Конспект урока развития речи по описанию картины В.М.Васнецова "Алёнушка" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мясоедова Галина Валентиновна

Предлагаю подробный конспект уроков по описанию карины В.М.Васнецова "Алёнушка" в 5-6 классах. В материале подробно представлен ход уроков, с описанием деятельности учителя и работы учеников в группах. Дан подробный план сочинения, эпиграф к нему, приводится работа с синонимами, сделан акцент на повторяющихся элементах сочинений по картинам (эпиграф, слово о художнике, тема холста, композиция, колорит, описание объектов, настроение полотна, идея произведения живописи, отношение пишущего к картине).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rr._uroki_po_kartine_alyonushka.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки развития речи по описанию картины

В.М.Васнецова «Алёнушка» (5 класс)

        Учитель русского языка и литературы

Мясоедова Г.В., школа №307

Цели уроков: 1)учить смотреть, наблюдать и переводить зрительное восприятие в словесную форму (по возможности яркую и эмоциональную);

2)развивать навык использования в речи средств художественной выразительности;

3)учить подбирать наиболее подходящий эпиграф для сочинения по картине;

4)совершенствовать навык работы школьников в команде.

Ход уроков:

1. Учитель:

 - Ребята, сегодня мы с вами будем писать сочинение по картине Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка». В этом году мы уже писали сочинения по произведениям этого художника. Какие его полотна вы знаете, помните? («Богатыри»,  «Иван-царевич на Сером Волке», «Витязь на распутье» и др.)

- Какова тематика его произведений? (Многие его полотна написаны по мотивам русских народных сказок и былин.)

- Попробуйте определить тему картины «Алёнушка». (Живописец изобразил грустную девушку, сидящую на берегу лесного пруда или озера.)

- По мотивам какой русской народной сказки создано это полотно? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

- А теперь проговорим возможное вступление на основе сказанного. Не забудьте в конце вступления про переход. (Например, рассмотрим этот холст подробнее.) Опорные слова записываем.

- Чтобы в сочинении не повторять слова «художник» и «картина» (речевые ошибки!), попробуем подобрать синонимы:

        

Художник

живописец

мастер

автор

творец

Картина

полотно

холст

произведение искусства

произведение живописи

2. Учитель:

- Ребята, перечислите объекты, изображённые на полотне. (Сама героиня, лес, пруд, небо.)

- А теперь разделимся на 6 команд, по две на каждый объект, и опишем их. Капитаны команд получают задания на карточках:

Карточка №1

Алёнушка

  1. Где расположена героиня?
  2. Попробуйте подобрать синонимы к Алёнушке.
  3. Какова её поза, выражение лица, взгляд? О каком психологическом состоянии, чувствах они нам говорят?
  4. Каковы причины такого состояния, на ваш взгляд? (Вспомните сказку

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

  1. Каково происхождение этой девушки, как это видно по её одежде?

6. Постарайтесь составить связный рассказ по этим вопросам.

Примерный ответ команд (в это время весь класс записывает опорные слова по ходу выступления этих групп):

        Наша героиня расположена в центре композиции. «Тихая царевна Несмеяна» печально сидит на большом сером камне, обхватив колени худыми руками и склонив голову на бок. В её больших глазах душевная боль и задумчивость. О чём она думает?

Все мы помним  про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Их отца и матери уже нет в живых, чужие люди заставляют их работать с утра до вечера, поднимают на них руку, голодом морят. Вот и пришла сюда сестрица Иванушки выплакать своё горе, поделиться бедой с лесной водицей, с деревцами, с природой. А может, наша героиня грустит по своему братцу, превращённому злой ведьмой в маленького козлёнка?

Шла девушка не разбирая дороги, через лес, вот почему её длинные тёмно-русые волосы слегка растрёпаны и спутаны.

Из бедной семьи  наша Алёнушка: мы видим это по босым ногам, выцветшей голубоватой кофточке и простенькому цветастому тёмно-синему сарафану.

Учитель добавляет:

- Но наша юная героиня всё равно прекрасна, несмотря на бедность и тоску, и автор любуется её тонкими руками и нежным румянцем.

Именно такую крестьянскую девушку увидел однажды Виктор Михайлович у своего друга в имении Абрамцево и подумал, что именно так выглядела сказочная Алёнушка.

Учитель говорит:

- А теперь опишем природу, на фоне которой изображена героиня. Сначала поговорим о лесе.

 

Карточка № 2

Лес, деревья

  1. Свяжите композиционно героиню и лес.
  2. Дайте общую оценку пейзажу (по времени суток, краскам).
  3. Из каких деревьев состоит лес за спиной героини? Охарактеризуйте его, используя определения. Как настроение ельника связано с чувствами Алёнушки? Страшный ли лес? Почему?
  4. Опишите деревца, стоящие перед ельником. Как они относятся к девушке?

Примерный ответ команд (в это время весь класс записывает опорные слова по ходу выступления этих групп):

Алёнушка изображена на фоне сумеречного, мрачноватого пейзажа. Позади девушки на заднем плане тёмно-зелёный непроходимый, густой ельник. Природа тоже насупилась. Но лес, хоть и тёмный, но нестрашный, потому что состоит из молодых елочек. А перед ельником – юные, стройные, серо-зелёные осинки, жёлтая берёзка, красная рябинка, которые, как подруги, окружили нашу героиню и хотят ей помочь, утешить. Стайка белобрюхих ласточек опустилась на еловую ветвь – наверное, тоже обсуждают-чирикают, как успокоить девушку.

Учитель спрашивает:

- Что нам осталось описать? (Пруд.)

Карточка № 3

Лесной пруд

1.  Свяжите композиционно героиню и пруд.

2. Опишите пруд. Какой он по цвету, по времени года? Чётко ли видно   изображение Алёнушки? Почему?

3. Как связан пруд с  настроением девушки?

4. Опишите болотный аир, растущий в воде. При описании попробуйте применить к нему приём олицетворения.

Примерный ответ команд (в это время весь класс записывает опорные слова по ходу выступления этих групп):

Перед Алёнушкой лесной осенний пруд с тёмной, чёрной водой и жёлтыми и бурыми листьями. Смеркается, поэтому смутно видно отражение девушки. Пруд тёмный, страшный, потому что мысли героини тоскливые, тяжёлые. Но слева и сзади её окружают заросли болотного аира, растущие в воде. Их листья длинные, прямые, крепкие, как будто говорят: «Не плачь! Не горюй! Выпрямись! Будь такой твёрдой, как мы!»

3. После обсуждения объектов картины и записи опорных слов учитель говорит:

- Осталось продумать заключение и записать план. О чём можно в нём написать? (О своём отношении к картине…)

- Попробуйте продолжить мою фразу: «Это полотно написано более века назад, но всё так же…» (Возможный вариант ответа: «…грустит Алёнушка, и всё так же мы вместе с природой сочувствуем ей».) Запишите, как запомнили эту фразу.

- Вспомните: на уроках литературы мы читали стихотворения А.Прокофьева и Д.Кедрина «Алёнушка», которые написаны по мотивам этого произведения искусства. Откройте их в учебнике литературы и подумайте: почему этот образ Алёнушки, написанный Васнецовым, кажется нам родным? (Может быть, потому, что Алёнушка – это символ нашей Родины, России, такой же скромной и милой.) Не забудьте написать в заключении о связи Алёнушки с образом России.

4. – На основе сказанного попытайтесь записать план сочинения.

Примерный план:

1. Вступление. Слово о мастере. Тема картины. Связь полотна с русской народной сказкой.

2. Описание Алёнушки:

а) место на полотне;

б)поза, выражение лица, взгляд, психологическое состояние, его    причины, происхождение девушки.

3. Описание леса, деревьев:

        а) место на холсте;

        б) общая оценка пейзажа (по времени суток, краскам);

        в) связь состояния ельника и героини;

        г) описание деревцев перед ельником.  

4. Описание пруда.

а) место пруда на картине;

б) пруд по цвету, по времени года;

в)  связь пруда с  настроением девушки;

г)описание болотного аира( + олицетворение).

5. Заключение. Моё отношение к полотну. Связь Алёнушки с образом России.

5.- Ребята, иногда к сочинению подбирают эпиграф – это строки какого-либо писателя, поэта, учёного, исторического деятеля, которые подходят к сочинению по главной мысли, образам. Как вы думаете, какие строки из стихотворения Кедрина или Прокофьева больше подходят к нашей картине? (4 первые строки из стихотворения Прокофьева:

                                Пруд заглохший, весь в зелёной ряске,

                                В нём тростник колышется, шумит,

                                А на берегу, совсем как в сказке,

                                Милая Алёнушка сидит.)

- Научимся оформлять эпиграф: он пишется справа, без кавычек, под ним указываем автора (без скобок и без точки!).

6. – Итак, пишем работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи. Сочинение-описание картины П.П.Кончаловского "Сирень"

Натюрморт П.П.  Кончаловского «Сирень» - высокохудожественное произведение, изображающее хорошо знакомые учащимся цветы, доступно им и вызывает у детей положительные эмоции. На картин...

конспект урока развития речи Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март"

Тема:  Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март" (прилагается клише сочинения)...

Презентация к уроку развития речи. Тема:"Описание картины В.К.Нечитайло "Материнство""

В презентации представлены репродукция картины В.К.Нечитайло, план сочинения по картине, рабочий материал к сочинению...

Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"

Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарн...

Методическая разработка урока развития речи. Сочинение-описание картины И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы».

Предлагаемый урок развития речи в 5 классе позволяет продолжить работу по обучению написания сочинения на основе картины Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская. Хлебы».  Различные ф...

Цикл уроков развития речи по описанию картины А.К.Саврасова "Грачи прилетели"

Цель проекта:научить ребят творческой работе по написанию сочинения, используя разные виды искусства.Основные задачи проекта: научить учащихся подбору рабочего материала к сочинению; уметь составлять ...