Н и НН в прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Кузьмина Елена Александровна

Урок разработан в соттветствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n_i_nn_v_prilagatelnykh_1_urok_fgos_0.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема урока: «Правописание букв н – нн  в именах прилагательных, образованных от существительных» (6 класс), 1 урок.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Цели:

Предметная:

- формирование умения правильного написания  Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;

- совершенствование навыков проведения морфемного, словообразовательного анализа слова.

Метапредметная:

- умение  определять понятия, создавать обобщения; 

- умение строить  логическое  рассуждение, умозаключение (индуктивное) и делать выводы;

- умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. 

Личностная:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

Технология(-и) урока: элементы проблемного обучения

Формы организации деятельности: опрос, выполнение заданий, самостоятельная работа.

Опорные понятия:  орфограмма, суффиксальный способ образования, словообразовательный суффикс.

Образовательные ресурсы:  учебник (С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 6 класс), карточки с таблицами,  заданиями,  презентация, диск «1С: Школа. Русский язык. Морфология. Орфография. 5-6 класс».

План-конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Учитель предлагает учащимся восстановить фразу.

1) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает…  и отвечает на вопросы….

2) Имена прилагательные изменяются по…

3) Прилагательные по значению делятся на  разряды …

4)  Основные способы образования имен прилагательных…  

Учитель.  На эту тему у вас было домашнее задание, проверим его.

Учитель предлагает записать предложение и выписать прилагательные, образованные суффиксальным способом, поставив их в начальную форму.

Учащиеся выполняют задание

Проверяют дом. задание упр. 406 (1)

Записывают предложение. Выполняют задание.

Слой ледяного наста на дорогах ещё тонок, а в низинах в лучах утреннего солнца сверкает талая вода.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные:

общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной форме;

логические: анализ объектов с целью восполнение недостающих компонентов.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Учитель просит в выписанных прилагательных выделить суффиксы и ответить на вопросы.

- Какой звук  есть в суффиксе обоих слов? (н)

- Какими буквами передается? (н и нн)

Предлагает сформулировать тему урока.

Отвечают на вопросы.

Формулируют  тему урока (Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных).

Ставят цель.

Личностные: действие смыслообразования самоопределение

Регулятивные: целеполагание 

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные:

общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

логические: формулирование проблемы.

Построение проекта выхода из затруднения.

(Изучение нового материала).

Учитель просит сформулировать проблемный вопрос, который будет решаться на уроке.

Учитель предлагает учащимся выдвинуть гипотезы по решению проблемного вопроса и обосновать их.

Учитель предлагает составить план действий по изучению данного вопроса.

Организует учащихся к исследованию проблемного вопроса,  поиску решения.

Задания.

1. Анализ примеров (слова записываются в 2 столбика)

 Работа с уже выписанными  словами «ледяной», «утренний». Указать слова, от которых образованы данные. Выделить суффиксы.

Работа со словами:

кожаный

гусиный

станционный

сонный

2. Работа с таблицей. Сопоставление выводов, сделанных учащимися, с материалом в таблице (таблицы лежат на партах,  до этого этапа перевернуты; содержание таблицы см. в приложении)

3. Знакомство с теоретическими сведениями по учебнику (стр. 177 – 178)

4.  Работа с диском «1С: Школа. Русский язык. Морфология. Орфография. 5-6 класс».

Формулируют проблемный вопрос (Почему в одних прилагательных будем писать Н, а в других НН?  или От чего будет зависеть правописание Н и НН в прилагательных?)

Выдвигают гипотезы, обосновывают их.

Составляют план.

План.

1) Проанализировать примеры.

2) Сделать выводы.

Исследуют проблемный вопрос.  

Выполняют задание.

Анализируют примеры в парах. Делают вывод (Н пишется в прилагательных образованных от существительных с помощью суффиксов –ян, - ан, -ин; НН  пишутся в  прилагательных,  образованных от существительных с помощью суффиксов –енн и – онн; -н).

Сопоставляют материал и собственные выводы.

Дополнение таблицы недостающими сведениями (в таблице должна появиться информация о словах-исключениях: оловянный, стеклянный, деревянный и ветреный; а также значение суффиксов: - ин – принадлежность живому существу; -ан-, -ян- - материал, из которого состоит (сделан) предмет; Н – пишется в прилаг., образованных от сущ., основа которых не оканчивается на Н (летний – лето)

Дополнение таблицы исключениями (бессуффиксные прил.: юный, румяный, буланый, единый, зеленый, синий; безветренный, подветренный)

Личностные: действие смыслообразования.

Регулятивные: планирование, прогнозирование 

Познавательные:

общеучебные: 

- выбор наиболее эффективного способа  решения проблемы (анализ примеров);

- умение структурировать знания;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 логические: 

- выдвижение гипотез и их обоснование; 

- анализ объектов;

- выбор оснований и критериев для классификации объектов;

- смысловое чтение текста научного стиля речи

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - решение проблемы, построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Первичное закрепление.

Учитель направляет, консультирует.

Выполняют типовые  упражнения (упр. 414 (из каждой группы по 3 примера).

Личностные: действие смыслообразования

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция 

Познавательные: 

общеучебные: 

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

 -рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону).

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний.

Самостоятельная работа.

Решение теста.

1.Укажите ряд, где все прилагательные  пишутся с нн

а) иностра…ый, тума…ый, ржа…ой;

б) берестя…ой, водя…ой, земля…ой;

в) соломе…ый, време…ый, карма…ый.

2.Укажите ряд, где все прилагательные  пишутся с н

а) маши…ый, соболи…ый, тыкве…ый;

б) ледя…ой, ветре…ый, соловьи…ый;

в) обеде…ый, лимо…ый, звери…ый.

3.Отметьте строку, в которой все  прилагательные имеют суффикс – енн

а) песча…ый, безветре…ый, бритве…ый;

б) болезне…ый, клюкве…ый, фирме…ый;

в) бараба…ый, земля…ой, комари…ый.

Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

общеучебные: 

- поиск и выделение необходимой информации;

умение структурировать знания.

Коммуникативные:

- принятие решения и его реализация;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рефлексия деятельности

(итог урока).

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

  • Я сегодня себя могу похвалить за …
  • Мне необходимо поработать над …

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка.

Познавательные: рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 

Домашнее задание.

Инструктирует учащихся.

Анализируют и выявляют степень готовности

- упр. 414 (доделать) или

- составить тест на изучаемое правило (по аналогии с тестом, выполненным на уроке).

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности.

Приложение

  1. Таблица для учащихся на этапе «Построение проекта выхода из затруднения».

Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

Н

НН

1) суффиксы –ан-, - ян -  

кожаный – кожа

 ледяной – лед

1)

2) - ин –

гусиный – гусь

2) основа сущ. оканчивается на Н + суффикс –Н-

сонный   - сон   + Н

3)  

3)   –ОНН - , - ЕНН -

станционный – станция  

утренний –  утро

4)  

5)

  1. Заполненная таблица

Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

Н

НН

1) суффиксы –ан-, - ян -  

кожаный – кожа

 ледяной – лед

Исключения: оловянный, стеклянный, деревянный

2) - ин –

гусиный – гусь

2) основа сущ. оканчивается на Н + суффикс –Н-

сонный   - сон   + Н

3)  ветреный

3)   –ОНН - , - ЕНН -

станционный – станция  

утренний –  утро

безветренный, подветренный

4)  летний – лето

5) бессуффиксные прил.: юный, румяный, буланый, единый, зеленый, синий 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Тест по теме "Имя прилагательное. Разряды прилагательных"

Тест разработан по изученному материалу о разрядах прилагательных для учащихся 6 классов ...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...