Подготовка к ГИА, раздел "Сложные предложения"
тест по русскому языку (9 класс) по теме

Курилова Марина Валентиновна

индивидуальные задания по теме "Сложные предложения" представлен в формате ГИА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сложносочинённые предложения. Работа №1  

ПРОЧИТАЙТЕ и выполните задания:

 1) Я погасил костёр и пошёл вниз по реке. 2) С каждым шагом она казалась загадочнее и живописнее. 3) То по крутым берегам серой стеной стояло осиновое мелколесье, то дуплистая ива лежала поперёк реки, то река уходила торжественным поворотом в леса.

 4) У берегов вода то струилась по перемытым пескам, то стояла глухими глубокими омутами. 5) На краю омутов были неясно видны валявшиеся на дне морёные дубы.

 6) В одном месте открылся косогор, а в зарослях клёнов видна старенькая часовня с заржавленным куполом.

 7) На закате я вышел к просёлочной дороге. 8) Она шла вдоль берега. 9) Снова на реке появились заросшие травой плоты. 10) Издали они казались островами. 11) Солнце садилось, и на одном плоту что-то нестерпимо блестело.

 12) Я осторожно перешёл на плот, нагнулся и увидел обыкновенную бутылку, внутри было сложенное письмо. 13) Я вытащил его, но прочесть не смог. 14) Оно написано было бледным карандашом, а сумерки быстро сгущались. 15) Мне надо было торопиться. 16) Из зарослей тянуло запахом листьев, на полянах стоял неясный свет, а высоко в небе догорало багровым пламенем облако.

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «живописнее» (предложение 2).

А.  написанная живописцем

Б.   созданная с помощью красок

В.   красивая, достойная кисти художника

Г.    образная, выразительная

2. Замените слова  стилистически нейтральными  синонимами.

валявшиеся (предложение 5)        

вытащил (предложение 13)

3.

  • Из 1-2 предложений выпишите слово с безударной непроверяемой гласной в корне.        
  • Из 16 предложения выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

4.

  • Из 9 предложения выпишите слова с неизменяемыми приставками.        
  • Из 7-11 предложений выпишите слово с приставкой, правописание которой зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

5.

  • Из 1-3 предложений выпишите прилагательное, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных при помощи суффиксов –онн, -ённ, -енн, в суффиксах пишется НН».        
  •  Из 12-16 предложений выпишите причастие, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется Н».

6. Укажите, сколько грамматических основ в

  • предложении 3
  • предложении 12

^ Сложноподчинённое предложение. Работа №2

1) Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. 2) Я, к сожалению, не видел Байкала, острова Валаама, усадьбы Лермонтова в Тарханах.

 3) Но это не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качествам.

 4) Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок.

 5) Одно из неизвестных, но, как мне кажется, великих мест в нашей природе находится всего в десяти километрах от бревенчатого дома, где я живу каждое лето.

 6) То место, о котором я хочу рассказать, называется скромно, как и многие места в России: Ильинский омут. 7) Для меня это звучит не хуже, чем Бежин луг или Золотой Плёс около Кинешмы. 8) Такие места действуют на сердце с неотразимой силой.

 9) Если бы не опасение, что меня отругают за слащавость, я сказал бы об этих местах, что они благостные, успокоительные и что в них есть нечто священное. 10) Такие места наполняют нас душевной лёгкостью и благоговением перед красотой своей земли, перед русской красотой.

Задания к тексту:

1. Какое средство речевой выразительности использовано автором в предложениях 8 – 9

 а) эпитет          в) сравнение           б) гипербола           г) оксюморон        

в предложениях 9 – 10

а) метафора/олицетворение    в) гипербола    б) риторические вопросы     г) сравнение

 2. Выпишите слово с непроизносимой согласной в корне

из предложений 1 - 4        

из предложений 6 - 8

 3. Выпишите из предложений 1 – 3

  • глагол, в котором правописание безударного суффикса обусловлено конечным гласным основы неопределённой формы.
  • слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

4. Замените словосочетания на синонимичные

  • БРЕВЕНЧАТОГО ДОМА (предложение 5) со связью согласование на словосочетание со связью управление        
  • МЕСТА В РОССИИ (предложение 6) со связью управление на словосочетание со связью согласование

 5. Выпишите грамматическую основу

  • предложения 2        
  • предложения 10

6. Найдите предложение(-я) с однородными членами

среди предложений 1 - 4        

среди предложений 5 - 8

7. Укажите предложение(-я) с вводной конструкцией

  • Среди предложений 5 - 8        
  • Среди предложений 1 - 4

8. Укажите количество грамматических основ

  • в предложении 1        
  • в предложении 9

9. Выполните синтаксический разбор

  • предложения 3
  • предложения 4

Сложносочинённое предложение. Работа№3

 1)Тайга дышала, просыпалась, росла.

 2)Сердце моё трепыхнулось и замерло от радости: на каждом листке, на каждой хвоинке, травке, в венцах соцветий и на живых стволах деревьев – повсюду мерцали, светясь и играя, капли росы.

 3)И каждая роняла крошечную блёстку света, но, слившись вместе, эти блёстки заливали сиянием торжествующей жизни всё вокруг.

 4)Ещё ни единый луч солнца не прошил острой иглой овчину тайги, но по небу во всю ширь расплылась размоина, и белёсая глубь небес всё таяла, таяла, обнажая блёклую, прозрачно-льдистую голубизну, в которой всё ощутимей глазу виднелась несмелая, силы пока не набравшая теплота.

 5)Живым духом пополнились леса, кусты, травы, листья. 6)Снова защёлкали о стволы деревьев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умылся лапками на коряге и беззаботно удрал куда-то; костёр наш, едва тлевший, воспрянул, щёлкнул раз-другой, разбрасывая угли, и сам собой занялся огнём.

 7)Солнце во всём сиянии поднялось над лесом, пробив его из края в край пучками ломких спиц, раскрошившихся в быстро текущих водах речонки.

Выполните задания к тексту.

  1.  Из предложений 1 – 2 выпишите слова с чередующейся гласной в корне.
  2.  Укажите количество грамматических основ в предложении 4.
  3.  Выпишите грамматическую основу из предложения 7.
  4.  Замените словосочетание луч солнца (из предложения 4), построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
  5.  Замените слово удрал (предложение 6) стилистически нейтральным синонимом.
  6.  Среди предложений 5 – 7 укажите номера тех, в которых есть обособленное обстоятельство.
  7.  Среди предложений 2 – 5 укажите сложное предложение, одна часть которого присоединяется к другой подчинительной связью.
  8.  Из предложений 6 – 7 выпишите слово, в котором правописание гласной в суффиксе определяется правилом: «В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е».
  9.  В предложении 3 пронумеруйте все запятые. Укажите номера тех, которые выделяют обособленное обстоятельство.
  10.  Во всём тексте найдите сложное предложение с разными видами связи. Укажите номер этого предложения.

Сложносочинённое предложение. Работа№4

 1)Тайга дышала, просыпалась, росла.

 2)Сердце моё трепыхнулось и замерло от радости: на каждом листке, на каждой хвоинке, травке, в венцах соцветий и на живых стволах деревьев – повсюду мерцали, светясь и играя, капли росы.

 3)И каждая роняла крошечную блёстку света, но, слившись вместе, эти блёстки заливали сиянием торжествующей жизни всё вокруг.

 4)Ещё ни единый луч солнца не прошил острой иглой овчину тайги, но по небу во всю ширь расплылась размоина, и белёсая глубь небес всё таяла, таяла, обнажая блёклую, прозрачно-льдистую голубизну, в которой всё ощутимей глазу виднелась несмелая, силы пока не набравшая теплота.

 5)Живым духом пополнились леса, кусты, травы, листья. 6)Снова защёлкали о стволы деревьев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умылся лапками на коряге и беззаботно удрал куда-то; костёр наш, едва тлевший, воспрянул, щёлкнул раз-другой, разбрасывая угли, и сам собой занялся огнём.

 7)Солнце во всём сиянии поднялось над лесом, пробив его из края в край пучками ломких спиц, раскрошившихся в быстро текущих водах речонки.

Выполните задания к тексту.

  1.  Из предложений 2 – 3 выпишите слова с непроизносимой согласной.
  2.  Укажите количество грамматических основ в предложении 6.
  3. Выпишите грамматическую основу последнего простого предложения в составе сложного предложения номер 4.
  4. Замените словосочетание овчину тайги (из предложения 4), построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
  5. Замените слово трепыхнулось (предложение 2) стилистически нейтральным синонимом.
  6.  Среди предложений 5 – 7 укажите номера тех, в которых есть обособленное определение.
  7.  Среди предложений 2 – 5 укажите сложное предложение, одна часть которого присоединяется к другой бессоюзной  связью.
  8.  Из предложения 4 выпишите слово, написание которого определяется правилом: «Не с причастием пишется раздельно, если при нём есть зависимые слова, противопоставление с союзом а или усиливающие отрицания слова».
  9.  В предложении ^ 7 пронумеруйте все запятые. Укажите номера тех, которые выделяют обособленное обстоятельство.
  10. Во всём тексте найдите сложное предложение с разными видами связи. Укажите номер этого предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с предложениями и текстом на уроках русского языка в 9 -ом классе. Подготовка к ГИА

Предлагаемая работа представляет набор предложений и небольших текстов, выбранных из литературных произведений, изучаемых в девятом классе. К каждому примеру подобраны задания, позволяющие не только д...

Разработка урока русского языка в 11 классе по подготовке к ЕГЭ по теме "Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП"

Данный конспект урока поможет учащимся повторить тему " Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП" и подготовиться к ЕГЭ....

Подготовка к ЕГЭ. Осложненное предложение.

Простое предложение, осложненное причастными и деепричастными оборотами....

Комплексная проверочная работа по русскому языку "Виды односоставных предложений. Функция инфинитива. Фонетика. Употребление тире в простом предложении. Средства художественной выразительности". 9 класс. Подготовка к ГИА

Данная комплексная проверочная работа позволяет максимально быстро проверить уровень знаний обучающихся по наиболее проблемным темам языкознания: "Виды односоставных предложений. Функция инфинитива. Ф...

Подготовка к ЕГЭ. Тест по теме "Пунктуация в сложносочиненных предложениях и предложениях с однородными членами"

Материал предназначен для учащихся и учителей при подготовке к ЕГЭ с довольно сложным материалом. Алгоритм и практический материал, который для удобства копируется в презентации и в документе, поможет...

Методическое пособие по выполнению заданий раздела «Грамматика и лексика» при подготовке к ЕГЭ. Условные предложения.

Данная разработка поможет учащимся  проще справиться с заданиями раздела «Лексика и грамматика»  в ЕГЭ по английскому языку, а именно с заданиями № 19-25. Для учителей данная разработка може...