Опираясь на утверждения самого автора, мы можем сделать вывод, что эта статья была написана в 1871 году.
  2. Человек тяжело шел, опиравшись на толстую суковатую палку./ Человек тяжело шел, опираясь на толстую суковатую палку.
  3. Читая статью, чувствуется сила каждого слова./ Читая статью, мы чувствуем силу каждого слова.

(Дополнительно)

Учитель: С соблюдением синтаксических норм в предложении с деепричастием связано задание А4 в КИМ ЕГЭ по русскому языку. Выполните по вариантам тестовые задания.

Вариант № 1

  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая историю своей страны,

  1. летописи помогут вам в этом.
  2. читайте мемуары очевидцев исторических событий.
  3. в музеях хранится множество уникальных документов.
  4. архивы играют огромную роль.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к написанию сочинения,

  1. критическая литература современников вам необходима.
  2. делаются выписки из критики.
  3. нежелательно пользоваться готовыми образцами.
  4. непременно прочитайте сначала само произведение.
  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Окончив школу,

  1. нас направили в училище.
  2. нам выдали аттестат.
  3. многие поступают в институт.
  4. учителя советовали мне учиться дальше.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

С головы до ног оглядев меня,

  1. лицо его выражало пoлнoe paзoчapoвaниe.
  2. мне показалось странным это молчание.
  3. она попросила впредь предупреждать о приезде.
  4. ему было необходимо разобраться в своих чувствах.
  1. Какое предложение с деепричастным оборотом не содержит ошибки?

1)Совершая такие длительные перелёты, поражает способность птиц ориентироваться.

2) Выдвинув гипотезы о происхождении языков, они были подтверждены сравнительно-историческим анализом.

3)Устанавливая родство языков, лингвисты дают ценный материал для исторических исследований.

4)Читая корреспонденцию, внимание редактора привлёк необычный почерк.

Вариант № 2

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к устному выступлению,

  1. разберитесь в существе вопроса.
  2. потребуется личная убеждённость оратора.
  3. у меня возникло своё видение проблемы.
  4. стала понятна точка зрения оппонента.

2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Возвращаясь с работы,

  1. я заглянул по пути к приятелю.
  2. на дорогах были пробки.
  3. внезапно погода испортилась и полил дождь.
  4. магазины уже не работали.

3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая параграф учебника,

  1. необходимо пользоваться словарём.
  2. нужно не меньше часа.
  3. не отвлекайтесь на телефонные разговоры.
  4. внимательно обдумывается прочитанное.

4. Какое предложение с деепричастным оборотом содержит ошибку?

  1. Создавая экологический прогноз, требуются специальные знания.
  2. Работая со словарём, обращайте внимание на специальные пометы.
  3. Приехав домой, я сразу же встретился с друзьями.
  4. Сидя за партой, следите за своей осанкой.

5. Какое предложение с деепричастным оборотом не содержит ошибки?

  1. Много путешествуя по Италии, искусство этой страны обогатило Дюрера.
  2. Сумев передать внешнее сходство, характер этого человека тоже был виден на портрете.
  3. Обратив внимание на способности мальчика, учитель рисования убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
  4. Порождая удивление, преклонение и восторг, можно бесконечно любоваться божественной красотой природы.

Учитель: А теперь проверим. Я зачитываю номера правильных ответов по вариантам. Вы проверяете у себя. Вариант №1:  1-2, 2-4, 3-3, 4-3, 5-3. Вариант №2: 1-1, 2-1, 3-3, 4-1, 5-3. У кого 5 из 5? Молодцы!

  1. Рефлексия

Учитель:  Вспомните все, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке, и отметьте знаком «+» (да) или знаком «–»  (нет) на мои вопросы.

Я знаю…

  • Что такое деепричастие?
  • Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?
  • Как образуются деепричастия?
  • Что такое деепричастный оборот и как он обособляется на письме?
  1. Домашнее задание

Учитель: Запишите домашнее задание: § 51, упр. 275, стр. 253 – тест.  §52, упр. 281. Спасибо за работу на уроке. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме "Виды глагола"

ПЛАН-КОНСПЕКТ  МАСТЕР-КЛАССА  В  5 «А» КЛАССЕПО ТЕМЕ «ВИДЫ ГЛАГОЛА»Учитель русского языка Л.Н.Нагаева 2011/2012 уч.год ТЕМА УРОКА: Виды глагола.ЦЕЛИ: 1) Ознакомить с новой гр...

Урок на тему: "Причастие- особая форма глагола"

"Причастие - особая форма глагола"Цель урока:1.Обобщение и систематизация материала по теме « Причастие».2. Закрепление изученных орфограмм, совершенствование пунктуационных навков.Ход урока.1.Вступит...

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 классе "Неопределенная форма глагола. Образование повелительного наклонения".

Неопределенная форма глагола. Повелительное наклонение. Урок разработан на основе УМК К. Кауфман, М. Кауфман «Happy English.ru 5»/ "Счастливый английский.ру 5"Урок проводится с использованием инт...

План - конспект урока в 5 классе "Неопределённая форма глагола"

Урок русского языка в 5 классе "Неопределённая форма глагола"...

Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)

Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Понятие о деепричастии"

Урок объясненя нового материала по русскому языку по учебно-методическому комплексу В.В.Бабайцевой. Цели урока: дать определение деепричастию, аргументированно доказывать принадлежность слова к части ...

Урок №1. Причастие как особая форма глагола.

Урок №1. Причастие как особая форма глагола. Цели:               Познакомить учащихся с понятием  - причастие &nda...