Литературная композиция по страницам произведений о детстве "В стране литературных героев"
методическая разработка по литературе (9 класс)

"Какой великий праздник - хорошая, правильная книга...

Эти книги вымыли мне душу, очистив от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял ее необходимость для меня. От этих книг в душе спокойно сложилась стойкая уверенность: я не один на земле и - не пропаду!" М. Горький

В данном мероприятии учащиеся не только встретятся со знаменитыми героями, но и послушают стихотворения современных авторов о золотой поре детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_strane_literaturnyh_geroev.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная

композиция по страницам произведений о детстве

«В стране литературных героев»

Журавлева Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы,

филиала МБОУ «Уваровщинская сош»

в п. Садовый Кирсановского района

Тамбовской области

Диалог трех учеников.

1-й. Наконец-то домой. Еле отсидел все уроки.

2-й. А что случилось?

1-й. Да дел по горло! Не видишь, что ли? Погода зовет!

2-й. И меня зовет. Сейчас быстренько уроки – и на улицу.

1-й. В том-то и дело.

2-й. Миша, а ты что не спешишь?

3-й. Мне еще книгу надо в библиотеке сменить.

1-й. Опять доклад?

3-й. Да нет, художественную, для души.

2-й. И чем мы интересуемся? Сказочки? «Репка»?

3-й. Зачем же? Литература – это целое море книг. И каждая как хороший добрый друг. Да что я объясняю? Лучше вот из М. Горького прочту: «Какой великий праздник – хорошая, правильная книга…

Эти книги вымыли мне душу, очистив от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял ее необходимость для меня. От этих книг в душе спокойно сложилась стойкая уверенность: я не один на земле и – не пропаду!»

1-й. Ну, счастливо тебе не пропасть!

2-й. Да, мы тоже вдвоем.

3-й. А я все-таки в библиотеку, там сегодня организуют путешествие по стране литературных героев.

Уходят.

Выходят две девочки-ведущие.

1-ая ведущая. Сегодня мы не только встретимся со знаменитыми героями, но и послушаем стихотворения современных авторов о золотой поре детства.

Ученики читают стихотворения.

Н. Просторова «Пристань детства»

Пусть годы отчаянно мчатся и дерзко,

Как воды стремительных рек,

Но только прекрасною пристанью детства

Останется школа навек.

Когда-нибудь глянем на школьное фото

И вспомним о классе своем,

И грустно нам станет

На миг отчего-то,

А вот отчего не поймем.

 

К. Ваншенкин «Мальчишка»

Он был грозою нашего района,

Мальчишка из соседнего двора,

И на него с опаской, но влюбленно

Окрестная смотрела детвора.

Она к нему пристрастие имела,

Поскольку он командовал везде,

А плоский камень так бросал умело,

Что тот, как мячик, прыгал по воде.

В дождливую и ясную погоду

Он к пруду шел, бесстрашный, как всегда,

И посторонним не было прохода,

Едва он появлялся у пруда.

       В сопровожденье преданных матросов,

Коварный, как пиратский адмирал,

Мальчишек бил, девчат таскал за косы

И чистые тетрадки отбирал.

В густом саду устраивал засады,

Играя там с ребятами в войну,

И как-то раз увидел он из сада

Девчонку незнакомую одну.

Забор вкруг сада был довольно ветхий –

Любой мальчишка в дырки проходил –

Но он, как кошка, прыгнул прямо с ветки

И девочке дорогу преградил.

Она пред ним в нарядном платье белом

Стояла на весеннем ветерке

C коричневым клеенчатым портфелем

И маленькой чернильницей в руке.

Сейчас мелькнут разбросанные книжки,

Не зря ж его боятся, как огня…

И вдруг она сказала: «Там мальчишки…

Ты проводи, пожалуйста, меня…»

И он, от изумления немея,

Совсем забыв, насколько страшен он,

Шагнул вперед и замер перед нею,

Её наивной смелостью сражен.

А на заборе дряхлом повисая,

Грозя сломать немедленно его,

Ватага адмиральская босая

Глядела на героя своего.

… Легли на землю солнечные пятна.

Ушел с девчонкой рядом командир.

И подчиненным было непонятно,

Что это он из детства уходил.

1-ая ведущая. Прозвучало заветное слово «детство». И мы предлагаем вам поиграть. На-зовите произведения, в названиях которых есть слова «дети», «детский», «детство».

(Аксаков С.Т. «Детские годы Багрова-внука», Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», Л.Н. Толстой «Детство», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы», М. Горький «Детство», В.Г. Короленко «Дети подземелья», А.Н. Толстой «Детство Никиты», Саша Черный. Стихотворение «Детский остров», Ф. Искандер. Сборник рассказов «Детство Чика»).

2-ая ведущая. А теперь делаем остановку на материале Льва Николаевича Толстого. Предлагаем вам сцены из его повести «Отрочество».

Действующие лица: Николенька, его бабушка, гувернер, отец Николеньки, брат, друзья брата Дубков и Нехлюдов.

Первая сцена: глава 16 «Перемелется, мука будет» от слов: «Пойдемте к бабушке…» до конца, заканчивается монологом «от автора» (по главе 17):

«Да, это было настоящее чувство ненависти… Я испытывал это чувство к St.-Jerom… Я нисколько не боялся боли наказания, никогда не испытывал ее, но одна мысль, что St.-Jerom может ударить меня, приводила меня в тяжелое состояние подавленного отчаяния и злобы… Меня не наказывали, и никто даже не напоминал мне о том, что со мной случилось; но я не мог забыть всего, что испытал: отчаяния, стыда, страха и ненависти в эти два дня… Одним словом, мне невыразимо тяжело было иметь с ним какие бы то ни было отношения».

Вторая сцена: инсценировка главы 26 «Рассуждения» (полностью).

1-ая ведущая. Наташа, ы не помнишь, какое еще произведение было названо?

2-ая ведущая. Повесть Максима Горького «Детство».

1-ая ведущая. Ах, да, как же я забыла! Мы же ее совсем недавно на уроках читали. Интересно было бы увидеть страницы оттуда.

2-ая ведущая. А кто нам мешает? Мы сами выбираем себе маршрут путешествия.

1-ая ведущая. Тогда я объявляю. Максим Горький. Повесть «Детство».

Действующие лица: Алеша Пешков, бабушка, дедушка.

Инсценировка главы 5 со слов: «Что мне сахару не даешь…» до «Побасенки любишь, а Псалтырь не любишь».

2-ая ведущая. Знаешь, Даша, что меня более всего поразило в этой книге? Страсть к чтению Алеши Пешкова, главного героя повести.

1-ая ведущая. Да, необыкновенная история. Сколько препятствий было у Алеши на пути к знаниям, через какие запреты он шел к книге!

2-ая ведущая. Возможности учиться у него в детстве так и не появилось, но читателем, любителем книги он все же стал замечательным.

1-ая ведущая. А сегодня перед нами открыты все библиотеки – приходи, бери, читай.

2-ая ведущая. Продолжаем наше путешествие по литературной стране.

1-ая ведущая. Вновь откроем поэтическую страницу.

Ученики читают стихотворения.

      Вадим Дробиз

Я три дня назад влюбился,

Чуть в лепешку не разбился:

Ей на физике подсказывал

И про викингов рассказывал.

Но, коварная изменница,

Между нами все изменится –

С этим дылдой из восьмого

Ты в кино ходила снова!

Эх, девчонки, эх, ровесницы…

Я в подъезде возле лестницы

Вместо Юра + Наташа

Напишу сегодня… «Маша»!

Сергей Махотин «Два дневника»

В воздухе пахнет грозой!

Но пока

Намертво спрятаны два дневника.

В первом,

Который под шубой лежит,

Красная двойка от гнева дрожит.

Тайна, записка, прогулка к реке –

Все это есть во втором дневнике.

Только никто никогда не найдет

Этот потрепанный синий блокнот.

Будет чуть позже записано в нем:

«Двойка.

Признался.

Наказан ремнем.

Десять часов я не виделся с ней…

Ночь.

До каникул четырнадцать дней!»

2-ая ведущая. Даша, по-моему, прозвучали стихи о любви!

1-ая ведущая. Да, и мы продолжаем эту тему, открыв замечательную книгу.

2-ая ведущая (объявляет). Александр Грин. «Алые паруса».

Действующие лица: Грэй, Ассоль.

Сцена первая. Ученик в костюме матроса читает отрывок из второй главы:

«Грэй хотел быть «дьявольским» моряком. Он, задыхаясь. Пил водку, а на купанье, с замирающим сердцем, прыгал в воду головой вниз с двухэтажной высоты.

Понемногу он потерял все, кроме главного – своей странной летящей души.

Он потерял слабость, став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром, изысканную беспечность движений отдал за уверенную меткость работающей руки, а в его думающих глазах отразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь.

…Грэй шел к цели с стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится все легчк и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой.

Однажды капитан Гоп, увидев, как он мастерски вяжет на рею парус, сказал себе: «Победа на твоей стороне, плут». А когда Грэй спустился на палубу, Гоп вызвал его в каюту и, раскрыв истрепанную книгу, сказал:

- Слушай внимательно! Брось курить! Начинается отделка щенка под капитана.

… Прошло время, и вот в порте Дубельт вечерняя звезда сверкнула над черной литией новой мачты. То был «Секрет», купленный Грэем… Так, капитаном и собственником корабля, Артур Грэй плавал еще четыре года, пока судьба не привела его в Лисс».

Уходит.

Сцена вторая. Девочка в костюме Ассоль исполняет отрывок из главы 7:

«Вдруг случайный переход взгляда Ассоль открыл ей на синей морской щели уличного пространства белый корабль с алыми парусами.

Постепенно выплывает корабль.

Она вздрогнула, замерла, потом резко вскочила с головокружительно падающим сердцем, вспыхнув неудержимыми слезами вдохновенного потрясения…

Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала к морю, подхваченная неодолимым ветром события; на первом углу она остановилась почти без сил; ее ноги подкашивались, дыхание срывалось и гасло, сознание держалось на волоске…

Тем временем в Каперне произошло замешательство… Никогда еще большой корабль не подходил к этому берегу; у корабля были те самые паруса, имя которых звучало как издевательство; теперь они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла… Скоро у воды образовалась толпа, и в эту толпу стремительно вбежала Ассоль.

Пока ее не было, ее имя перелетало среди людей с нервной и угрюмой тревогой, с злобным испугом… Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее, и она осталась одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем ее чудо, беспомощно протянув руки к высокому кораблю.

Грэй (выходя). От него отделилась лодка, полная загорелых гребцов; среди них стоял тот, кого, как ей казалось теперь, она знала, помнила с детства. (Идя навстречу Ассоль.) Он смотрел на нее с улыбкой, которая грела и торопила.

Ассоль. Я здесь! Я здесь! Это я!.. Совершенно такой.

Грэй. И ты тоже… Вот я и пришел. Узнала ли ты меня?!!

1-ая ведущая. У нас для вас, дорогие зрители, осталось несколько вопросов.

2-ая ведущая. Знаете ли вы детских писателей?

Викторина.

Итак, о ком мы говорим?

1. Этот человек не сразу стал писателем. Он побывал и рабочим, и лодочником, и актером, и даже работал в цирке. Зато книги его полюбились сразу и принесли ему настоящий успех. Это сборники «Живой и светится», «Денискины рассказы». Это рассказы «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Девочка на шаре» и многие, многие другие. (Виктор Драгунский)

2. По образованию он инженер, а по призванию сказочник, влюбленный в детей. Его героев сегодня знают все, а десятитомник так и называется: «Общее собрание героев». Туда попал и крокодил Гена со своими друзьями, и дядя Федор с Печкиным и котом Матроскиным, и обезьяна Анфиса, и следователи колобки. (Эдуард Успенский)

3. Каждое его произведение – это «исповедь по горячим следам». Все они заставляют задуматься и стать добрее. Назовем несколько его повестей: это «Чудак из пятого Б», «Путешественник с багажом», «Хорошим людям – доброе утро» и, наконец, «Чучело». (Владимир Железняков)

4. Мы знаем сказочные пьесы этого замечательного автора. В некоторых из них угадываем знакомые сюжеты сказок, например, Пьерро и Андерсена – это «Красная Шапочка», «Снежная королева»… А есть у него и такие произведения, как «Тень», «Сказка о потерянном времени», «Дракон», «Два клена», «Обыкновенное чудо»… (Евгений Шварц)

5. Очень интересный человек. В школе преподавал физику, математику, географию, историю, естествознание. Учился всю жизнь! Знал несколько языков. Желая выучить и английский, начал переводить книгу Ф. Баума «Мудрец из страны Оз» - а потом изложил эту историю на свой лад. Так появился «Волшебник Изумрудного города». (Александр Волков) Назовите повести-продол-жения. (Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог Марранов», «Желтый туман»)

1-ая ведущая. У нас осталась еще одна нераскрытая страничка.

«Взрослая» поэтесса Марина Цветаева вспоминает, как в ее жизнь с детства вошел Александр Сергеевич Пушкин. (Объявляет.) Итак, Марина Цветаева «Мой Пушкин».

Действующие лица: Марина в возрасте пяти лет, няня, подруга няни, мать Марины, а также в сцене из романа А.С. Пушкина – Евгений Онегин и Татьяна.

Сцена первая. Няня с подругой пьют чай, Марина говорит.

Марина. Начинается как глава настольного романа всех наших бабушек и матерей – Тайна красной комнаты.

В красной комнате был запретный шкаф  …

Запретный шкаф. Запретный плод. Этот плод – том, огромный сине – лиловый том с золотой надписью вкось – Собрание сочинений А.С. Пушкина. …

Мой первый Пушкин – «Цыганы». Таких имен я никогда не слышала: Алеко, Земфира и еще – Старик.

Я влюблена в «Цыган»: в Алеко, и в Земфиру, и в ту Мариулу, и в того цыгана, и в медведя, и в могилу, и в странные слова, которыми все это рассказано… и я нашла себе слушательницу, и даже двух – в лице Асиной няньки… и ее приятельницы.

Няня. А у нас Мусенька – умница, грамотная. А ну-ка, Мусенька, расскажи про волка и овечку. Или про того барабанщика.

Марина. Я могу рассказать про «Цыган».

Няня. Цы-ган? Про каких таких цыган? Да кто ж про них книжки-то писать будет, про побирох этих, руки их загребущие?

Марина. Это не такие. Это – другие. Это – табор.

Няня. Ну, так и есть табор. Всегда возле усадьбы табором стоят, а потом гадать приходит - молодая чертовка: «Дай, барынька, погадаю о твоем талане…», - а старая чертовка – белье с веревки. Али уж прямо – бриллиантовую брошь с барынина туалета…

Марина. Не такие цыгане. Это – другие цыгане.

Подруга. Ну, пущай, пущай расскажет! Может, и вправду другие какие… Пущай расскажет, а мы- послушаем.

Марина. Ну, был один молодой человек. Нет, был один старик, и у него была дочь. Нет, я лучше стихами скажу. (Читает поэму от слов: «Цыганы шумною толпой…» до слов: «… звон походной наковальни», после исполняет цыганский танец.)

Подруга. А складно говорит! Как по - писаному!

Няня (с осуждением). Мед-ве-едь… А вправду – медведь. Маленькая была, старики рассказывали– завсегда цыгане медведя водили…

Подруга. Ну, а дальше-то, дальше-то чо было?

Марина. И вот, к этому старику приходит дочь и говорит, что этого молодого человека зовут Алэко.

Няня. Ка-ак?

Марина. Алэко!

Няня. Ну уж и зовут! И имени такого нет. Как, говоришь, зовут?

Марина. Алэко.

Няня. Ну и Алека – калека!

Марина. …  Не Алека, а Алэко!

Няня. Я и говорю: Алека.

Марина. Это ты говоришь: Алека, я говорю: Алэко: э-э-э! о-о-о!

Няня. Ну ладно: Алека – так Алека.

Подруга. Алеша, - значит, по-нашему. Да дай ей… сказать, - она ведь сказывает, не ты. Не серчай, Мусенька, на няньку, он… неученая, а ты грамотная, тебе и знать.

Марина. Ну, эту дочь звали Земфира. Земфира – эта дочь говорит старику, что Алеко будет жить с ними, потому что она нашла его в пустыне:

                                Его в пустыне я нашла

                                И в табор на ночь зазвала.

А старик обрадовался и сказал, что мы все поедем в одной телеге… «И села обходить с медведем…».

Няня. С медве-едем… <…> Да уж будет про медведя? Со стариком-то – что?

Марина. Со стариком – ничего, у него молодая жена Мариула, которая от него ушла с цыганом, и эта, тоже, Земфира, - ушла. Сначала все пела: «Старый муж, грозный муж! Не боюсь я тебя!..» - а потом ушла и села с цыганом на могилу, а Алеко спал и страшно хрипел, а потом встал и тоже пошел на могилу, и потом зарезал цыгана ножом, а Земфира упала и тоже умерла.

Няня. Ай-а-ай! Ну и душегуб! Так и зарезал ножом?

Подруга. А старик-то – что?

Марина. Старик – ничего, старик сказал: «Оставь нас, гордый человек!» - и уехал, и все уехали, и весь табор уехал, а Алеко один остался.

Няня. Так ему и надо. Не побивши – убивать!

Подруга. А вот у нас в деревне один тоже жену зарезал, - да ты, Мусенька, не слушай, - застал с полюбовником. И его враз, и ее. Потом на каторгу пошел, Васильем звали. Да-а-а… Какой на свете беды не бывает. А все она, любовь.

Сцена вторая.

Марина. Пушкин заразил меня любовью. Словом – любовь. <…> Под влиянием непрерывного воровского чтения, естественно обогащался и словарь.

Мать. Тебе какая кукла больше всего нравится: тетина нюренбергская или крестнина парижская?        

Марина. Парижская.

Мать. Почему?

Марина. Потому что у нее глаза страстные.

Мать. Что-о-о?

Марина. Я хотела сказать: страшные.

Мать. То-то же!

Марина. Мать не поняла, мать услышала смысл и, может быть, вознегодовала правильно. Но поняла – неправильно.

Не глаза – страстные, а я чувство страсти, вызываемое во мне этими глазами,… приписала - глазам. Не я одна. Все поэты… И Пушкин – первый.

Немножко позже – мне было шесть лет, и это был мой первый музыкальный год – в музыкальной школе… давали сцену из «Русалки», потом «Рогнеду» - и

                            Теперь мы в сад перелетели,

                             Где встретилась Татьяна с ним.

Скамейка. На скамейке – Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а она встает. Оба стоят. И говорит только он, все время, долго, а она не говорит ни слова. И тут я понимаю, что… это – любовь: когда скамейка, на скамейке – она, потом приходит он и все время говорит, а она не говорит ни слова.

Исполняется сцена «В саду» из «Евгения Онегина» (глава четвертая, строфы 12, 13,16).

Мать. Что же, Муся, тебе больше всего понравилось?

Марина. Татьяна и Онегин.

Мать. Что? Не «Русалка», где мельница, и князь, и леший. Не «Рогнеда»?

Марина. Татьяна и Онегин.

Мать. Но как же это может быть? Ты же там ничего не поняла? Ну, что ты там могла понять? (Молчание).

Мать. Ага, ни слова не поняла, как я и думала. В шесть лет! Но что же тебе могло там понравиться?

Марина. Татьяна и Онегин.

Мать. Ты… упрямее десяти ослов! Я ее знаю, теперь будет всю дорогу на извозчике на все мои вопросы повторять: «Татьяна и Онегин!». Прямо не рада, что взяла… Все бы предпочли «Русалку», потому что – сказка, понятное… Но почему… «Татьяна и Онегин»?

Марина (себе). Потому что – любовь. <…>  

Мать. Опозорила!! Не поблагодарила за мандарин! Как дура – шести лет – влюбилась в Онегина!

Марина. Мать ошибалась. Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну, в них обоих вместе, в любовь. И ни одной своей вещи я потом не писала, не влюбившись одновременно в двух, не в них в двух, а в их любовь. В любовь.

1-ая ведущая. Закончилось наше путешествие в страну литературных героев.

2-ая ведущая. Мы надеемся, что помогли вам еще более полюбить страницы известных книг и вы еще раз откроете их, чтобы совершить необыкновенное путешествие в мир литературы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «По страницам романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Классика… как воспринять её богатство, проникнуть в духовный мир героев, чтобы суметь понять всю сложность исканий А.Болконского и П.Безухова, полюбить Наташу Ростову и Марью Болконскую.Вновь и ...

Литературная композиция "Страницы мужества и славы"

Проведение в школе литературного вечера, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 .г, будет способствовать патриотическому воспитанию детей, расширит их знания о героическом прошлом страны, поз...

«Войны священные страницы навеки в памяти людской» Литературно-музыкальная композиция.

Литературно-музыкальную композицию можно провести как общешкольное внеклассное мероприятие, приуроченное к празднованию Дня Победы....

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. СТРАНИЦЫ МУЖЕСТВА И СЛАВЫ. К 200-летию Отечественной войны 1812 года.

СТРАНИЦЫ МУЖЕСТВА И СЛАВЫ. К 200-летию Отечественной войны 1812 года....

Литературная викторина "По страницам произведений А.П.Гайдара"

Литературная викторина  " По  страницам произведений А.П.Гайдара" для учащихся 5-7 классов...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. Авторское отношение к героям»

Тип урока Урок изучения нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с детством и юностью Тургенева, началом его творческого пути и историей создания рассказа «Муму».Задачи:Образовате...

"Страница в социальных сетях как самохарактеристика героя литературного произведения"

Мне хотелось бы поделиться современным приемом обучения, который может пригодиться не только учителям русского языка и литературы, но и учителям истории, биологии и  химии, изобразительного искус...