Урок на тему: Обращение в 5 классе.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Тема урока: Обращение.
Предмет: Русский язык.
Класс: 5
Базовый учебник: Русский язык. 5 класс (Дрофа, 2012 г.)
Цель урока (краткое описание): 
создание условий (психолого-педагогических, информационных, творческих)  для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в предметной области русский язык.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Судогодская основная общеобразовательная школа»

Урок русского языка в 5 А классе

учитель Новикова Г.В.

Тема: Обращение. Знаки препинания при нём.

Цель: создание условий (психолого-педагогических, информационных, творческих)  для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в предметной области русский язык по теме «Обращение. Знаки препинания при нём.»

Задачи:

предметная:

-закрепление и углубление знаний по теме «Обращение»;

-совершенствование навыка пунктуационного оформления обращений.

метапредметные:

-формирование умения работать в статичных группах  в режиме интерактивного обучения;

-умение грамотно употреблять обращение в речи;

-умение находить обращение в речи и употреблять в зависимости от речевой ситуации;

- развитие умения оценивать совместный результат работы группы и собственных достижений;

Направленные на достижение личностных результатов обучения:

-воспитывать интерес к урокам русского языка;

-формирование умения работать в команде с целью создания коллективного творческого продукта;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свою работу;

- формирование уважения к чужой точке зрения;

Технология  интерактивного обучения

Оборудование: проектор, компьютеры, карточки и иллюстрации.

Ход урока.

1.На доске:                                         Число.

Классная работа.

Приветствие.

? -  Ребята, о чём мы говорили на последних уроках?

( - о предложении)

?- Можно ли считать записанное мной на доске предложением?

(можно)

- Охарактеризуйте его.

(вопрост., невосклиц., простое, распростр., осложнено)

- Чем осложнено?

(обращением)

-А теперь сформулируем тему нашего урока? (обращение)

Записывается на доске.

-Это и будет предметом сегодняшнего разговора.

2. Что вы знаете об обращении?

(запись на доске: что знаем

1.-----

2.-------

-А зачем тогда мы будем изучаем эту тему в 5 классе?

(чтобы расширить свои знания об обращении)

Цель напечатанную на доску (расширить и закрепить знания об обращении)

Какие задачи мы будем решать в течение урока, чтобы достичь этой цели:

(на доске)

-научиться находить обращение в предложениях;

-выделять обращения знаками препинания;

- выразительно и правильно читать художественный текст;

-учиться работать в  команде.

- Это мы и  будем делать, выполняя различные упражнения.

3.

Проверим наши знания.

Задание: (у каждой группы конверт с иллюстрацией; на компьютере откройте документ с предложениями-цитатами)

Найдите предложение, соответствующее иллюстрации, запишите его в тетрадь и определите…

Проверка: на экране появляется иллюстрация---учащиеся группы зачитывают предложение---оно же появляется на экране---уч-ся определяют названные признаки.

Свои знания мы подтвердили.

-А если их окажется недостаточно? И где я или вы можем найти информацию?

(в справочниках, в интернете, в учебнике)

-Какой источник на уроке самый доступный?

(наш учебник)

Задание: откроем учебник на стр.    S и попробуем поискать что-то новое об обращении

(7 мин.)

-Какие новые знания вы почерпнули из учебника?

(обращения произносятся с особой интонацией)

-Хорошо! На письме мы обращение находим по знакам препинания, а в устной речи по интонации.

Задание: прочитайте свои предложения так, чтобы мы услышали обращения.

!!! Раньше в русском языке существовал, кроме 6 известных нам падежей, седьмой, звательный. О нём мы узнаем из презентации Клюшиной Леры.

(презентация о звательном падеже).

Вновь иллюстрации из сказок А. С. Пушкина (слайд со всеми иллюстрациями).

-Назовите к кому звучат обращения на иллюстрациях?

(к человеку, к животному, к предмету(зеркальцу), к явлению природы).

-Я спросила к кому? – а вы говорите к предмету, к явлению природы…

-Как называется такое выразительное средство в русском языке?

(олицетворение)

-что он обозначает?

(наделение неодушевлённых предметов живыми чувствами)

Слайд с формулировкой олицетворения.

Задание: найдите среди наших предложений документа № 1 предложения с олицетворением. Правильно и выразительно прочитайте их.

-Что ещё мы узнали об обращении?

(что оно не является членом предложения)

Слайд с 2-мя предложениями

Задание: спишите предложения и разберите их по членам предложения, составьте схемы, проверим схемы на доске.

Оказывается обращения могут быть в предложении в разных местах.

Слайд о местоположении обращения.

-Подведём итоги: мы знали, что обращение….,и узнали новое…

Давайте объединим новые и старые знания и соберём кластер.

Задание: в конверте №2 даны различные определения и пояснения к ним. Вспомните то, о чём мы сегодня говорили и соберите кластер по теме. Но будьте внимательны при подборе характеристик.

Вывешиваются кластеры по группам, проверяются с кластером учителя на экране.

Задание: выполним упражнение из электронного учебника. Оценку выставляем соответственно выполненных заданий.

(упражнение закачано на компьютер)

Мне бы очень хотелось узнать, что вам дал наш сегодняшний урок,                

поэтому попрошу вас, используя обращения, составить и отправить мне телеграмму .

(слайд с рефлексией)

А на дом вы получите творческое задание от Деда Мороза.

Спасибо за урок.

                                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Расскажи нам, обращение, что ты значишь, что скрываешь? Как с тобою поступать, чтоб нам грамотными стать!

Слайд 2

Отпусти ты, старче, меня в море!

Слайд 3

Бог с тобою, золотая рыбка! Ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе.

Слайд 4

Здравствуй, зеркальце, скажи Да всю правду доложи.

Слайд 5

Что, Соколко, что с тобою?

Слайд 6

Ветер, ветер! Ты могуч.

Слайд 7

Я всегда произношусь с интонацией звательной. Запятая при мне должна быть обязательно.

Слайд 9

Олицетворение – наделение природы качествами человека

Слайд 10

Спишите предложения и разберите их по членам предложения, составьте схемы А ей зеркальце в ответ. 2. И послушалась волна. Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи. 2. Ой, волна моя, волна, выплесни ты нас на сушу.

Слайд 11

Знаки препинания при обращении [ О, ….. ] . [ О! …. ] . [ …..,О,…. ] . [ …., О ] . На письме я появлюсь- всегда рядом запятая. Как в начале появлюсь, запятою и восклицательным знаком отдалюсь. В середину заберусь, запятыми отделюсь. А в конце я появлюсь, запятою прицеплюсь.

Слайд 12

называет того, к кому обращаются с речью ОБРАЩЕНИЕ не является членом предложения может передавать отношение говорящего слово или сочетание слов может находиться в начале, в середине или в конце предложения выделяется интонацией выделяется запятыми или восклицательным знаком

Слайд 13

Телеграмма Сегодня на уроке… старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не получалось…

Слайд 14

Домашнее задание Совсем уже скоро новогодние и Рождественские праздники. Красиво оформите поздравительную открытку и составьте текст поздравления, используя слова-обращения.



Предварительный просмотр:

Телеграмма

Кому___________________________________________________________

От кого_________________________________________________________

__________________________________________________________________Сегодня на уроке я

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Телеграмма

Кому___________________________________________________________

От кого_________________________________________________________

__________________________________________________________________Сегодня на уроке я

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

1.  Братец мой любимый,  устал, бедняжка!                                                                

2. Что, Соколко, что с тобою?

3. Бог с тобою, золотая рыбка! Ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе.

4. Здравствуй, зеркальце, скажи  да всю правду доложи.                                                        

5.  Ветер, ветер! Ты могуч.

6. Ты, царевич, мой спаситель,  мой могучий избавитель…

7. Дурачина ты, простфиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!

 8. Отпусти ты, старче, меня в море!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звательный падеж Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая: «Ветер, ветер! Ты могуч,…»

Слайд 2

Приплыла к нему рыбка, спросила: « Чего тебе надобно, старче?» Что за форма старче ? В обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной : Возвратился старик ко старухе…

Слайд 3

Звательный падеж используется при обращении к объекту, выраженному существительным. В разных источниках приводятся две группы примеров. Одна группа включает краткие формы имён, используемые только при обращении (Вась, Коль, Петь, Лен, Оль) и ещё некоторые слова (мам, пап). Другая группа включает устаревшие или религиозные формы обращений (старче, отче, боже, господи).

Слайд 4

Звательный падеж Пойди, к н я ж е , с нами в дань. («Повесть временных лет») Милостивейший государь б а т ю ш к о ! (Обращение царевича Алексея в письме к Петру)

Слайд 5

Устаревший звательный падеж князь – княже батюшка – батюшко отец – отче старик – старче 5

Слайд 6

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Обращение" 5 класс

Презентация к уроку по теме "Обращение"...

урок по теме "Обращение" 5 класс

Урок по разделу "Синтаксис" ("Обращение")...

Конспект урока по теме "Обращение. Функции обращения" в 8 классе

Представлена технологическая карта урока с презентацией...

Презентация к уроку русского языка по теме "Обращение" 5 класс

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Обращение"...

конспект урока по теме "Обращение" 5 класс

урок применения новых знаний построен по частично поисковому методу...

презентация к уроку по теме "обращение" 5 класс

презентация является сопровождением к конспекту урока по теме " Обращение"...