План-конспект урока по русскому языку в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Савлохова Ирина Николаевна

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе.

Учитель: Савлохова И.Н.

Тема: Общеупотребительные слова и профессионализмы. Словарный диктант.

Цель: сформировать понятие об общеупотребительных, необщеупотребительных словах, а также о профессионализмах.

Ход урока.

1. Словарная работа.

На доске написаны слова:

Украинский, легкоатлет, избалованный, уморенный, полудремота, украинец, жалюзи, мизантропия, звонит, медикаменты.

– Сейчас я прочитаю текст, в котором будут употреблены эти слова. Ваша задача – услышать и запомнить их произношение.

Украинский легкоатлет, избалованный вниманием, уморенный бесцеремонными журналистами, находился в состоянии полудремоты. Когда в дверь гостиничного номера позвонили, украинец поднял жалюзи и в приступе мизантропии, теряясь в догадках, кто же звонит, пошел открывать. На пороге стояла женщина гренадерского роста, держа в руках коробку с медикаментами.

После прочтения текста учащиеся хором читают слова, написанные на доске, объясняют написание подчеркнутых букв, значение непонятных слов, проставляя ударения. Листы сдаются учителю.

2. Определение целей урока.

Учитель записывает на доске слово компас и подчеркивает буквы О и А. Написание какой буквы может вызвать у нас сомнения? (Буквы а.) Почему? (Она без ударения.)

– Если бы вы были моряком, то ответили бы по-другому. Почему?

– Дело в том, что произносить это слово с ударением на первом слоге – общепринято. На последнем же слоге ставят ударение только моряки.

– Слова, связанные с определенной профессией, называются профессионализмами.

– Сегодня на уроке мы сравним эти слова с общеупотребительными, рассмотрим их назначение.

Учащиеся записывают тему урока.

3. Работа с учебником.

– На стр. 29 учебника прочитайте о профессионализмах.

– Вспомните, что такое многозначные слова.

– В чем комичность рисунка, изображенного на стр. 30 учебника?

– Что означают общеупотребительные слова «ковш» и «башмак»? А специальные?

4. Игра «Кто вперед?»

Упражнение 68.

I  в а р и а н т – 1-й и 2-й столбец.

II  в а р и а н т – 3-й и 4-й столбец.

5.  Словарный диктант.

Слышал новости; видел цыгана; строил здание вокзала; таяли на солнце; выкачал воду; обидел малыша; заклеил книгу; ездил в Москву; заполнил сосуд; ужалил щенка; ненавидел ложь; затеял возню; чистил клюв; развеял тучи; зависел от расписания.

6. Итог урока.

– Прослушайте текст и скажите, нужны ли профессионализмы. Обоснуйте свой ответ.

Вся морская терминология, так же как и разговорный язык моряков, великолепна. Почти о каждом слове можно писать поэмы, начиная от «розы ветров» и кончая «гремящими сороковыми широтами» (это не поэтическая вольность, а наименование этих широт в морских документах).

А какая крылатая романтика живет во всех этих фрегатах и баркантинах, шхунах и литперах, вантах и реях... гуле машинных турбин, сиренах, кормовых флагах, полных штормах, тайфунах, туманах, ослепительных штилях, плавучих маяках, «приглубых» берегах и «обрубистых» мысах, узлах и кабельтовых – во всем том, что Александр Грин называл «живописным трудом мореплавания».

Язык моряков крепок, свеж, полон спокойного юмора. Он заслуживает отдельного исследования, так же как и язык людей многих других профессий.

 (По К. Паустовскому.)

Домашнее задание: расспросите своих родителей об их профессиях, узнайте, какие специальные слова они употребляют. Напишите небольшой рассказ о профессии одного из родителей, используя профессионализмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

План- конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе "Синтаксис. Пунктуация".

Обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация»....