Работа по тексту при подготовке слабослышащих учащихся к изложению".
статья по русскому языку по теме

Сергеева Марина Владимировна

В статье  показаны этапы  работы над текстом при подготовке к изложению, приводятся примеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennoe_byudzhetnoe_spetsialnoe.rar29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат №2 I-II вида

г. Ейска Краснодарского края

СТАТЬЯ

«Работа по тексту при подготовке слабослышащих учащихся к изложению»


подготовила

учитель – русского языка и литературы

Сергеева Марина Владимировна

Ейск

2014г.

ПЛАН

  1. Введение

Овладение слабослышащими учащимися словесной устной и письменной речи, развитие словесно-логического мышления.

  1. Основная часть

Одним  из эффективных средств развития речи слабослышащих учащихся, является изложение.

  1. над обучающим текстом изложения;
  2. подготовка учителя к проведению работа изложения;
  3. вступительное слово учителя;
  4. чтение текста;
  5. словарная работа, разбор содержания, установление идеи произведения;
  6. составление плана;
  7. повторное чтение;
  8. устный пересказ текста учащимися.
  1. Заключение

Обучение слабослышащих учащихся изложению - очень сложный и длительный процесс.

Всестороннее развитие и обучение слабослышащих детей в условиях специального обучения предусматривает овладение учащимися словесной устной  и письменной речи, развитие словесно-логического  мышления.

Речь ребёнка с частичной сохранностью слуха отличается нарушением произношения, своеобразием словарного запаса и грамматического строя. Всё это находит свое отражение и в письменной речи  слабослышащих детей.

Одним из эффективнейших средств развития речи слабослышащих детей является изложение. Обучение изложению позволяет учителю вести целенаправленную и систематическую работу по развитию слухового восприятия и воспитанию прочих навыков  чтения с губ.

При работе над изложением слабослышащие учащиеся должны установить тему и сюжет текста, продумать его план и композицию, вдуматься в содержание и идейный смысл, дать оценку поведения действующих лиц.

Учащиеся обогащают свой словарный запас, используя те или иные синтаксические конструкции, более сознательно расставляют знаки препинания, укрепляют навыки орфографии. Использование и подбор детьми соответствующей лексики, фразеологии и синтаксических оборотов развивают стилистическую грамотность, интерес к слову.

Очень важно, чтобы при работе над изложением у учащихся преобладало стремление правильно изложить свои мысли и чтобы это не заглушалось боязнью допустить  ту или иную орфографическую, пунктуационную или стилистическую ошибку.

Работа над обучающим текстом изложения в классе делится на следующие этапы:

  1. Подготовка учителя к проведению изложения.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Чтение текста.
  4. Словарная работа, разбор содержания, установление идеи произведения.
  5. Составление плана.
  6. Вторичное чтение.
  7. Устный пересказ текста учащихся.
  8. Самостоятельная работа учащихся над письменным изложением.

Во вступительном слове учитель сообщает название рассказа, который  предлагается учащимся для изложения, фамилию автора, время его написания.

В тех случаях, когда  учащимся предлагается текст из какого-либо большого литературного текста, изучающегося в классе или рекомендуемого учащимся для внеклассного чтения, учитель напоминает учащимся содержание всего произведения и определяет место, которое занимает разбираемый отрывок во всем произведении.

Чтение проводится 2 раза, но в обучающем изложении должно проводиться не подряд. Первое чтение проводится после вступительной беседы. Необходимо выбрать общий тон чтения. Это имеет большое значение, так как поможет передать идейное содержание текста. Большую роль при этом играют используемые автором  словарь и синтаксические конструкции.

Читать следует так, чтобы учащиеся, слушая учителя, уже схватывали разделение отрывка на отдельные части, предварительно почувствовали его план, для чего при переходе от одной части к другой делаются большие паузы, чем между отдельными предложениями, и несколько изменяется высота голоса.

Прежде чем приступить к разбору содержания текста, учитель объясняет учащимся значение непонятных слов. Слабослышащий ребенок воспринимает и запоминает слова в искаженном виде. Ограниченность речевого опыта слабослышащего ребенка, возникающая в связи с неполным восприятием речи на слух, ведет к недостаточному запасу слов и к своеобразному применению этих слов. Слова, которыми пользуются слабослышащие дети, нередко характеризуются искаженным произношением.

В связи с общим недоразвитием речи у слабослышащих  детей можно наблюдать неточность в понимании значения слов, что обуславливает неправильное их употребление.

Учитель должен хорошо знать уровень речевого развития своих учащихся и систематически контролировать правильность понимания и применения даже самых употребляемых слов. В этом случае будет создана основа для полноценного словарного обогащения и в конечном итоге медленного развития речи слабослышащего ребенка. Особенно трудны для усвоения  слабослышащими  детьми прилагательные, местоимения, наречия.

Итак, перед разбором содержания текста объясняем учащимся значение непонятных слов. Например: слова, обозначающие географические объекты,  специальные термины из разных областей знаний, слова, характеризующие ту или иную профессию или род занятий людей и т.д. Трудные в орфографическом отношении слова, правописание которых учащимся неизвестно, и все собственные имена, встречающиеся в тексте, выписываю на доске. Далее проводится разбор содержания и установление идеи произведения по ранее заготовленным учителем вопросам. Эти вопросы должны быть рассчитаны на усвоение и раскрытие содержания, на установление связи между отдельными фактами и явлениями, на понимание композиции и идеи произведения.

Например, по отрывку из рассказа Л.Кассиля «Перелетные гости» (7-8кл.) могут быть поставлены вопросы:

  1. В какое время года и где происходило действие рассказа?
  2. Что произошло на корабле во время резкого изменения погоды?
  3. Какое отношение к неожиданным гостям проявили моряки?
  4. Как отнеслись птицы к заботам моряков?
  5. Что нарушало общую картину поведения перепелок?
  6. Как отнесся кочегар к ослабевшей перепелке?
  7. Что начал делать кочегар?
  8. Как кочегар объяснил цель своей работы?
  9. Что было дальше с перепелками?
  10. О чем говорит поступок кочегара?

Последний вопрос позволяет точно определить идею отрывка, проявляющуюся в заботливом отношении кочегара к ослабевшей птичке и миролюбивом настроении  русских моряков. В результате устанавливается большое воспитательное значение текста, содержание которого иллюстрирует и укрепляет горячее стремление бороться за мир.

После разбора содержания текста и выявления идеи производится работа над составлением плана изложения. В 5-7 классах составляем простой план к тексту.

План для изложения составляется путем опроса нескольких  учащихся. Из их ответов учитель выбирает наиболее удачные формулировки. Учащиеся должны тренироваться в составлении различных заголовков пунктов в плане. Начав с вопросительных  предложений, необходимо переходить к повествовательным, от полных личных  предложений к назывным; от простых планов к плану смешанного типа, к плану сложному и цитатному. При составлении сложного плана дети учатся четко разделять содержание рассказа на три основные части: вступительную, основную, заключительную, в которую они могут включить рассуждение или наблюдение по поводу главной мысли произведения. При обучении составлению планов смешанного и сложного типов нужно составить простой план, а затем преобразовать его в сложный или смешанный.

Учитель должен решить сам, какой план составить к данному тексту. По мере того, как учащиеся научатся составлять один вид плана, учитель может переходить к обучению составления другого вида плана. После составления плана производится вторичное чтение текста, которое позволяет учащимся глубоко и осмысленно усвоить не только содержание, но и идеи произведения.

После и во время чтения учитель может проверить, все ли учащиеся поняли объясненные им непонятные слова и выражения. Подбирают эпитеты, синонимы /можно разрешить пользоваться словарем синонимов русского языка/, сравнение и т.д., чтобы учащиеся ввели их в текст изложения.

Естественным продолжением вторичного чтения является устный пересказ учащимися содержания текста по составленному плану. Эта работа носит коллективный характер. Учащиеся раскрывают содержание одного пункта. Делаются поправки к формулировкам изложения по пунктам и учителем, и ребятами.

Большое внимание следует обращать на грамматико-стилистическое оформление речи учащихся в стилистическом  в устном произношении, чем достигается осознанное закрепление на практике получаемых учащимися знаний. Проводим работу над синонимами, подбирая наиболее удачные слова и выражения, используя соответствующие конструкции.

Обращаю внимание учащихся на возможность использования многих вариантов в выражении мыслей и более краткого или распространенного изложения по средствам различных оборотов речи и лексических средств.

То, о чем я рассказала, - это теория, а сейчас на нескольких примерах хочу показать, как в разных классах (5-8) провожу анализ текста при подготовке слабослышащих учащихся к изложению.

5 класс

Изложение по тексту «Змея» /учебник «Развитие речи» 5 класc /

Цель урока: подробно передать текст повествовательного характера с элементами описания.

  1. Словарь: копна – много травы (куча).
  2. Анализ текста.
  1. Что делали колхозники на лугу?
  2. Что делал здесь Миша?
  3. Почему Миша испугался?
  4. Как вели себя Миша и Жучка?
  5. Подробно рассказать, как Жучка сражалась со змеей
  6. (или прочитать).
  7. Чем закончилось сражение?
  8. Какова главная мысль рассказа? /Собака – друг человека. Жучка спасла Мишу от укуса змеи./
  1. Составление плана и примерный план.
  1. Колхозники косили сено.
  2. Игра Миши с Жучкой.
  3. Миша увидел змею.
  4. Жучка бросилась за змеёй.
  5. Собака убежала в лес.
  6. Возвращение Жучки домой.
  1. Предупреждение  ошибок.

       Косили – косит, далеко – даль, вдали, далекий; убежала – бег; копна – копны;      испугался.

            Собаки лечат себя от укусов змеи травой.

            Через две недели Жучка вернулась домой худая, но здоровая.

Изложение по тексту «Хитрые птицы» / учебник «Развитие речи» 5 класс/

Цель урока: передать содержание статьи близко к тексту.

  1. Словарь:

             сойка -  порода птиц,      

             интересно наблюдать – следить за птицами,

             кормушка – столовая для птиц.

  1. Вопросы к тексту:
  1. Зачем ребята устроили кормушку?
  2. Что было им интересно наблюдать?
  3. Чему они удивились?
  4. За чем стали следить ребята?
  5. Что они узнали?
  6. Зачем сойки прятали в снег мясо?
  1. Составление плана и примерный план.
  1. Ребята сделали кормушки.
  2. Наблюдали за сойками.
  3. Интересное открытие.
  4. Поведение соек.
  5. Хитрая птица – сойка.
  1. Предупреждение ошибок.

   Кормушка – корм, удивились – диво, следить – след, закопает – копка,      заинтересовали, исчезло, кусочек.

  1. Подобрать слова, близкие по смыслу.

  Сойки, птицы, хитрые птицы, они.

6 класс

Изложение по тексту «Советский солдат» /учебник «Развитие речи» 6 класc /

Цель урока: написать подробное изложение, используя слова – характеристики.

  1. Словарь:

В его сердце жило чувство мести – т.е. он хотел отомстить врагу,

наказать врага,

настало затишье – перестали стрелять,

погубить мир – уничтожить,

затеять войну – начать,  

зорко стоят солдаты – старательно, хорошо охраняют,

страшный огонь – очень сильный огонь,

затишье – тишина.

  1. Анализ текста «Советский солдат».
  1. Где происходило событие, описанное в рассказе?
  2. Какое чувство жило в сердце Николая Маслова?
  3. Как вы понимаете выражение «в его сердце жило чувство жалости»?
  4. Почему Маслов мстил фашистам?
  5. Что вдруг услышал солдат?
  6. Что он сделал?
  7. Как отметили люди подвиг солдата?
  8. Прочитайте описание памятника солдату в Берлине.
  9. Определите главную мысль текста. / «Зорко стоят на границе нашей земли советские солдаты – защитники мира. Они охраняют мир во всем мире./
  1. Примерный план к изложению .
  1. Где происходило событие?
  2. Советский солдат идет по земле врага.
  3. Что услышали советские солдаты?
  4. Что сделал Маслов?
  5. Памятник советскому солдату.
  1. Предупреждение ошибок.
  1. Охраняю – охрана, сердце – сердечко, советский солдат, герой,                        дороги.
  2. Объяснить знаки препинания в предложениях. Спас солдат её от гибели, уберег от войны. Не собираются ли злые враги снова затеять войну, погубить мир.
  1. Подобрать слова, близкие по смыслу.

Советский солдат, Николай Маслов, он, солдат, воин.

7 класс

Изложение по тексту «Первый снег» /учебник «Русский язык» 5 класс/

Цель урока: передать содержание текста от третьего лица, используя слова с переносным значением.

  1. Словарь:

странное ощущение – необычное чувство,

застенчивая невеста – стесняющаяся,

«мертвая» тишина – полная тишина,

головокружительная тишина – полная тишина,

посапывает кот – дышит кот.

  1. Анализ текста «Первый снег».
  1. От какого чувства (ощущения) проснулся автор?
  2. Почему автору показалось, что он оглох во сне?
  3. Какую тишину называют «мертвой»?
  4. Прочитать в тексте описание этой тишины /умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад/.
  5. Прочитайте, что увидел К.Паустовский из окна дома?
  6. Какое определение использовал автор к словам: свет /белый, ровный/, круг  /желтоватый/, дождь /стеклянный/.
  7. Назвать сравнения в тексте.
  1. Снег все сыпался, как стеклянный дождь.
  2. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
  1. Озаглавить  каждую часть словами из текста, выражающими её основную часть.
  1. Наступила необыкновенная тишина.
  2. За окнами все было снежно и безмолвно.
  3. Первый снег очень к лицу земле.
  4. Земля была нарядная …
  1. Предупреждение ошибок.
  1. Наполнял – полный, качнулось – качка, показалось – кажется, стеклянный.
  2. Объяснить знаки препинания.

                      Ветка качнулась, с нее посыпался снег.

                      Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался.

  1. Заменить местоимения 1 лица местоимением 3 лица.
  2. Подобрать слова, близкие по смыслу.

             Автор, Паустовский, он, писатель, Константин Георгиевич.

8 класс

Изложение по тексту «Воробей» И.С.Тургенев /учебник 5 класс/      

  1. Словарь:

Камнем упал перед ее мордой - неожиданно прилетел и оказался перед мордой,

взъерошенный – с растрепанными перьями,

благоветь – относиться к чему - нибудь с большим уважением,

            удалился – ушел,

            начала красться – ползла незаметно, тайком,

            ринулся спасать  – бросился спасать,

            тело трепетало от  ужаса – дрожало от страха.  

  1. Анализ текста «Воробей».
  1. От какого лица идет повествование (идет рассказ)?
  2. Кто это я? (автор, писатель).
  3. Откуда возвращался И.С.Тургенев?
  4. С кем возвращался И.С.Тургенев?
  5. Опишите поведение собаки.
  6. Кого увидел автор на аллее парка?
  7. Как оказался молодой воробей на дорожке?
  8. Опишите внешний вид молодого воробья (или прочитайте описание в тексте).
  9. Что остановило собаку?
  10. Устно опишите внешний вид старого воробья (или прочитайте в тексте).
  11. Как понимаете слова «он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище…, но его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собой»?
  12. О чем говорит такое поведение воробья?
  13. Что же это была за сила которая бросила(подняла) маленького воробья, заставила его заслонить собой свое детище от собаки?
  14. Как повел себя Трезор?
  15. Какой вывод делает автор? Что движет жизнью? (Любовь сильнее смерти страха смерти.)
  1. Составление плана к тексту «Воробей».

                            Примерный план.

  1. Возвращение с охоты.
  2. Встреча с молодым воробьем.  (Собака заметила молодого воробья.)
  3. Черногрудый воробей защищает свое детище.
  4. Трезор попятился.
  5. Автор благоговел перед героической птицей (перед любовью маленькой птички).
  1. Предупреждение ошибок.
  1. аллея, воробей, собака, героическая птичка, растопырив;
  2. впереди, беспомощно, медленно;
  3. начал красться, держится.  
  1. Подобрать слова, близкие по смыслу.

              Автор, Тургенев, он, писатель, Иван Сергеевич.

Итак,  регулярная и планомерная работа над изложением формирует умение и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства, совершенствовать написанное, устраняя неоправданные повторения одних и тех же слов – это, во-первых, и, во-вторых, обогащает словарный запас и грамматический строй речи слабослышащих учащихся.

Обучение изложению – очень сложный и длительный процесс, во время которого необходимо постепенно  и систематически доводить до сознания учащихся весь комплекс требований, которые предъявляются к данной работе. Кроме того, изложение является одним из средств повышения культуры подрастающего поколения, формирования его мировоззрения, эстетических  и нравственных взглядов.

Используемая литература:

1. Т.А. Ладыженская,  М.Т.Баранов,  Л.А. Тростенцова    Русский язык 5 класс.  /Учебник общеобразовательных учреждений / Москва «Просвещение», 2010/

2. Т.С.Троицкая   Развитие речи 5 класс.  /Учебник для слабослышащих/  Москва «Просвещение», 1995/

3. Т.С.Троицкая   Развитие речи 6 класс.  /Учебник для слабослышащих/  Москва «Просвещение», 1995/

4. Р.М. Боскис,  Л.Е. Фингерман   Развитие письменной речи.  / Начальные  классы школы слабослышащих, пособие для учителя/ Москва «Просвещение», 1991/

5. А.А.Семенюк,  М.А.Матюшина  Школьный толковый словарь русского языка. / Москва, 2001/

6. К.Г.Коровин,  И.М.Гилевич,  Н.Ю.Донская,  М.И.Никитина,  К.В.Комаров    Обучение русскому языку, чтению, произношению.  /Книга для учителя школы слабослышащих /  Москва «Просвещение», 1995/

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ"

Актуальность – подготовка к ЕГЭ Задача – проанализировать художественный текст Цели:1) научить формулировать проблему и       комментировать её; ...

Презентация"Алгоритм работы с текстом.ЧастьС"Подготовка к ЕГЭ

Презентация поможет подготовить выпускников к написанию части С на ЕГЭ....

Работа с текстом при подготовке к ГИА по русскому языку (приложение)

Работа по подготовке к ГИА должна вестись систематически при изучении всех тем курса русского языка. Предлагаемый дидактический материал может быть использован при изучении темы "Приложение"....

Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Данный материал представляет собой поэтапную работу по подготовке учащихся 11 класса к написанию сочинения части С1 ЕГЭ....

Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ

Предлагаемые тексты можно использовать как для самостоятельной работы учащихся, так и для проверочных, тренировочных работ.Данный материал можно применять и при обучении написанию сочинения (части С)....

"Работа с текстом при подготовке к экзаменам"

Высшая степень информативности - одна из главных особенностей современной действительности. Для усвоения информации, ее сознания, передачи часто прибегают к сжатию. Что же такое сжатый текст? Прежде в...