Методическая разработка урока развития речи. Сочинение-описание картины И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы».
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Жадан Ольга Сергеевна

Предлагаемый урок развития речи в 5 классе позволяет продолжить работу по обучению написания сочинения на основе картины Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская. Хлебы».  Различные формы работы с использованием ИКТ позволяют сделать урок развивающе-занимательным, способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Школа-гимназия «№ 6»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Сочинение-описание картины И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы».

урок/внеурочное занятие            урок развития речи

предмет                                            русский язык

класс                                                5

(Жадан Ольга Сергеевна)

Аннотация.

Предлагаемый урок развития речи в 5 классе позволяет продолжить работу по обучению написания сочинения на основе картины Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская. Хлебы».   Различные формы работы с использованием ИКТ позволяют сделать урок развивающе-занимательным, способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

Ключевые слова.

Описание, план, натюрморт, живопись, жанр, картина, художник, краски, оттенки, тон,  выпечка, хлеб, сдоба, калачи.

Пояснительная записка.

Данная разработка урока является актуальной, так как показывает практическое применение  межпредметных связей на уроке русского языка, что помогает сформировать у обучающихся  потребность не ограничивать себя в рамках одного предмета при изучении материала. Будущее обучающегося зависит не столько от количества знаний, им усвоенных, сколько от сформированности общеучебных умений и навыков, способности применять эти знания в практической деятельности и повседневной жизни. Одним из путей решения этой проблемы является реализация межпредметных связей, которые позволяют раскрыть взаимосвязь русского языка с другими предметами гуманитарно-художественно-эстетического направления. Различные формы работы позволяют сделать урок развивающе-занимательным, способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

Основная часть.

Тип урока: интегрированный (учебные дисциплины: русский язык, литература, искусство).

Форма выполнения задания: индивидуальная, парная, групповая работа обучающихся.

Условие проведения: учебный класс, оснащенный ноутбуком, мультимедийным проектором, экраном  для демонстрации.

Цель урока: обучить написанию связного текста – описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений.

Задачи:

  1. Пополнить словарный запас обучающихся;
  2. Развивать языковое чутьё, учить редактированию текста.
  3. Дать понятие натюрморта, познакомить с особенностями этого жанра живописи.
  4. Подготовить обучающихся к самостоятельному описанию натюрморта.
  5. Развивать логическое мышление и воображение обучающихся, умение сравнивать и анализировать.
  6. Формировать эстетический вкус обучающихся.
  7. Формировать коммуникативные универсальные учебные действия, направленные на умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку.

II. Объявление темы, целей и задач урока

Учитель. Сегодня у нас необычный урок, я хочу начать его загадкой (Приложение 1, слайд 2)

  • Ребята, кто отгадал, о чём идёт речь? (о хлебе). (Слайд 3)
  • Проанализируйте, какие имена прилагательные используются в загадке для того, чтобы нам легче было её разгадать (тёплый, золотистый).  
  • Для чего нам необходима данная часть речи? (для описания предмета, человека; делает нашу речь богаче, образнее).

Имена прилагательные создают яркую, образную, красочную картину, передают красоту, яркость, разнообразие окружающих предметов, делают речь выразительнее и точнее, помогают выразить авторское отношение к описываемым предметам.

  • Какой термин мы используем в литературе для таких художественных определений? (Эпитеты).
  • А с помощью чего передают своё видение мира художники? (Картин, живописи).

Если объединить эти две темы во едино, вы узнаете, чем мы будем заниматься на уроке, а в помощь вам - зашифрованное послание (Слайд 4).

Вставьте на месте цифр гласные буквы, порядковый номер которых соответствует нумерации  в алфавите.

С 16 ч10нен10е-16п10с1н10е к1рт10ны 10.10. М1шк16в1 «Снедь м16ск16вск1я. Хлебы».

(Слайд 5) Сочинение-описание картины И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы»).

  На уроке мы будем заниматься описанием предметов, изображённых на картине И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы».

Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать.

  • Скажите,  что вы ждёте от урока, чему хотите научиться? (узнать что-то новое; научиться самостоятельно  описывать картину; получить хорошую оценку; узнать, кто такой И.И. Машков, познакомится с его работами) Чтобы  достичь поставленных целей, нам необходимо научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. Кроме этого сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется «натюрморт».

III. Беседа о жанре живописи - «натюрморт» и об истории создания этого жанра

  • Ребята, какие жанры живописи вы знаете? (Портрет, пейзаж, натюрморт) (Слайд 6)
  • Кто может назвать лексическое значение слова «натюрморт».

«Натюрморт» – французское слово и означает оно буквально «мёртвая природа». (Слайд 7)

  • Если художник изображает васильки на цветущем лугу, то такую картину называют пейзажем. Те же цветы, стоящие в вазе на столе, уже составят натюрморт.
  • Натюрморт – это картины, изображающие предметы обихода, цветы, хлеб, личные вещи разных людей и т. д.
  • В натюрмортах изображают не только неодушевлённые предметы – фрукты, цветы, но и живую рыбу и дичь.

Опережающее домашнее задание

  • Где же впервые появился этот жанр искусства?

 (Ученик 1) Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XYII века. Это было время, когда народ победил в буржуазной революции, освободился от власти феодалов и церкви. Это было время расцвета голландской живописи. Все увлекались искусством, все покупали картины. Художники иногда даже платили картинами за квартиру, за одежду, за пищу.

(Ученик 2) С особой любовью писали голландцы натюрморты. Они предпочитали серые тона, особенно для фона, но зато – золотой лимон, сочные персики с бархатистым пушком, серебристая селёдка! Они вдохновенно писали на своих полотнах посуду, ткани, прекрасные земные плоды. Эти натюрморты были небольшими по размерам, и художников, писавших их, потом назвали «малые голландцы». Они-то и являются родоначальниками натюрморта.

  • Экскурсия в  картинную галерею «Натюрморт» (Приложение 2)

Какое настроение вызвал у вас просмотр видеопрезентации, какие эмоции вы испытали? (Положительные эмоции; улучшилось настроение; поразило буйство красок; ощущение тепла, света; уверенность в том, что день будет хороший, всё удастся)

Учитель.

    Кто же такой И.И. Машков? Он был родом с Дона, из станицы Михайловской. Рос в бедной крестьянской семье, не помышлял об искусстве, но для себя рисовал. С 12 лет его отдали «в люди» и с первым профессиональным художником он познакомился лишь в 18 лет. Одарённость Машкова была настолько очевидна, что, несмотря на отсутствие серьёзной подготовки, его сразу приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали А.Е.Архипов, К.А.Коровин, В.А.Серов.

IV. Основная часть урока

  • Что мы знаем о самой картине? Индивидуальное домашнее задание (Ученик 3)

Я расскажу вам о картине Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская. Хлебы» Илье Ивановичу очень нравилось писать хлебы, на этой картине булки, калачи, плюшки, баранки как будто только что из печи – румяные, аппетитные. Художник любуется их разнообразными формами (и круглые, и овальные, и квадратные, и витые), их окраской. (Слайд 8)

Эта картина была написана в 20-е годы, немного похожие на наши времена. Тогда в московских магазинах можно было купить разную снедь, изготовленную по ещё дедовским рецептам. Этот натюрморт – настоящий гимн искусству пекаря, его золотым рукам. Так немые вещи могут рассказать много об истории, о людях, их вкусах, обычаях.

1. Работа в тетрадях.

Запись числа, темы урока. А теперь давайте узнаем, что думает сам художник о своём произведении.

Работа с учебником. Упражнение 526.

  • Какие тематические группы преобладают в тексте?
  • Выпишите однородные члены предложения. (Связки баранок, крендель, лепёшка, булочки, расстегаи; разламывается, откусывается, растаивает рассыпается, проминается, режется).
  • Что объединяет вторую группу однородных членов предложения? (Глаголы, пишутся без ь знака).

2. Беседа по картине И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы»

  • Работа в группах.

Упражнение 527. Рассмотрите картину внимательно и ответьте на следующие вопросы:

1 группа.  Что изображено на картине?

2 группа. Какова композиция картины?

3 группа. Удалось ли художнику воплотить свой замысел?

4 группа. Моё отношение к картине. 

(После обсуждения  от каждой группы выходит представитель, комментирующий ответ).

  • «Выбери меня» (Слайд 9)

На слайде записаны прилагательные. Выберите и запишите те слова, с помощью которых можно наиболее точно передать признаки предметов, изображённых на картине. Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки. Какое правило  мы  повторили при выполнении данного задания? (Правописание  прилагательных через дефис).

Вывод: В картине очень важно, где и как расположены предметы, важны и краски (цвет), которые подобрал художник для того, чтобы полнее и лучше выразить своё отношение к изображаемому.

3. Работа с предложенным текстом

  • Прослушайте описание картины и подумайте, что бы вы хотели дополнить к данному описанию (проблемная ситуация)

Образец описания картины

      Передо мной картина Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская.  Хлебы».

     На переднем плане я вижу хлеб, хрустящая корочка покрывает румяный испеченный кирпичик. Сдобный и обыкновенный хлеб, сладкие булки, калачи, сайки, баранки, крендельки и сушки- всё, чего  душе угодно, изобразила талантливая рука художника.  На заднем плане натюрморт дополняет полка с хлебами.  Оттеняет цвет хлеба  изумрудная  ткань, небрежно свисающая со стены.

      Ни для кого не секрет, что самые тёплые чувства связаны с родным домом, с тем самым местом, в котором не просто родился и вырос, но и в которое всегда можешь вернуться, зная, что именно там живут самые дорогие и близкие сердцу люди. Именно такие чувства  испытываю я, глядя на картину И.И. Машкова «Снедь московская.  Хлебы».

4. Вопросы классу

  • Можно ли это описание назвать полным?
  • Сумел ли рассказчик раскрыть замысел художника?

5. Составление плана описания

 Ребята, давайте теперь составим план устного описания картины в форме вопросов (обсуждение и запись на доске).

а) Почему картину И.И.Машкова можно назвать натюрмортом?

б) Какие предметы изобразил художник?

в) Какими красками художник передал цвет выпечки?

г) Какое настроение передал художник?

6. Работа в тетрадях

Запись плана.

7. Устное описание картины учащимися.

Задача:

  • выслушать устное сочинение товарища и проанализировать его; отметить положительные стороны и недочёты, если они есть;
  • составить устное сочинение, используя опорные слова, записанные на доске и в тетрадях, используя материал упражнения 526.

8. Анализ устных сочинений по таблице (Слайд  10)

9.  Составление синквейна.

Ребята, сегодня мы заглянули в художественную студию мастера натюрморта. А теперь  каждый из вас  примерит роль писателя. Вам необходимо составить синквейн, сегодня ключевыми словами на уроке были «натюрморт» и «хлеб» (1 вариант - «хлеб», 2 вариант - «натюрморт». (Слайд 11)

Обучающиеся зачитывают свои варианты

V. Задание на дом

Упражнение 529. Написать сочинение – миниатюру по картине с использованием плана.

VI. Подведение итогов

  • Закончи предложение (Слайд 12)

На уроке мне понравилось…

Сегодня я узнал(а) новое о…

Мне было интересно выполнять…

  • Оценивание обучающихся

Литература

  1. Каменева Е. Какого цвета радуга. // М., «Детская литература», 1997.
  2. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. // Учебно-наглядное пособие. Санкт-Петербург «Детство – Пресс», 2013.
  3. Русский язык. 5 класс / Под ред. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова – М.: Просвещение, 2016.