Конспект урока по теме "Обращение" 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Рублева (Шустикова) Татьяна Ивановна

Урок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_22obrashchenie22_5_klass.docx38.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока русского языка в 5 классе

Учитель – Рублева Т.И., МБОУ «Ситне-Щелкановская СОШ»

Тема урока

Предложения с обращениями

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель урока

Формирование представления об обращении, способах его выражения, роли в предложении; умения правильно расставлять знаки препинания при обращении

Дидактическая цель

  1. Образовательная: формирование умения определять предложения с обращениями, выделять на письме обращение, отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации.
  2. Развивающая: развитие функциональной речи, памяти,  коммуникативных умений высказывать свою точку зрения, аргументировать её, строить монологические высказывания.
  3. Воспитательная: воспитание умений  работать в парах, ценностных отношений.

Методы и приёмы

Создание проблемной ситуации, прогноз по названию,  эвристическая беседа, опрос, диалог, работа в парах, работа с текстом, учебником, создание опорной схемы, практикум, поощрение, оценка

Планируемые результаты (предметные)

Находят обращение в тексте, определяют признаки,  роль обращения в предложении, расставляют знаки препинания, моделируют свои предложения, работают с текстами

Личностные

Мотивируют свои действия, понимают значение границ собственного знания и незнания, понимают и осваивают социальную роль обучающегося

Универсальные учебные действия (метапредметные)

  1. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, планируют учебную деятельность
  2. Познавательные: формулируют цель, проблему, тему, ищут и выделяют информацию, анализируют языковые явления, строят цепь логических размышлений, выдвигают и обосновывают гипотезы, делают выводы
  3. Коммуникативные: определяют цель, функции участников, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, принимают решения, полно и точно выражают свои мысли

Основные термины и понятия

Лингвистика, обращение, логическое ударение, звательная интонация

Образовательные ресурсы

Учебник «Русский язык, 5 класс» (автор Т.А. Ладыженская), компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

Цель:

Выработка внутренней готовности к реализации требований учебной деятельности

Девиз:

С хорошим настроением принимайся за работу!

-Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.

-Как вы его понимаете?

-Почему работу надо начинать с хорошим настроением?

-А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать?

-Чему вы учитесь на любом уроке?

-Успехов вам, друзья! Я надеюсь, что урок пройдёт интересно и продуктивно.

Готовятся к «открытию» новых знаний

(Постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу, иначе не сможем учиться).

(Учимся учиться)

Коммуникативные регулятивные

2.Актуализация и пробные учебные действия

Цель:

Осознание и фиксация индивидуального затруднения при выполнении пробного учебного действия

Рассмотрите схемы:

-Что можно по данным схемам определить?

-Выберите схему, соответствующую к тем предложениям, которые встретились в домашнем задании?  Объясните, почему именно эта схема.

-После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие.

-Расшифруйте оставшиеся схемы. (предложение с однородными членами, а последнюю схему мы не можем определить)

-Итак, мы повторили изученный материал и встретили новое знание. К нему мы вернемся чуть попозже.

Запишите предложения: (один ученик у доски)

1.Спасибо, ребята.

2. Ребята, благодарю вас за старание при выполнении домашнего задания.

3.Ребята слышат слова благодарности.

4. Пожалуйста, ребята, будьте внимательны на уроке.

-Чем похожи и чем отличаются предложения?

-Кто догадался, какова тема нашего урока? (Предложения с обращением)

-Смогли ли определить обращение и расставить знаки препинания при обращении? (Мы не знаем)

-Сформулируйте цель урока.

-Что будет дальше? (Новое знание)

Прослушайте загадку и дайте на неё ответ (слуховое восприятие)

Если надо обратиться,

Я могу вам пригодиться,

Без сомнения, друзья,

Помогу вам только я.

Могу быть выражено словом—

И не одним – двумя, тремя.

И в предложении готово

Занять любое место я.

-Как вы думаете, какое языковое явление рассказало нам о себе? (Обращение)

-С какой целью  мы используем обращение?

А теперь  определим, что мы уже знаем, а что пока ещё нет. Перед вами на карточках вопросы. В течение 1 минуты выделите вопросы, на которые вы можете дать чёткий грамотный ответ. Кто первый будет готов к ответу, поднимет сигнальную карточку.

1.Что такое обращение?

2. Функция обращения.

3. Интонация обращения.

4.Пунктуация при обращении.

5.Место обращения в предложении.

6.Каким членом предложения является обращение?

Итак, на ряд вопросов вы не смогли дать ответ. Имеет ли смысл продолжать разговор на эту тему: если да, значит, данная тема актуальна, т. е. важна и интересна, а главное, нуждается в исследовании.

Слушают, отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы, определяют лексическое значение слов, подбирают к заданному слову синонимы, анализируют и оценивают ситуацию, корректируют неграмотно написанный текст, проверяют домашнее задание, фиксируют границу затруднения при выполнении задания, формулируют тему и цель урока, записывают тему в тетради

Познавательные, коммуникативные

3.Выявление места и причины затруднения

Цель:

Осознание каждым обучающимся причины своего затруднения

-Какое задание выполняли? (Записали предложения, отвечали на вопросы)

-В чем возникло затруднение?

-Почему возникло затруднение?

Отвечают на вопросы, выявляют  место и причину затруднения и приходят к выводу, что не могут ответить на вопрос, потому что не хватает знаний,

Познавательные, коммуникативные,регулятивные

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

Построение плана действий выхода из затруднения

Итак, построим проект выхода из этой затруднительной ситуации.

Итак, вы сформулировали цель: мы должны «открыть», что такое обращение, и сформулировать его признаки.

-Как вы думаете, каким способом это можно сделать? (Работа индивидуально, в парах, в группах).

-С помощью чего мы будем добывать информацию (учебник, учитель; ранее полученные знания, таблица).

-Итак, озвучены тема и цель урока, способ и  средства достижения нашей цели.

- В течение урока, отвечая  на вопросы, мы должны составить в тетрадях опорную схему по нашей теме для дальнейшей   работы с ней.  

-Приступаем?

 Но сначала мы должны построить проект, т.е. план наших действий, с помощью которого мы выйдем из затруднительного положения: (как мы будем достигать поставленную цель урока):

1 этап. Чётко сформулировать вопросы.

2 этап. Вспомнить лингвистические понятия/термины.

3 этап. Выполнить определённые учебные действия.

4 этап.  Сделать вывод.

Отвечают на вопросы. работают в группах с учебниками, словарями, записывают наблюдения, делают выводы

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

5.Реализация построения проекта

Цель:  

Фиксация решения поставленной учебной задачи, нового способа действия

1 этап. Чётко сформулировать поставленные вопросы (они на карточках и на слайде):

1.Что такое обращение?

2. Функция обращения.

3. Интонация обращения.

4. Пунктуация при обращении.

5.Место обращения в предложении.

6.Каким членом предложения является обращение?

2 этап. Поиск ответов на поставленные вопросы:

1.Что такое обращение? (Найти и прочитать в учебнике определение обращения: стр. № 106).

2.Функция обращения (как вы считаете, каково назначение обращения или цель его использования? (Называние  собеседника и привлечение его внимания - записали в тетрадь).

3.Интонация обращения: (запись в тетрадях). Называть предмет обращения можно по-разному. Это зависит от многих причин: прежде всего от настроения.

Прежде чем мы продолжим работу, ответьте на вопрос: что такое интонация? Совокупность различных характеристик речи: громкость, темп, ритм, фон и многое другое.)

Понаблюдайте за интонацией.

Что вы заметили? В чём разница интонации?

(Интонация: восклицательная и невосклицательная, в соответствии с этим знаки: восклицательный знак и запятая).

Но мы не просто повышаем голос. Мы привлекаем внимание человека, т. е. зовём его. Отсюда и название интонации обращения «звательная».

5. Пунктуация при обращении: Ответьте на вопрос: как на письме мы выделяем обращение?

Это вы знаете, вспомните только, как мы выделяем на письме обращение. Только ли запятыми, учитывая умозаключение, которое мы сделали об интонации обращения. (!)

6.Место обращения в предложении:

в какой части предложения стоит обращение?  Может оно стоять в других частях, например, в середине, в конце? Для этого попробуйте поменять местами слова в предложении  (работают в парах, вывод делают в группах): у вас обращение стоит в середине. Одна пара пробует, можно ли поставить обращение в начало предложения, другая- в конец. В заключении делаете вывод о месте обращения в предложении.

Сделайте вывод.

7.Каким членом предложения является обращение?

Вы узнали из учебника, что обращение не является членом предложения.

-А теперь скажите: реализовали мы с вами наш проект?

-Достигли мы своей цели?  

Отвечают на вопросы, работают в парах, группах, анализируют и сравнивают предложения с обращениями, составляют опорную схему, делают выводы

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

Закрепление и проговаривание новых знаний

А теперь попробуем применить полученные знания на практике.

Найдите предложения с  обращениями и прочитайте их с правильной интонацией.

1)Здравствуй гостья-зима! (И.Никитин)

2) Сыпь ты черемуха снегом! (С.Есенин)

3)Голубчик! Дедушка! Я вновь к тебе пишу! (С.Есенин)

4. Сережа мечтает стать космонавтом.

Дают определение понятий, отвечают на вопросы, выполняют задание, выполняют самопроверку и взаимопроверку участвуют в физкультминутке

Познавательные, регулятивные

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

Организовать выполнение самостоятельной работы на новое знание; обеспечить самопроверку по эталону; предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления

А сейчас предлагаю поработать самостоятельно: запишите предложения, расставьте знаки препинания, проведите самопроверку.

  1. уровень.

1)Здравствуй, зеркальце, скажи, да всю правду доложи.

2)Что, Соколко, что с тобою?

3)Алеша, который накануне этому радовался, теперь закрыл глаза…

4)Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя.

5)Герасим неподвижно стоял на пороге.

2 уровень. Расставьте знаки препинания.

1)Солнце солнце ты откуда?

2)Дождик дождик ты откуда?

3)Что сынок не спится?

4)Молодец Данила не подвел!

5) Андрей не выдал друга.

3 уровень. Упр.226 (выписать предложения с обращениями)

-Что вызвало затруднение при выполнении задания?

-Где вы допустили ошибки?

Выполняют самостоятельно разноуровневые задания на карточках , выполняют самопроверку по эталону

Познавательные, регулятивные

8.Физкультминутка

Цель:

Снять напряжение у обучащихся путем переключения на другой вид деятельности

Для разминки из-за парт 
Поднимаемся. На старт! 
Бег на месте. Веселей! 
И быстрей, быстрей, быстрей! 
Делаем вперёд наклоны – 
Раз – два – три – четыре – пять. 
Мельницу руками крутим, 
Чтобы плечики размять. 
Начинаем приседать - 
Раз – два – три – четыре – пять. 
А потом прыжки на месте, 
Выше прыгаем все вместе. 
Руки к солнышку потянем. 
Руки в стороны растянем. 
А теперь пора учиться. 
Да прилежно, не лениться. 

Выполняют физкультурные упражнения

9.Включение в систему знаний и повторения

Цель:

Включение нового способа действий в систему знаний

Графический диктант.  Составить схему.

1.Бабочка-красавица кушайте варенье!

2. Дорогие гости помогите!

3. Отчего же плачешь глупый ты медведь?

Упр.221.

Упр.222

Упр.223.

Составляют схему

10.Рефлексия

Цель:

Самооценка результатов своей учебной деятельности; осознание метода построения и границ применения нового способа действия; определение заданий для самоподготовки

-По какой теме работали?

-Какие задачи ставили?

-Решили ли поставленные задачи?

-Какие трудности испытали?

-Что интересного узнали?

-Довольны ли своей работой?

-С каким настроением заканчиваем урок?

У меня тоже отличное настроение. Я ещё раз убеждаюсь в том, что:

Всем нам при общении

Поможет обращение:

К людям, звёздам, птицам

Можем смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Домашнее задание:

Для всех:

1.Учебник: п. 39, схема;

2. Составить 3 предложения с обращением, используя слова вежливости.

По выбору:

1.Выписать из сказки А. С. Пушкина предложения с обращениями.

2.Творческое задание на тему «Обращение»

Отвечают на вопросы, делают выводы, аргументируют своё мнение, демонстрируют настроение

Личностные, коммуникативные, регулятивные

Рефлексивные вопросы:

1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

2.Какая информация была интересной?

3.Что ещё хотели бы узнать?

4.Что было трудным?

5.Что мешало  в работе и почему?

1 уровень. Запишите предложения с обращениями.

1)Здравствуй, зеркальце, скажи, да всю правду доложи.

2)Что, Соколко, что с тобою?

3)Алеша, который накануне этому радовался, теперь закрыл глаза…

4)Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя.

5)Герасим неподвижно стоял на пороге.

2 уровень. Расставьте знаки препинания.

1)Солнце солнце ты откуда?

2)Дождик дождик ты откуда?

3)Что сынок не спится?

4)Молодец Данила не подвел!

5) Андрей не выдал друга.

3 уровень. Упр.226 (выписать предложения с обращениями)

1 уровень. Выпишите предложения с обращениями.

1)Здравствуй, зеркальце, скажи, да всю правду доложи.

2)Что, Соколко, что с тобою?

3)Алеша, который накануне этому радовался, теперь закрыл глаза…

4)Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя.

5)Герасим неподвижно стоял на пороге.

2 уровень. Расставьте знаки препинания.

1)Солнце солнце ты откуда?

2)Дождик дождик ты откуда?

3)Что сынок не спится?

4)Молодец Данила не подвел!

5) Андрей не выдал друга.

3 уровень. Упр.226 (выписать предложения с обращениями)

3 уровень. Упр.226 (выписать предложения с обращениями)

2 уровень. Расставьте знаки препинания.

1)Солнце солнце ты откуда?

2)Дождик дождик ты откуда?

3)Что сынок не спится?

4)Молодец Данила не подвел!

5) Андрей не выдал друга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...