прграмма курса по выбору "Физика вокруг нас"
рабочая программа (7 класс) по теме

Программа курса разработана для новой инновационной программы школы "Основная школа- пространство выбора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_vokrug.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ № 32»

Программа курса по выбору

«Физика вокруг нас»

Для учащихся 7-8 классов

Учитель: Злобина Л.Л.

Пояснительная записка

Направленность

Программа дополнительного образования «Физика вокруг нас» ориентирована на развитие интереса школьников к изучению физических процессов, происходящих в природе, к овладению физическими методами познания разнообразных явлений окружающего мира,  формирование умений наблюдать и выделять явления в природе, описывать их физическими величинами и законами. Программа направлена на формирование мыслительного потенциала учащихся, на становление творческой личности, способной осмыслить окружающий мир с научной точки зрения.

Актуальность

В XXI веке информационных технологий человек с лёгкостью получает ответы на интересующие его вопросы с помощью Всемирной паутины. В третье тысячелетие Новейшего времени вступило новое инновационное поколение — Homo Internetus. Это новое постиндустриальное общество, в котором происходит софистическая подмена понятий: кто обладает информацией, тот обладает миром. Но информация — это ещё не знание. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, к сожалению, приводит к тому, что ученик современной школы перестаёт самостоятельно мыслить, искать пути решения научных проблем нестандартными, творческими методами.

Программа «Физика вокруг нас» ставит перед собой цель научить учащихся применять физические знания на практике, видеть и уметь объяснять наблюдаемые природные и другие явления, самостоятельно проводить эксперименты и давать им качественную оценку путём собственных умозаключений, переводить невероятное в очевидное, обыденное в увлекательное.  Благодаря комплексному подходу формируется всесторонне развитая личность учащегося современной школы, девизом которой становится крылатая фраза «Cogito, ergo sum» — «Я мыслю, следовательно, я существую». Что и составляет актуальность данной программы.

Новизна

Новизна программы заключается в сочетании нескольких форм проведения занятий. Это соревнования и игры (турниры, дуэли, деловая игра), занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике (исследование, изобретательство, мозговая атака), занятия, напоминающие публичные формы общения (брифинг, регламентированная дискуссия, устный журнал, диспут), занятия, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий (заочная экскурсия, путешествие в прошлое), а также трансформация традиционных способов организации урока (урок-консультация, урок-практикум). Кроме того учащимся предоставляется возможность самостоятельно применить физические знания на практике (модели-самоделки).

Педагогическая целесообразность

В большинстве своём внеклассная деятельность современных образовательных учреждений реализует два подхода — это формальное выполнение проектных работ и факультативные занятия основных типов в рамках традиционного обучения. Ограниченное количество школьников в первом подходе не позволяет учащимся учиться взаимодействовать друг с другом, а жёсткие рамки традиционной системы второго подхода не предоставляют школьникам возможности для самореализации и развития гармоничной, всесторонне развитой личности. Легко видеть, что при такой организации внеклассной деятельности страдает и психологическая, и развивающая составляющая учебного процесса.

Образовательная программа «Физика вокруг нас» ориентирована в первую очередь на коллективы 7 – 8 классов и предоставляет учащимся возможности для открытого диалога, как с учителем, так и со сверстниками. Обилие подходов к организации внеурочных мероприятий способствует интеллектуальному развитию школьников, реализации их замыслов и идей. Учащиеся учатся взаимодействовать со сверстниками, ведь сплочённое состояние обладает огромной ценностью, как для группового развития, так и для каждого конкретного человека. Оно способствует эффективному труду, делает группу более стабильной, укрепляет психологическое здоровье людей, входящих в группу, позволяет личности гармонично развиваться вместе с группой. Всё это говорит о педагогической целесообразности данной образовательной программы.

Цели программы

        Образовательная цель программы — получить учащихся с расширенным кругозором, апеллирующих полученными знаниями о физической картине мира, умеющих наблюдать, анализировать и формулировать выводы.

        Воспитательно-развивающая цель программы — получить учащихся, способных к творческой, исследовательской, самостоятельной деятельности.

Задачи программы

  1. Научить учащихся объяснять  многие  природные  явления;
  2. Научить учащихся видеть  и  уметь  объяснять  наблюдаемые  явления;
  3. Научить учащихся применять  физические  знания  на  практике;
  4. Научить учащихся проводить  эксперименты  и  опыты;  
  5. Научить учащихся подвергать сомнению и анализу явления в окружающем мире;
  6. Научить учащихся правилам диспута;
  7. Научить учащихся чётко и ясно излагать свои мысли;
  8. Научить учащихся аргументировано защищать своё мнение в вопросах физики.

Отличительная особенность данной образовательной программы

        Благодаря использованию нестандартного подхода при организации занятий в рамках образовательной программы «Физика вокруг нас» учащиеся получают возможность самовыражения, учатся взаимодействовать друг с другом, с уважением относиться к мнению других людей и овладевают искусством дискуссии, что невозможно воплотить в жизнь на уроках физики в рамках школьного курса. Помимо этого, школьники познают физическую картину мира с позиции обыденности и повседневности.

Возраст детей, участвующих в реализации

дополнительной образовательной программы

        В данной образовательной программе участвуют ученики 7 – 8 классов в возрасте от 12 до 14 лет не более 15 человек в группе. Психологической особенностью данной возрастной группы является новообразование подросткового возраста — чувство взрослости, благодаря которому учащиеся ориентируются на мнение, господствующее в референтной среде сверстников, а не на мнение взрослого человека, в частности — учителя. Особенности данной образовательной программы позволяют постепенно решить эту проблему, поскольку в большей степени программа направлена на взаимоотношения сверстников, помогает детям найти общий язык друг с другом, а учитель здесь лишь исполняет роль хорошего дирижёра, умело руководящего большим оркестром.

Сроки реализации данной дополнительной

образовательной программы

        Программа рассчитана на 1 год.

Формы и режим занятий

        Форма занятий групповая, вид группы — профильная, состав постоянный, набор свободный. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу в течение всего учебного года. Количество детей в группе не более 15 учеников.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

        Дети должны обладать расширенным кругозором и углублёнными познаниями о физической картине мира, уметь выражать свои мысли грамотным литературным языком, должны овладеть искусством диспутов и уметь анализировать, творчески подходить к решению задач и выполнению заданий в коллективе.

Процедура оценивания

Проверка результатов осуществляется по пятибалльной системе с помощью проектных работ, выставки самоделок, конференций и конкурсов работ учащихся. Оценивается самостоятельность выполнения, эстетика работы, уверенность защиты своей работы. Процедура защиты работы происходит публично во время занятий группы и оценивается жюри сгруппированное из участников курса.

Техническое обеспечение

  1. Кабинет физики;
  2. Лаборантская с приборами и материалами, необходимыми для проведения физических опытов и экспериментов;
  3. Компьютер;
  4. Проектор.

Список методической литературы

  1. Асламазов Л.Г., Варламов А.А. Удивительная физика. М.: Наука, 1988.
  2. Браверманн Э.М. Вечера по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1969.
  3. Голин Г.М., Филонович С.Р. Классики физической науки. М.: Высшая школа, 1989.
  4. Льоцци М. История физики. М.: Мир, 1970.
  5. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. М.: Изд-во детской литературы, 1959.
  6. Перельман Я.И. Физика на каждом шагу. М.: Наука, 1979.
  7. Покровский А.А. Демонстрационный эксперимент по физике. М.: Просвещение, 1967.
  8. Смирнов В. Опыты и самоделки по физике. Ленинград: Детгиз, 1955.
  9. Уокер Дж. Физический фейерверк. М.: Мир, 1989.

Список рекомендуемой литературы

  1. Кикоин И.К. Опыты в домашней лаборатории. М.: Наука, 1980.
  2. Перельман Я.И. Занимательная физика. М.: Наука, 1979.
  3. Роджерс Э. Физика для любознательных (в 3 томах). М.: Мир, 1969.
  4. Хилькевич С.С. Физика вокруг нас. М.: Наука, 1985.  

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Физика вокруг нас»

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие «Физика вокруг нас — физика повсюду».

1

1

2

Регламентированная дискуссия «Нужна ли физика?»

1

2

3

3

Физика природных явлений. Часть 1: дождь, снег, туман, гром и молния, радуга.

1

1

4

Физика природных явлений. Часть 2: землетрясения и цунами, вулканы, тайфуны и смерчи.

1

1

5

Исследование «Как  бегали  динозавры  и  почему  они  вымерли?»

1

1

6

Цвета и звуки в природе. Устный журнал.

1

2

3

7

Деловая игра «Физика дома: на кухне, на плите, за чашкой чая…»

1

1

2

8

Физика климата и погоды.

1

1

9

Путешествие в прошлое: как образовались холмы?

1

1

10

«Всемогущий воздух».

1

1

11

Опыты, основанные на свойствах воздуха.

1

1

12

Самоделки, основанные на свойствах воды.

1

1

13

«Садово-парковый ансамбль»: фонтан на столе.

1

1

14

«Электричество — великая сила!» Опыты из области электричества и магнетизма.

1

1

2

15

«Огни Перми»: уличное освещение в миниатюре.

1

1

16

Звуковые явления: первый телефон.

1

1

2

17

«Не верь глазам своим…» Опыты, основанные на явлениях оптики и света.

1

1

2

18

«Карусель на люстре»: опыты, основанные на тепловых явлениях.

1

1

2

19

Физика и Великая Отечественная война.

1

1

20

Никола Тесла: человек, который изобрёл XX век.

1

1

21

Мария Склодовская-Кюри: великая женщина и великий учёный!

1

1

22

Основоположник электричества — Алессандро Вольта и комета Галлея.

1

1

2

23

Электрические фонтаны Гастона Планте.

1

1

2

24

«Физика» Аристотеля и апории Зенона.

2

2

25

Тайны магнитов.

1

1

2

26

Мир солнечного света.

2

2

27

По ту сторону зеркала.

1

1

2

28

Чёрные дыры: загадки Вселенной.

2

2

30

Простые опыты Роберта Вуда.

2

2

31

Нобелевская премия: истории непростых открытий.

2

2

32

Физический фейерверк: вопросы и ответы.

1

1

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прграмма курса по выбору "Изделия из полимерной глины"

Программа расчитана для проведения занятий с учащимися, выбравших данный курс в рамкаи иновационной деятельность школы....

элективный курс по УМК "Вокруг тебя - мир"

программа по УМК К.Сухарева -Дериваза "Вокруг тебя - мир" (гуманитарная направленность)...

Обобщение опыта работы по теме "Технология РКМЧП на уроках литературы и курса по МГП "Вокруг тебя Мир..."

Овладевая стратегиями технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я добиваюсь определенных успехов, из которых самым главным я считаю овладение способами мыслительно...

Прграмма курса по выбору "Искусство общения". 9 класс.

Рабочая программа второго вида элективного курса "Искусство общения" составлена на основе учебно-методической литературы по психологии и культуре речи. Программа рассчитана на 17 часов ( 1 час в недел...

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРГРАММЫ КУРСА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"

У учителя физической культуры часто возникает конфликтная ситуация по поводу оценивания обучающихся. Проблема в том, что не понятно кому и за что ставить ту или иную оценку. ФГОС требует от учителя ко...