Методическая разработка урока письма
методическая разработка (русский язык) по теме

БАЛОБАНОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

разработка урока письма для 6-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кокинская основная общеобразовательная школа»

с.Кокино улица Садовая д.33  

Методическая разработка урока письма

учитель русского языка

и литературы

Балобанова Светлана Владимировна

Кашира, 2014

Тема урока: «Письмо»

Цели урока:

Образовательная .Познакомить учащихся  с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со структурой письма и правилами его написания;

Развивающая. Развивать интерес к эпистолярному жанру, навыки  критического мышления учащихся (самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы).

Воспитательная. Воспитывать уважение к ценностям родного языка.

Здоровьесберегающая. Создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения с учётом психофизиологических особенностей.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Предлагаю сделать  вот что: давайте закроем на несколько секунд глаза, вспомним о чем-нибудь хорошем и…улыбнемся.

Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.   

Итак, мы начинаем урок.  Открыли тетради, записали число,  классная работа, оставили две строчки для того, чтобы немного позже записать тему урока.

2.Актуализация знаний.

- Давайте представим, что мы перенеслись на пару веков назад. Нет Интернета, нет компьютера, нет сотовых телефонов (по ходу вешаю на доску эти предметы). Как сообщить друзьям важную информацию, как пообщаться с бабушкой, как не потерять друзей, с которыми только познакомился?

(написать письмо)

- Верно! 

- Попросим ребят, которые заранее подготовились, рассказать об истории писем (выступление учащихся). (Приложение 1)

3.Работа по теме урока.

            - Ребята, вашему вниманию предлагается текст (он у вас на листочках под номером 1)

Милая мама!

Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьёзно поговорить. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжёлой работы. Выполни мой наказ, мамочка! Самое главное - береги себя.

Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Всё будет сделано так, как ты хочешь.

Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.

                                                                                                          Любящий тебя сын.

             - Можно назвать эту запись текстом? Назовите  признаки текста.

            - К какому стилю речи относится текст? Как вы это определили?

            - К какому жанру вы отнесёте этот текст? (Перед вами письмо Н.А.Островского к  своей матери).

            - Какие особенности жанра письма вы увидели?

            - Каким чувством проникнуто это письмо? (Письмо полно заботы, тепла и ласки)

           - Назовите обращения, которые вы увидели в данном тексте? Как они выделены?

 Словарно-лексическая работа.

-Что такое письмо? (Ответы учащихся)

 (на листочке под номером 2 мы можем познакомиться с определениями. Читаем)

ПИСЬМО-1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.2.Умение писать.3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи.4. Манера художественного изображения.

(С.И. Ожегов  и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)

- Что вы заметили? Однозначным  или многозначным является это слово?

- Какие виды писем вы знаете? ( Письма бывают разные: дружеские, личные, официальные, деловые, поздравительные, благодарственные, письма в газету) Давайте в тетради составим схему. Виды писем.

- Зачем и кому пишут письма? (Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями).

 4. Формулирование темы и запись в тетради. 
- Ребята, давайте вместе с вами сформулируем  тему нашего урока. Как же она будет звучать?  (Ответы учащихся)

Запись на доске и в тетради.

Письмо. 

А эпиграфом к уроку возьмем афоризм: « Пиши такие письма, которые ты бы хотел получить» ( афоризм)

Беседа.

- Как вы понимаете этот афоризм?

- Итак, тема нашего урока: «Письмо».

 А как вы думаете,  что нам необходимо знать  о письме и чему мы должны научиться на уроке? (Ответы учащихся)

- Письмо. Существует ли  сейчас это средство общения? В какой форме?

- Почему сейчас люди все реже пишут письма? (Письменное общение заменили нам телефоны и компьютеры. Даже по праздникам все реже стали мы получать красивые открытки.)

Несомненно, когда есть быстрая связь - это удобно, хорошо. Но, как вы считаете, могут ли телефоны и компьютеры заменить  общение через письма? (Ответы учащихся)

- Ребята, можно ли письмо назвать документом? ( Да, можно)

- Действительно, любое письмо – это документ. Скажите, а документы составляются как угодно или по определенному плану? (Документы строятся по определённому образцу)

- А как построено письмо? Из каких частей оно состоит?

- Давайте вернёмся с вами к письму, с которым познакомились в начале урока. Посмотрите ещё раз на него внимательно, обсудим.

- Какие выводы вы можете сделать? Из каких частей оно состоит?

 - Давайте рассмотрим таблицу, которая у вас на партах (таблица  лежит на партах под номером 3).

 Композиция письма и речевые формулы, используемые в письме (слайд №6)

Основные части письма

Содержание

Речевые формулы

Вступление

1.Приветствие

2.Обращение

3.Место написания

4.Круг вопросов, которые адресант хочет обсудить с адресатом

Здравствуйте!

Привет!

Дорогой, любимый, родной, уважаемый и т. д.

Имя и все его формы

Основная часть

 Изложение информации, с которой хочет поделиться автор.

Сообщение интересующей адресата информации

Рад сообщить…

Хотел бы рассказать…

Новостей немного…

Ты спрашиваешь, что у нас нового…и т.д.

Заключение

1.Прощание с адресатом, в котором выражается благодарность, уверение в дружбе, признание  в любви, просьба писать.

2.Дата написания письма, подпись (имя автора).

3.P.S.(PostSkriptum), что означает « после написанного», это та информация, которую забыли  написать в письме.

С уважением…

Уважающий Вас…

Всегда Ваш…

Любящий тебя…

До свидания!

До скорого свидания!

Всего доброго!

Передавай привет…

Прощай!

 

Творческая работа.

 - Писали ли  вы когда- нибудь письма? Кому они были адресованы?

- В чем отправляют письма? (в конвертах)

 Практическая работа. Заполнение конверта.

На столе у каждого лежит конверт, который учащиеся заполняют под контролем учителя. Вот у нас с вами уже есть конверт, в который нам предстоит вложить письмо.

5.Итог.

  - Закончить наш разговор о письмах  мне бы хотелось стихами:

Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали,
Знали их наизусть.
Эти письма, поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновьям берегут. 

 ПИСЬМО С ФРОНТА (Эдуард Асадов)
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник "украшал",
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры -
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки...
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

6.Д.З.
- Как вы уже догадались, ваше Д.З. – это написать письмо. Темы писем у вас на партах, на листочках.

- Спасибо за урок!

 

1

Милая мама!

Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьёзно поговорить. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжёлой работы. Выполни мой наказ, мамочка! Самое главное - береги себя.

Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Всё будет сделано так, как ты хочешь.

Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.

                                                                                                          Любящий тебя сын.

 

2

ПИСЬМО-1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.2.Умение писать.3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи.4. Манера художественного изображения.

(С.И. Ожегов  и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)

3

Композиция письма и речевые формулы, используемые в письме (слайд №6)

Основные части письма

Содержание

Речевые формулы

Вступление

1.Приветствие

2.Обращение

3.Место написания

4.Круг вопросов, которые адресант хочет обсудить с адресатом

Здравствуйте!

Привет!

Дорогой, любимый, родной, уважаемый и т. д.

Имя и все его формы

Основная часть

 Изложение информации, с которой хочет поделиться автор.

Сообщение интересующей адресата информации

Рад сообщить…

Хотел бы рассказать…

Новостей немного…

Ты спрашиваешь, что у нас нового…и т.д.

Заключение

1.Прощание с адресатом, в котором выражается благодарность, уверение в дружбе, признание  в любви, просьба писать.

2.Дата написания письма, подпись (имя автора).

3.P.S.(PostSkriptum), что означает « после написанного», это та информация, которую забыли  написать в письме.

С уважением…

Уважающий Вас…

Всегда Ваш…

Любящий тебя…

До свидания!

До скорого свидания!

Всего доброго!

Передавай привет…

Прощай!

 

1 сообщение «КАК ЛЮДИ ИЗОБРЕЛИ ПИСЬМО»
Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад.
 
Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме. Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности. 
Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности:
моногенеза (изобретена в 1м месте)
полигенеза (в нескольких очагах).
Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана:
месопотамский (шумеры)
египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)
письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер).
Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.
Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы. 
Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы -- военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.
Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".
Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.
Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -- живописный и греческого grapho -- пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы -- лодку, дом и др.
Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.

2 сообщение «ИСТОРИЯ ПИСЬМА»

История почтового письма насчитывает не только столетия, но, тысячелетия. Происхождение письма было вызвано необходимостью обмениваться информацией. Первые письма отправлялись только в военных целях и были широко распространены в Ассирии, Персии, Египте. Тогда использовались пешие или конные гонцы, которых сейчас назвали бы курьерами. Да, современным представителям этой профессии есть чему поучиться, так как, например, в Древней Греции они за час пробегали 55 стадий, что примерно составляет 10км, а за один рейс – 400-500 стадий. Но, самой прославленной и организованной была история письма Древнего Рима. Юлий Цезарь создал государственную почту, и, перевозки писем стали упорядоченными: имелись крупные и мелкие почтовые станции, где возницы могли передохнуть и переночевать, поменять лошадей и т.д.Но, на этом история развития письма приостановилась. В Европе правители ленились организовать свою систему связи, а предпочитали, как и в древности, пользоваться курьерами. Возможно, все так бы и осталось, если бы не монахи, которые в те далекие времена были носителями культуры и знаний. Церковь поддерживала регулярную переписку между своими членами, и у нее была своя монастырская почта, работающая при помощи странствующих монахов. Но, слава богу, цивилизация двигалась вперед, появилась необходимость в переписке, и в истории возникли новые виды писем. Прежде всего, это купеческие письма. Большие торговые дома содержали своих курьеров и даже организовали перевозку посылок и писем. Кроме этого, появилась городская почта, когда письма горожан забирали в определенные дни и за небольшую плату в установленные сроки доставляли по назначению. И лишь в 16-17 веках во Франции, Швеции, Англии возникли настоящие почтовые учреждения. Они были как государственными, так и частными, а прибытие почтового дилижанса было целым событием. Постепенно письма стали доступным и любимым средством связи. В 19 веке, после появления железных дорог и паровозов увеличилась скорость перевозки писем и возможность общения между самыми отдаленными странами. Сейчас история почтового письма отсчитывает последние дни. Многие перешли на электронные письма, появились мобильные телефоны и смс сообщения, а на почту люди все чаще заходят не за конвертами, а для оплаты коммунальных услуг, телефона и т.д. Тем не менее, хочется надеяться, что история почтового письма все же не закончится. Ведь электронное письмо не сохранишь на годы, да и Деду Морозу не отправишь. История возникновения письма насчитывает столетия, хочется надеяться, что люди 21 века не забудут то ощущение радости и счастья, которые появляются, когда держишь конверт с письмом в руках.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...

Методическая разработка Урока письма.

Разработан урок письма, обучающий современных детей забытому жанру....

Методическая разработка урока "Письма твои получая, слышу я голос живой..."

Урок письма с привлечением литературного материала...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих с использованием технологий ИКТ, здоровьесбережения, коллективного взаимодействия, игровой, модульного взаимодействия"

Закрепление правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала, познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности...

Методическая разработка "Урок письма" 2 часа

Ребята, письмо играет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, оно могущественный двигатель человеческой  культуры и  истории Благодаря письму люди могут использовать огромный запас ...