Формирование УУД у обучающихся на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Врублевская Татьяна Юрьевна

В настоящей статье Освещаются приемы и средства формирования УУД в рамках системно-деятелностного подхода на уроках русского языка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Т. Ю. Врублевская

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  

В настоящей статье освещаются приемы и средства формирования универсальных учебных действий в рамках системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в школе.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия (УУД), приемы и средства формирования навыков и учебных действий.

В основу федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (второго поколения) заложен системно-деятельностный подход. На протяжении длительного периода практика школьного обучения носила репродуктивный, информационный характер, представляя собой по сути передачу информации от учителя к ученику. Объем и качество этой информации позволяли сформировать прочную систему фактических знаний. Потому выпускники российских школ по уровню владения фактами, именами, понятиями из разных областей науки традиционно превосходят сверстников из других стран мира. Но при этом зачастую показывают не достаточно высокие результаты при выполнении заданий, направленных на активный характер познавательной деятельности.

В новых условиях основной задачей учителя становится включение обучающегося в учебную деятельность, организация процесса самостоятельного овладения новыми знаниями, побуждение к применению полученных знаний для решения познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД), проходит через следующие этапы:

1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

3) изученное УУД включается в практику обучения на уровне предметного содержания разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция выполнения УУД;

4) в завершении организуется контроль уровня сформированности конкретного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике как на уроках, так и во внеурочной деятельности [1].

Любое учебное действие должно быть мотивировано. Учителю необходимо избегать «натаскивания» ученика на выполнение каких-то приемов, операций, механического применения обучающимся знания. Действие должно быть осмыслено и принято учеником, а в идеале – найдено им самостоятельно. В связи с этим становится наиболее значимым применение в практике педагогом различных средств формирования УУД.

«Средства педагогические – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, ученическое общение, познание» [2: 131].

В данной статье будут рассмотрены некоторые приемы и средства формирования УУД, применяемые в практике преподавания русского языка в школе.

В самом начале урока учитель должен мотивировать обучающихся на работу и на осознанное получение новой информации. На этом этапе возможно использование приёма «Отсроченная отгадка» и игровых элементов, что позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся на уроке, сформировать умение анализировать и сопоставлять факты, определять противоречия, находить решение имеющимися ресурсами. Пример: урок в 6 классе на тему «Правописание Н-НН в причастиях». На доске записано: «Мороженое: посыпа..ое шоколадом, украше..ое консервирова..ой вишней, и засахаре..ыми лимо..ыми дольками». Учитель ставит учебную задачу: «Представьте, вы в магазине. Нужно выбрать качественное мороженое по обёртке. Недобросовестный производитель – неграмотный и не знает, сколько Н должно быть написано в данных словах, а у добросовестного – ошибок нет. Мы будем искать только “правильный” продукт». Буквы в эти слова обучающиеся вставляют в конце урока.

Прием «Корзина идей, понятий, имен» используется при организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока для актуализации имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На сенсорной доске – значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. В ходе урока на доске компилируются основные понятия, правила и иллюстрации. К примеру, на уроке изучения правописания НЕ с разными частями речи можно предложить обучающимся высказать свою точку зрения о слитном-раздельном написании частицы с разными частями речи, предложить представить известные алгоритмы написания, привести примеры.

Приём «До-После» из технологии развития критического мышления может быть использован на этапе актуализации знания учащихся, а также на этапе рефлексии. Данный прием формирует умения прогнозировать события, соотносить известные и неизвестные факты, выражать свои мысли, навык сопоставлять, сравнивать и делать вывод (включаются познавательные УУД). Ученику предлагается заполнить таблицу из двух столбцов. В левой ее части, обозначенной как «До» обучающийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может сформулировать свою гипотезу. Правая часть таблицы «После» заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д. Далее ученик сравнивает содержание «До» и «После» и делает вывод.

Пример. Вопрос «Как связывается слова в словосочетании?»

«До»: Я думаю, что слова с словосочетании связываются по смыслу.

«После»: Слова в словосочетании связаны…

Вывод: Я прав (не прав, не вполне прав), так как...

Огромную роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности «чтение» участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, рефлексия и др. И здесь возможно применение приема «Инсерт» (авторы Воган и Эстес). Он используется для формирования такого универсального учебного действия, как умение систематизировать и анализировать информацию. Приём используется в три этапа:

1. В процессе чтения обучающиеся маркируют текст значками («V» – уже знал; « + » – новое; « – » – думал иначе; « ? » – не понял, есть вопросы).

2. Затем ученики заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

3. Организуется обсуждение записей, внесённых в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

Эффективен при чтении прием логического запоминания учебной информации. Он включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим обучающимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, граф-схем и пр.; подготовка докладов и написание рефератов двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.

После прочтения и работы с текстом возможно еще одно средство формирования УУД обучающихся – дискуссия. Диалог учащихся может проходить как в устной, так и в письменной форме. Для развития и становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого – основное звено школы. Такая работа позволяет развивать коммуникативные навыки. Впоследствии это может послужить основой для серьезной работы с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний.

Не менее важное средство формирования умения учиться – рефлексия. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающим творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, написание стихотворения по алгоритму, письма по кругу, составление синквейна. Названные средства позволяет формировать универсальные учебные навыки у обучающихся, повысить качество знаний по предмету, создать условия для социализации личности.

Подводя итог, нельзя не отметить, что суть системно-деятельностного подхода к обучению не сводится исключительно к применению отдельных приемов, методов, технологий. Это своего рода новая философия школьного образования. Учитель из транслятора знаний превращается в руководителя процесса относительно самостоятельного поиска решения проблем обучающимися. В содружестве с учениками педагог организует формирование универсальных учебных действий путем сознательного и активного присвоения нового опыта, способствуя тем самым саморазвитию и самосовершенствованию учащихся, готовя их к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Электронный ресурс: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2011_05_10.html

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского язы...

Формирование филологических компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы на основе работы с текстом

Данная работа является обобщением педагогического опыта на присвоение высшей категории по должности "учитель"...

Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках русского языка

Данный материал носит теоретический характер и посвящён  формированию информационной компетентности обучающихся на уроках русского языка в основной школе. Актуальность данной темы диктуется потре...

Формирование общих компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы.

В 2014 году  участвовала в межрегиональной научно-практической конференции "Формирование общих компетенций обучающихся СПО и НПО в рамках учебных дисциплин и профессиональных модулей" в г.Чернь Г...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...

Формирование экологического мышления обучающихся на уроках русского языка

Описываются средства формирования экологического сознания обучающихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...