Петербург – живой учебник литературы, город литературных героев
творческая работа учащихся по русскому языку (10 класс) на тему

Гурзо Валентина Сергеевна

Аннотация на исследовательскую  работу

«Петербург – живой учебник литературы, город литературных героев»

суворовца 10 класса Румянцева Игоря

 

     Румянцев Игорь в работе поднимает проблему, можно ли русскую литературу представить без Петербурга.

     Цель исследовательской работы – доказать, что Петербург – живой учебник литературы, город литературных героев.

     Суворовец Румянцев сумел правильно отобрать литературоведческий материал, который удачно использует в работе.  Исследовательская работа написана в жанре путешествия по городу Пушкина, Гоголя, Достоевского, что придает ей оригинальность, самобытность. Суждения автора самостоятельны, глубоки, логичны, работа отличается композиционной завершенностью, точностью словоупотребления, разнообразием языковых конструкций, написана хорошим литературным языком. Исследовательская работа написана ярко, вдохновляюще. Румянцев Игорь взволнованно высказывает свои мысли, смело размышляет. Импонирует то, что автору дорог свой родной город, интересна тема города в русской литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peterburg_-_zhivoy_uchebnik_literatury.docx214.75 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Санкт-Петербургское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Секция «Русская литература, мировая художественная культура»

Исследовательская работа

Тема:   «Петербург – живой учебник литературы,

город литературных героев»

Описание: C:\Users\user004\Desktop\Сайт Гурзо\Работа Петербург... Румянцев\Румянцев.jpg

Румянцев Игорь Александрович, учащийся 10 класса

Описание: C:\Users\user004\Desktop\Сайт Клокова\4 РОТА\IMG_1643.JPG

Научный консультант Гурзо В.С.,          

преподаватель русского языка и литературы

Санкт-Петербург

2012

Оглавление

Оглавление …………………………………………………………

Введение ……………………………………………………………

Глава 1.  «Город пышный, город бедный…» ……………………

Глава 2.  «Страницей Гоголя ложится Невский» ………………..

Глава 3.  Петербург «Преступления и наказания» ………………

Заключение ……………………………………………...................

Библиография …………………………………………...................

Введение

Существует два типа городов: город как мир (Рим, Париж, Москва, Мадрид...) и город как антимир (Петербург...). Первые расположены в центре государства на холмах, горах (ближе к Богу!), вторые - на берегах рек, морей. Такие города тяготеют к открытости и несут в себе оппозицию к естественности, они олицетворяют победу разума над стихией.

Город-антимир - это Петербург, умышленный город, город, воплотивший личность, деяния, судьбу Петра I, его первостроителя. Петербург - это и живой памятник Петру I, и вечная слава, и вечный укор. Такой город в России единственный. Петербург - молодой город, поэтому история города замещается часто мифологией, литературой.

На протяжении двух веков Санкт-Петербург был столицей государства (с 1712-1918г.), конечно, город стал истинной лабораторией культуры, которая влекла к себе умы и таланты всей страны, формировала смелость мысли и отвагу души. В России в центре культуры всегда было слово, а значит - литература.

А можно ли русскую литературу представить без Петербурга? Некоторые считают, что можно, я же уверен, что наш город – живой учебник литературы. Цель моей работы – доказать это.

Жизнь и творчество многих поэтов и писателей связаны с нашим городом: здесь, например, учились Ломоносов, Некрасов, Достоевский, Тургенев...

Всем известен Петербург пушкинский, гоголевский, некрасовский, Петербург Достоевского, Блока, Ахматовой, Набокова - резко своеобразные, глубоко истинные.

В своей работе я осветил волнующие меня вопросы: каким был Петербург для Пушкина, Гоголя, Достоевского, как город влиял на судьбы героев их литературных произведений, место города в творчестве этих писателей.

Итак, Петербург - город литературных героев Пушкина, Гоголя, Достоевского.

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837).

Основоположник петербургской темы в литературе 19 века. История города вошла в историю поэта, в каждом произведении поэта новые «лики» города.

«А.С. Пушкин является в той же мере творцом образа Петербурга, как Петр Великий - строителем самого города»1.

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852).

Писатель подхватывает некоторые пушкинские «петербургские мотивы», разрабатывает их по-новому, заметно сужая петербургскую тему: исторический аспект Гоголя интересует мало, но он значительно углубляет

социальную трактовку темы.

Гоголь Н.В. жил преимущественно за границей, в Петербург заезжал на короткое время. Петербург - герой цикла повестей «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель» и др. Своих литературных героев иногда «поселял» по собственным адресам.

Наиболее интересным мне показался Петербург Достоевского.

Достоевский Федор Михайлович (1821-1881).

Учился в Петербурге в Инженерном училище в здании Михайловского замка. В городе отмечено около двадцати адресов, связанных с именем Достоевского. Писатель считал, что большой город - дьявольское создание цивилизации - имеет на душу человека пагубное влияние. В «Преступлении и наказании» он исследует закоулки, грязные улицы, запыленный городской камень, от которого нигде нет спасения. Город Достоевского подавляет, порабощает человека.

_______________

1 Анциферов Н.П. Душа Петербурга. - СПб, 2000. С.40.

Глава 1. «Город пышный, город бедный...»

«Жизнь дворянского «пышного города» запечатлена Пушкиным в I главе «Евгения Онегина». День Онегина дает возможность представить себе содержание дворянской жизни, «однообразной и пестрой», и понять причины хандры, овладевшей незаурядным пушкинским героем».2

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой приятель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня...

Покамест в утреннем уборе,

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед.

Куда же «едет» герой Пушкина? «Бульвар» - Невский проспект, в то время обсаженный липами.

«Город пышный» - это город Невского проспекта с обедами у «Talon», известного ресторатора, с балетами Дидло, с балами... Это город Евгения Онегина, молодого человека петербургского света.

Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы не показал другой Петербург.

В этой же главе романа «Евгений Онегин», в XXXV строфе, поэт описывает утреннюю столицу.

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

_____________

2 Любичева Е.В. и др. «Вновь Исакий в облаченье...» - СПб, 2003. С.222.

                   

                    А Петербург неугомонный

                    Уж барабаном пробужден.

                    Встает купец, идет разносчик,

                   На биржу тянется извозчик,

                   С кувшином охтенка спешит,

                   Под ней снег утренний хрустит.

                   Проснулся утра шум приятный.

   Открыты ставни; трубный дым

   Столбом восходит голубым,

   И хлебник, немец аккуратный,

   В бумажном колпаке, не раз

   Уж отворял свой васисдас.

                  А Петербург неугомонный

                  Уж барабаном пробужден... –

т.е. начался развод караулов в военной столице. На улицах показываются люди, представляющие совсем другую часть населения: купец, разносчик, извозчик, молочница-охтенка, булочник. Начинается трудовой день большого города».3

Петербург - это еще и город, в котором есть памятники литературным героям(!).

На улицах города сейчас можно увидеть, как «с кувшином охтенка спешит», нос майора Ковалева... Конечно, эти памятники были созданы в наше время.

Поселившись после окончания Лицея вместе с родителями в той части Петербурга, которая называется Коломной, Пушкин открыл для себя мир небогатых людей. Впечатления от жизни Коломны легли в основу его поэмы «Домик в Коломне», написанной в 1830 г. в Болдине.

_______________

3Лахостский К.П., Фролова В.Ф. Пушкин в школе. – СПб, 2010. С.278

В Коломне живет и другой герой Пушкина, бедный чиновник Евгений - герой «Медного всадника». Интересовала Коломна как совершенно особая часть Петербурга и Н.В. Гоголя: здесь обитают персонажи его «Петербургских повестей» - Акакий Акакиевич («Шинель») и ростовщик («Портрет»)».4

Пушкин свою поэму «Медный всадник» назвал «петербургской повестью», тем самым указав на теснейшую связь своего произведения с городом на Неве.

«Медный всадник» - это символ города, самый выразительный скульптурный памятник Петербурга, который стал называться так после Пушкина, это произошло в 1833 году, в болдинскую осень, когда была создана поэма.

Поэт изображает в поэме самое страшное петербургское наводнение 7(19) ноября 1824 года.

Ужасный день!

Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури,

Не одолев их буйной дури...

И спорить стало ей невмочь...

Поутру над ее брегами

Теснился кучами народ,

Любуясь брызгами, горами

И пеной разъяренных вод.

Но силой ветров от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла гневна, бурлива,

И затопляла острова,

Погода пуще свирепела,

_______________

4Любичева Е.В. и др. «Вновь Исакий в облаченье…» – СПб, 2003. С.223

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась. Пред нею

Все побежало, все вокруг

Вдруг опустело - воды вдруг

Втекли в подземные подвалы,

К решеткам хлынули каналы,

И всплыл Петрополь, как тритон,

По пояс в воду погружен.

Пушкин поэтическим языком, но почти с документальной точностью изобразил картину стихийного бедствия.

«Поэма названа «Медный всадник», поэтому можно предположить, что главный герой - царь, основатель Петербурга. Но в поэме «главный герой (Петр) вынесен за скобки: он дан во вступлении, а затем сквозь призму второстепенного. ...Второстепенный герой оказался ведущим действие, главным». Такое смещение имело глубокий смысл: исторически значимыми оказывались судьба и поступки обыкновенного, ничем не примечательного петербургского жителя. Ничтожный перед «горделивым истуканом» в обычной жизни, Евгений, когда «прояснились в нем страшно мысли», в нравственном, в общечеловеческом смысле становится равен ему. В пушкинской поэме «правда» строителя чудотворного, преобразователя России, и «правда» Евгения, страдающего человека, сосуществуют «в трагическом противостоянии».5

Герой поэмы Евгений спасается от наводнения на одном из сторожевых львов у крыльца дома князя Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте, 12, у Исаакиевского собора. «На Сенатской площади (некоторое время после открытия памятника Петру Великому площадь называли Петровой, но это название не прижилось) стоял Медный

_______________

5 Отрадин М.В. Петербург в русской поэзии. – Л., 1988. С.11.

всадник, который был виден сидящему на льве Евгению. Сада у Адмиралтейства тогда не было. Дом Лобанова-Ростовского был построен Монферраном в 1820 году, когда Исаакиевский собор еще только возводился.

Тогда, на площади Петровой,

Где дом в углу вознесся новый,

Где над возвышенным крыльцом

С подъятой лапой, как живые,

Стоят два льва сторожевые,

На звере мраморном верхом,

Без шляпы, руки сжав крестом,

Сидел недвижный, страшно бледный

Евгений...

Бедный чиновник на мраморном льве выглядит жалким подобием памятника. За спиной Медного всадника герой поэмы пережидает натиск волн. Нева преграждала Евгению путь к возлюбленной.

                                ...там –

Увы! Близехонько к волнам,

Почти у самого залива –

Забор некрашеный да ива

И ветхий домик: там оне,

Вдова и дочь, его Параша,

Его мечта...

Представим себе, как это было. Вода спала. Евгений бежит к ближайшей переправе на Васильевский остров. Напротив Медного всадника наплавной Исаакиевский мост, но его снесло наводнением. Наш герой бросается к лодке.

И перевозчик беззаботный

Его за гривенник охотно

Чрез волны страшные везет.

Лодка пристает к берегу неподалеку от Меншиковского дворца. Дальше кратчайший путь к ветхому домику мог идти по набережной Невы, по Кадетской (Съездовской) линии.

Достиг он берега.

Несчастный Знакомой улицей бежит

В места знакомые. Глядит,

Узнать не может. Вид ужасный!

Что перед ним завалено;

Что сброшено, что снесено;

Скривились домики, другие

Совсем обрушились, иные

Волнами сдвинуты; кругом,

Как будто в поле боевом,

Тела валяются...

Таким образом, путь Евгения, скорее всего, шел по Кадетской (Съездовской) линии Васильевского острова и далее по Большому проспекту. Чем ближе к заливу, тем страшнее картина разрушения. За Косой линией шли огороды.

И вот бежит уж он предместьем,

И вот залив, и близок дом...

Но Евгений не находит его. Он возвращается к исходной точке, он вновь перед домом со львами. Его притягивает к себе Медный всадник. И, все потеряв в жизни, Евгений решается на бунт. Он грозит тому, кто не смог защитить его в роковой час...

Но недолог был этот бунт безумного. Он вновь согнул плечи и тихо склонил голову. Разрушена жизнь. Остатки ветхого домика Параши и мертвого Евгения находят на пустынном малом острове»6.

В творчестве Пушкина есть два Петербурга - город, созданный Петром I, «полнощных стран краса и диво», и город маленьких людей, которым

_______________

           

           6 Раков Ю.А. Петербург - город литературных героев. - СПб,  2002. С. 11.

город в большей степени был чужд, таких, как Евгений из поэмы «Медный всадник» и Самсон Вырин из повести «Станционный смотритель».

С «Повестями Белкина» (1830) Пушкин впервые выступил как прозаик. Я остановлюсь, конечно же, на повести «Станционный смотритель».

Заезжий гусар увозит единственную дочь станционного смотрителя в Петербург. Старик-смотритель безутешен, он слег. Когда ему стало чуть полегче, он отправился на поиски дочери в Петербург.

Название города упоминается в повести пять раз.

«Впервые Петербург упоминается в рассказе Самсона Вырина, переданном от третьего лица. Обратимся к тексту: «Из подорожной знал он, что ротмистр Минский ехал из Смоленска в Петербург». Город, куда увозит гусар Дуню, неразрывно связан с трагедией покинутого отца, на чьей судьбе и сосредоточил свое внимание Пушкин. В этом же абзаце: «С этой мыслью прибыл он в Петербург, остановился в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца, и начал свои поиски». Предложение чрезвычайно емкое и важное для характеристики главного героя. Самсон Вырин не смирился с судьбой: он отправился в Петербург с мыслью: «Авось... приведу я домой заблудшую овечку мою».

Остановился смотритель в петербургском квартале, располагавшемся вокруг измайловских казарм. Измайловские казармы располагались за Фонтанкой, которая до 1830 года разделяла собственно город и пригороды. Как сказано в одном из описаний Петербурга 1830-х годов, «около казарм, в местах, называемых собирательным словом «полк», живут небогатые чиновники, отставные военные, купцы и мещане, производящие неважный торг». Пушкин указывает не только адрес небогатого района Петербурга, куда направился Самсон Вырин, но упоминает о «старом сослуживце», не позволяя забывать о воинском и даже героическом прошлом («трех медалях на полинялых лентах») главного героя... Этот скромный человек имеет богатое прошлое: в столице появился не бедный старичок, а человек, прошедший не одну войну (на это указывает 1816 год, время, когда начинают разворачиваться события в повести, и возраст героя - «человек лет пятидесяти»), значит, был Самсон Вырин человеком не робкого десятка, дорожащим званием «старого солдата», твердо решившим вернуть то, что принадлежит ему по праву, - свою дочь.

«Вскоре узнал он, что ротмистр Минский в Петербурге, и живет в Демутовом трактире».

... В Демутовом трактире не раз останавливался сам Пушкин...

... гостиница Демута (или Демутов трактир) на протяжении многих лет была самой известной в Петербурге. Основанная в 1770 году купцом из Страсбурга Филиппом Якобом Демутом, гостиница эта была признана одной из лучших в столице. Успеху ее в немалой степени способствовало ее местоположение - на набережной Мойки, в двух шагах от Невского проспекта. Немаловажно, что номера в трактире были на все вкусы и средства. Вернувшийся в Петербург из ссылки, Пушкин 25 мая 1827 года поселился в трактире Демута, заняв «бедный нумер, состоявший из двух комнаток». Но своего героя, Самсона Вырина, Пушкин не поселил в «бедном нумере» Демутого трактира.

Чиновнику четырнадцатого (самого младшего) класса естественнее было остановится в более демократической части столицы, а не в «городе пышном».

Таким образом, дистанцию между старым солдатом и юным гусаром, намеченную в начале повести, Пушкин увеличивает уже самим фактом места их проживания в Петербурге и усугубляет дальнейшими встречами героев.

Пристального внимания заслуживает предложение, в котором четвертый раз звучит название города: «Через два дни отправился он из Петербурга обратно на свою станцию и опять принялся за свою должность». Петербург - в центре предложения как источник безысходности, тупика, крушения надежд, трагической обреченности героя...

Каким же видит Петербург сам герой повести? «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою,» - слышим мы голос Самсона Вырина»7.

Город  для Самсона  Вырина бездушный, бесчеловечный, холодный, город глух к человеческому страданию, в нем все подчинено праву

сильного. Встреча «старого солдата» Вырина и «барина» Минского в Демутовом трактире закончится унижением смотрителя. Он окажется на улице с ассигнациями за обшлагом рукава и слезами негодования.

И, конечно же, еще одна встреча в «пышном» Петербурге на Литейной со щегольскими дрожками Минского, которая принесет новое страшное унижение: старика, «схватив ... за ворот, вытолкнул ... на лестницу» сильный мира сего. Наградой же все-таки за порыв, смелость, неповиновение можно считать последнюю встречу с дочерью.

«Смотритель выринской станции был знаком Пушкину, и, вероятно, они не раз беседовали за самоваром. Не случайно, а в честь древнего селения Выра, дал Пушкин имя своему герою.

Шестьдесят девять верст от Петербурга. Третья по счету почтовая станция. Теперь здесь хорошо известный первый в стране музей литературных героев и «дорожного быта пушкинских времен»8.

Сохранился ли Демутов трактир? (Набережная реки Мойки, 40). Ответ на этот вопрос можно найти в книге Ракова Ю.А. «Петербург - город литературных героев»: «...Ничего сегодня не осталось от «старины Демута», но он был, существовал, стоял много лет на участке между набережной Мойки и Большой Конюшенной...»9.

Самсон Вырин Пушкина «позовет за собой» и героев Гоголя, и героев Достоевского... Каждый выдающийся художник испытал влияние Пушкина.

_______________

7 Свирина Н.М. Образ Петербурга на уроках литературы. – СПб, 2003.С.31. 

        8 Раков Ю.А. Петербург - город литературных героев. - СПб, 2002. С.37.

              9 Там же. С.40.

Глава 2. «Страницей Гоголя ложится Невский...»

Более семи лет жизни Гоголя связаны с Петербургом.

С самого начала Петербург ошеломил его своими контрастами: пышные нарядные подъезды особняков на Английской набережной и мрачные дворы домов на Гороховой и Екатерининском канале, где он первоначально поселился.

В Петербурге им написаны самые лучшие творения: повести «Невский проспект», «Нос», первая редакция «Портрета», повесть «Записки сумасшедшего», главы поэмы «Мертвые души».

«... Красоты Северной Пальмиры, ее дворцы и соборы не закрывали от Гоголя нищих и убогих улиц и переулков, находящихся недалеко от Невского. Столярный был одним из таких переулков. И не случайно действие “Невского проспекта” происходит не только на главной улице столицы, но и перебрасывается в район Мещанских. Столярный пересекал все эти три Мещанские улицы - Большую, Среднюю и Малую».10

Образ же Невского проспекта в той или иной форме присутствует во всех петербургских повестях.

«Все герои петербургских повестей Гоголя - неудачники и мечтатели. Большие и маленькие. Мечтает Башмачкин о новой шинели, Поприщин - о директорской дочке, Чартков - о славе великого художника. Над всеми ними словно смеется блестящий и пестрый Невский... Красив невский фонарь. К нему слетаются мотыльки и франты. Но если подойти близко, он может обдать зловонным маслом, испортить новый сюртук. Так и Невский. Парадность его и праздность - лишь тонкая кисея.

Многие герои Гоголя прошли по Невскому проспекту. Мечтатель художник Пискарев встречает здесь свой идеал, чудную незнакомку, и преследует ее; поручик Пирогов, увязавшись за хорошенькой немочкой на      

_______________

0 Раков Ю.А. Петербург - город литературных героев. - СПб, 2002. С.43.

Невском, попадает в руки ее мужа - жестяных дел мастера Шиллера; прогуливается по Невскому и Нос»11.                                                                                  

В Коломне живут персонажи повести «Портрет» и, по-видимому, герой «Шинели» Акакий Акакиевич Башмачкин.

«Читая повесть “Шинель” (напечатана в 1842 году), мы с первой страницы испытываем чувство несправедливости от того, как принижается человеческое существо, от того, как глохнет в Акакии Акакиевиче всякий жизненный интерес, от того, как относятся к нему люди и общество...

Оттого, что человек мал, он не перестает быть человеком. И в жизни Башмачкина происходят события драматические, его жалкое существование озаряет мечта. Правда, мечта эта всего лишь о новой шинели, но теперь его жизнь обретает смысл...

И эту шинель у него отняли. Это не неприятность, а беда, горе. Даже несчастьем это назвать трудно. И никто не помог Акакию Акакиевичу. А значительное лицо, к которому обратился Башмачкин, так распек бедного чиновника, что тот... умер»12.

«В описание быта Акакия Акакиевича Гоголь вводит типичные черты образа жизни маленького столичного жителя вообще, давая при этом понять, что его герой стоит не на самой низкой ступени социальной лестницы.

А Петербург живет в повести своей жизнью, не замечая Башмачкина и ему подобных, возможно, поэтому и льются таким существам на голову помои...

Итак, Петербург настолько холодный город, что в нем не место таким человеческим чувствам, как любовь, сострадание к ближнему. И замерзает Башмачкин не только от зимней стужи, но и от стужи, царящей в человеческих сердцах.

_______________

1        Раков Ю.А. Петербург - город литературных героев. - СПб, 2002. С.45.

  1. Грачева И.С. Уроки русской литературы - СПб, 2002. С.217.

Мы видим, что образ холода достигает у Гоголя символического значения, а красота Петербурга исчезает за его социальным уродством.

Коломна и Невский проспект - два мира, два образа жизни, единственное, что объединяет их - “сердечная остуда” 13.

Зимой 1995 года состоялось открытие памятника литературному герою Гоголя, точнее, лишь одной, но весьма существенной части героя. Памятная доска с изображением носа майора Ковалева появилась на фасаде дома № 38 по Вознесенскому проспекту.

Мистические похождения Носа начались на Вознесенском проспекте. Именно там, в соответствии с гоголевской повестью, жил цирюльник Иван Яковлевич, за завтраком нашедший нос в свежевыпеченном хлебе.

Повесть «Нос» - самое загадочное произведение Гоголя, фантастическое. Сбежал нос от собственного хозяина, затем вновь вернулся на место.

Совершим путешествие с Носом майора Ковалева по Петербургу. Цирюльник, который нашел нос, завернул его осторожно в тряпицу и вышел на проспект, желая незаметно выбросить злополучный нос.

«Цирюльник направился по Вознесенскому к Сенатской площади. Он подошел к наплавному мосту, что пересекал реку по оси Медного всадника. Впрочем, тогда памятник так еще не называли, ибо великая поэма Пушкина еще не увидела свет. И вот на Исаакиевском мосту перед взором бронзового Петра бедный Иван Яковлевич решается наконец выкинуть тряпицу с носом в Неву.

Однако Нос майора Ковалева вскоре сухим выходит из воды и начинает свободно расхаживать и даже разъезжать в карете по Петербургу. Несколько раз он появляется и на Невском. На Носе шляпа с плюмажем, вицмундир, бархатные панталоны, а на боку шпага. По всем этим признакам видно,  что  Нос не просто нос,  а  действительный   статский

_____________

13 Любичева Е.В. и др. «Вновь Исакий в облаченье…» – СПб, 2003. С.245.

 советник, а это генеральский чин. И коллежский асессор Ковалев в первое мгновение робеет перед собственным носом, не может подобрать нужные слова. Где же произошла их встреча? В первой редакции повести - в Казанском соборе, но по требованию цензуры, как и опасался автор, пришлось встречу перенести в другое место, а именно в Гостиный двор. Богобоязненной цензуре показалось кощунственным посещение столь несерьезным персонажем, как нос, православной церкви.

Нос, не удостаивая взглядом своего хозяина, гордо удаляется, а бедный Ковалев решает ехать к обер-полицмейстеру. Управление находилось на Большой Морской, 22...

История погони Ковалева за собственным носом заканчивается в общем-то для майора благополучно. Ему приносят прямо на дом его драгоценный нос.

Коллежский асессор, который для пущей важности называет себя майором, теперь ходит с высоко и гордо поднятым носом. Он вырос в собственных глазах. Еще бы. Ведь теперь он таскает на себе не просто нос, а бывшего действительного статского советника... Ковалев ничего не видит дальше собственного носа. Головы может не быть, а лишь один Нос. Но зато какой!»14

Преемственность литературных героев разных писателей прослеживается в Петербурге, как ни в одном другом российском городе. Известна знаменитая фраза Достоевского: «Все мы вышли из гоголевской “Шинели”».

_______________

14 Раков Ю.А. Петербург - город литературных героев. - СПб, 2002. С.49.

Глава 3. Петербург «Преступления и наказания»

Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге...

Ф.М. Достоевский.

Достоевский не родился в Петербурге (родился в Москве), он приехал в Петербург учиться, как и Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание».

В общей сложности писатель прожил в Петербурге 28 лет. Более трех лет он не жил ни в одном доме. Все адреса в основном - в угловых домах. Писатель любил перекрестки.

В Петербурге у Достоевского никогда не было своего дома, постоянного угла - он все время менял квартиры, может быть, надеясь вместе с квартирой изменить что-нибудь еще.

Ф.М. Достоевский написал чуть больше 30 произведений, в 20 из них присутствует Петербург (иногда как фон, чаще как действующее лицо).

Часто переезжая, он предпочитает в основном два района - вокруг Владимирской площади и рядом с Сенной.

Героев своих он «расселяет» поблизости. Они ходят по тем же улицам, смотрят на те же дома, переживают те же сцены, что и писатель. Достоевский подбирает им маршруты прогулок, находит выразительные дома. Чтобы романы обретали реальную плоть, он дает подробные описания домов, лестниц, измеряет расстояния. Жизнь собственная и жизнь романов переплетены, запутаны в его городе.

Понятие «Петербург Достоевского» вмещает в себя два плана - реальный и вымышленный. Первый (реальный) - это город с реальными адресами. Второй план (вымышленный) - это город, созданный художественно, населенный несуществующими персонажами.

Достоевский, достаточно известный писатель, автор «Бедных людей», «Униженных и оскорбленных», «Записок из мертвого дома», вынужден был снимать квартиры в одном из самых бедных районов Петербурга потому, что у него просто не было средств на другие квартиры.

С августа 1864 года Достоевский переехал в дом Алонкина на углу М. Мещанской и Столярного переулка.

В этом доме он работал над «Преступлением и наказанием», в этот дом к нему впервые пришла Анна Григорьевна Сниткина, ставшая вскоре его женой.

Достоевский работает с утра до вечера. Единственное, что он себе позволяет, это прогулки по городу.

Петербург «Преступления и наказания». Эта тема мне очень интересна.

Анна Григорьевна Достоевская, комментируя некоторые места романа, раскрыла все буквенные обозначения. Например, «С.-й переулок» - это «Столярный переулок; «К.-н мост» - Кокушкин мост через Екатерининский канал. Столярный был одним из самых «пьяных» петербургских переулков. «Петербургский листок» в 1865 году отмечал, что в 16 домах этого переулка находится 18 питейных заведений. Трактир становится местом действия многих сцен романа. В трактире производит своим рассказом «публичную казнь» над собой Мармеладов, Свидригайлов исповедуется перед Раскольниковым, но все ключевые сцены происходят на Сенной площади.

«В петербургской топографии Достоевский, конечно, выбирает не парадно-историческую, фешенебельную часть, а ту, где совершается процесс жизни города - физиология его. Действие почти целиком концентрируется в районе Сенной площади - базарном, рыночном месте и прилегающих к нему улицах и переулках. Петербург «Преступления и наказания» антиэстетичен больше,   чем  в  любом  другом произведении

 Достоевского. Видимое в облике города здесь не самое существенное.

Грубые голоса, некрасивые, резкие звуки, отвратительные запахи (многократно упоминаемая «грязь» и «вонь») - главные на этот раз его опознавательные приметы для писателя. Упомянутая один-единственный раз прекрасная панорама набережной «холодна», чужда душе героя»15.

 Сегодня Сенная выглядит не совсем так, как при Достоевском. Не уцелели дома, нынешние в основном построены после войны. Архитектурный стиль площади - замечательная Успенская церковь, как ее называли Спас на Сенной - была уничтожена, это уникальное здание заменили станцией метро.

Сенная площадь во времена Достоевского многолюдна, грязна, здесь трактиры, кабаки, публичные дома, ночлежки. Сенная входила в маршруты прогулок Достоевского и Раскольникова. Площадь в романе пространство итоговое. Эпизод покаяния произойдет на площади.

Можно сказать, что «Преступление и наказание» роман городской. Мир живой природы в романе мелькает лишь трижды. Во сне Раскольникова перед убийством, во сне Свидригайлова перед самоубийством. А настоящая, живая природа является в романе лишь однажды - Раскольникову во время его блужданий по островам. Но! Выразительная подробность! Наблюдает герой из-за решетки ограды... Герои «Преступления и наказания» лишены мира живой природы. Их «местообитание» - каменные громады летнего города: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу...»

Замечу, что Достоевский в Петербурге больше всего не любил лето! Любил весну, очень любил осень в городе.

_______________

15 Жук А.А. Русская проза второй половины XIX века. -  М., 2007, С.106.

На улице происходят многие сцены романа: встреча Раскольникова с Лизаветой, с пьяной девочкой, с загадочным мещанином, с Мармеладовым, раздавленным коляской...

Продолжим путешествие по городу «Преступления и наказания». На Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова) произойдет сцена сумасшествия Катерины Ивановны, страшное театральное действо, которое народ воспринимает как развлечение. Катерина Ивановна держит путь на Невский проспект, но не дойдет. Невский проспект для героев «Преступления и наказания» закрыт, их город - город Сенной площади и окрестностей.

«Город в романе Достоевского не фон действия, а его активный участник. Только в таком «сумасшедшем» городе могла возникнуть такая «сумасшедшая» идея Раскольникова. Петербург - город с желтыми домами, желтыми обоями в комнатах, с желтой мебелью, желтыми билетами проституток, желтыми лицами измученных полусумасшедших людей. Желтый цвет приобретает символическое значение ненормальной жизни, губительной не только для физического, но и психического здоровья человека.

Город мучит своих жителей, доводит их до самоубийства, убивает. Петербург, построенный как открытый, просматриваемый, продуваемый город,  у Достоевского превращается в душный, мрачный, закрытый. Улицы ведут в тупики, каменные стены закрывают пространство, воздух застаивается и рождает вонь. Пути героев постоянно петляют, словно прямой дороги не существует».16

«Едва ли есть другой писатель, читателей которого так интересовали бы конкретные адреса его героев, «адреса» событий его произведений...

_______________

              16 Любичева Е.В. и др. «Вновь Исакий в облаченье...» - СПб, 2003. С.256.

Город с его домами, дворами и лестницами, особенно лестницами, служит как бы продолжением петербургских романов и повестей Достоевского. Это необходимая их часть»17, - справедливо заметил Д.С. Лихачев.                                                        

Петербург уже и не понять без Достоевского.

_______________

17 Лихачев Д.С. Литература – Реальность – Литература. – СПб, 1981. С.53.

Заключение

Путешествие по городу литературных героев подошло к концу. По тротуарам Петербурга прошла почти вся русская классическая литература.

«Литературные герои, казалось бы, не оставляют зримых примет своего существования. Они - плод фантазии писателя. Но фантазии не на пустой почве. За образами многих персонажей стоят конкретные современники авторов книг. И окружены эти персонажи реальной обстановкой, живут в узнаваемых нами домах, ходят по тем же улицам и переулкам, по которым сегодня ходим мы...

Константин Паустовский признавался, что в глубине души верил в реальность существования и Евгения Онегина, и Настасьи Филипповны, и Анны Карениной, что он не мог представить Петербург без этого сонма литературных героев.

Петербург видится сценой, на которой словно продолжается действие знакомых нам произведений. По-разному освещена эта сцена у разных писателей. У каждого из них были свои краски, своя манера письма в изображении портрета города на Неве.

Поиск мест, связанных с героями произведений отечественной литературы, в большинстве случаев сложен.

Даже дома, где жили великие писатели, не всегда отмечены мемориальными досками, не говоря уже о литературных героях...

Конечно, в отличие от дома писателя, адрес литературного персонажа - это чаще всего не строго исторический адрес.

Однако дом и маршрут литературного героя иногда для нас важнее,

чем адрес писателя. Такие дома и маршруты помогают полнее ощутить атмосферу, окружавшую героев книг»18.  

Невозможно рассказать обо всех местах города на Неве, где жили или бывали персонажи книг. Я остановился у самых интересных (для меня!).

_______________

18 Раков  Ю.А. Петербург – город литературных героев. – СПб, 2002. С.4.

Пестр и разнолик мир литературных героев Петербурга. Они жили в этом

прекрасном, противоречивом и роковом для них городе. Они здесь любили, страдали, умирали.

Есть в Петербурге места, знакомые не одному, а нескольким персонажам разных писателей, например, Столярный переулок.

Трудно найти другой такой город в России, где бы «проживало» столько персонажей.

Библиография

Анциферов Н.П.  Душа Петербурга. – СПб, 2000.

Грачева И.С. Уроки русской литературы. – СПб, 2002.

Жук А.А. Русская проза второй половины XIX века. – М., 2007.

Лахостский К.П., Фролова В.Ф. Пушкин в школе. – СПб, 2010.

Лихачев Д.С. Литература – Реальность – Литература. – СПб, 2000.

Любичева Е.В., Болдырева Л.И., Рыкова Т.В. «Вновь Исакий  в      

                          облаченье…». – СПб, 2003.

Отрадин М.В. Петербург в русской поэзии. – Л., 1988.

Раков Ю.А. Петербург – город литературных героев. – СПб, 2002.

Свирина Н.М. Образ Петербурга на уроках литературы. – СПб, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Живи, учебник!" предназначена для учеников 5 класса при знакомстве с учебником русского языка

Данная работа может использоваться на вводных уроках в 5 классе при знакомстве с книгой - учебником. Презентация поможет  ученикам воспитывать в себе добрые чувства, откроет много интересного о к...

Презентация "Памятники литературным героям в Санкт-Петербурге"

Презентация знакомит с памятниками, которые установлены литературным героям в Санкт-Петербурге. В работе можно встретиться как с общеизвестными памятниками (например, памятник "Чижику-пажику" или ...

Память о литературных героях в Петербурге

Методическая разработка по краеведению на тему Память о литературных героях в Петербурге...

Литературная игра " По следам литературных героев"

Игра предназначена для учащихся 8-9 классов. В данном внеклассном мероприятии учащиеся должны проявить не только свои познания в истории литературы, но и актёрские способности.Литературные произведени...

Литературная композиция по страницам произведений о детстве "В стране литературных героев"

quot;Какой великий праздник - хорошая, правильная книга...Эти книги вымыли мне душу, очистив от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял е...

Путь героя. Личностный потенциал литературного героя.

Урок «Путь героя»,  позволяет на примере литературных героев или биографии известных личностей показать, какие качества необходимы человеку для самостоятельного совершения выборов, пр...