Подготовка к итоговой аттестации
консультация по русскому языку (9 класс) по теме

Валентина Николаевна Кидяева

Задания для подготовки к итоговой аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_gia.docx84.95 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ГАИ

ГИА. А 3. Средства речевой выразительности

Пример задания: «Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора (эпитет, гипербола…)»

1. Метафора – это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, сущ.
Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.
2. Олицетворение – наделение неодуш. предметов призаками и свойствами человека.
Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
3. Эпитет – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар.
Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет).
4. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК). Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением. Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) сущ. в Т.п. Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
5. Гипербола – преувеличение. Например: Я тебе миллион раз говорил.
6. Литота – преуменьшение. Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
7. Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Например: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…
8. Параллелизм – повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности. Например: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие…
9. Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания. Например: Сейте разумное, доброе, вечное
10. Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме. Например: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень.
11. Инверсия – необычный порядок слов. При необычном порядке слов: а) подлежащее стоит после сказуемого; б) прилагательное после существительного; в) наречие после глагола. Например: Вот нахмурил царь брови чёрные…  (Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил чёрные брови.)
12. Риторический вопрос – это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. Например: На кого не действует новизна?
13. Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности. Например: О Русь моя! Жена моя!
14. Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем. Например: ленивый, ленится, лентяй.
15. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.  Например: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса.
16. Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.
Например: реветь, дочурка, продажный.
17. Перифраз - косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания.  Например: ночное светило = луна; «Люблю тебя, Петра творенье!»= «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»
18. Метонимия - образное обозначение предмета по одному из его признаков.  Например: «Все флаги будут в гости к нам», где под "флагами" подразумеваются  "корабли"
19. Лексический повтор - намеренное повторение одного и того же  слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.
Например: Лениво дышит полдень мглистый,
               
     Лениво катится река.
                   И в тверди пламенной и чистой
               
   Лениво тают облака.
20. Оксюморон - сочетание несочетаемого. Например: живой труп, пленница свободы, светлая тьма.

ГИА. А 4. Фонетика

Пример задания: «Укажите ошибочное суждение.

1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ согласный звук [т] является непроизносимым.

2) В слове ВХОДЯ первый звук – [ф].

3) В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь.

4) В слове СЕРЬЁЗНОГО звуков больше, чем букв.»

    Фонетический разбор слова

  1. Разделить слово на слоги.
  2. Поставить ударение.
  3. Определить, какой звук дает каждая буква, записать его.
  4. Охарактеризовать каждый звук:

     а) гласный: ударный или безударный;

      б) согласный: 

         * звонкий (сонорный) или глухой,

            парный или непарный;

                  *твердый или мягкий,

            парный или непарный;

5. Указать количество букв и звуков в слове.

Гласные звуки:  [а]   [о]   [у]   [и]   [ы]   [э]  

Гласные буквы  а    о    у    и    ы    э    е    ё    ю    я

Буквы  Е, Ё, Ю, Я могут давать 2 звука, если стоят:

  1. в начале слова:   ель  [ й' э]
  2. после гласной:   поёт  [ й' о]
  3. после Ь  вьюга:   [ й' у]
  4. после Ъ  объявит:  [ й' а]

Буквы  Е, Ё, Ю, Я  дают 1 звук, если стоят после согласного, например:      петь [ э ]                ключ [ у ]

                        мёд [о ]                  мяч [ а ]

В слабой позиции (безударной) буквы Е, Я могут давать звуки:

1. [ и ]   (звенит, тянуть); 2.  [й' и]    (съедобный, объявление)

Согласные звуки по твердости – мягкости делятся на: парные и непарные.

Парные: [б-б'] [в-в'] [г-г'] [д-д'] [з-з'] [к-к'] [л-л'] [м-м'] [н-н'] [п-п'] [р-р'] [с-с'] [т-т'] [ф-ф'] [х-х']

Непарные твердые:  [ж] [ш] [ ц]      Непарные мягкие:   [ч'] [щ'] [й']

Согласные звуки по звонкости – глухости делятся на парные и непарные.

Парные:   [б-п]  [ в-ф]  [ г-к]  [д-т]  [ж-ш]  [з-с]  

Непарные звонкие (сонорные):  [л] [л']   [м] [м']   [н] [н']   [р] [р']   [й']

Непарные глухие:    [х] [х'] [ц] [ч'] [щ']

Согласные звуки могут оглушаться: нож [ ш]  ;    озвончаться: сдача  [з]

 

Не дают никакого звука  Ь и Ъ знаки.

В некоторых словах согласный звук может выпадать:  солнце [-],   грустный [-]

Удвоенные согласные дают 1 звук: класс [с],   хоккей  [к']  

Звуки Ж, Ч,  Ш,  Щ  называются шипящими. 

Звук Ш на письме может быть обозначен следующими буквами: Ш (штука), Ж (дрожь), Ч (конечно).

Звук Щ на письме может быть обозначен следующими буквами:

 Щ (щетка),  СЧ (счастье),  ЗЧ (указчик, объездчик – «д» не произносится),  ЖЧ (перебежчик).

Звук Ц на письме может быть обозначен следующими буквами: Ц (цирк), ТС (спортсмен),

ДС (средство)

 Буквы Е, Ё, Ю, Я, И, Ь, Щ, Ч  смягчают предыдущий согласный.

Образец фонетического разбора слова

Обед (о-бе́д) – 2 слога

о    [ а ]   глас.,  безуд.

б    [ б']   согл.;  зв., парн.;   мяг., парн.  

е    [ э ]   глас.,  удар.

д    [ т ]   согл.;   глух., парн.;   тв., парн.

-----------------------------------------------

4 б., 4 зв.

Ель -  1слог

е    [ й']    согл.; сонорн., непарн.;  мяг., непарн.

      [ э ]     глас.,  ударн.

л    [ л']     согл.;  сонорн., непарн.;  мяг., парн.

ь    [ - ]

----------------------------

3 б., 3 зв.

Случаи несовпадения количества букв и звуков

1.Звуков БОЛЬШЕ, чем букв

  • если в слове есть буквы Е,Ё,Ю,Я, которые дают 2 звука (Ёлка – 4 буквы, 5 звуков)

2. Букв БОЛЬШЕ, чем звуков

  • если в слове есть непроизносимые буквы, которые не дают звука (грусТный – 8 букв, 7 звуков)
  • если в слове есть Ь, Ъ, которые не дают звука (лень – 4 буквы, 3 звука)
  • если в слове есть удвоенные согласные, которые дают 1 звук (клаСС – 5 букв, 4 звука)
  • если в слове есть сочетания 2 или 3 букв, которые дают 1 звук: СЧ, ЗЧ, ЖЧ, ЗДЧ дают звук Щ, ТС, ДС дают звук Ц (груЗЧик – 7 букв, 6 звуков, деТСтво – 7 букв, 6 звуков)

3. Букв и звуков ОДИНАКОВОЕ количество

В слове  ЯКОРЬ 5 б. и 5 зв.: буква Я даёт 2 звука, т.к. стоит в начале слова, но Ь не даёт звука. Происходит компенсация: количество букв и звуков выравнивается.

ГИА. А 5. Безударные гласные в корнях

Пример задания: «Укажите слово с проверяемой (непроверяемой, чередующейся) безударной гласной в корне»

Ошибка 1. Неправильное вычленение морфемы (то есть части слова). Например, в слове ЗАРУБИТЬ нет корня с чередованием -ЗАР-. Если проанализировать происхождение данного слова, выяснится, что в нём есть приставка ЗА- и корень -РУБ-. Или в слове РОСКОШНЫЙ корень не -РОС-, а -РОСКОШ-.


Ошибка 2. Часто путают корни с чередующимися гласными с одинаково звучащими корнями с безударными гласными.  Например, в словах ОРОСИТЬ и ВЫРОС один и тот же корень -РОС-. Но в первом слове это корень с безударной гласной, проверяемой ударением (ОРОСИТЬ - от слова рОсы), а во втором слове правописание гласной О зависит от согласной С, на которую оканчивается этот корень, т.е. здесь корень с чередующейся гласной.

Посмотрим один из вариантов формулировки задания А5:

Укажите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит
от лексического значения корня.  1) наберут     2) вышивать     3) ровняют     4) закрепить.

В вариантах ответов есть 2 слова с чередующейся гласной в корне: наберут и ровняют. Правильным ответом является слово ровняют, т. к. в этом слове правописание гласной в корне зависит от лексического значения. Слово наберут не подходит, т. к. в нём выбор гласной в корне зависит от суффикса А.
Таким образом, при выполнении подобного задания вам нужно указать НЕ ЛЮБОЕ слово с чередующейся гласной, а только то, в котором правописание гласной зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ КОРНЯ.

Без знания классификации корней с чередованием гласных это задание выполнить будет непросто.

Поэтому давайте ещё раз вспомним теорию.

Корни с чередующимися гласными можно разделить на 4 группы:

1 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от УДАРЕНИЯ:

  • -гор-,-гар-; -клон-, -клан-; -твор-, -твар- (без ударения пиши О);
  • -зор-, -зар-; -плов-, -плав- (без ударения пиши А).

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:
утвАрь, выгАрки, изгАрь, пригАрь, зОревать, зОрянка, плОвец, плОвчиха, плОвцы, плЫвун.

2 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СОГЛАСНОЙ НА КОНЦЕ  КОРНЯ:

  • -лаг-, -лож-;
  • -скак-, -скоч-;
  • -раст-, -ращ-, -рос-.

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: 

полОг, РОстов, РОстислав, рОсток, рОстовщик, рОстовой, на вырОст, подрОстковый, отрАсль, скАчок.

3 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СУФФИКСА  А:

  • -лож-, -лагА-;
  • -кОс-, -касА-;
  • -бер-, -бирА-; -дер-, -дирА-; -блест-, -блистА-; -тер-, -тирА-; -пер-, -пирА-; -мер-, -мирА-; -стел-, -стилА-; -жег-, -жигА-; -чет-, -читА-;
  • -нимА-, -минА-, -жимА-, -чинА-. 

 Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: сочЕтать, сочЕтание, чЕта.

4 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ корня:

  • -равн- (= равный, одинаковый), -ровн- (=ровный, гладкий);
  • -мак- (= погружать в жидкость), -мок- , -моч- (= становиться влажным).

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:
рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина, рАвняйсь, рАвнение

ГИА. А 6. Приставки

I.  Неизменяемые приставки.   Правописание таких приставок следует запоминать.

Список неизменяемых приставок:

О-: окликнул

ПО-: поверье

НА-: накрыть

НАДО-: надорваться

ОТ-: отдать

У-: уехал

ПРО-: произрастать

ЗА-: забрать

ПОД-: подтаять

ОТО-: отодвинуть

ДО-: догадка

ПРА-: прабабушка

НАД-:  надписать

ПОДО-: подождать

ОБ-:  обточить

В-: вовлечь

ВЫ-: выход

ПЕРЕ-:  перелить

ПРЕД-: председатель

ОБО-: обойти

ВО-: вовлечь

С-:  сдвинуть

СО-: согнуться

ПРЕДО:  предостеречь

Пример задания: «В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука? 1) безразличием; 2) открыл; 3) воскликнула; 4) вздрогнул»

II. Приставки на з – с.  

Примеры задания: «В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?1) свалявшейся   2) беззвучно   3) откатывались   4) впалыми»; «В каком слове правописание приставки зависит от глухости или звонкости последующего согласного?»; «В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква С (З)»?»

Правило:  В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения:  перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», перед звонкими согласными произносят [з] и пишут «з». Например: РАС-ПИЛИТЬ (П - глухая), РАЗ-БУДИТЬ (Б - звонкая).

Обязательно выучите приставки, которые оканчиваются на З-С: без-, бес-; воз-, вос-; вз-, вс-; из-, ис-; низ-, нис-; раз-, рас-; роз-, рос-; черес-, чрез- .

Ошибки, которые можно допустить при выполнении задания А6:

1. Если после приставки на З-С стоит гласная или Ъ, то на правописание данной приставки ни гласная, ни Ъ не влияют, т.к. З или С слышится в этом случае отчётливо. Например: РАЗузнать и БЕЗъядерный.

2. Нельзя выписывать слово с приставкой на З-С, после которой стоит гласная (безОшибочный), так как в этом случае согласная на конце приставки слышится отчётливо.

3. Правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок.  Например, в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкая согласная, а во втором - глухая.

4. Приставку на З-С можно не заметить, если слово имеет две приставки.  Например, в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости следующего после неё согласного.

5. Не путайте слова с приставками на З-С со словами, у которых корень созвучен с данными приставками.

Например:

приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться)

приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый)

приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица)

приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение)

приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый)

приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек)

приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)

6. Не путайте следующие приставки:

ВЗ- (ВЗбежать) и ВЗО- (ВЗОбраться)

ИЗ- (ИЗбирать) и ИЗО- (ИЗОгнуть)

РАЗ- (РАЗбить) и РАЗО- (РАЗОгнуть)

7. В именах собственных тоже может быть приставка, оканчивающаяся на З-С. Например: село Разгуляй.

III. Приставки при–  и пре- . Правило: правописание приставок ПРИ- и ПРЕ- зависит от значения

Значения приставки при-

Значения приставки пре-

1. приближения (примчался)

2. присоединения (пришил)

3. близости (пришкольный)

4. неполного действия (прикусил)

5. доведения действия до конца (пристрелить)

1. = очень (премудрый)

2. = ПЕРЕ- (преступник)

Запомни слова, правописание приставок в которых зависит от лексического значения:

1. ПРЕзирать врага (ненавидеть) - ПРИзирать, ПРИзреть котёнка (приютить)

2. ПРЕклонить голову (опустить вниз), колено (встать на колени) - ПРИклонить ветку к земле (приблизить, нагнуть)

Внимание!  Слово ПРИКЛОНИТЬ употребляется в выражении ПРИКЛОНИТЬ ГОЛОВУ в том случае, если означает "приютиться; найти место, где жить". При этом слово ГОЛОВУ должно иметь зависимое слово, отвечающее на вопрос куда? где? к кому? Например: На старости лет некуда голову приклонить.

3. ПРЕтворить мечту в реальность (воплотить, осуществить) - ПРИтворить дверь (закрыть неплотно или тихо, осторожно)

4. ПРЕтерпеть неудобства (перетерпеть) - ПРИтерпеться к неудобствам (привыкнуть)

5. ПРЕступить закон (переступить, нарушить) - ПРИступить к занятиям (начать)

6. ПРЕбывать на вокзале (находиться) - ПРИбывать на вокзал (приехать)

7. ПРЕподать урок (посоветовать) - ПРИпадать к земле (прижиматься)

8. ПРЕходящие явление (временное, недолговечное) - ПРИходящий учитель (являющийся на время для исполнения обязанностей)

9. ПРЕдать друга (изменить, нарушить верность) - ПРИдать товарный вид (сделать)

10. ПРЕемник учёного (продолжатель) - слушать ПРИёмник (аппарат для приёма сигналов)

11. ПРЕуменьшать заслуги (очень уменьшать) - ПРИуменьшить вес (чуть-чуть уменьшить)

ГИА. В 1.  Синонимы

   Пример задания 1: «Замените разговорное слово УЙМА из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

(10) – Причин уйма.»  Ответ: множество.

   Пример задания 2: «Замените разговорное слово СВИСТОПЛЯСКА из предложения 45 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

(44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья. (45)Мальчишка стоял притихший в стороне от этой свистопляски.»  Ответ:  переполох<или>путаница<или> беспорядок<или>хаос.


СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие по значению.  
Например: ученик - школьник, бежать - мчаться, трудный - сложный.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА - это слова, не прикрепленные к определённому стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

Например: слово «бродить» является нейтральным по сопоставлению с книжным «блуждать» и просторечными «шататься, шляться»; 
«будущий» — по сопоставлению с книжным «грядущий»; 
взгляд — «взор; 
глаза — очи

голый — нагой; 

доказательство — аргумент; 

душистый — благовонный — благоуханный;

есть — вкушать, жрать; 

жаловаться — сетовать; 

заботиться — радеть; 

задержка — промедление, проволочка; 

кудрявый — курчавый; 

лгать, обманывать — врать; 

мешать — препятствовать; 

муж — супруг; 

надежда — упование, чаяние; 

напрасно — тщетно; 

обещать — сулить; 

обмануть — надуть; 

поединок — единоборство; 

смерть — кончина; 

умереть — скончаться; 

хоронить — погребать.

ГИА. В 2. Способы связи слов в словосочетании

В русском языке существует 3 способа связи слов в словосочетании:
1. СОГЛАСОВАНИЕ
2. УПРАВЛЕНИЕ
3. ПРИМЫКАНИЕ


Способ связи легче всего определить
по зависимому слову. Рассмотрим, какими частями речи выражаются зависимые слова при каждом типе связи.


При 
СОГЛАСОВАНИИ зависимое слово может быть выражено:
1.
Прилагательным. Например: зелёный луг. 
2.
Местоимением, похожим на прилагательное. Например: мой портфель.

3.Причастием. Например: летящий шар.
4.
Порядковым числительным. Например: второй этаж. 

При 
УПРАВЛЕНИИ зависимое слово может быть выражено:
1.
Существительным. Например: иду в школу.
2.
 Местоимением, похожим на существительное. Например: письмо для меня.

При 
ПРИМЫКАНИИ зависимое слово может быть выражено:
1. Наречием. Например: говорить тихо.
2.
Деепричастием. Например: меняемся не глядя.
3.
Неопределённой формой глагола. Например: уехал учиться.

ЗАПОМНИТЕ:
1. Способ связи определяется НЕ по главному, а только
по зависимому слову!
2. Не важно, на какой вопрос отвечает зависимое слово в данном словосочетании,
важно – какой частью речи оно выражено!
3. Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) НЕ ЯВЛЯЕТСЯ словосочетанием!
4. Однородные члены предложения словосочетанием НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!

Примеры задания В 2:
«Замените словосочетание ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО (предложение 21), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.»        ИЛИ      «Замените словосочетание БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ (предложение 35), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.»

Советы для правильного выполнения задания


1. Найдите в данном словосочетании
главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.
2. Главное слово оставляем
без изменения.
3. Теперь в центре внимания -
зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении - существительным.
4. Читаем в задании, какой
тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать
примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, озиралась ГРАЦИОЗНО – озиралась

С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).
Если нужно преобразовать
согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ чертой – чертой БАБУШКИ).
5. Обратите также внимание на
место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ чертой), а при управлении - ПОСЛЕ главного (чертой БАБУШКИ).

ГИА. В 3.  В 6. Грамматическая основа предложения

Пример задания В 3: «Выпишите грамматическую основу предложения 22».

- Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.  (Ответ: создают)

Пример задания В 6: «Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.»  

Разбор предложения: 1) Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, 2) но душа её молчала, 3) и голос сына более не звучал в ней. (Ответ: 3)

Необходимо знать, как правильно оформляется ответ на задание В3 в бланке. Это крайне важно, так как неправильное оформление ответа обернётся для вас потерей балла.   Итак, ответом на задание В3 может быть слово или перечень слов.
Напоминаю:

  • все слова в бланке записываются печатными заглавными буквами в соответствии с образцом написания чёрной гелевой ручкой, начиная с первой клетки
  • каждая буква записывается в отдельной клетке 
  • между словами клетка не пропускается
  • запятая ставится в отдельной клетке

Это общие правила, а теперь давайте рассмотрим  частные случаи.

ЧС 1.  Если в предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире, то в бланке тире не писать.
Например:
Яблоко - мой любимый фрукт. В бланке пишем так: яблокофрукт.

ЧС 2.  Если в предложении сказуемое стоит перед подлежащим, то в ответе желательно писать сначала подлежащее, потом - сказуемое. 
Например: 
В его добрых глазах искрится огонёк. В бланке пишем так: огонёкискрится.

ЧС 3.  Если сказуемое составное и нфг или именная часть в предложении стоят перед вспомогательным глаголом или глаголом-связкой, то в ответе желательно писать сначала - вспомогательный глагол или глагол-связка, потом нфг или именная часть. 
Например: 
Я прыгать от радости готов! В бланке пишем так: яготовпрыгать.
В нашем классе был первым всегда я. В бланке пишем так: ябылпервым.

ЧС 4.  Если в грамматической основе есть однородные подлежащие или сказуемые, то между ними в бланке ставьте тот знак препинания (запятая) или союз, который стоит в предложении.
Например:
Дети весело резвились на площадке, прыгали и бегали.
В бланке пишем так: детирезвились,прыгалиибегали.

ЧС 5. Если сказуемое употребляется с союзом КАК или частицами ЛИ, БЫ, то данную служебную часть речи выписывайте вместе со сказуемым.
Например:
Наш двор как сад. В бланке пишем так: дворкаксад.
Не желаете ли кофе? В бланке пишем так: нежелаетели
Я хотел бы обнять весь мир! В бланке пишем так: яхотелбыобнять.

Выделяя в предложении грамматическую основу, необходимо помнить следующее:

1. НФГ (глагол в неопределённой форме) не всегда входит в состав сказуемого, а может быть и второстепенным членом предложения, например: 

  • Ребята пришли в музей посмотреть новую экспозицию. В данном предложении сказуемым является глагол пришли, а нфг посмотреть - это обстоятельство цели, т.к. отвечает на вопрос пришли с какой целью? посмотреть.
  • Соседка попросила нас помочь при перевозке мебели. В данном предложении сказуемым является глагол попросила, а нфг помочь является дополнением, т.к. отвечает на вопрос попросила о чём? помочь.

2. Вводные слова, словосочетания м предложения не являются членами предложения, значит, не могут быть грамматической основой предложения, например:

  • Надеюсь, вы приедете вовремя. (Надеюсь - вводное слово, вы предете - грамматическая основа)
  • Я думаю, всё  у тебя получится. (Я думаю - вводное предложение, всё получится - грамматическая основа)

3.  Приложение не является подлежащим или сказуемым, оно является определением, например: 

Вот наша Леночка, отличница и активистка. (Отличница и активистка - это приложение, Леночка - подлежащее)

4. Обращение не является членом предложения, следовательно, не может быть подлежащим, например:

Друзья, прекрасен наш союз! (Друзья - обращение, союз прекрасен - грамматическая основа)

5. Дополнение в В.п. не является подлежащим, например:

Дом возводят строители. (Дом - это дополнение, т.к. стоит в В.п. возводят кого? что? дом, также слово дом не связано со сказуемым возводят по смыслу, потому что дом не может совершать указанное действие, строители возводят - грамматическая основа)


Запомните также эти простые правила:

1. При переписывании грамматической основы в бланк не делайте ошибок в словах!

2. Запоминайте номер предложения, из которого вам надо выписать грамматическую основу!

3. Внимательно читайте задание! В некоторых тестах задание может быть сформулировано так: Выпишите грамматическую основу безличного предложения 2.  То есть нужно выписать грамматическую основу не всего предложения, а из его части (безличного предложения), например:

Кормили плохо, вечно хотелось есть. (Данное предложение сложное, состоит из двух простых: кормили плохо - 1-ое простое, оно неопределённо-личное, вечно хотелось есть - 2-ое простое, оно безличное. Таким образом, выписываем грамматическую основу 2-го предложения - хотелось есть).

ГИА. В 4. Осложнённое простое предложение. Обособленные члены

Задание В4 ориентировано на умение находить обособленный член предложения. Необходимо будет записать номер предложения с одним из типов обособления:

1. обособленные обстоятельства

2. обособленные согласованные определения

3. обособленные несогласованные определения

4. обособленные приложения

5. обособленные дополнения

1. Обособленные обстоятельства

1. Что такое ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА?

Обособленные обстоятельства - это обстоятельства, которые выделены интонационно и пунктуационно.

Обстоятельства отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?

2. Чем могут быть ВЫРАЖЕНЫ обособленные обстоятельства?

Обособленные обстоятельства могут быть выражены:

1. одиночным деепричастием (Пошумев, река успокоилась)

2. деепричастным оборотом (Мужики, увидев помещика, сняли шапки)

3. сравнительным оборотом (Голова у нее острижена, как у мальчишки)

4. оборотом с предлогом НЕСМОТРЯ НА - обстоятельство уступки (На улицах, несмотря на яркое солнце, горели фонари.)

5. существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ и т.п. (В комнате Елены, благодаря плотным занавескам, было почти темно.  Дети, вопреки морозу, вышли погулять. Детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей)

3. НЕ ПУТАЙТЕ!

Деепричастные обороты с вводными словами:

Судя по всему, наше путешествие затянется. По совести говоря, мне не хочется об этом рассказывать. (вводные слова подчёркнуты)

Деепричастные обороты с придаточными определительными:

Вот книга, прочитав которую вы узнаете много интересного. Перед старыми заводами возникали десятки проблем, не решив которые невозможно перейти к новым методам постройки кораблей. (придаточные определительные подчёркнуты)

4. ФОРМУЛИРОВКА задания В4 

Среди предложений 7-9 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер. 

2. Обособленные согласованные определения

1. Что такое ОБОСОБЛЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ?

Обособленное определение - это определение, которое выделяется интонацией и запятыми.

Определения отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и др.

Определения бывают СОГЛАСОВАННЫЕ и НЕСОГЛАСОВАННЫЕ.

СОГЛАСОВАННЫЕ определения могут быть выражены:

1. причастным оборотом (Тропинка, зарастающая травой, вела к реке.)

2. прилагательным с зависимыми словами (Довольный своими успехами, он рассказал мне о них.)

3. одиночным прилагательным или причастием (Счастливый, он рассказал мне о своих успехах. Уставшие, туристы решили отказаться от повторного восхождения.)

4. однородными одиночными прилагательными (Ночь, облачная и туманная, окутала землю.)

2. Формулировка задания В4 

Среди предложений 15-19 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите его номер.

3. Обособленные несогласованные определения

Обособленные несогласованные определения могут выражаться:

  • существительным с зависимыми словами или без,
  • неопределённой формой глагола с зависимыми словами или без,
  • прилагательным в сравнительной степени с зависимыми словами.

Чем отличается несогласованное определение от согласованного?

Согласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи согласования (деревянный забор, наш подъезд, второй этаж, летящий шар).

Несогласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи управления и примыкания (улица города, юбка в клеточку, её ученики, бумага потолще, прогулка верхом, ребёнок лет пяти, обещание любить).

К несогласованному определению, выраженному существительным, можно задать два типа вопроса: какой?  и вопрос косвенного падежа.

Пример предложения с обособленным несогласованным определением: 

Москва, вся в новогодних гирляндах, выглядела красиво.

Москва КАКАЯ? В ЧЁМ? вся в новогодних гирляндах

В данном примере обособленное несогласованное определение выражено существительным в П.п. (в гирляндах) с зависимыми словами (вся, новогодних).

Несогласованные определения, выраженные неопределённой формой глагола, обособляются с помощью тире. Помните, что определяемое слово для несогласованного определения тоже выражается существительным или местоимением.

4. Обособленные приложения

1. Что такое ПРИЛОЖЕНИЕ?

ПРИЛОЖЕНИЕ – это определение, которое выражено существительным.

Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д.

Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

Приложение может быть нераспространённым (состоящим из одного существительного) и распространённым (состоящим из существительного с зависимым словом или словами).

Например: Следом за Деевым прошёл к саням и Сапожков (И.п), железнодорожник (И.п.). (приложение железнодорожник нераспространённое, относится к существительному Сапожков)

Хозяин (И. п.), суровый мужик (И. п.), не рад был ни гостям, ни наживе.  (приложение суровый мужик распространённое, относится к существительному хозяин)

Некоторые приложения могут употребляться с союзом КАК.   Например:  Как всякий литературный новатор, Некрасов был  крепко связан с  традициями своих  великих  предшественников.

Приложение может обособляться не только запятой, но и тире:

а) если стоит в конце предложения и является разъяснением к сказанному (перед таким приложением можно вставить союз а именно). Например:  На маяке жил только сторож — старый глухой швед.

б) если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложение с однородным членом. Например: За столом сидели хозяйка дома, её сестра — подруга моей жены, двое незнакомых мне лиц, моя жена и я.

в) для выделения с двух сторон приложений, имеющих пояснительное значение.  Например: Какая-то ненатуральная зелень — творение скучных беспрерывных дождей — покрывала жидкою сетью поля и нивы.

г) для того, чтобы отделить однородные приложения от определяемого  слова:  Например: Лютейший   бич   небес,   природы ужас — мор свирепствует в лесах.

Внимание! Приложения, написанные через дефис и заключённые в кавычки, обособленными НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!  Например: Девочки-подростки на другом углу площади уже выводили хороводы.  Мы смотрели балет "Лебединое озеро".

2. Формулировка задания В4

Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

5. Обособленные дополнения

1. Обособленные дополнения выражаются: именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, исключая, включая, наряду с и др. со значением включения, исключения, замещения, то есть ограничительным или расширительным значением.

Например: Тут, кроме небольшого столика с зеркалом, табурета и тряпья, не было никакой другой мебели, и, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек.

Мистер Гопкинс, наряду с другими людьми в серых касках, стоял неподвижно.

ГИА. В5. Обращения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции

Теория

Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью: Паша, это ты?

- Обращения обычно выражено именами существительными одушевлёнными, реже прилагательными или причастиями в значении существительных: Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём.

- В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии: Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей.

- Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица: Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя?

- В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, используются обращения к неодушевлённым предметам: Красуйся, град Петров, и стой

                                                     Неколебимо, как Россия.

- Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

- Обращение не является членом предложения.

Обращение выделяется запятыми

Наташа, иди сюда!

Вперёд тебе наука, друг. 

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы.

Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.

Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть.

Отколе, умная, бредёшь ты, голова?

Вводные слова — это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает, например: Эта безлунная ночь, казалось, была всё так же великолепна, как и прежде. Вводное слово казалось выражает неуверенность говорящего в том, что он сообщает. Вводные слова не являются членами предложения и имеют различные значения.

Вводные слова при произношении выделяются интонацией, а на письме запятыми.

Обратите внимание, что если вводное слово находится в середине предложения, то оно обособляется двумя запятыми, поэтому вам необходимо указать обе цифры.

Значения

Примеры

  1. Различная степень уверенности:      

а) большая степень уверенности (конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно);

б) меньшая степень уверенности, предположение (кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй).

2. Различные чувства (к счастью, общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению).

3. Источник сообщения (кому принадлежат сообщение) (по сообщению, по словам, по мнению (кого-либо).

4.  Порядок мыслей и их связь (во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец;  следовательно,  значит,   итак, напротив, наоборот, например).

5. Замечания о способах оформления мыслей (одним словом, иначе говоря, лучше сказать).

Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

Возможно, я отношусь к языку с преувеличенной строгостью.

К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

 

По мнению врача, больного выпишут из  больницы через неделю.

Во-первых, я плохо знал эту местность, во-вторых,  одно желание пользы заставило меня напечатать отрывки из журнала.

Одним словом, в школе стало в тысячу раз интереснее.

   Эти значения выражаются не только вводными словами, но и вводными предложениями: А любители соловьиного пения (их было всегда много на Руси) с нетерпением ждали времени, когда у берёзки «развернётся лист».  Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала.

    Вставные конструкции, выражающие дополнительные замечания или пояснения, выделяются скобками или, реже, тире, например: Когда мы вошли в избу, девки — их было человек десять — распевая какую-то бесконечную песню, чинно сидели вокруг стола. Сестра — имени её я, право, не знаю — с раннего утра принималась за хозяйство. К обеду он приходил обыкновенно нагруженный новостями (преимущественно политического свойства), которые и сообщал сестре.

Легко найти обращения, вводные слова и конструкции по следующим признакам:

                                   - к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения;

                                   - они заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями;

                                   - они легко убираются из текста без потери смысла.

Алгоритм выполнения задания В5

  1. Найди специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает (они выделены запятыми, реже – тире или скобками).
  2. Убери их из предложения. Смысл не поменялся? Это вводные слова или вводные предложения.
  3. Попробуй задать вопрос к слову, которое, как ты думаешь, является вводным. Если не задается, скорее всего, оно вводное и выделяется запятыми.
  4. Вспомни значения вводных слов. Входит ли твоё слово в их число?

Пример задания В 5:

В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающую запятые при вводном слове.

Но и этот громкий голос пролетел,(1)видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением:

– Ступайте,(6) дети. Я очень устала.

Образец правильного написания ответа

В5

1

,

2

ИЛИ

В5

2

,

1

ГИА. В7. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения

Примеры заданий:

1) В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую в сложносочинённом предложении.

Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки,(1) начертанные ровно линии,(2) взяла пузырек с тушью, (3) аккуратненько вылила ее на весь проект, (4) и краска залила чертёж. Ответ: 4

2) В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Михаил Семёнович говорит, (1) и смех вспыхивает снова и снова. "И помещик этот разросся до такой толщины
,(2) что не мог сидеть за обеденным столом благодаря своей необъятной фигуре,(3) а прибор для него помещали на его выдававшемся вперёд животе",(4) - при этих словах Щепкин взял чашку с чаем и,(5) вмиг переменившись,(6) представил непомерного толстяка. Ответ: 2

ССП.  Теория

ССП - это такое предложение, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами.
Простые предложения в составе ССП равноправны по отношению друг к другу и между ними можно поставить точку. Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга
только запятой.

Чем отличается ССП от СПП и БСП?

В сложноподчинённом предложении (СПП) простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными слова и состоят из главного предложения и придаточного (придаточное подчиняется главному).
В
бессоюзном сложном предложении (БСП) простые предложения связаны без помощи союзов и союзных слов, а части БСП могут быть отделены друг от друга не только запятой, но и точкой с запятой, двоеточием и тире. 

Запомним все сочинительные союзы:

и
да (= и)
да и
тоже
также
причём
притом
или (иль)
либо

то есть
а именно

ни — ни
то — то
не то — не то
то ли — то ли
а
но
да (= но)
зато
однако
же
только

Рассмотрим схемы ССП и примеры


[ ], и [ ].  
[Дверь хлопнула], и [из нее показался гражданин].
[ ], да [ ].  [Только
иволги кричат], да [кукушки отсчитывают непрожитые годы].
Ни [ ], ни [ ]. 
Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет].
[ ], или [ ].   [
Залает пёс дворовый], или [ветерок зашелестит].
То [ ], то [ ]. 
То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит].

[ ], то есть [ ].   [Так же вот жилось в родных Лозищах и Осипу], то есть [жилось неважно].
[ ], а именно [ ].  [Мужская
прислуга была доведена у нас до минимума], а именно [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев].


[ ], [... же... ].  [
Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером].

Внимание! Союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово.


[ ], [...тоже... ].  [
Лицо её было бледно], [слегка раскрытые губы тоже побледнели] .

Внимание! Союзы тоже и также по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго.

Алгоритм выполнения задания В7

1. В поисках запятой, разделяющей части ССП, ориентируйтесь в первую очередь на сочинительные союзы. Помните, что союзы ЖЕ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ стоят не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения (союз ЖЕ) и внутри второго предложения (союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ).

2. Помните о том, что сочинительные союзы могут связывать не только простые предложения в составе ССП, но и однородные члены. Запятая между однородными членами не имеет никакого отношения к ССП.

3. Внимательно читайте задание! Обратите внимание, сколько цифр вас просят указать - одну или несколько. Учтите также, что, к сожалению, задание в КИМах может быть сформулировано некорректно, то есть, например, вас просят указать всего одну запятую, стоящую между частями ССП, а в указанном предложении на самом деле не одна запятая, а две или более. И наоборот. Кроме того, задание может быть сформулировано неопределённо: то ли одну запятую надо найти, то ли несколько. Поэтому тщательно проверяйте каждую запятую!

СПП. Теория

1. Ориентируйтесь на подчинительный союз или союзное слово.

Средства связи частей СПП


2. Помните, что перед союзным словом КОТОРЫЙ может стоять
предлог или другое слово. Например: Зрители, перед которыми выступали артисты, аплодировали стоя.
3. Не путайте придаточное предложение с
вводным предложением, указывающим на источник сообщения. Например: Завтра, как предсказывали синоптики, будет дождь.
4. Помните, что придаточное может находиться
не только после главного, а также то, что в предложении может быть несколько придаточных. Указываем все запятые, которые отделяют придаточные от главного или выделяют их.
5. Если придаточное стоит
 перед главным, тогда подчинительный союз или союзное слово находится в начале предложения, а после запятой, разделяющей главное и придаточное, этого союза нет, но номер запятой нужно указать.
(Союз  …   ), 1 [  ].


ГИА. В 8. Типы подчинения придаточных

Пример задания: «Среди предложений 25-27 найдите сложноподчиненное предложение с  однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.»

Вместо слова "однородным" могут стоять другие слова: последовательным или параллельным.  В таком сложноподчинённом предложении должно быть минимум 3 предложения: одно главное и два придаточных.

Тип подчинения

Определение

Пример

Последовательное

Первое придаточное подчиняется главному, а остальные последовательно друг за другом:  2-ое придаточное 1-ому придаточному, 3-е придаточное - 2-ому и т.д.  Придаточные присоединяются к главному разными союзами или союзными     словами.

Чаще всего главное предложение стоит перед придаточными.

[Молодые казаки ехали и удерживали слезы], (так как боялись отца), (который был тоже несколько смущён), (хотя старался этого не показать).[    ], (так как…), (который… ), ( хотя… ).

Но может быть и другой порядок:

-  главное предложение может также стоять после придаточных;

(Когда человек настолько уязвлён), (что не в силах проявить великодушие), [в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке].

(Когда…), (что…), [     ].

- одно придаточное может находиться внутри другого (при стыковке двух союзов).

[Вода обрушилась так страшно],          (что,  (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки).             [   ], (что, (когда…), ….).

Сравни:           [Вода обрушилась так страшно],           (что     (когда солдаты бежали внизу),  то им вдогонку уже летели бушующие потоки).

[   ], (что   (когда…), то ….).

Параллельное

(Внимание! Параллельный тип подчинения называют также и неоднородным.)

Придаточные относятся к разным словам одного и того же главного предложения и отвечают на разные вопросы  (относятся к разным видам).  Придаточные присоединяются к главному разными союзами или союзными     словами.

Главное  предложение может находиться между придаточными…

(Когда бричка была уже на конце деревни), [Чичиков подозвал к себе первого мужика], (который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно,тащил его на плечах).                                                                                    ( Когда…),  [    ],  ( который…).

… или перед придаточными.

[Я должен был нанять быков], (чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору), (потому что была уже осень и гололедица). [    ], (чтобы…), (потому что… ).

Однородное

Придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос (относятся к одному и тому же виду).

Чаще всего придаточные присоединяются одинаковыми союзами или союзными словами…

(!!! Если придаточные связаны союзом И, то запятая между ними не ставится.)

[Она знала],  (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты),  (что чувствуют они себя связанно).
[     ], (что… ), (что…).

Сравни:

[Она знала],  (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты)  и  (что чувствуют они себя связанно).
[     ], (что… ) и (что…).

…но могут присоединяться и разными.

[В своих письмах я не пытаюсь объяснить], (что такое добро) и (почему добрый человек внутренне красив).

[     ], (что… ) и (почему…).

Подчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному.

[Ему уже не было страшно],  (хотя гром трещал по-прежнему)  и  (молния полосовала всё небо).
[    ], (хотя…) и ( … ).

Придаточные могут быть связаны сочинительными союзами А, НО, запятая при этом ставится перед сочинительным союзом, а перед подчинительным союзом или союзным словом не ставится.

[А Любка обняла Улю], (с которой она подружилась с того совещания у Туркенича), но (с которой ещё не успела поздороваться).

[ … ], (с которой…), но (с которой…).

Придаточные могут стоять в середине главного.

[А Любка обняла Улю, (с которой она подружилась с того совещания у Туркенича), но (с которой ещё не успела поздороваться), и поцеловала её как сестру].                                                                       [ – =, (с которой…), но (с которой…), и  =].

ГИА. В 9. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Пример задания: «Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну… (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».

Ответ: 53

Алгоритм работы при решении задания  В 9

  1. Найди предложение, в котором БОЛЕЕ ДВУХ грамматических основ.
  2. Установи тип связи между простыми предложениями в составе сложного:

а)  сочинительный тип связи: предложения относительно самостоятельны, связаны союзами  И, ДА(=И), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО), А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…;

б)  подчинительная связь: от одного предложения (главного) к другому   (придаточному) можно задать вопрос; союзы   и союзные слова: ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ТАК КАК, ПОТОМУ  ЧТО, БУДТО, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ И Т. Д.;

в)  бессоюзная связь: части сложного предложения связаны без союзов, по смыслу.

3.     Запиши номер найденного предложения в бланк ответов № 1.

Теория

Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединённые между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной.

  1. Сочинительная + подчинительная связь

Это сложное предложение, в котором присутствует как сочинительная, так и подчинительная связь.

Например: Ближний лес, в котором мы часто бываем, полон ягод и грибов, а текущая неподалеку река спасает от летнего зноя.

 […  , ( в котором …) , …  ] ,  а  [    ].

  1. Сочинительная + бессоюзная связь

Например: Всё небо затянуто, идёт мелкий холодный дождь, но по свежей зелени деревьев можно догадаться: наступает весна.

[    ],  [     ] , но [     ] :  [    ].

  1. Подчинительная + бессоюзная связь

Например: Люблю весенний полдень: звенит за окном капель, которая радует душу.

[    ] :  [   ] , ( которая … ) .

  1. Бессоюзная + подчинительная + сочинительная связь

Например: Хороша наша природа зимой: всё вокруг усыпано снегом, который искрится на солнце, и легкий морозец бодрит.

[  ] : [  ],  ( который…) , и [   ].



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В НОВОЙ ФОРМЕ ГИА 9 КЛАСС 2010-2011

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОТОРУЮ МОЖНО ПРИМЕННИТЬ К ЛЮБОМУ УРОКУ НА ПОВТОРЕНИЕ. ИЛИ ПОДГОТОВКУ К ЭКЗАМЕНУ ГИА  ПО МАТЕМАТИКЕ....

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В НОВОЙ ФОРМЕ ГИА 9 КЛАСС 2010-2011.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОТОРУЮ МОЖНО ПРИМЕННИТЬ К ЛЮБОМУ УРОКУ НА ПОВТОРЕНИЕ. ИЛИ ПОДГОТОВКУ К ЭКЗАМЕНУ ГИА  ПО МАТЕМАТИКЕ....

Подготовка к итоговой аттестации в 9 кл.

Здесь располагается материал для итоговой аттестации в 9 классе:1. Билеты.2. Задания №2.3. Некоторые ответы на вопросы....

Подготовка к итоговой аттестации в профильных классах

Математика является одним из наиболее важных предметов школьного курса. Ее изучение необходимо как для обеспечения повседневной жизнедеятельности  каждого человека, так и для изучения други...

Материалы для контроля ЗУН учащихся 9 классов для подготовки к итоговой аттестации в форме ГИА

Данная методическая разработка предназначена для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, отвечающих за организацию контроля ЗУН учащихся по всем предметам. В сборнике помещены к...

Родительское собрание по теме "Преодоление стресса при подготовке к итоговой аттестации"

В период итговой аттестации у учащихся возникают стрессовые ситуации. Родителям важно знать об этом и надо уметь помочь ребёнку справиться с возникшими проблемами. Данная разработка поможет найти сове...

Исторический комментарий как средство совершенствования языковой и коммуникативной компетенции учащихся в ходе подготовки к итоговой аттестации.

Исторический комментарий как средство совершенствования языковой и коммуникативной компетенции учащихся в ходе подготовки  к итоговой аттестации....