Обращение
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Нурманова Лаззат Джамбуловна

 Урок составлен в соответствии с требованиями. При объяснении новой темы использован частично-поисковый метод. Учащиеся составляли кластер, рассуждали, решали возникающие познавательные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrashchenie.docx46.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обращение.  8класс

Цели   урока:                              Формировать умение и навыков находить            

                                                обращения в речи,  выделять на письме

                                                запятыми, в  устной  речи  – интонационно.

                                                        Развивать  способности  анализировать,        

                                                делать оптимальный выбор  в  зависимости  от  

                                                ситуации.

                                                       Воспитывать  интерес  к  русскому языку,                            

                                               формировать  и  совершенствовать  нравственные

                                                принципы.

Тип урока:    первичное закрепление новых  знаний

Вид урока:   открытый урок

Наглядность:   таблица, карточки

                                   Ход урока

  1.  Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь!

-Дорогие , ребята, сегодня у нас открытый урок. Желаю всем удачи и творческих успехов.

     

 2. Проверка домашнего задания.

- Итак, ребята начнем урок с опроса домашнего задания.

1. Выразительное чтение наизусть стихотворение «Сердце так и гложет страх»

2. Найдите междометия в предложениях.

1. Ах, как это солнце ярко!

2. А  лес и правду шумел, ох, и шумел же!

3. Чу! Ночная  птица  кричит.

     

3.Новая  тема.

Эпиграф к уроку:

         Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - « МАТЬ»

Мама и Родина очень  похожи :

Мама - красивая, Родина - тоже!

Вы присмотритесь : у мамы глаза

Цвета такого же, как небеса.

Мамины  волосы, словно  пшеницы,

Что на бескрайних полях колосятся.

Мамины руки теплы и нежны,

Напоминают луч солнце они

 Если поет мама песни, то ей

Вторит  веселый и звонкий ручей

Так и должно быть : что дорого нам,

Напоминают всегда наших мам.              

                                                                      (Стариков А)

 Я  приеду  к  тебе,   моя  мама,

Поцелую морщинки твои,

Пусть проносятся годы упрямо…..

Только ты, моя мама,

ЖИВИ…..

- Ребята, почему слова  моя мама  подчеркнуты?

-Если вы радуетесь чему-то, вы обращаетесь к матери, если с вами случилась  беда , опять  обращаетесь  к матери.

Запишите тему урока «Обращение»

-Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

-уметь находить обращения в предложениях;

-выделять обращения на письме запятыми, в устной речи- интонационно;

-свободно уметь  использовать обращения в речи  разных ситуациях.

Объяснение темы.

                                                           ОБРАЩЕНИЕ

             слово или сочетание слов, называет того, к кому обращаются с речью

    нераспространенное

           Мама, ты дома?

       распространенное

Дорогая мамочка!  Здравствуй.

     

                        Знаки препинания в предложениях с обращениями

Обращения всегда выделяются запятыми, если произносятся с сильным чувством, то восклицательным  знаком

в  начале предложения:

Иванов, иди отвечать.

Родимая! Ну как заснуть в  метель.

в  середине предложения:

Крепко целую тебя, моя родная, жду встречи.

Ничего, родная! Успокойся.

в конце предложения:

Мы ждем тебя, Иван.

Выполни мою просьбу, мамочка.

 

 Чаще всего в роли обращений выступают собственные имена, реже –клички животных или названия неодушевленных предметов.

    В современном русском языке выражаются формой именительного падежа.

    Для того чтобы не спутать обращение с  подлежащим ,которое тоже выражается формой именительного падежа, следует  учитывать следующее:

  1. обращение не является членом предложения, не входит в грамматическую основу;
  2. обращение произносится с особой интонацией;
  3. мы не можем отделить подлежащее от сказуемого запятой.

Например:  Дима прочитал письмо.

                Дима, прочитай письмо.                    

-Сегодня  мы будем говорить о письмах и  узнаем, о чем пишет своей матери Николай Островский. Н.Островский советский писатель, родился в 1904 году и умер 1936 году  Волынской губернии  (Украина).  Он прожил всего 32 года.

-Что такое письмо в вашем понимании?

-Когда пишут письмо?

    Знакомство с текстом. Беседа по содержанию.

Словарная работа.

Обращение - қаратпа сөз

Данияр, у тебя хорошее произношение!

Письмо - хат

1)бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-либо с целью сообщения о чем-либо, изложения своих  мыслей, выражения чувств;

2) официальный документ.

Ответьте на вопросы:

-Какие слова употреблены в качестве обращений?

-Чем выражено обращения в этих предложениях?   Объясните  расстановку  знаков  препинания .

1)  Милая мама!  Все  твои  письма  мне  прочли.

2)   Я  прошу  тебя ,  моя родная, очень  прошу  и даже  требую.

3)   Крепко обнимаю тебя ,  моя славная труженица.

-Как правильно писать письма?

-Для  чего  служат  обращения  в письмах?

Одним из популярных произведений С. А .Есенина является «Письмо матери». »Письмо  матери»- вещь  очень личная, очень откровенная.

Ты жива еще  моя старушка?

Жив и я.

Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

     Многоуважаемый Николай Николаевич, большое спасибо Вам за поздравления и ласковые слова. Дорогой Алексей Максимович, отвечаю сразу на два письма.  Милый Саша, здравствуй. Благодарю тебя, Сашечка, за хлопоты.

Местоимения  Вас, Вам   пишется:

  1. при обращении к одному конкретному лицу в официальных сообщениях:

«Поздравляю  Вас…..»

«Сообщаем Вам….»

  1.  в  личных письмах одному конкретному лицу, выражая  вежливое отношение.

Используя различные обращения, напишите первые предложения писем, поздравительных  открыток  другу (подруге), родителям, учителю.

 Обращение задает  тон всему последующему  разговору. Неудачное обращение  может  насторожить,  удивить  и  даже  обидеть.

Используйте обращение в конкретных жизненных ситуациях.

СИТУАЦИИ:

1) Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно.  Попросите  о помощи  одноклассники.

2)Всю перемену вы провели в столовой.  Опоздали на урок.  После звонка вам надо войти в класс . Попросите  разрешения  у  учителя присутствовать на уроке.

3)Вы едете в общественном транспорте. Попросите пассажира передать деньги за проезд.

5.Подведение  итогов   урока.

           Всем нам при общении

           Поможет обращение .

Можно смело обратиться

 К  людям, звездам или птицам.

Только ,друг, не забывай,
Запятые расставляй.

     

 Часто передает отношение

        говорящего                                            Слово или сочетание слов                

                                                                                                                     

                                            ОБРАЩЕНИЕ        

Называет того, к кому                                                                                                                      обращаются с речью                                                                                                                          

                                                                               Выделяется  запятыми                                                                                    

                                                                        и восклицательным знаком

 не  является членом                    выделяется

предложения                                 интонационно

-Справились ли мы  с заданием?

        БУДЕМ ПОМНИТЬ, МАЛО БЫТЬ ГРАМОТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, ОЧЕНЬ ВАЖНО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ КУЛЬТУРНЫМ.

6. Домашнее  задание.  Упр.2,5 ; стр. 49-51

7.Комментирование оценок.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме "ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»

На уроке проводится закрепление умения проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями, отрабатывается умение использовать этикетные формы обращения в собственной речи,...

Обращение. Знаки препинания при обращении

Краснодарский крайУсть-Лабинский районг. Усть-Лабинскмуниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 6ул.Энгельса,71      ОТКРЫТЫЙ...

Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и  в  семьях некоторых наших у...

урок в 5 классе Обращение. Знаки препинания при обращении.

Урок по теме "Обращение. знаки препинания при обращении" в 5 классе по программе Львова. На уроке использовалась презентация. Урок прошёл на высоком уровне. Учащимся урок очень понравился....

ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ.

Урок по теме: "Обращение и знаки препинания при обращении".материал учит детей находить предложения с обращениями, использовать обращение как средство оценки того, кто говорит и того, к кому обращаютс...

Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике ненецких писателей.

Урок русского  языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.Обращения в лирике ненецких писателей.Презентация к уроку....