Методическая разработка Урока письма.
план-конспект урока по русскому языку (6, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Фазлова Наиля Исмаиловна

Разработан урок письма, обучающий современных детей забытому жанру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс « Лучший урок письма»

Методическая разработка проведения Урока письма.

Подготовила учитель

русского языка и литературы

МОУ «Лямбирская СОШ№1»

Фазлова Н.И.

Адрес : РМ, Лямбирский район,

с. Лямбирь,  ул. Лесная, д. 27.

Тема урока: Эпистолярное сочинение. Подготовка к сочинению.

Цель урока: познакомить учащихся с эпистолярным жанром; научить их рассуждать; развить творческие способности  учащихся; изучить личность школьника; воспитать умения общения и обращения к людям, окружающим их.

Письма больше, чем воспоминания:

на них запеклась кровь событий,

это – само прошедшее, как оно

было, задержанное и нетленное.

Герцен

Ход урока.

I.Слово учителя.

Сегодня мы с вами займемся не совсем обычным видом работы – каждый из вас напишет эпистолярное сочинение, то есть воображаемое письмо к другу. Напомню: эпистолярная литература (от лат. Epistola-письмо, переписка) – это очерки, повести, романы, написанные в форме писем. Таков, например, роман в письмах Жан –Жака Руссо «Юлия, или Новая Элоиза», роман Достоевского «Бедные люди». Письмо к другу, реальному или воображаемому, от себя или от воображаемого автора, я надеюсь, станет для вас хорошим методом испытания и тренировки элементарных литературно- творческих способностей.

 Итак, напишите в самом верху на первой странице: « Письмо к другу». На следующей строке- эпиграф к сочинению:

Ты хочешь, милый друг, узнать

Мои мечты, желания, цели…

А.С. Пушкин

Эпиграф взят из стихотворения А.С. Пушкина «Послание к Юдину». Павел Михайлович Юдин – лицейский товарищ Пушкина.

II. К кому и как обращаться?

Любое письмо начинается с обращения. Вот как размышляет одна из героинь повести В. Асеевой «Динка» - девочка, которую все домашние называют Мышкой: «Но ведь это же необходимо знать каждому образованному субъекту…или типу. Нет, «типу», кажется нельзя сказать, и «субъекту» плохо… Джентельмену? Вот-вот! Я скажу: каждому образованному джентельмену!» Веселится Мышка, заранее торжествуя победу над всезнайкой  Гогой.

- Как вы думаете, ребята, почему Мышка не захотела назвать знакомого мальчика типом или субъектом? Какой смысловой и эмоциональный оттенок значения присущ этим словам? Выясните с помощью словаря значения слова джентельмен.

- А теперь скажите, к скольким людям относятся обращения?

- Товарищ Семенов!

- Семенов!

- Александр Александрович!

- Сан Саныч!

- Саша!

- Шура!

- Шур!

- Саня!

- Лексаша!

- Аля!

Правильно, все эти обращения относятся к одному и тому же человеку, которого зовут Александр Александрович Семенов. Но люди, которые к нему обращаются,- разные.

Богатство и разнообразие обращений в русском языке огромно. Количество обращений создает разную тональность и колорит взаимоотношений русских. Александр Александрович создает официальную тональность общения, некоторую серьезность или недовольство. Дружеские, фамильярные обращения, принятые между членами семьи и друзьями,- это сокращенные формы имени.

Вспомните Савельича из «Капитанской дочки» Пушкина, няню Митрофанушки Еремеевну. В XIX веке только по отчеству обращались к дворовым людям старшего поколения. В современной жизни такое обращение встречается среди пожилых людей, среди подростков по отношению к своему наставнику. Такая форма уважительна, с одной стороны, и фамильярна, с другой.

- Как вы думаете, почему герои следующего отрывка по-разному называют своих знакомых?

-Мне нужно видеть Астафьеву.

- Она на втором этаже,- сказал вахтер.-Тетя Катя!- крикнул он поднимавшейся по лестнице пожилой женщине.-Передайте Елене Александровне, что к ней пришли.(Г. Бокарев, Ю. Красик. Самый жаркий месяц)

Когда Елена Александровна пришла, мог ли пришедший к ней обратиться: «Астафьева, я пришел к вам по делу»?

- Почему вахтер называет Астафьеву по имени- отчеству, а пожилую женщину- тетя Катя?

В следующем отрывке употребление имени – отчества комментирует сам автор:

Отогревайтесь Игнат Исаевич (мне иногда кажется удивительным, отчего многие деревенские женщины называют своих мужей по имени- отчеству, а не просто Игнатом, или Андреем, или хозяином; от уважения ли к главе семьи, или, может быть, от той значимости на селе, какою, как им должно представляться, пользуются их мужья, и значимость та вызывает опять-таки гордость и уважение, а может, всего- навсего старая и не забываемая традиция? Но как бы там ни было, а величание всегда производит на меня доброе впечатление, словно что-то большое и важнее кроется за словами этих деревенских женщин, за тоном голоса, как они говорят – Игнат Исаич!- сознание, может быть, не просто жизни, а места человека  в ней! С первых же минут, как только она заговорила, почувствовал, что отогреваются не только руки, лицо, грудь, но какое-то будто иное, чем от печи, тепло проникает в душу, сознание, выравнивание, и укладывание мыслей в спокойное и привычное русло),- Игнат Исаевич,- между тем продолжала она, словно специально для меня, подчеркивая достоинство и почтенность мужа,- скоро придет. Он недалеко, здесь, через две избы…( А.Ананьев. Версты любви)

Называние мужа по имени- отчеству при разговоре с посторонним человеком – свидетельство определенной степени уважения взрослому человеку и культуры общения говорящего.

Любопытен рассказ Ф.Абрамова «Иванов куст»

Восемь Иванов в нашей деревне было. Как различить? Различали, не путали. Ваня большой, да Ваня меленький, да Ваня-пуд, да Иванко, да Ивко, да Ваня- зять, да Иван Иванович, да Ванюша. Вот какой Иванов куст цвел у нас в деревне.

- Как вы думаете, почему есть возможность различать людей, имеющих одно и тоже имя?

- Представьте, что у вас есть знакомый Михаил Ильич Курочкин, ему 35 лет, он учитель. Ответьте, как его называют:

Жена…

Дети…

Родители…

Племянник…

Ученики…

Коллеги по работе…

В деревне, куда он ездит отдыхать, его называют уважительно …

Когда он учился в школе, его одноклассники называли…

Когда он учился в школе, учителя к нему обращались…

Милиционер остановил машину и, посмотрев водительские права, сказал…

III. Девушка, женщина, сударыня…Что лучше?

-Тетя, скажите, пожалуйста, который час?

- Тетя, чего встала, а ну-ка дай пройти!

 Если в пером случае отражено вежливое отношение ребенка к старшему, то во втором – явная грубость по отношению к женщине в летах. Одно и то же обращение, а какие разные функции!

Посмотрите на таблицу. Какое обилие обращений к незнакомым.

Он                                                                        

Мальчик!                                                                                          

Парень! Парнишка!- со стороны мужчин, фамильярное.

Товарищ!

Товарищ + профессия!

Гражданин! – официальное, чаще со стороны милиции.

Дядя! Дедушка! – чаще дети.

Сын! Сынок! – со стороны пожилых людей.

Отец! Дед! – мужское, грубоватое (к пожилым людям).

Друг! Приятель!

Брат! Братец! Братишка!

Земляк! – мужское, фамильярное.

Шеф! – мужское, чаще к человеку, у которого будут что-то просить, фамильярное.

Старик! Старина! – жаргонное, молодежное, к молодым.

Голубчик! Дорогой! Родной! Милок! – чаще со стороны простых пожилых людей.

Они

Ребята! Дети!

Молодые люди! Граждане!

Коллеги!- среди интеллигенции.

Братцы! Мужики!-мужское, фамильярное.

Всегда, везде, ко всем

-Простите…

-Извините…

-Скажите, пожалуйста…

-Будьте добры…

-Будьте любезны…

Она

Девочка!  девушка! Женщина!

Тетя, бабушка!- детское.

Доченька, дочка!- со стороны пожилых людей, фамильярное.

Голубушка!

Дорогая, родная!

Милая, миленькая!- ласковое, чаще со стороны пожилых людей.

Уважаемая!- в речи представителей   южных республик.

Мадам! Дама!- в речи представителей старшего поколения интеллигенции.

Слова, выступающие в роли обращений, должны и  по семантике, и в звуковом отношении быть «благозвучными». Слово девушка широко распространено как обращение к женщинам любого возраста. Оно благозвучно, семантика подчеркивает молодость, что звучит как комплимент. В слове же женщина констатируется принадлежность к полу. Это все равно, что обратиться: «Человек женского пола». Кроме того, звучание слова не соответствует эстетическому требованию обращений – два шипящих звука, причем один к тому же долгий [ш].

 Итак, это обращение противоречит нормам и рассматривается как просторечное. Вот и появилась тоска по красивому старинному «Сударыня!», которое необоснованно забыто и вновь реабилитируется.

Таковы требования к употреблению обращений.

IV Любовь в письмах выдающихся людей.

Я хочу рассказать истории отношений двух людей. Это повести о любви при том ее понимании, которое было у Ромео и Джульетты, у декабристов, у тысяч незнаменитых мужчин и женщин во всех странах во все века, которые ничуть не уступали великим мира сего в понимании, в переживании любви, потому что и для них была она не утехой и не бытом, а поиском великой истины в человеческих отношениях. Их письма - запись бесед человека с человеком. Читая письма выдающихся людей к невестам, испытываешь особое волнение. Т.Грановский в одном из писем к любимой рассказывает:

Душа его настолько полна ею, что он,  уже закончив письмо, не засыпал его песком, а…облил чернилами – перепутал от волнения песочницу с чернильницей. Он писал это любимой женщине через десять лет после того, как она  стала его женой. О невесту он видел в ней до последних дней.

Что же писал он ей, когда она была действительно его невестой?

 Почему идея адресовать свои исповеди Вам явилась только сегодня?

 Мне грустно. Вы нужны мне. Вы часто приходили  мне на помощь, когда Ваша помощь была мне нужна, когда жизнь обременяла меня скорбью и докучала соблазнами. Ваш образ всегда вставал между мной и дурными мыслями.

Письма Грановского к невесте больше чем письма о любви: в них  запечатлена  духовная жизнь целого – поколения мыслящих русских юношей, мечтавших о совершенном человеке.

10 июля 1870 года Алексей Константинович Толстой-поэт, романист, драматург – писал из Дрездена жене – Софье Андреевне Толстой:

 Вот я здесь, опять и мне тяжело на сердце, когда вижу опять эти улицы, эту гостиницу и эту комнату без тебя. Я только что приехал в 3 ¼ часа утра и не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю тебе 20 лет, что я не могу жить без тебя, что ты мое единственное сокровище на земле, и я плачу над этим письмом, как плакал 20 лет тому назад…

20 лет назад он увидел ее первый раз «средь шумного бала, случайно…».

Эти стихи, положенные потом на музыку П.И. Чайковским, и посвящены первой встрече Толстого с будущей женой.

Они расставались часто. Его письма к ней - история двух сердец, постепенно соединившихся настолько, что можно говорить об одном человеческом сердце, об одном человеческом существе.

И.С. Тургенев – Полине Виардо.

 Добрый вечер. Как вы поживаете в Куртавнеле? Держу тысячу против одного, что вы не угадаете того, что … Но хорош же я,- держа тысячу против одного, потому что вы уже угадали при виде этого лоскутка нотной бумаги. Да, сударыня, это я сочинил то, что вы видите – музыку и слова, даю вам слово! Сколько это мне стоило труда, пота лица, умственного терзании я- не поддается описанию. Мотив я нашел довольно скоро – вы понимаете: вдохновение!

А.А Блок – Л.Д. Менделеевой.

Моя Любовь, моя единственная. Я получил сегодня два твоих письма. Даже сказать о них Тебе ничего не могу. И вообще трудно говорить с Тобой, опять трудно на таком расстоянии, в такой не -привычной обстановке. Здесь совсем животная жизнь, разленивающая и скучная.

По вечерам бывает странное  и скверное чувство отчужденности и отдаленности от всего. Я скоро устрою себе заполнение дня, по возможности приятное и полезное… А немцы о такой степени буржуазно скучны на вид, что о них совсем нечего писать. Страна страшно деловая, сухая. Из роз выглядывают серые лица. Пышность деревьев и цветов и плодородие земли точно ни к чему не обязывают.

…И все-таки если бы мы были здесь с тобой вдвоем, просто так, не обращая внимания, на лечение и лечащихся, было бы хорошо. Можно бы было почти никого не видеть и уходить в парк и за парк, на озеро и в поле. Несмотря на однообразие, было бы одно преимущество, что мы были совсем вдвоем…

История человеческих чувств – история восхождения ко все большей человечности. Отношения Онегина и Татьяны известны нам с детства. Она написала письмо с романтичным и человечным объяснением в любви… Написала первая… Кто, когда отваживался из девушек на это?

Её письмо - героическая попытка стать выше всех условностей, нравов, традиций. В истории чувств нет ни одного женского письма, равного по отваге сердца письму Татьяны. И, пожалуй, самое неудивительное в этой удивительной героине то, что она после замужества отвергает любимого человека.

Татьяна, тайна ее верности, хорошо объясняет героизм жен декабристов. Объясняет она и наших современниц. Она объясняет их душевный мир, потому что она же и формирует его. Она дает уроки. «Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества»,- четко формулировала Марина Цветаева, рассказывая о том, что всю жизнь, полюбив, писала первая только потому, что в детстве видела в театре, как это делает Татьяна. Я надеюсь, что вы прочитаете эту книгу и извлечете для себя уроки.

V. Заключение.

О любви в письмах выдающихся людей пишет Евгений Богат в книге «Что движет солнце и светило». В заключении он говорит: «Мне хотелось бы подарить читателю нечто большее, чем томик, содержащий ряд замечательных свидетельств величия человеческого сердца. Хотел бы подарить ему мир, живой и сегодня. Иногда этот мир шлет нам послов, мы их, к сожалению, часто не узнаем. Это те, кто нас любит. Не узнавая или отвергая их, мы не узнаем или отвергаем мир, который их к нам послал».

Я бы хотела, чтобы вы узнали этот мир, открыли его для себя, открыли в себе лучшее с помощью его.

- А теперь напишите начало письма, которое будет служить для вас своеобразным ориентиром. Это экспозиция-план: «Здравствуй, (имя)! Ты просишь написать о моей жизни, о том, возникают ли у меня проблемы во взаимоотношениях с родителями, товарищами, о том, что радует и что беспокоит, и, наконец, о том, каковы мои планы на будущее. Что ж, попытаюсь это сделать …»

Постарайтесь продолжить письмо так, чтобы как можно полнее ответить на вопросы друга.

VI. Домашнее задание.

Дописать письмо другу. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

Методическая разработка урока письма

разработка урока письма для 6-7 классов...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...

Методическая разработка урока "Письма твои получая, слышу я голос живой..."

Урок письма с привлечением литературного материала...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих с использованием технологий ИКТ, здоровьесбережения, коллективного взаимодействия, игровой, модульного взаимодействия"

Закрепление правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала, познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности...

Методическая разработка "Урок письма" 2 часа

Ребята, письмо играет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, оно могущественный двигатель человеческой  культуры и  истории Благодаря письму люди могут использовать огромный запас ...