Факультативное занятие по курсу "Жизнь в слове и слово в жизни" для 7 класса
элективный курс по русскому языку (7 класс) по теме

Факультативное занятие по элективному курсу

«Жизнь в слове и слово в жизни»

Можно ли повторять не повторяясь?

Цели: закрепить умение подбирать синонимы к словам; ввести понятия: контекстуальные синонимы, стилистические синонимы, конверсивы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_fakultativnogo_zanyatiya_po_russkomu_yazyku.rar1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Факультативное занятие по элективному курсу

«Жизнь в слове и слово в жизни»

Можно ли повторять не повторяясь?

Цели: закрепить умение подбирать синонимы к словам; ввести понятия: контекстуальные синонимы, стилистические синонимы, конверсивы.

Ход занятия

  1. Организационный этап.
  2. Основная часть занятия.
  1. Введение в тему занятия. Создание проблемной ситуации. (слайд1)

Нам часто приходится создавать различные тексты: сочинения, размышления, рассуждения, письменные ответы на вопросы. И зачастую возникает затруднение: как написать об одном предмете или явлении, не повторяя одних и тех же слов? Предлагаю вам послушать стихотворение Валентина Берестова и ответить на вопрос, какой лингвистический термин мы будем сегодня рассматривать?(слайд)

В дверь диетической столовой

Вошёл дракон семиголовый.

Он хором «Здравствуйте!» сказал

И, улыбаясь, заказал:

- Для этой головы,

 Пожалуйста, халвы.

Для этой пасти –

Прочие сласти.

Для этой головки –

 Перловки.

Для этой глотки –

Селёдки.

Для этой башки –

Пирожки.

Для этой рожи –

То же.

Для этого личика –

Два сдобных куличика.

Что ещё? Лимонада бутылку,

Семь салфеток, ножик и вилку.

                                В.Берестов

Итак, какие слова здесь помогают создать комический эффект? Назовите их.  Как называются слова с близким лексическим значением? Конечно, это синонимы. (слайд)

  1. Лексическая работа.

Занимательный словарь.

Слово «синоним» входит в ряд слов со второй частью –оним: омоним, пароним, антоним. Вы знаете, что по-гречески «онима» значит имя. Греческая приставка син- ( или сим-) означает совместность. Син-онимы – слова, сходные по смыслу, призванные все вместе выражать примерно одно и то же значение.

Приставка син- (сим-) активно живет во многих языках мира, в том числе и в русском. И везде она так или иначе выражает идею общности, совместности. Сим-фонией назовём большое музыкальное произведение для оркестра, как бы составленное из множества звуков. Сим-патия притягивает нас к другому человеку, а анти-патия, наоборот, отталкивает. Сим-метрия – это гармоничное, соразмерное расположение частей чего-либо. Слово «собрание» по-гречески звучало как сино-дос – отсюда в русском языке образовалось слово Син-од, обозначавшее высший орган управления церковью до революции 1917 года.(слайд) Погоду нам предсказывают син-оптики, как бы обозревающие всю планету целиком, охватывающие взглядом огромные пространства, следящие за перемещением атмосферных фронтов. Наука о правилах соединения слов и предложений называется син-таксисом. В качестве синонима к слову «соединение» может выступить слово син-тез. «Одновременный» по-другому будет син-хронный, слово «симпозиум» – научное совещание – исторически обозначает совместное пиршество. Конечно, во многих словах син- (сим-) уже не выступает как приставка, однако практически все слова с этой частью несут на себе оттенок древнего значения.

  1. Рассказ учителя о синонимах.

Для чего же люди придумали синонимы?(ответы учеников)  Для того, чтобы повторять не повторяясь. Умение использовать в речи синонимы говорит о большом словарном запасе человека, достаточно высоком уровне интеллекта и хорошем развитии речи. Такого человека приятно слушать. Вот, например, как использовал синонимию Н.В.Гоголь в поэме «Мёртвые души» (слайд-2щелчка) : « О чём бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, он и здесь сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведённого казённою палатою, он показывал, что ему небезызвестны и судебные проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре – и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина – и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках – и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком».

Оцените разнообразие слов со значением «говорить».

  1. Практическая работа.

  1. Работа с понятием контекстуальные синонимы.

Теперь перейдём к практической части. Вам известно такое понятие как контекстуальные синонимы. Пример-объяснение. Итак, это такие слова, которые являются синонимами только в данном контексте. (слайд)

Упражнение 1.

Подберите синонимы к слову «свежий» в разных значениях: свежий ветер, свежая газета, свежая идея, свежая рубашка.

В рамках одного текста слова свежий и холодный будут являться синонимами, а в другом тексте – вовсе нет.

(слайд) Упражнение 2.

Угадайте слово, которое:

А) в одном значении синоним к словам «влечь»,  «манить», в другом – к «медлить»; (тянуть)

Б) в одном значении синоним к слову «прочный», в другом – к слову «здоровый», в третьем – к «насыщенный». (крепкий)

Как видите, между собой эти слова не являются синонимами, но в определённых ситуациях могут быть заменены одним и тем же словом.

(слайды) Упражнение 3.

Вы знаете, что одинаково возможны словосочетания «высокий дом» и «высотный дом», «близкие холмы» и «ближние холмы» и подобные, но в условиях контекста один из вариантов оказывается более предпочтительным, а порой и единственно возможным. Итак, выберите правильный вариант.( устно, быстро)

1.Самые (высокие – высотные) дома находятся в новых кварталах города. 2. Вкусный и (сытый – сытный) обед прибавил нам силы. 3. Любой (поступок – проступок) заслуживает осуждения. 4. Молодой рабочий быстро (усвоил – освоил) профессию токаря. 5. Всё вокруг привлекательно: и (близкие – ближние) озёра, и дальние холмы. 6. Мы с братом живём в одном доме, но на (разных – различных) этажах. 7. На вопросы мальчик отвечал с каким-то (виновным – виноватым) видом.

2) Работа с понятием стилистические синонимы.

Итак, мы разобрали такое понятие как контекстуальные синонимы, а теперь познакомимся с синонимами стилистическими. Сразу переходим к заданию, в процессе которого вы поймёте, о каких словах идёт речь.

Упражнение 1.(письменно)(слайд)

Найдите среди этих слов синонимы и распределите их по разным стилям. Сначала прочитайте все слова и назовите те из них, значение которых вам неясно.

Лицо, дрыхнуть, лгун, будущий, почивать, лик, долговязый, бить, обмануть, харя, спать, грядущий, внимать, лошадь, высокий, лупить, кляча, слушать, надуть, брехун.

Высокий:                           Нейтральный:                         Разговорный:

Проверим: лгун – врун – брехун

                     Лик – лицо – харя

                     Почивать – спать – дрыхнуть

                     Грядущий – будущий -

                                         - высокий – долговязый

                                         - бить – лупить

                                         - обмануть – надуть

                    Внимать – слушать –

                                     -   лошадь – кляча.

Проверяем.(слайд)

Итак, сделаем вывод, что такое стилистические синонимы. Это слова-синонимы, принадлежащие к разным стилям. Понятно, что создавая текст, к примеру, делового стиля, нужно избегать слов разговорного стиля.

        

3)Работа с понятием конверсивы.

А теперь узнаем кое-что новенькое. Есть ещё такое понятие – конверсивы. Что это? Нам, как людям, желающим уметь изъясняться выразительно и правильно, не мешало бы познакомиться с этим понятием. (слайд)

Конверсивы – это слова-перевёртыши, они переворачивают всю фразу с ног на голову, но при этом чудесным образом сохраняют её общий смысл. Посмотрите, как это получается. Предложение Дом опирается на сваи можно сказать, начиная с конца – Сваи поддерживают дом. Опираться и поддерживать – слова-конверсивы. Если преподаватель принимает экзамен у ученика, то ученик этот экзамен преподавателю сдаёт. Можно сказать, что подготовка к экзамену заняла весь вечер, а можно – весь вечер ушёл на подготовку к экзамену. Принимать – сдавать, занять – уйти – всё это слова-конверсивы, помогающие переформулировать предложения без изменения смысла.

Попробуйте и вы, используя конверсивы, переформулировать фразы. Не забывайте, что ваши предложения должны начинаться с последнего слова исходных предложений! (слайд)

  1. Брезент не пропускает воду. 2. Иванов – муж Ивановой. 3. Николай – племянник Петра Ивановича. 4. Волк пугает зайца. 5. «Спартак» выигрывает у «Динамо».

Проверяем сначала устно нескольких, потом по слайду.

А теперь переделайте предложения, используя для глаголов конверсивы с  –ся (умывать - умываться).(слайд)

  1. Ветер колеблет занавеску. 2. Тоска сжимает моё сердце. 3. Долгая прогулка утомила его. 4. Известная пианистка с блеском исполняла трудную сонату.

Проверяем сначала устно нескольких, потом по слайду.

Молодцы!

  1. Заключительный этап занятия. Подведение итогов. (слайд)

Итак, что мы можем сказать: зачем нам нужны синонимы? Позволяют выразить мысли более точно, более выразительно, не монотонно и не скучно. Однако, чтобы овладеть искусством использования синонимии, необходимо расширять свой словарный запас! Чем мы с вами и занимаемся на уроках русского языка, литературы, факультативе.В заключение нашего занятия (слайд) я попрошу вас написать на листочках своё отношение к этому занятию ( понравилось или нет), своё настроение от него или, например, что вы узнали на этом занятии. Но, главное – употребите в своём высказывании синонимы! Всем спасибо! (слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект  был разработан с учетом индивидуальных особ...

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви.

Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви....

Рабочая модульная метапредметная программа факультативных занятий по основам черчения с элементами оригами для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая модульная метапредметная программа факультативных занятий по основам черчения с элементами оригами для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «АНГЛИЙСКИЙ В КОМИКСАХ» для 2 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «АНГЛИЙСКИЙ В КОМИКСАХ» для 2 класса...

Рабочая программа по факультативному занятию «Общее физическое развитие» для обучающихся 8е/9г/10б класса с легкой умственной отсталостью на 2020-2021 учебный год

Содержание1.Паспорт рабочей программы2.Введение3.Пояснительная записка4.Требования ЗУН5.Содержание рабочей программы6.Учебно-тематическое планирование7.Перечень материально-технического обеспечения8.Л...