«Развитие ключевых компетенций на уроках русского языка"
проект по русскому языку по теме

Макарова Юлия Анатольевна

Тема моего проекта: «Развитие ключевых компетенций на уроках русского языка».
    Объект проекта – дидактический процесс на уроке русского языка.
    Предмет проекта: процесс развития ключевых компетенций на уроках русского языка.
    Цели проекта:
–  создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых компетенций.
– развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. реализовывать ключевые компетенции.
– воспитывать у учащихся ценностное отношение к русскому языку.
    Задачи проекта:
– использование разнообразных форм и приемов организации учебной деятельности, ориентированных на деятельностный режим в учебной коммуникации;
–  создание разных форм мотивации: самостоятельный выбор темы урока, совместное целеполагание, самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений;
– построение собственной картины мира на основе своего понимания и культурных образцов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnyij-proekt.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Выполнила

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №8»

Макарова Юлия Анатольевна



Основная задача современного
образования – научить учиться.

Актуальность.
        Школа - тот краеугольный камень, на котором строится будущее страны. В обществе, как в зеркале, отражаются проблемы школы.
      Давайте бросим мысленный взор на нашу школу, на современное общество. Что же видим?
     Мы творим жизнь, а творимая нами жизнь уходит в песок.
     Мы художники жизни, но картины жизни, созданные нами, возмущают нас самих - они безликие, размытые и безобразные.
     Мы воспитываем детей, но невоспитанных людей становится все больше.
     Мы любим детей, но дети недолюбливают нас, а в обществе любовь не умножается.
     Мы даем уроки, но от них не видим никакого чуда.
     Мы дарим детям знания, а они не радуются.
     Мы несем обществу благо, а общество не благодарно нам.
     Мы причастны к качеству жизни, а жизнь становится все хуже и хуже, в ней вот-вот восторжествует бездуховность и безнравственность, т.е. тьма...
     Традиционно вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных учениками знаний оценивалась работа педколлектива.
     Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал следующие идеи: «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.  Школа – центр творчества и информации»  (из Послания Федеральному собранию Д.А. Медведева)      
      Таким образом,  работа учителя должна быть направлена не на передачу знаний ребенку в готовом виде, а на развитие его  ума, его мыслительных процессов, что подтверждается аксиомой:  Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить.  
     Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «выпускника, умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации.
      Находясь внутри образовательного процесса, учителя часто не ощущают кризисности образовательной среды. Педагог занят каждодневным трудом, который он подчас очень добросовестно выполняет. Для системного видения внутренних процессов нужен взгляд со стороны, который часто приводит учителей в состояние шока.
       Само время диктует сегодня продолжить дальнейшее преобразование содержания образования. Оно должно быть направлено на искоренение взгляда на ребенка как на полуодушевленное существо, которое взрослые хотят и могут научить тому, что им кажется необходимым. Забота о сохранении уникальности, своеобразия каждой личности, сотрудничество педагогов с ребенком по выращиванию у него средств познания и развития своих сущностных сил должны стать основой обновления содержания общего образования.
       Если мы обратимся к Президентской инициативе: «Наша новая школа», то первым пунктом стоит следующее:
     –   возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов.
       Вместе с этим появился  вполне современный и перспективный так называемый «компетентностный подход».
      Эта тема актуальна, так как компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» (а на самом деле суммы сведений) предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).
    Данные противоречия  обусловили выбор
темы моего проекта: «Развитие ключевых компетенций на уроках русского языка».
   
Объект проекта – дидактический процесс на уроке русского языка.
    Предмет проекта: процесс развития ключевых компетенций на уроках русского языка.
   
Цели проекта:
–  создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых компетенций.
– развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. реализовывать ключевые компетенции.
– воспитывать у учащихся ценностное отношение к русскому языку.
   
Задачи проекта:
– использование разнообразных форм и приемов организации учебной деятельности, ориентированных на деятельностный режим в учебной коммуникации;
–  создание разных форм мотивации: самостоятельный выбор темы урока, совместное целеполагание, самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений;
– построение собственной картины мира на основе своего понимания и культурных образцов.
      Гипотеза проекта заключается в предположении о том, что работа по использованию ключевых компетенций и компетентностного подхода в целом сделает процесс обучения более интересным ученикам, сформирует у них понимание жизненно-практической значимости содержания образования, которое они осваивают. Должны  сформироваться такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.
   
 Стратегия (концепция) реализации проекта: общество предъявляет социальный заказ системе образования. Ему требуются высококвалифицированные, инициативные, образованные специалисты. Педагогу современной школы необходимо постоянно пополнять свои знания, улучшать мастерство, уметь учиться и пользоваться новейшими источниками информации. Повышение требований к уровню подготовки специалистов, естественно, заставляет работников самостоятельно совершенствовать свою квалификацию.
   
Идея данного проекта состоит в том, что для обеспечения «отдаленного эффекта» школьного образования все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мертвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем. 
     Целевая группа (участники):
учащиеся 5-11 классов.
      Заказчики проекта: родители, работодатели, современное общество в целом.  
   
 Исполнители проекта: педагоги.
     
Методологической основой моего проекта является сущность компетентностного подхода в образовании и его концептуальные составляющие: понятия “компетенция” и “ключевые компетенции”.
      Понятия “компетентностный подход в образовании ”, “ ключевые компетенции ”.
     
Компетентностный подход в образовании – подход в организации образовательного процесса, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование ключевых компетентностей.
     
Ключевые компетенции – универсальные компетенции (круг вопросов, способности, умения), применимые в различных жизненных ситуациях и необходимые для успешной реализации человеком всех основных жизненных ролей: гражданина, семьянина, члена общества, защитника отечества, работника.
     Основные ключевые компетенции, формируемые на уроках русского языка и литературы:
а) Общая характеристика.

  • Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе: принятие различий, уважение других, способность жить с людьми других культур, языков, религий.
  • Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, владение языками.
  • Способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения (самостоятельная познавательная деятельность, усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации).

    б) Определение ключевых компетенций.
  • Информационная компетенция - готовность работать с информацией.
  • Коммуникативная компетенция - готовность к общению с другими людьми.
  • Проблемная компетенция - готовность к решению проблем.

    Основные принципы организации учебного процесса в логике компетентностного подхода.
а) Цель учебной деятельности – организовать самостоятельные действия ученика от формирования проблемы до проверки правильности решения, выполнения задания (учить способам деятельности);
б)
Позиция ученика: я учусь, как действовать в проблемной ситуации; я сам должен принимать решение, прав ли я или нет;
в)
Позиция учителя: ученик – человек, имеющий собственный опыт, собственное мнение, имеющий право и возможность самому искать решение добывать знания (“я не сосуд, который надо заполнить знаниями);
г)
Учебный материал опирается на результаты изучения предыдущего и связан с последующим; практически ориентирован;
д)
Задания не только те, которые выполняются с правильными ответами, а и те, которые имеют неправильные варианты (типа тестов);
е)
Вопросы :задаются такие вопросы, ответ на которые можно найти не только в учебнике: часть можно найти в учебнике, часть в изученных дополнительных материалах, а часть нужно искать самостоятельно;
ж)
Оценивание.

  • что оценивается – “сумел” или “не сумел”;
  • кто оценивает – в первую очередь, сам ученик оценивает свои знания и умения;
  • способ оценивания – по уровням и критериям (не количественные показатели).

Что должен уметь учитель, чтобы реализовать учебный процесс в логике компетентностного подхода.
Ориентироваться в ситуации на рынке труда (хотя бы в своём городе); понимать, какие умения потребуются ученику, чтобы найти себе работу в будущем;

  • Видеть и понимать жизненные интересы учащихся;
  • Проявлять уважение к своим ученикам и их интересам;
  • Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
  • Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
  • Закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике.

 Урок в логике компетентностного подхода.

  • Цель (обучающая, воспитывающая, развивающая) ставится и формулируется чётко вместе с учащимися;
  • Степень достижения целей урока оценивается совместно с учащимися;
  • Урок планируется с пониманием содержания образования (чему учу) и содержания учебного материала (с помощью чего учу; а также для чего учу (у учащихся не должно возникать – “зачем мне это нужно?”);
  • Урок планируется с использованием компетентностных форм и методов учебной работы (прежде всего, всех видов самостоятельной работы - групповой или индивидуальной); обучение способам деятельности - прежде всего;
  • Между этапами урока выстраивается внешняя и внутренняя логика (логика движения);
  • Учитель умеет оперативно (на самом уроке) корректировать и уточнять цели, учебные задачи, включать незапланированное содержание образования и незапланированный учебный материал - при изменении запланированной ситуации;
  • Часть функций учителя можно передать ученикам.

 Формы и методы учебной работы.
а) Методы формирования информационной компетенции.
   Поиск и сбор информации:

  • задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путём опросов, работы с литературными первоисточниками;
  • задачи с избытком информации (отделить значимую информацию от “шума”);
  • задачи с недостатком информации (определить, каких именно данных не хватает и откуда их можно получить).

Обработка информации:

  • упорядочение информации;
  • составление планов к тексту;
  • подготовка вопросов к тексту;
  • составление диаграмм, таблиц;
  • задания по обобщению материалов состоявшихся дискуссий, обсуждений.

Передача информации:

  • подготовка докладов, сообщений по теме;
  • подготовка плакатов, презентаций;
  • подготовка учебных материалов, пособий по теме;
  • подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.д.

Комплексные методы:

  • составление и защита рефератов;
  • информационные учебные проекты с публичным представлением результатов;
  • телекоммуникационные проекты;
  • учебно-исследовательская работа;
  • выпуск ученических СМИ.

б) Методы формирования коммуникативной компетенции.
   Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

  • все формы учебного диалога;
  • доклады и сообщения;
  • ролевые и деловые игры (роли говорящего, слушающего, задающего вопросы и отвечающего);
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью;
  • обсуждение, дискуссии, диспуты;
  • упражнения психологического тренинга общения;
  • выступления в качестве оппонентов;
  • выступления в качестве ведущих на занятиях, мероприятиях и т.д.;
  • вовлечение учащихся в работу театральных студий.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

  • ролевые и деловые игры (роли пишущего и читающего);
  • учебные исследования и проекты, требующие проведения письменного анкетирования с предварительной подготовкой вопросов;
  • проекты (в том числе, телекоммуникационные), требующие составления текстов;
  • подготовка заметок и статей в СМИ;
  • письменное рецензирование выступлений и работ, подготовленных товарищами.

в) Методы формирования проблемной компетенции.
   Учащихся необходимо обучать решению проблем не только в учебной, но и в более широкой социальной деятельности.

  • Коллективное целеполагание в начале урока или перед решением учебной задачи;
  • Коллективное подведение итогов и оценивание (в завершение урока, после решения учебной задачи);
  • Проблемно-ориентированная дискуссия учащихся;
  • Все методы и приёмы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент);
  • Проблемно-модельное обучение: моделирование деятельности в аспекте той или иной реальной ситуации; имитационно-деловые игры;
  • Метод проб и ошибок, предполагающий в том числе возможность учащегося сомневаться в своих решениях, возвращаться к началу, исправлять свои ошибки;
  • Решение одной и той же учебной задачи несколькими альтернативными способами; выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения;
  • Учебные упражнения (задачи) с известным условием;
  • Учебные упражнения (задачи) с недостаточным условием, требующие поиска дополнительной информации;
  • ситуационный семинар (метод кейсов): группе учащихся или отдельным ученикам выдаётся пакет материалов (кейс) с разнообразной информацией по проблеме, а также формулировка проблемного задания;
  • Любые виды проектной деятельности;
  • Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный контекст (бытовой, профессиональный, социальный, нравственный и т.д.)

  Финансово-материальные условия проекта.
 
Создание необходимой материально-технической базы для реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы: учебники, методические пособия, справочники и другая учебно-методическая литература; компьютер, цифровая камера, DVD-проигрыватель, доступ к Интернету, CD-проигрыватель, принтер, телевизор, сканер.
     
Теоретическая значимость проекта заключается в том,  что  уточнена сущность  ключевых компетенций учащихся,  выявлены   возможности  уроков русского языка  для их формирования,  построена  теоретическая модель формирования ключевых компетенций подростков.
         
Практическая  значимость проекта  заключается  в  том,  что  его результаты могут быть использованы не только  учителями  русского языка средней школы, но и преподавателями других общеобразовательных дисциплин.
         
Ожидаемые результаты.
     
Разработанный проект по его реализации должен стать эффективным средством совершенствования учебной деятельности. Учащиеся должны овладеть ключевыми компетенциями, которые необходимы каждому человеку, что способствует развитию таких личностных качеств у учащихся как:

  • Когнитивные (познавательные) качества – умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, выражать свое понимание или непонимание и др.;
  • Креативные (творческие) качества – вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств, движений; прогностичность, критичность, наличие своего мнения и др.;
  • Оргдеятельностные качества – способность осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.;
  • Коммуникативные качества – потребность во взаимодействии с другими людьми, объектами окружающего мира и его информационным пространством; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе и др.;
  • Мировоззренческие качества – эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умение определять свое место и роль в окружающем мире и др.

Перспективность проекта.
     
Понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.
     Компетентностный подход ведет к смене образовательной парадигмы и предполагает поиск таких подходов и методов обучения учащихся, при которых они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и сама становится предметом усвоения.

           Теперь рассмотрим, как в процессе обучения русскому языку может происходить формирование ключевых компетенций.
         Уроки русского языка традиционно имеют две главные цели. Одна - ознакомить школьников с элементами научного анализа языка. Дать понять детям, что предложение состоит из членов предложения, а они выражены частями речи: существительными, глаголами, прилагательными. Глаголы спрягаются, существительные склоняются. Есть фонетика, синтаксис, морфология.  Другая  цель - научить писать по правилам, установленным сверху, законодательно. Чуть ли не все школьное время отводится на правила написания. В результате у всех, кто окончил школу, возникает ощущение, что русский язык сводится к одному: как правильно писать. И все.
        Конечно, орфография, несомненно, важна, очень важно научить ребенка грамотно писать, но важнее – звуковое, звучащее, стилистика, то есть собственно язык. Ведь очень многие не умеют составить простейшее заявление, написать заметку в газету, объясниться в любви. Дико, но так и есть.
       А происходит это потому, что вместо монологического высказывания, как это было в 60 годах прошлого века, учителя применяют чаще всего фронтальный опрос или письменное тестирование. Это исключило устную монологическую речь и привело к тому, что ученики не умеют слушать друг друга, высказываться четко и ясно.
       Человек говорит, если его речь востребована. Сегодня ребенок не находится в условиях речевой востребованности. Мы жалуемся, что дети не могут самостоятельно написать сочинение на 3-4 листа, составить доклад, сообщение. Но как он напишет, если в жизни за один раз столько не говорил, так много не размышлял, если рассказывать он может максимум 2 минуты.
       Следовательно, надо осознать самим и привести учащихся к пониманию того, что устная речь первична, и, развивая ее, мы развиваем мышление, мировоззрение, собственную жизнеспособность. А как  итог, формируется грамотность. Дети должны понимать, что язык - главная объединительная форма всех видов деятельности, первооснова всего, что делает человека личностью.
      Поэтому на уроках русского языка, мы считаем, большое внимание нужно уделять комплексному анализу текста. Хорошо, если большая часть текстов будет объединена общим тематическим содержанием, проблема которых очевидна: все они о роли языка в жизни общества, о языке как о самой большой ценности русского народа, о языке как  о показателе человеческой культуры, о загрязненности языка.
       Поэтому инновационные технологии, экспериментальная деятельность - это реальность нынешнего подхода нас, учителей, к образованию и воспитанию. Нам необходимо понять, что теперь способ изложения материала и обмена информацией  не так важен, как способ совместной деятельности, что изменились задачи обучения. И они должны быть направлены на формирование у учащихся ключевых образовательных компетенций.
         Способ развития «ключевых компетенций», на мой взгляд, лежит в основе новой для многих технологии -
развития критического мышления (РКМ) учащихся, главной особенностью которой «является «конструирование» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется трехфазовой структурой урока:
1) вызов (активизация, мотивация),
2) осмысление (активное чтение, слушание),
3) рефлексия (размышление, анализ, творческая интерпретация),
и реализуется через следующие
приемы и методы работы (полный список был изложен выше) :
         - постановка прямых и скрытых вопросов к тексту (учителем или учащимися);
         - поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;
         - маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;
         - расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;
          - графическая систематизация материала текста: таблицы, схемы;
          - резюмирование информации, изложение идей в нескольких словах (синквейн).
           Я использую эти приемы в подготовке к ЕГЭ, в работе с текстами учебников по русскому языку, на уроках развития речи.
          Итак, покажу, как работает технология РКМ на уроках русского языка по УМК под редакцией С. И. Львовой, формируя ключевые компетенции учащихся.
          Вспомним, что компетенцию мы определили, как способность решать проблемы. Следовательно, целесообразно рассмотреть этапы решения проблем на всех стадиях технологии РКМ.
       Для того чтобы решить проблему (это заложено в определении понятия «компетенция»), необходимо, прежде всего, ее увидеть, понять и сформулировать.
       Для того чтобы ребенок  увидел, понял и сформулировал проблему, он должен осуществить указанные учителем  мыслительные операции (сравнение, сопоставление, нахождения общего и различий, группировка,  классификация и др.) с предложенным  лингвистическим материалом и в результате прийти к нужной формулировке проблемы, которая будет рассматриваться на уроке. В технологии РКМ этот этап, совместно с этапом целеполагания и постановки проблемного вопроса принято считать стадией вызова.

Фрагменты уроков русского языка с формированием
ключевых компетенций учащихся (технология РКМ).

 Вводный урок по теме «Текст. Стили речи».

Главная проблема урока – подвигнуть детей на решение проблемы многообразия стилей, используемых в речи, уместное употребление их в разных ситуациях.
         Для того чтобы увидеть проблему, понять и сформулировать её, мною использован прием символического видения.
        В руках у меня клубок ниток.
       - Какие ассоциации возникают у вас при виде этого предмета?
        (узелок на память, нить Ариадны, путеводитель …)
        Пишу на доске: «С миру по нитке».
       - А это выражение как можно объяснить?
        Сегодня нам предстоит собрать воедино все ваши знания по теме «Стили речи». Учащиеся предлагают свои ассоциации, дают толкование образов.
       
Обращение к реальности:
      - Каждый день мы оказываемся в различных жизненных ситуациях, требующих от нас определенного опыта общения. Только что была перемена, но вот прозвенел звонок – и мы на уроке.
       
Постановка проблемного вопроса:
      - Одинаково ли люди общаются, выражают свои мысли, чувства в различных жизненных ситуациях?
      На этом уроке мною были использованы тексты разных стилей, формирующих у учащихся ценностное отношение к русскому языку: стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык» как истинный образец художественного стиля (
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!)
Отрывок из книги К.Г. Паустовского «Золотая роза» - публицистический стиль речи (Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
       Сравнительно легко объяснить происхождение «поэтического излучения» многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием.
       Но действие самого слова (а не понятия, которое оно выражает) на наше воображение, хотя бы, к примеру, такого простого слова, как «зарница», объяснить гораздо труднее. Само звучание слова как бы передает медленный ночной блеск далекой молнии.
         Конечно, это ощущение очень субъективно.
        Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.)
       
 Отрывок текста научного стиля (Важнейшим средством человеческого общения является язык (речь). Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, намерения и душевные переживания, воздействуют на разум, чувства и волю к действию, добиваются взаимопонимания. Язык дает людям возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности. Язык был и остается одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.
       Язык является средством и орудием всех видов мышления, он материализует и выражает сознание - прежде всего словарным составом. Слова обращены к миру вещей и к миру понятий. Слова называют предметы и оформляют знания.
      Непосредственнее всего единицы языка связаны с единицами логического мышления: слово с понятием, предложение с суждением. Слово и понятие отражают отличительные признаки предметов и явлений объективного мира. Предложение и суждение организуют мысль как утверждение или отрицание.
 (С. Михайлов, Р. Нефедова).
      Формулирование  учащимися темы урока, ее проблемы очень важно с точки зрения его функциональной нагрузки: оно существенно повышает уровень мотивации учебного процесса.
     
Следующий этап решения проблемы как условие формирования ключевых компетенций — постановка цели. Одним из учебных действий на этом этапе становится самостоятельная постановка целей и учебных задач самими детьми. Самостоятельное или совместное целеполагание требует от учащихся выхода за пределы их теперешних знаний и является мощным стимулирующим средством к получению и усвоению новой информации.
      Проиллюстрирую, как работает  это учебное действие на уроке развития речи
«Публицистический стиль речи. Особенности жанра. Сфера употребления».
     
После организационного момента была проведена орфографическая разминка (работа у доски) с использованием в ней слов и словосочетаний, раскрывающих языковое богатство русского языка. Все эти слова чаще всего употребляются в текстах публицистического стиля:
       
Языковая и речевая гармония, эстетическое наследие русского народа, благозвучие, выразительность и гармоничность языка; экспрессивность языковых средств, языковой феномен, стилистическое богатство, ценностное отношение к языку.
     
После словарной работы по выяснению некоторых лексических толкований перешла к этапу подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала попросила учащихся обратить внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске):
     
“Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”
                                                                                                        (Г. Солганик)

- Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?
         - Какие стили речи вам известны?
         - К какому стилю речи относятся слова нашей орфографической разминки?
          - Как и любой функциональный стиль, он имеет свои признаки:
           -сферу употребления;
           -основные функции;
           -стилевые черты;
          - Попробуйте, исходя из признаков публицистического стиля, сформулировать цели сегодняшнего урока. (Научиться определять в каких сферах деятельности употребляется публицистический стиль; отличать его от других функциональных стилей речи; находить элементы, указывающие на данный стиль.)
          Совместное целеполагание развивает умение учащихся систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.
        На этом уроке мною были использованы небольшие отрывки о языке таких мастеров слова, как Н.В. Гоголь, К. Бальмонт, К. Г. Паустовский, С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, Р. Рождественский.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг. (Гоголь);
       
Язык, великолепный наш язык, степное и речное в нем раздолье. (Бальмонт);
       
Местное слово может обогатить язык, только если оно образно, благозвучно и понятно. (Паустовский);
       
В русском языке есть все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись (Маршак);
       
Фонетика каждого языка есть живое воплощение эстетических вкусов народа. (Чуковский);
       
Родные россыпи жемчужин... (Вс. Рождественский).

Следующий этап  решения проблемы - выбор соответствующей ситуации способов деятельности и осуществление самой деятельности. Этот этап в технологии РКМ реализуется на стадии осмысления и последующей стадии рефлексии.
        Приведу в качестве примера
урок развития речи – написание сочинения-миниатюры на лингвистическую тему «Самое прекрасное слово в  русском языке».
        В качестве эпиграфа урока мною были выбраны слова С. Я. Маршака из книги «Воспитание словом»:
       «
Слова и сочетания слов связаны со многим множеством самых сложных ассоциации и способны поднять со дна нашей души целый мир воспоминаний, чувств, образов, представлений».
       
После сообщения темы и цели урока на стадии вызова использую прием ассоциативного видения.
         
На доске, в центре, ключевое словосочетание «понятие прекрасного».
        - Какие ассоциации возникают у вас с этим понятием? (Произведения искусства: живопись, музыка, литература… язык)
        - Связываете ли вы представление о прекрасном с русским языком?
        - Можно ли слово назвать прекрасным, красивым? А некрасивым? Еще каким?
       
Задаю проблемный вопрос  урока:
       - С чем может быть связан выбор из огромного числа слов в русском языке самого прекрасного слова?
       На стадии осмысления
первый способ деятельности, осуществляющий подготовку к написанию сочинения - миниатюры (это и есть соответствующая ситуация) - работа с эпиграфом урока, он помогает нам ответить на вопрос,  что красота слова связана во многом с нашими чувствами, образами, которые вызывает слово. Подвожу их к мысли о том, что красота слова может определяться не только нашим отношением, но и языковыми свойствами этого слова.
       
Следующий способ деятельности - выразительное чтение и языковой анализ отрывка из книги К. Г. Паустовского «Золотая роза»:

«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
        Сравнительно легко объяснить происхождение «поэтического излучения» многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием.
       Но действие самого слова (а не понятия, которое оно выражает) на наше воображение, хотя бы, к примеру, такого простого слова, как «зарница», объяснить гораздо труднее. Само звучание слова как бы передает медленный ночной блеск далекой молнии.
       Конечно, это ощущение очень субъективно.
      Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.»
     
При анализе текста использую прием «толстых» и «тонких» вопросов (деятельность учащихся заключается в составлении таблицы, в которой они самостоятельно формулируют «тонкие» и «толстые» вопросы»);

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

- С каким понятием или образом связывает писатель красоту русских слов?

- Как вы понимаете образное выражение «поэтическое излучение слов»?

- Что легко и что трудно, по мнению К.Г.Паустовского, объяснить в «поэтическом излучении» слова?

- Какой вывод делает К.Г. Паустовский о восприятии красоты русского слова? Согласны ли вы с автором?

На этом же этапе использую прием расположения ключевых слов в логической последовательности.
        Ученики записывают ключевые слова и словосочетания текста:
поэтическое излучение русских слов, поэтическое  содержание,   воображение, ощущение, субъективно.
       
Затем определяют по толковому словарю значения слов-терминов: воображение, ощущение, ассоциация, представление.
      Переходим к
новому способу деятельности - анализу выполнения письменного домашнего задания, которое включало в себя 2 вопроса:
         - Какие слова вызывают у вас чувство прекрасного?
         - С чем вы связываете ощущение прекрасного в слове?
       На основе ответов
учащихся нами совместно была составлена таблица (прием графической систематизации материала), куда вошли слова, вызывающие у ребят чувство прекрасного.
       Самое прекрасное слово в русском языке.

Тематическая группа

Слова

Флора

деревья, трава, роза, лилия, береза

Фауна

бабочка, белка, сокол, орел

Время года и суток

весна, лето, осень, зима, утро, ночь, день, закат, восход, рассвет

Природные явления и образы

небо, солнце, облако, звезда, радуга, лазурь, заря, дождь, снег; лес, поле, степь

Звуки природы

капель

Цвет

серебряный, золотой, голубой, синий, красный

Еда

хлеб

Родственники

мама, папа

Эмоции и

чувства,

отношения

любовь, красота, радость, счастье

     Следующий способ деятельности - устное монологическое высказывание (тип речи – рассуждение, в котором дается последовательное развитие доказательств, подводящих учащихся к выводу):
     - Подтверждают ли примеры из таблицы мысль писателя К.Г. Паустовского, что красота многих русских слов связана с русской природой в самом широком смысле? Попробуйте сделать вывод, с чем может быть связано ощущение прекрасного в слове, используя ключевые понятия в схеме.

Вывод в тетрадях. (Оказывается, сам язык способен выразить наше представление о красоте в гармонии звучания, в соответствии звучания и значения слова.)
       Следующий
способ деятельности, осуществляющийся на рефлексивной стадии, продолжает  дальнейшую подготовку к написанию сочинения - выразительное чтение и анализ отрывков из художественных произведений, в которых отражено эстетическое восприятие языка мастерами художественного слова. (Тексты на партах у каждого ученика.)
     
1. Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух.(Гоголь).
     2. Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» — одно из прекраснейших слов русского языка.
      Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. (Паустовский)                                                                                                                                                                                                                                         3. Масленица... Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны — вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада, ... ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи... В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость (Шмелев).
       4. А первопуток? Сколько поэзии в самом этом слове, таком по-русски звонком и прозрачном, наполняющем нас радостным чувством новизны, заставляющем сильнее биться сердце в предвкушении непроторенных дорог.
       Люба русской душе зимняя дорога с захватывающими дух просторами по сторонам, с завивающимися косами поземки между сугробами, со сказочными теремами попутных лесов, где на опушке, как на решетчатом резном крылечке, встречают гостей разодетые в меха хозяйки-березы.     (Рыленков).
      5. И снова я везу в Москву из Пскова
         в мешке льняном земное колдовство
         Сирень... Сирень! — таинственное слово:
         певуч, как птица Сирин, свет его.
         Кто помнит, что она еще синелью
        звалась у нас когда-то на Руси:
        созвездьями вскипающее зелье
       звенит свирелью в синеве росы...(Золотцев).

— Какие слова вызвали у авторов чувство красоты, радостные ощущения? (Запись слов на доске и в тетрадях.) Объясните значение слов Масленица и первопуток.
         На этом рефлексивном этапе использую один из приемов технологии РКМ –
 «синквейн» (способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи в нескольких словах). Деятельность учащихся осуществляется в группах (каждой группе для составления синквейна достается один из текстов, приведенных выше). Примеры ученических работ:
        Синквейн, составленный 1 группой по отрывку из текста Н.В. Гоголя на слово «дорога»

Дорога
Странное, манящее, чудесное
Привлекает, несет, удивляет
Это и день, и листья, и воздух
Дорога!

Синквейн, составленный  2 группой по тексту Паустовского на слово «заря»:
                                         
Заря
                                         Тихая, чистая, поэтическая
                                         Не говорят (громко), не прокричишь, занимается
                                        Прекраснейшее слово русского языка
                                        Тишина

Синквейн, составленный  3 группой по тексту Шмелева на слово «масленица»:
                                       
Масленица
                                        Пылающие (печи), снежная (дорога), веселые (сани)
                                       Чувствую (слово), вызывает, живет
                                       Сродни слову русская душа
                                       Радость

Синквейн, составленный  4 группой по тексту Рыленкова на слово «первопуток»:
                                       
Первопуток
                                      (По-русски) звонкое, прозрачное, радостное
                                      Захватывает (дух), наполняет (новизной), заставляет
                                      Люба душе зимняя дорога
                                      Поэзия

Синквейн, составленный  5 группой по тексту Золотцева на слово «сирень»:
                                     
Сирень
                                  Земное (колдовство), таинственное, вскипающее (зелье)
                                 Поется, зовется, звенит
                                 Создать образ помогает звук
                                 Созвездие

После чтения, обсуждения и оценивания синквейнов переходим к последнему завершающему способу деятельности - это непосредственно написание сочинения-миниатюры на лингвистическую тему «Самое прекрасное слово в русском языке». Приведу примеры детских работ (без правки):

Колокольчик.

Колокольчик — благозвучное слово. Оно приятно звучит и обозначает красивый не ясный цветок. В слове «колокольчик» повторяются звуки [к] и [о], а сочетание звуков [к], [л], [ч] вызывает иллюзию мелодичного звона. В этом слове не нарушена гармония  - согласные звуки чередуются с гласными. Я знаю, что сам цветок не издает звона, но в звучании слова слышится мягкий перезвон.
                                                                                                              (Дима С.)


Ярмарка.

Ярмарка — какое звонкое русское слово! Оно созвучно словам «яркая», «жаркая». В этом слове четыре звонких согласных, два согласных [р], поэтому слово и звучит так громко, раскатисто и звучно. Трудно представить себе, что это слово произносится тихо. В нем слышится гул голосов торговцев и покупателей. Ярмарка — размашистое слово, так и хочется тянуть гласные — яр-ма-а-р-ка-а-а! Так на торге кричали торговцы, офени, которые хвалят свой товар, зазывают покупателей.
                                                                                                (Дарья У.)

Итак, мы рассмотрели  этапы осуществления совместной деятельности учителя и учащихся на уроке, где, на мой взгляд, правильно выбранные способы деятельности помогли решению проблемы  воспитания  у учащихся ценностного отношения к языку, которую следует связать, по моему убеждению, с работой над созданием у школьников представлений о выразительности русского языка, пробуждения у них чуткости к красоте родного слова. А все это, несомненно, благотворно скажется на формировании у школьников языкового эстетического идеала и осознанно уважительного отношения к русскому языку. Конечно же, такая работа должна осуществляться не только на уроках развития речи, но и на всех уроках русского языка, литературы и на остальных предметных уроках образовательного цикла.
       И, наконец, последним
этапом решения проблемы является этап оценки и коррекции. На этом этапе проверяются умения самопроверки и самоконтроля. Очень часто на своих уроках использую такие критерии оценки, которые выставляют себе каждый из учеников во время всех этапов учебной деятельности:

Отметка «5» ставится, если:
         1. Я активно участвовал в исследовательской деятельности.
         2. Сумел самостоятельно ответить на вопросы и выполнить задания.
          Отметка «4» ставится, если:
         1. Участвовал не во всех этапах исследовательской деятельности.
         2. Сумел ответить на несколько  вопросов и выполнить задания.
          Отметка «3» ставится, если:
         1. Участвовал не во всех этапах исследовательской деятельности.
         2. Не сумел ответить на вопросы и частично выполнил задания.

Все вышеназванные этапы присутствуют при решении любой проблемы, возможно, некоторые из них оказываются свернутыми, например, проблема может осознаваться, но четко не формулироваться.
        А в реализации развития ключевых компетенций на уроках русского языка мне помогает  учебно-методический комплект под редакцией С. И. Львовой, который полностью соответствует  требованиям  нового Федерального  государственного образовательного стандарта (ФГСО) и реализует его основные идеи:

  • Утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом
  • Ориентация на планируемые результаты обучения
  • Усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе
  • Реализация системно-деятельностного подхода в образовании
  • Формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать
  • Реализация компетентностного подхода в обучении:   формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеева Л. П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. М.: НИИВО, 1994.
  2. Байденко В.И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. М., 2003.
  3. Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Самара, 2001.
  4. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.
  5. Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. М., 1994.
  6. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога как фактор повышения педагогической квалификации //Сб. науч. трудов. Санкт-Петербург, 1992.
  7. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению: Автореф. дис. на соиск. уч. степени д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2003.
  8. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
  9. Гришанова Н.А. Развитие компетентности специалий как важнейшее направление реформирования профессионального образования. Десятый симпозиум. Квалиметрия в образовании: методология и практика / Под науч. ред.Н.А. Селезневой и А.И. Субетто. Кн. б. М., 2002.
  10. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования //Образование и наука. 2002. №2(14).
  11. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность //Социальная работа / Отв. ред. И.А.Зимняя. Вып. 2. М., 1992.
  12. Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / Под общ. ред.И.А. Зимней. М., 2003.
  13. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  14. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  15. Кузьмина Н.В. (Головко-Гаршина). Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М., 2001.
  16. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
  17. Лаудан Л. Наука и ценности//Современная философия науки. Хрестоматия. М., 1994.
  18. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / /Советская педагогика. 1990.№8.
  19. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  20. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  21. Митина Л.М. Психология профессионального развития. М., 1998.
  22. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. М., 2000.
  23. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования // Оценка качества профессионального образования: Доклад 5 / Под общ. ред. В.И. Байденко, Дж. ван Зантворта. Европейский фонд подготовки кадров. Проект ДЕЛФИ.М.,2001.
  24. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
  25. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. (англ. 1984).
  26. Ромек В.Г. Уверенность в себе: этический аспект //Журнал практического психолога. 1999.№ 9.
  27. Семушина Л.Г., Кагерманьян B.C., Жукова Е С, Иванова, Л.Н., Карпнюк Г.А., Леонтьева М.Ф. и др. Разработка методики контроля готовности к профессиональной деятельности студентов средних специальных учебных заведений. М., 2001.
  28. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования, М., 2001.
  29. Татур Ю.Г. Образовательная система России. М.: Высшая школа, 1999.
  30. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972 (англ.1965).
  31. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос».
  32. Хуторской А. В. (редактор-составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». М„ 2002.

Интернет-источники

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября 

2. И.А. Зимняя . Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования 

3. Статья в Википедии «Компетенция" 

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002 

5. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

Выступление на педагогической конференции на тему: "Компетентностный подход к образованию"...

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

Описание системы работы учителя-филолога, основанной на технологии встречных усилий...

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы

Формирование ключевых компетенций обучающихсяна уроках русского языка и литературы         Современный этап развития методики преподавания русского языка и лите...

Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время.

Доклад по теме: "Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время"....

Выступление на тему: «Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА. ТВОРЧЕСКИЙ  ОТЧЕТ  ЩЕРБАК Е.В. Выступление на тему: «Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы...

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы

В данной работе отражаются современные подходы в образовании, пути формирования языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций в преподавании русского языка и литературы, а также указаны основ...

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы

Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Эти подходы основываются на формировании компетенций....