Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Арцер Ольга Ивановна

В работе представлен материал по развитию творчества учащихся на уроках с целью выявления одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorchestva_artser1.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие творческих способностей

учащихся на уроках русского языка и

литературы».                    

                                                                                                    Учитель русского языка и литературы

                           МБОУ гимназии 95                                                                                        Арцер Ольга Ивановна

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это одна из форм самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Именно в школьные годы и наступает период детской креативности.  

Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных.

Каждый ученик к чему-то и в какой-то мере способен. Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. На уроках, работая над сочинением, выражая свое мнение, я поощряю ребят, даже если не удовлетворена результатом работы, учу детей переживать радость творческого открытия.

В своей работе я использую следующие методы для развития творческих способностей учащихся:

  • - эвристический;
  • - проблемный;

-            модельный,

             метод проектов,

  • исследовательская деятельность.

Именно эти методы обучения позволяют предоставить  учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.  Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваются с учетом творческой активности учащихся: обычные уроки с элементами творческой работы,  уроки по  развитию речи ,творческие

мастерские и т.д.

Например, учащимся предлагается вставить в текст упражнения буквы - стандартное задание, но можно сделать его моделью интересного творческого процесса:

  • Мы с вами составляем упражнение. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?
  • Проблемно-поисковая беседа приводит  к самостоятельному исправлению ошибок, а красный цвет в тетради становится сигналом, заостряющим внимание и призывающим к активному размышлению. Ученик аргументирует:
  • -Я написал так потому, что…...

Игра  создает творческие ситуации на уроке. Игры – упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Так при изучении «Лексики» использую игру : кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами или кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими.

Например,что это? Для чего, какого цвета и т.д.(показываю предмет).Ученики составляют связный рассказ о предмете и определяют части речи, часто встречающиеся в тексте.

Уроки развития речи – это уроки творчества: творческие диктанты, где учащиеся с помощью синонимов заменяют названия, с помощью эпитетов описывают и т.д. В 6 классе, например, пишем творческий диктант на вставку слов по картине «Полевая рябинка», «Московский дворик»., творческая работа: дополни предложение.

В системе работы большую роль играют изложения. Это и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности (текст). При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определённая работа. Речь учащихся обогащается. На уроках использую все виды изложений: подробные и сжатые, полные и выборочные

В учебнике русского языка для 5,6 классов (авторы: С.Львова и В. Львов.) есть много творческих заданий по рисункам, фотографиям. Приведу примеры некоторых из них:

  • Творческие задания, ориентирующие учащихся на словесное рисование.
  • Творческие задания, направленные на озвучивание, оживление картины, рисунка, фото.
  • Творческие задания, целью которых является восстановление с помощью рисунка пропущенной части текста  или устного высказывания.

 Творческие лаборатории, словарная работа на уроке тоже превращается в мини – исследование. Ученики по очереди знакомят класс со словарными словами ,самостоятельно выясняют лексическое значение слова, его происхождение, употребление- «Музей одного слова»,где характеризуют слово с различных сторон.

Например, при изучении в 5 классе темы «Буквы и-ы после ц » предполагаются дифференцированные творческие задания на уроке:

  • составить таблицу для распределительного диктанта;
  • выполнить упражнение с графическим комментированием;
  • написать творческую работу по теме.

Учащимся предлагаю самим выбрать тему и идею проекта по наиболее актуальным и интересным вопросам. Для защиты проекта обучаемые подготавливают презентации с использованием программы «MS Power Point». Большинство этих презентаций используется в дальнейшем для проведения уроков и внеклассной работы. Наиболее удачные презентации обучающиеся защищают на научно-практических и краеведческих конференциях в школе, в районе

Работа по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы.

Мои ученики почти всегда делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки развивают  воображение, фантазию. Регулярно провожу на уроках литературы работу по развитию воображения, развитию речи учащихся. Например, ребятам предлагается описать картину, создать свой образ, книгу, сочинить сказку, оду. Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства. Такая работа помогает сделать литературное произведение «своим», способствует не только развитию творческих способностей, но и художественно – эстетического вкуса, учит культуре сценического поведения  . Многие ребята пишут стихи, участвуют в конференциях. По итогам конференции Кривобокова А.(6В) заняла 2 место. Лучшим было стихотворение Бурлиной Д.(5В)

 Моя семья

Не открою я больших секретов,

И великих тайн я не открою,

Лишь в семье, я точно знаю это,

Ты окутан и согрет любовью!

Папа мой, Андрей, - хозяин в доме,

Знает, что и как прибить гвоздями,

Управляться с луком и морковью –

Это «прямиком» бегу я к маме!

Вместе мы зимой катаем бабу,

Снега, смеха, силы не жалея,

Где труднее – позовём мы папу,

Маму, где работа понежнее.

А как сядем за столом большой семьёй :

Тёти, дяди, я с бабулями сажусь,

Столько рук надёжных знаю за спиной…

И ,конечно, я семьёй своей горжусь!

Бурлина Диана    5 - В

 В этом году очень активно проявили себя в  Городских творческих конкурсах:«Рождественская сказка» и стали победителями  ученики 5 «В» класса Рец Д., Коноплев С. И ;  «По мотивам  прочитанных рассказов» победителями стали ученики 6 «В» класса Кривобокова А., Ирикина А., Сафаров А.

Акции, социальные проекты, конкурсы, презентации, праздники и соревнования – вот все то, чем  живем  мы сегодня. Творческая  работа положительно влияет на уровень обученности ребят, наблюдается интерес к учению, к предмету. Достижения ребят – это и мои достижения

Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе. Поэтому главная задача учителя-раскрыть творческие силы в человеке.

Творчество юных

Приложение. 

Краеведческая конференция «Отечество».

Исследовательская работа на тему:

«Творческий путь Государственного академического ордена Дружбы народов ансамбля песни и пляски «Донские казаки» имени Анатолия Квасова.»

Номинация:

Этнография.

Выполнила работу:

Кривобокова Анна Вячеславовна

ученица 6 «В» класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии95

Адрес:

Город Ростов-на-Дону, улица 2-я краснодарская, 143, квартира 87.

Научный руководитель:

Арцер Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии 95

Телефон: 222-02-46.

2013 год.

КультурноеНаследие_КривобоковаАнна_МБОУгимназия95_Ростов-на-Дону

Тезисы:

Тихий Дон. Издревле несет он свои воды по широким просторам полей к Сурожскому, а ныне Азовскому морю, омывая берега Крыма с востока. Занавес веков скрывает от нас судьбы миллионов людей, связавших свои жизни с этими землями. Сколько казаков сложили свои смелые головы в донских степях и по берегам Дона! Неустанные войны и кровавые сражения шли здесь из года в год, изо дня в день. Здесь жили  тревожной боевой жизнью, не зная покоя. Отсюда выходили герои, удивлявшие весь мир своими подвигами.  Обо всем этом нам рассказывает история зарождения и развития казачества, история всего Донского края. Она помогает понять традиции и обычаи, пережившие века и дошедшие до наших дней.

В культурной жизни Дона ансамбль «Донских казаков» всегда занимал особое место. Это наша гордость.

С первых дней существования, ансамбль начал активную концертную деятельность не только в городах и сёлах Ростовской области, но и по всей стране. Гастрольная жизнь не прерывалась и в годы Великой Отечественной войны.

В 1969 году Министерство культуры СССР, принимает решение о реорганизации ансамбля Донских казаков, кандидатурой  из студентов старших курсов института имени Гнесиных оказался Анатолий Квасов – студент IV курса. Его путь в народное искусство был непрост. Детство в казачьей станице Краснодарского края, страстная любовь к музыкальным инструментам и рисованию, привитая одарёнными родителями, не сразу привела его к профессиональной музыке.

В 1970 году Анатолий Квасов становится художественным руководителем ансамбля Донских казаков. В течение целого года шла усиленная подготовка новой программы. Анатолий Квасов определил новую творческую направленность коллектива. В её основу были положены народно-песенные традиции Донского края.В 1996 году ансамблю присвоено звание «Академический».

В 2007 году народный артист России, лауреат Государственной премии  имени Глинки, профессор Анатолий Николаевич Квасов ушёл из жизни. В этом же году ансамблю Донских казаков присвоено имя его выдающегося руководителя – Анатолия Квасова.  До конца своих дней Анатолий Николаевич оставался предан народной песне, великому культурному наследию Донских казаков.

Оглавление:

  • Введение
  • Творческий путь ансамбля.
  • Основание ансамбля.
  • Лучший художественный руководитель – А. Н. Квасов.
  • Реформа  А. Н. Квасова  в образах артистов и выступлениях.
  • Гастрольная биография коллектива.
  • Будущее ансамбля.
  • Вывод.
  • Используемая литература.
  • Социологический опрос.

 

Актуальность работы: заключается в изучении культурного наследия и творчества жителей Донского края, на примере народного ансамбля песен и пляски «Донские казаки» имени Анатолия Квасова.

Предмет исследования: являются документы, статьи, интернет ресурсы, интервью артистов ансамбля «Донские казаки», фотографии.

Цель работы: изучить творческий путь ансамбля, внести свою ленту в сохранении традиций и самобытности казачьей культуры.

Задачи:

  • Ознакомиться с историей ансамбля.
  • Познакомить сверстников с творчеством А. Квасова.
  • Сохранить традиции и самобытность казачьей культуры.

Методы исследования:

  • Знакомство со статьями прошлых лет.
  • Встречи с артистами.
  • Социологический опрос.

Практическая ценность работы состоит в том, что её результат может быть использован в практической работе в школе, на уроках литературы и музыки, при проведении классных часов, а так же показать многогранность творчества жителей Донского края, огромную роль в культурном наследии казачества, способствовать  формированию чувства любви к своему родному краю, уважению к традициям и обычаям наших предков.

  • ВВЕДЕНИЕ:

Тихий Дон. Издревле несет он свои воды по широким просторам полей к Сурожскому, а ныне Азовскому морю, омывая берега Крыма с востока. Занавес веков скрывает от нас судьбы миллионов людей, связавших свои жизни с этими землями. Сколько казаков сложили свои смелые головы в донских степях и по берегам Дона! Неустанные войны и кровавые сражения шли здесь из года в год, изо дня в день. Здесь жили  тревожной боевой жизнью, не зная покоя. Отсюда выходили герои, удивлявшие весь мир своими подвигами.  Обо всем этом нам рассказывает история зарождения и развития казачества, история всего Донского края. Она помогает понять традиции и обычаи, пережившие века и дошедшие до наших дней.

  • Ансамбль «Донские казаки».

2.1 Основание ансамбля.

Гордостью культуры Дона является ансамбль песни и пляски «Донские казаки». Мне эта тема очень близка и интересна, т.к. с 4 лет я занимаюсь народными танцами, а моим руководителем является солистка балета ансамбля песни и пляски  Донские казаки  - Елена Анатольевна Абраменко, заслуженная артистка Дагестана и ученица Анатолия Квасова.  Мне очень хочется больше узнать и рассказать вам о творчестве жителей Донского края. В культурной жизни Дона ансамбль «Донских казаков» всегда занимал особое место. Это наша гордость.

Решением Президиума Азово-Черноморского краевого исполнительного комитета 4 апреля 1936 года создан Доно-Кубанский казачий хор  в составе 50 артистов. Первым художественным руководителем ансамбля стал С. К. Иванов. В последующие годы коллективом руководил известный на Дону музыкант – заслуженный артист Армянской ССР В. А. Никольский и балетмейстер Е. Л. Секержинский. Первые концертные программы ансамбля были представлены на суд главного знатока и ценителя казачьего фольклора М. А. Шолохова.

С первых дней существования, ансамбль начал активную концертную деятельность не только в городах и сёлах Ростовской области, но и по всей стране. Гастрольная жизнь не прерывалась и в годы Великой Отечественной войны. С первых своих дней Донские казаки стали коллективом мобильным, разъездным. Вот и известие о начале войны застало их на гастролях. В Ростов они вернулись нескоро.

Интересно, что как только освободили Сталинград, — туда сразу же для подъема боевого духа направили Донских казаков. Потом они еще несколько месяцев, разделившись на две фронтовые бригады, ездили по дорогам войны с концертами. А 1945 год был ознаменован для коллектива не только всеобщей радостью — великой победой, но и важным гастрольным событием: выступлением в зале им. Чайковского в Москве.

2.2 Лучший художественный руководитель – А. Н. Квасов.

В 1969 году Министерство культуры СССР, принимает решение о реорганизации ансамбля Донских казаков, кандидатурой  из студентов старших курсов института имени Гнесиных  был Анатолий Квасов – студент IV курса. Его путь в народное искусство был непрост. Детство в казачьей станице Краснодарского края, страстная любовь к музыкальным инструментам и рисованию, привитая одарёнными родителями, не сразу привела его к профессиональной музыке.

Сначала был горный институт, но музыка манила, будоражила, и вот неожиданное решение – дирижёрское отделение музыкального училища, а затем и Ленинградская консерватория, а после и Москва, институт имени  Гнесиных. Там он с головой окунается в атмосферу народного пения, которую он впитывал с младенческих лет.

В 1970 году Анатолий Квасов становится художественным руководителем ансамбля Донских казаков.

В течение целого года шла усиленная подготовка новой программы. Анатолий Квасов определил новую творческую направленность коллектива. В её основу были положены народно-песенные традиции Донского края. Анатолий Николаевич говорил о том, что ансамбль Донских казаков – не фольклорный коллектив, а основанный на казачьем фольклоре, воплощённом в сценической форме. Сохраняя лучшие качества казачьего фольклора, формируя лицо коллектива, Анатолий Квасов приобрёл известность и широкую популярность.

2.3 Реформа А. Н. Квасова  в образах артистов и выступлениях.

Анатолий Николаевич большое внимание уделял построению программы. Как только что вы видели, Анатолий Квасов заставил хор двигаться, создавать театрализованные картинки, применять различные хореографические движения:  «приплясывания», «коленца», характерные для донской традиции.

Был создан единый сценический образ – обязательно темноволосые казачки с аккуратно собранными в шлычку волосами, а казаки с чубами и усами. А. Н. Квасов ввёл в оркестр духовой состав, что способствовало красочной оркестровке и выразительности звучания. В 1996 году ансамблю присвоено звание «Академический».

С июня по сентябрь 2003 года ансамбль принимал участие в Международном фольклорном фестивале на Пиренеях во Франции и Испании.

В 2004 году ансамбль гастролировал во Франции, Чехии, Венгрии, Германии (сентябрь 2004) .

В 2005 году - Франция, Венгрия, Австрия.

В 2006 году гастроли в Венгрии (февраль), Франции (март, апрель).

В 2007 году народный артист России, лауреат Государственной премии  имени Глинки, профессор Анатолий Николаевич Квасов ушёл из жизни. В этом же году ансамблю Донских казаков присвоено имя его выдающегося руководителя – Анатолия Квасова.  До конца своих дней Анатолий Николаевич оставался предан народной песне, великому культурному наследию Донских казаков.

Нельзя не сказать о людях, талант и постановочное мастерство которых, помогли осуществить смелые замыслы А. Квасова.

Это и народный артист СССР М. Годенко, народный артист РСФСР А. Хмельницкий, лауреат Всесоюзного конкурса балетмейстеров В. Копылов, заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарии Г. Гальперин.

А сейчас интервью моего руководителя действующей солистки балета «Донских казаков» Елены Анатольевны Абраменко, в котором я поинтересовалась о том, как она стала участником ансамбля

  • Гастрольная биография коллектива.

Гастрольная биография коллектива очень обширна и охватывает многие страны, которые ансамбль посетил не однократно. Болгария, Польша, США, Франция, Германия, Дания, Швеция, Австрия, Бельгия, Швейцария, Голландия, Япония, Китай, Черногория, Греция, Болгария, Турция, Шотландия, Венгрия, Словения – это только некоторые страны, слушатели которых, восторженно принимали коллектив.

Вот интервью Анатолия Квасова, он рассказывает о начале триумфального пути ансамбля «Донские казаки» за рубежом.

Первые зарубежные гастроли в Болгарию, затем Польшу, Чехославакию, Югославию в 1973 году стали началом триумфального шествия ансамбля Донских казаков за пределами России. Знаменательным событием стали гастроли в США в 1976 году. 54 города, тысячи километров, тысячи поклонников по всему миру.

«Донские казаки» имели восторженный приём во многих странах Европы, Азии, Америки. В том числе ансамбль побывал на гастролях в Японии, Южной Корее, ЮАР. О том впечатлении, какое произвело зарубежные гастроли ансамбля песни и пляски Донских казаков на публику и профессиональную критику, можно судить по заголовкам появившихся рецензий, например: в американской прессе: «Русская ошеломляющая труппа» («Саракьюз» 1976 год), «Казаки великолепны» («Сафферан» 1976 год), «Танцоры ослепили зрителей» («Мертл - бич» 1976 год). А вот высказывания германских критиков: «Ансамбль «Донских казаков» с Дона в своём творчестве обращается к музыкальным и танцевальным традициям казаков. Их двухчасовая программа была заполнена народными мелодиями и создала яркую и чарующую атмосферу этого вечера»(Ганновереше альгемайне-цайтунг 1978 год).

В1997 году по заказу центрального телевидения Германии, вышел фильм режиссера Уве Бельца Тихий Дон об ансамбле Донских казаков.

В августе 2002 года ансамбль принимал участие в Международном фольклорном фестивале в Словении. В сентябре в Москве, под эгидой Министерства культуры России и Академии культуры России ансамбль принимал участие во Всероссийском фестивале национальных культур. Заключительный концерт фестиваля проходил в Кремлёвском Дворце съездов. С июня по сентябрь 2003 года ансамбль принимал участие в Международном фольклорном фестивале на Пиренеях во Франции и Испании.В 2004 году ансамбль гастролировал во Франции, Чехии, Венгрии, Германии (сентябрь 2004) . В 2005 году - Франция, Венгрия, Австрия. В 2006 году гастроли в Венгрии (февраль), Франции (март).

В январе 2007 года, в рамках программы Федерального агентства о поддержке русскоязычного населения в странах Балтии, состоялись гастроли в Эстонии, Таллинне, (Рождественские вечера). В марте 2007 года, в рамках программы Федерального агентства, ансамбль принял участие в Фестивале Российской культуры в Турции (г. Маниса).

И сейчас ансамбль Донских казаков ежегодно выезжает за рубеж на гастроли, фестивали и конкурсы.

Из беседы с Еленой Анатольевной я узнала об интересных моментах, которые происходили с артистами на гастролях.

Верное служение самобытному народному искусству Дона - залог успешного движения ансамбля песни и пляски Донских казаков по большому нелёгкому, но всегда благородному пути к миллионам человеческих сердец.

  • Будущее ансамбля.

В будущем у ансамбля огромные планы.В 2010 году художественным руководителем ансамбля стал Александр Александрович Буйвол. С первых дней работы в этой должности  определилось его основная творческая направленность – сохранение традиций в репертуаре ансамбля и создание новых программ на основе военного и городского фольклора.

Сейчас А. Буйвол большое внимание уделяет построению концертной программы. Концерт начинается новой вокально-хореографической композицией под названием «Вспомним всех героев Дона». Недавно востановлены танцы «Майдан» и «Ой, при лужку», а также в программе новый танец «Озорница».

Продолжается работа с известными музыкантами и композиторами. Это композитор Андрей Никольский («Сынок – Григорий», «Дон течёт издалека», «Мой дед – казак»), а так же  композитор Николай Колесников.

Сейчас состав коллектива насчитывает 104 человека, из них 4 Заслуженных артиста России, 10 заслуженных деятелей Всероссийского музыкального общества.

Ансамбль принимает участие в международных и всероссийских конкурсах и фестивалях: «Донская музыкальная весна», фестиваль искусств «мир Кавказа», музыкальный фестиваль «Имаго Словения», «международный фестиваль на Пиринеях» (Франция, Италия) и многие другие, где ансамбль получает самые высшие награды.

Коллектив многократно был удостоен премиейIстепени и награждён званием лауреата Всероссийских и Международных конкурсов.

В настоящее время ансамбль выезжает на гастроли в составе из примерно 80 человек: 30 певцов, 30 танцоров, 14 музыкантов, и 6 человек руководительская и вспомогательная группа.

У ансамбля «Донские казаки есть мечта – создать единый казачий центр. Эта мечта в ближайшем будущем будет воплощена в реальность, т.к. власти Ростовской области планируют выкупить у предприятия ДК «Ростсельмаш» и создать Центр казачьей культуры. Распоряжаться его помещением сможет ансамбль песни и пляски Донских казаков имени Анатолия Квасова, это решит проблему нехватки репетиционных площадей и хранения инструментов. Сейчас ансамбль проводит репетиции в филармонии, где делит помещение с 17 коллективами. Но мечта сбылась! Государственный академический ансамбль песни и пляски донских казаков имени Анатолия Квасова вышел из состава Ростовской областной филармонии и стал самостоятельным юридическим лицом. Постановление об этом подписал глава региона Василий  Голубев 26.08.2013года.

Впереди у ансамбля яркое будущее, большие творческие планы, интересные гастроли. Ансамбль растёт и развивается, радует зрителей новыми концертными номерами.

Изучая творческий путь ансамбля, я с уверенностью могу сказать, что то, что делают артисты – бесценно. В будущем я хочу быть участником ансамбля «Донские казаки», чтобы продолжать культурные традиции  Донского края. Это моя мечта.

  • Вывод.

Земля родная, земля донская. Земля эта богата замечательной историей, славными культурными традициями, но главное богатство - это люди, живущие на этой земле и прославившие этот край, это люди, и сегодня достойно продолжают славные традиции.

Я думаю, что сегодняшний разговор о славном коллективе «Донские казаки» имени Анатолия Квасова поможет нам приобщиться к духовной культуре родного края, расширить круг нашего мировоззрения, воспитать в себе гражданина и патриота, любящего и знающего свой край.

Все мы должны делать одно дело и цель его — возрождение культуры России, воспитание граждан страны в духе прежнего традиционного отношения российского общества к культуре и искусству.

 

  • Используемая литература:
  • « «Донские казаки» имени Анатолия Квасова» типография ООО «Омега – Принт».
  • Российская газета «Культура». (06. 03. 2013 год)
  • Газета «Аргументы и факты».
  • Газета «Молот» (от 30 декабря 1951 год)
  • Газета «Всячина» (от 17. 11. 1994 год)

 

  • Социологический опрос. (50 человек)

Опрос проводился среди учеников 5-11 классов и людей младше 25 лет.

  • Что вы знаете об ансамбле «Донские казаки»?

  • Имя какого художественного руководителя было присвоено ансамблю?

  • Кто сейчас является художественным руководителем ансамбля?
  • Знаете ли вы казачьи песни или казачьи танцы, входящие в репертуар ансамбля?

Данный опрос свидетельствует о том, что жителям Дона нравится творчество ансамбля «Донские казаки» имени Анатолия Квасова

Научно-практическая конференция «Шаг в науку»

Исследовательская работа на тему :

«Музыка и литература. Друзья или соперники?»

Выполнила работу

учащаяся 5 класса «В»

МБОУ гимназии  95

Кривобокова Анна

Научный руководитель

Арцер О.И.,

учитель русского языка и литературы

Ростов-на-Дону

2013

Содержание

1.Актуальность                                                                                    3

2.Введение                                                                                                                           4

3. Исследование сказки А. Н. Островского «Снегурочка» и одноимённой оперы Римского – Корсакова                                                                                          4-5

4. Произведение Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» и балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского.                                                5

5. Вывод.                                                                                5

6. Используемая литература                                                                     6

Актуальность работы заключается в том, что в ней представлена взаимосвязь литературы и музыки.

Предмет исследования– сказка А. И. Островского «Снегурочка», сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», опера Римского – Корсакова «Снегурочка», Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Цель работы: научиться видеть красоту каждого вида искусства; выявить истоки родства между искусствами.

 

Задачи:

 1. Прочитать сказку А.И. Островского «Снегурочка» и сказку Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

2. Послушать оперу «Снегурочка» и балет «Щелкунчик».

3. Проанализировать и обобщить полученные данные.

Методами исследования работы является сравнительно - сопоставительный и для решения поставленных задач в работе используется описанный метод (а именно: наблюдение, классификация, обобщение).

Практическая ценность работы состоит в том, что её результат может быть использован в практической работе в школе, на уроках литературы, при проведении классных часов, способствуют развитию творческого воображения школьников, умению размышлять о связях литературы и музыки.

От полноты души язык немеет:

Я жажду звуков, но не слов…

Чтоб высказать, как сердце пламенеет,

Как рвётся чувство из оков.

Н.Ф.Щербина

Введение:

Без стихов нельзя написать песню, без пьесы, предназначенной для постановки на сцене, нельзя сочинить оперу и балет, и, с другой стороны, без музыки мы не услышали бы замечательных сказок, рассказов, былин, повестей.

И по сей день ученые спорят, что раньше появилось – речь или пение, поэзия или музыка. Неслучайно полторы тысячи лет назад в одном из индийских трактатов были начертаны такие слова: «Издревле никто и не думал читать что-либо без музыки или интонировать без слов». Много бы потеряла музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы,  хоры, кантаты), превратились бы в сплошной вокализ. Исчезли бы оперы и балеты, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения. Без стихов Есенина не появилось бы произведение  Г.В. Свиридова, не было бы песни «Жаворонок» М.И. Глинки. Так же часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляют свою волшебную силу, помогают в трудную минуту, пробуждают чувства, останавливают зло: как это происходит в рассказах К.Паустовского, в народной сказке «Колобок», в басне И. Крылова « Квартет».

«Слова и звуки»

Какая власть сравнится с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки сближаемся… Блаженство, радость, муки

Любовь, вражду – всё облекаем в них – в словах и звуках вечный ключ сердец!

Е.П. Ростопчина

Проведём исследование на примере сказки А. Н. Островского «Снегурочка» и одноимённой оперы Римского – Корсакова.

В начале восьмидесятых годов Римский – Корсаков познакомился со сказкой А. Н. Островского «Снегурочка». Тогда она не произвела на него большого впечатления. «В зиму 1879 – 1880 годов, - я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её поэтическую красоту… Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна». Премьера оперы, состоялась 10 февраля1882 года,  на сцене  Мариинского театра, прошла с большим успехом. Оперу восторженно принял и А. Н. Островский.

 Музыка к «Снегурочке» удивительная, трудно себе представить более кней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сначала снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки (звучит ария Леля, исполняет Полина Гагарина).

Мы выяснили, что язык слов и язык музыки на первый взгляд они очень далеки друг от друга, но с другой стороны они очень похожи: нота – звук, буква - звук. Литература и музыка не разделимы.

Рассмотрим ещё одно произведение Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» и балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Детская сказка, волшебство Нового года, так мы привыкли видеть и воспринимать «Щелкунчика» как балет – праздник. Но за яркостью музыкальных форм, пышностью сценического оформления и красотой таится глубокий философский замысел. Несколько основных тем творчества

Гофмана составляют основу идейного содержания и балета по его произведению. Это иллюзорность грани между явью и сном, живыми существами и неживыми предметами , игрушками, оппозиция мира взрослых и мира детей, борьба благородства и мелочного зла, сокрытая за маской чудачества мудрость (в образе Дроссельмейера), всепобеждающая любовь и главнейшая тема – поиски человеком своей истинной природы (звучит фрагмент из балета « Щелкунчик», танец феи Драже)

Итак, сказка становится музыкальным и лирическим  произведением, передающим нам чувства героев с помощью движений и музыки.

Вывод: Литература и музыка не иллюстрируют одна другую, они по-разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания.  Искусство рождено жизнью. В жизни, как в едином живительном роднике, и поэт, и композитор черпают источники своего вдохновения для создания произведений искусства. Вот почему мы находим так много общего между видами искусств, хотя каждое из них по-разному своими особенными средствами воздействуют на нас.

Поэтому, музыка и литература не могут соперничать, это единое целое.

Используемая литература :

1.Музыкальная эстетика стран Востока изд. 1967 г. (стр. 101).

2.Сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

3.Сказка А.Н. Островского «Снегурочка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе.

Данный материал содержит обобщение опыта работы  по развитию творческих способностей детей в 5 классе. Представлены творческие работы ребят ....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приём...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....