Прграмма курса по выбору "Искусство общения". 9 класс.
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Чуйкина Ирина Борисовна

Рабочая программа второго вида элективного курса "Искусство общения" составлена на основе учебно-методической литературы по психологии и культуре речи. Программа рассчитана на 17 часов ( 1 час в неделю).

Общение - сложный . многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми , порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией , выработку единой стратегии взаимодействия . восприятия и понимания другого человека.

"Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом ", - утверждал английский писатель-моралист Джон Леббок.

Нравственные знания , представления о нормах поведения, приобретённые по мере взросления учащимися в ходе занятий, должны быть направлены не столько на развитие умений, сколько на преодоление дисгармонии с окружающим миром, конфликтных позиций, "комплексов", на вселение уверенности в себе и веры в других.

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов "Искусство общения" призвана помочь старшеклассникам на нелёгком переломном этапе возрастного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_obshcheniya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 32

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

11 вида

курса по выбору " Искусство общения"

Ступень обучения (класс)    основное общее образование , 9 класс

                      Количество часов 17             Уровень    предпрофильный

                      Учитель            Чуйкина Ирина Борисовна

 

                                Программа разработана на основе

                                учебно-методической литературы

Искусство общения

   1. Пояснительная записка

   Рабочая программа второго вида элективного курса "Искусство общения" составлена на основе учебно-методической литературы по психологии и культуре речи. Программа рассчитана на 17 часов ( 1 час в неделю).

   Общение - сложный . многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми , порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией , выработку единой стратегии взаимодействия . восприятия и понимания другого человека.

   "Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом ", - утверждал английский писатель-моралист Джон Леббок.

Нравственные знания , представления о нормах поведения, приобретённые по мере взросления учащимися в ходе занятий, должны быть направлены не столько на развитие умений, сколько на преодоление дисгармонии с окружающим миром, конфликтных позиций, "комплексов", на вселение уверенности в себе и веры в других.

   Программа элективного курса для учащихся 9-х классов "Искусство общения" призвана помочь старшеклассникам на нелёгком переломном этапе возрастного развития.

   Цели курса:

           актуализация субъектной позиции и повышение уровня личностной и социальной компетентности учащихся благодаря получению знаний о себе, о других людях и новых формах и способах взаимодействия со сверстниками и взрослыми расширение границ восприятия самого себя и других людей.

     

  Задачи курса:

           помочь учащимся в определении своих интересов и склонностей;

           помочь учащимся в выявлении особенностей своего характера и темперамента ;

           знакомство старшеклассников с искусством общения;

           развитие коммуникативных умений и позиции сотрудничества с учётом интересов обеих сторон и в ситуации решения совместных командных задач;

           обучение способам построения конструктивно-партнёрских взаимоотношений с другими людьми.

           Основная форма проведения занятий данного элективного курса - работа в группе, ролевые игры, ситуационные задачи, которые помогут учащимся приучиться к общекультурным поведенческим нормам, принять решение в той или иной жизненной ситуации.

    Предполагаемый результат реализации программы : актуализация субъектной позиции и повышения уровня личностной и социальной компетентности учащихся благодаря получению знаний о себе, о других людях и новых формах и способах взаимодействия со сверстниками и взрослыми, расширение границ восприятия самого себя и других людей , развитие коммуникативных умений , формирование позитивного психологического климата в классе.

 

                                                                                                               

Таблица тематического распределения количества часов

   

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1.

РАЗДЕЛ 1. Введение

2

2.

РАЗДЕЛ 2. Содержание и средства общения  

6

3.

РАЗДЕЛ 3. Культура речевого общения

5

4.

РАЗДЕЛ 4. Поведенческий этикет

4

ИТОГО :

17

                                                                                            

    2.   Содержание  учебного  материала  элективного  курса  " Искусство общения".       17 часов.

Тема 1. Введение. 2 часа.

Этика и мораль.

Общение как знание, общение как искусство.

Тема 2.Содержание и средства общения . 6 часов.

Симпатия и антипатия .

Деловая игра " Письмо самому себе".

Тренинг " Комплекс и уверенность в себе".

Этикет одежды . Мода.

Стиль в одежде. Элегантность.

Создание собственного зрительного образа.

Тема 3. Культура речевого общения. 5 часов.

Паритетный диалог . Определение стратегии дискуссии.

Деловая беседа.

Умение отстаивать правоту и соглашаться с оппонентом.

Критика и критиканство. Избавление от агрессивности в беседе.

Искусство комплимента.

Тема 4. Поведенческий этикет. 4 часа.

Отношения с родителями. Христианское понимание терпимости. Прощение.

Этикет поведения на празднике. Этикет праздничного застолья.

Выражение соболезнований. Правила психологической поддержки.

Итоговое занятие.

  3. Список рекомендуемой учебно - методической литературы

                   Литература для учащихся

1. Андреева Г.М.Социальная психология. - М.,2000.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. - М.,2002.

3 .Карнеги Д. Ваше преуспевание в Ваших руках. - М., 1993.

4. Карнеги Д. Как научиться находить друзей. - М., 2001.

5. Козакевич Р.В. Конфликтология , или Как научиться общаться: Пособие для старшеклассников. - М., 2005.

6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь. - М., 2004.

7.  Львова С.И. "Позвольте пригласить Вас...", или  Речевой этикет. - М., 2004

                   Литература для учителя

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2000.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 2002.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. - М., 2001.

4. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М., 2001.

5. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб., 2000.

6. Твоя профессиональная карьера .Учебник для 8-11 классов. /Под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. - М., 1998.

7. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

8. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М., 2001.

Календарно - тематическое планирование занятий элективного курса

 " Искусство общения" в 9 классе

№ урока

Кол- во часов

Тематический материал

Дата

Оборудование урока , формы проведения

план

факт

2

Тема 1. Введение

1

1

Этика и мораль.

Урок - беседа. Анкетирование

2

2

Общение как знание , общение как искусство.

Дискуссия

6

Тема 2. Содержание и средства общения  

3

1

Условия зарождения симпатии к партнёру по общению . Антипатия.

Дискуссия. Игра "Симпатии и притяжения"

4

1

Деловая игра "Письмо самому себе"

Проективные рисунки, самопрезентация

5

1

Комплексы ; уверенность и неуверенность в себе.

Тренинг. Информационная таблица.

6

1

Исторический аспект моды. Молодёжная мода.

Мини- лекция, беседа. презентация, составление словаря терминов

7

1

Стиль в одежде. Элегантность. Подбор одежды к характеру и образу жизни.

Демонстрационный показ. презентация

8

1

Создание собственного зрительного образа с помощью запаха: духи и дезодоранты.

Тренинг , составление карты понятий. Презентация

5

Тема 3. Культура речевого общения.

9

1

Обучение паритетному диалогу. Определение стратегии дискуссии.

Тренинг , самодиагностика, групповая дискуссия

10

1

Деловая беседа.

Тренинг , решение ситуаций

11

1

Умение отстаивать правоту и соглашаться с оппонентом.

Тренинг , анализ ситуаций

12

1

Критика и критиканство. Избавление от агрессивности в беседе.

Анализ ситуаций

13

1

Искусство комплимента.

Тренинг

4

Тема 4. Поведенческий этикет.

14

1

Христианское понимание терпимости. Прощение. Бережность и терпимость в отношениях с родителями.

Беседа

15

1

Этикет поведения на празднике. Этикет праздничного застолья.

Тренинг, составление карты понятий

16

1

Выражение соболезнований. Правила психологической поддержки.

Беседа

17

1

Итоговое занятие.

Тестирование. Проективный рисунок " Моё будущее"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прграмма курса по выбору "Изделия из полимерной глины"

Программа расчитана для проведения занятий с учащимися, выбравших данный курс в рамкаи иновационной деятельность школы....

прграмма курса по выбору "Физика вокруг нас"

Программа курса разработана для новой инновационной программы школы "Основная школа- пространство выбора"...

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРГРАММЫ КУРСА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"

У учителя физической культуры часто возникает конфликтная ситуация по поводу оценивания обучающихся. Проблема в том, что не понятно кому и за что ставить ту или иную оценку. ФГОС требует от учителя ко...