Методическая разработка урока "Письма твои получая, слышу я голос живой..."
методическая разработка по русскому языку (6, 7 класс) на тему

Домбровская Оксана Леонидовна

Урок письма с привлечением литературного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_mr.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Урок письма»

УРОК ПИСЬМА

Тема: «Письма твои получая, слышу я голос живой…»

Цель: возрождать традиции эпистолярного жанра, учить детей видеть и понимать ценности родного языка, рассказать об истории письма военного времени; учить правильно писать письма, продолжать работу по усвоению  основ речевого этикета.

Задачи:

  • Расширение знаний о речевых жанрах
  • Углубление знаний об эпистолярном жанре
  • Обогащение словарного запаса обучающихся
  • Познакомить с  образцами русского письма
  • Воспитание  любви к родному языку, привитие интереса к его познанию.
  • Воспитание творчески активной , духовно богатой личности
  • Воспитание  патриотизма..

 

Перед уроком и сразу после звонка, пока ребята стоя приветствуют учителя, звучит песня «Синий платочек» .                                                                            

1.Оргмомент

2.   Ввод в тему. Выразительное чтение стихотворения К.Симонова «Жди меня» в   исполнении ученика.

3.Слово учителя: Страшное время пережили наши деды и отцы. Тяжело досталась Победа над фашизмом. Трудно было воевать, трудно было и ждать. И в это время тонкой ниточкой соединяли людей друг с другом письма.

 Современным школьникам трудно понять что такое письмо, почему так важны  были в то далёкое трудное время весточки с фронта. Правда, в современных условиях традиции написания писем начинают возрождаться, получают второе дыхание. Это связано с развитием электронной почты, совмещающей быстроту доставки с индивидуальной направленностью сообщения. Но все-таки, как описать те ощущения от осознания того, что письмо, лежащее перед тобой, некоторое время назад держал в руках дорогой человек. В этом нам поможет литература.

Но прежде мы обратимся к истории эпистолярного жанра.

4.Сообщения учащихся:

I.Заглянем в словарь

.Слово адрес вошло в русский язык из французского (adresse) и обозначает надпись на письме (посылке, бандероли), указывающую получателя и место назначения.

Обратимся к словарю:

  • Адресат - [нем. Adressat < фр.] – получатель, тот, кому адресовано письмо (посылка, бандероль).
  • Адресант - [нем. Adressant < фр.] – отправитель, тот, кто оправляет письмо (посылку, телеграмму и т.д.).
  • “Эпистола” - “послание”, перевод с латинского языка, литературный жанр, послание в форме письма.
  • “Эпистолярный” жанр - один из лирических жанров в форме письма, обращенного к другу, возлюбленной в прозе и поэзии.
  • Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (Письмо).
  • Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт.)
  • Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес.)
  • Цифровое условное обозначение населенного пункта (Индекс).
  • Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (Почтальон).

II. Правила написания письма.

– Существуют правила написания письма. Любое письмо имеет автора (адресанта) и того, к кому обращено (адресата). К.Г. Паустовский заметил: «Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова».

– Письма бывают деловые и неофициальные. (Эта классификация может быть дополнена, т.к. единой в учебной практике не существует.)

Формы письма:

1) традиционная (бумажная);

2) электронная (по электронной почте).

Типы писем:

  • уведомления,
  • сообщение,
  • соболезнование,
  • извещения,
  • просьбы, 
  • прошения,
  • благодарственные письма,
  • приглашения,
  • извинения,
  • напоминания,
  • увещания,
  • поздравления,
  • рекомендательные письма и др. 

Когда пишешь письмо на бумаге своей рукой, то задумываешься больше об излагаемых мыслях, вкладываешь больше души. Существуют следующие значимые компоненты любой речевой ситуации:
•  кто говорит - пишет (адресант);
•  кому (адресат);
•  для чего - зачем (задача высказывания);
•  что - о чём (содержание высказывания;
•  как (в устной или письменной форме, в каком стиле и т. д.);
•  где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
•  когда, как долго (время, когда происходит общение, - сейчас, в прошлом; время, отведённое а общение, если это важно).

– То есть, правильная структура письма должна включать в себя некоторые компоненты:

1. Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо дата и местонахождение отправителя, .
2. Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
3. Основная часть – изложение деловой или личной информации, интересующей адресата, предмет разговора, его связь с предыдущим письмом, просьбы, пожелания, предложения, приветы родным и знакомым и т.д.
4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.
5. Подпись. Дата и местонахождение отправителя, если не указаны в самом начале.

5.Практическая работа с текстом

На прошлом уроке мы прочитали рассказ Б.Л. Васильева «Экспонат №..." О женщине Анне Федотовне, потерявшей на войне единственного сына и жившей только благодаря единственному письму  с фронта. Для Анны Федотовны письма -- это память о сыне, целая жизнь.

Давайте ещё раз обратимся к тексту рассказа.

  •  Сколько писем хранилось в шкатулке Анны Федотовны?  
  • Определите тип письма.(личное, официальное).Приведите доводы.
  • Какая информация передана  в письмах?
  • Какие чувства переданы в письмах?

Чтение  фрагментов писем и их анализ учениками ( можно организовать работу по группам).

а) Единственное письмо с фронта от сына Анны Федотовны Игоря, полученное 17 декабря 1941 года. Письмо личное, о чём говорит обращение «Дорогая мамочка!» Игорь сообщает своей маме о себе, хочет успокоить. Сам волнуется о ней, понимая, что и в тылу всем трудно. Интересуется, как поживает  Римма из соседнего подъезда … «Может письмо мне напишет? А то ребята во взводе получают, а мне совершенно не с кем вести переписку…»

Заканчивается письмо традиционно: «До свидания, целую крепко, твой сын Игорь».

И последняя фраза поскриптум ( послесловие).

P.S. Скоро, очень скоро будет и на нашей улице праздник!

б) Письмо от сержанта Вадима Переплётчикова. Личное письмо, которое содержит сообщение о гибели «незабвенного» друга и соболезнование. «Ваш Игорь, дорогая Анна Федотовна, всегда являлся примером для всего нашего отделения…»

Читая эти письма, Анна Федотовна отчётливо слышала их голоса Они были очень похожи, эти два голоса: Их объединяли молодость и дружба, война и опасность, общая жизнь и, как подозревала Анна Федотовна, общая смерть, которая настигла одного чуть раньше, другого  - чуть позже.

в)Похоронка. Официальное письмо.  Уведомление о гибели человека на войне.

«И вдруг отчётливо и громко зазвучал голос. Официальный, сухой, без интонаций, тепла и грусти, не говоривший, а докладывающий:

 - уведомляем, что ваш сын рядовой Силантьев Игорь Иванович пал  смертью храбрых восемнадцатого декабря 1941 года в бою под деревней Ракитовка Клинского района Московской области.»

 -  Три письма хранились в шкатулке  Анны Федотовны, но только два голоса слышала она перечитывая эти письма на протяжении сорока лет. Почему?

6.Слово учителя.   Конечно, такая тема не может оставить равнодушным никого. Но вы – молодое поколение. Вы войну знаете только со слов, понаслышке .Приближается очередная годовщина Великой победы. Я предлагаю вам написать письмо - поздравление или письмо - благодарность и адресовать их нашим ветеранам.  Пусть  звучат ваши слова от души, слова благодарности и признательности победителям.

7.Самостоятельная работа детей. Чтение писем.

На этом мы заканчиваем УРОК  ПИСЬМА. Ваши работы – доказательство того, что вы усвоили данную  тему. Надеюсь, что вы будете с удовольствием  писать письма родным, друзьям, товарищам. Писать письма личные и официальные.

 

16.

Приложение

ПЛАКАТ

УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ

(правила составления письма)

 

  • Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее. Не позднее чем через три-пять дней после получения.
  • Бумага для письма должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной. Само собой разумеется, что в письме не должно быть помарок и клякс, почерк должен быть разборчивым…
  • Письма надо начинать с обращения: «Здравствуй…», «Добрый день…», «Дорогой….», «Милый…»
  • Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких ты привык с ним говорить. Человеку малознакомому пиши сдержанно.
  • В правом верхнем углу письма  непременно поставь дату написания.
  • Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: « Счастливо!», «Всего доброго» и т.д.
  • Обязательно поставь подпись.
  • Если ты случайно забыл написать о чем-то, можешь добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P. S. , что означает : «после написанного».
  • Никогда не употребляй шаблонных,  безвкусных выражений: «Лети с приветом – вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета», « Найдешь ошибку – прими за улыбку».

 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Они М.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. -  С-Петербург : «Человек», 1999.

В.С.Подгорная. Сочинение…? Это интересно! Теория и практика написания сочинений в нетрадиционных жанрах..- С-Петербург:   «Каро», 1998.

Школьная риторика  6 класс.Учебное пособие для общеобразовательной школы .В 2ч.\Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баласс», 2003.  

Школьная риторика  7 класс.Учебное пособие для общеобразовательной школы .В 2ч.\Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баласс», 2003.  

Школьная риторика  6 класс.Учебное пособие для общеобразовательной школы .В 2ч.\Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баласс», 2003.

Энциклопедический  словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.Панов – М.: Педагогика, 1984.

Энциклопедический словарь  юного литературоведа. – М: Педагогика, 1984.

Провинциальные хроники. Томск 1941-1945 годов.  –Томск: «Курсив».2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

Методическая разработка урока по теме: "Край, в котором я живу".

конспект урока для учащихся 5 класса о родном крае, посвещённый юбилею Тайшетского района...

Методическая разработка урока письма

разработка урока письма для 6-7 классов...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...

Методическая разработка Урока письма.

Разработан урок письма, обучающий современных детей забытому жанру....

методическая разработка урока "Экологические факторы и их влияние на живые организмы"

Комбинированный, практико-ориентированный урок с использованием цифровой лаборатории "Архимед"Используется технология ПДО (проблемно-диалогового обучения)На уроке закладываются основы владения  э...