Сочинение-описание картины Е.А.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Зименкова Марина Алексеевна

Сочинение - это "упражнение высшего порядка" (Ф.И.Буслаев), изложение учащимися собственных мыслей на определенную тему (заданную или самостоятельно выбранную). Этот вид работы формирует коммуникативные умения, развивает логическое мышление школьников, эстетические способности, пополняет их фактические знания. Кроме того, развитие речи - это ведущий принцип преподавания русского языка. Развитие речи осуществляется в единстве с активизацией их мыслительной деятельности, развитием мыслительных способностей школьников. Поэтому, как нам кажется, этот вид работы способствует формированию УУД более, чем какой-либо другой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ Е.А.ЗАЙЦЕВА

"ОБОРОНА БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ В 1941 ГОДУ"

Зименкова Марина Алексеевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37 имени Новикова Гаврила Гавриловича»

Предмет:

русский язык

Класс:

6

Кол-во часов:

2 часа (90 минут)

Тип урока:

урок развития речи

Цель:

Формирование умения описывать картину о войне, пополнение знаний об исторических событиях  Родины.

Задачи:

Образовательные: познакомить с картиной Е.А.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году"; формировать умение собирать и систематизировать материалы к сочинению; научить детей выражать свое мнение и аргументировать его; активизировать лексику по темам "родина, война".

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, гордость за своих предков, спасших страну от фашизма.

Развивающие: развивать познавательный интерес к историческому прошлому России; формировать представление о ВОВ.

Формировать УДД:

личностные:  формировать исторический образ Родины, формировать знания об историческом событии -  Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (в частности о защите Брестской крепости); развивать патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

регулятивные:  развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию; формировать готовность к получению нового знания; развивать способность принимать решение на основе переговоров; формировать умение управлять своей деятельностью, направлять ее на достижение поставленных целей; формировать умение осуществлять рефлексию в отношении своей работы на уроке

коммуникативные УУД:  развивать умение слушать других, вести диалог;  формировать способность к совместной деятельности, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении; формировать умение проводить наблюдение, осуществлять анализ изображенного на картине; формировать умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать,  использовать нужные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств; формировать умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее;  формировать умение адекватно оценивать себя и своих партнеров, доброжелательно отстаивать свою позицию;

познавательные УУД:  развивать способность воспринимать услышанную информацию, преобразовывать ее в новое знание; формировать представление об историческом прошлом нашей страны; формировать умение проводить наблюдение, осуществлять анализ изображенного на картине;  формировать навыки осуществления систематизации языкового материала,  выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий; формировать умение делать выводы, подводить итоги работы.

Планируемый результат:

Предметные: ученик должен знать, как описывать картину; уметь систематизировать материалы к сочинению, составлять план сочинения, уметь выражать свое мнение и аргументировать его.

Личностные: ученик получит возможность для формирования учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению истории своей страны, ВОВ 1941-1945гг.; для развития патриотизма, любви к Родине.

Метапредметные: ученик получит возможность научиться самостоятельно ставить учебные цели и задачи и решать их, основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; выделять главное и второстепенное, делать выводы.

Основные понятия:

Сочинение-описание, репродукция картины, война, героизм, мужество, Родина, Отчизна, свобода, фашизм. Цент картины, фон, колорит, оттенок, цветовая гамма.

Межпредметные связи:

Русский язык, литература, история

Ресурсы:

Основные: репродукция картины художника Е.А.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году",  географическая карта СССР

Дополнительные: компьютер, монитор

Организация пространства:

Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.)

Учитель организовывает деятельность обучающихся по освоению учебной информации.

- Здравствуйте, ребята! Накануне 69-летия Победы советских людей над фашистской Германией  мы проводим урок, на котором познакомимся с картиной Е.А.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году".

На монитор выводится изображение картины Е.А.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году". Обучающиеся рассматривают изображение картины  Е.А.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году". (Слайд №2)

Давайте вспомним страницы нашей истории, почувствуем гордость за своих предков, за их великие дела.

II. Формулирование темы урока, постановка цели (10 мин).

1. Реализация опережающего домашнего задания (слайд №3).

Один ученик читает стихотворение Ю.Воронова "Дети военной поры", остальные думают над предложенными вопросами.

А может, нам о них забыть?

Опять война,

Опять блокада...

Я слышу иногда:

"Не надо,

Не надо раны бередить,

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне".

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда -

Не права!

Чтоб снова

На  земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память -  наша совесть.

Она

Как сила нам

Нужна.

2. После прослушивания стихотворения ученики отвечают на вопросы, предложенные учителем (слайд №4,5).

  • О чем это стихотворение?  (Оно о памяти и совести, о том, что ни в коем случае нельзя забывать о войнах, нужно делать все, чтобы войны никогда не повторялись)
  • О какой войне идет речь? (О ВОВ1941-1945гг., которую вел советский народ против фашистской Германии)
  • Что же такое война, не только та, о которой говорится в этом стихотворении, а война вообще?  (Война - это большое горе для тех, кто потерял близких людей, это великое зло; это плач и страдания матерей, расставания любимых, кровь, тысячи, иногда впустую погубленных жизней)

3. Ученики внимательно рассматривают картину Е.А.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году" и самостоятельно формулируют тему и задачи урока. 4. Запись в тетрадь темы урока "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (сочинение-описание  картины Е.А.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году").

III. Изучение нового материала (20 мин.)

1. Реализация опережающего домашнего задания (слайды №6-16).

1-ый ученик: "Это было на рассвете 22 июня 1941 года. Над Бугом прогремел первый залп фашистской артиллерии. В следующий миг грохот сотен рвущихся снарядов и мин потряс землю. Густая пелена дыма и пыли, пронизанная сверкающими, огненными вспышками взрывов, заволокла всю крепость. Рушились и горели дома, люди гибли в огне и под развалинами. Так началась война!"

2-ой ученик: "Застигнутые внезапным нападением, окруженные большими силами фашистов, советские воины с необыкновенной стойкостью отстаивали нашу родную землю. На предложении врага о сдаче герои отвечали: "Все умрем, но крепости не сдадим!" Голодные, измученные жаждой, истекающие кровью, они продолжали борьбу. Ребята как вы думаете, что давало им силы? (Жгучая, яростная ненависть к врагу, вероломно напавшему на нашу страну, воинский долг перед Родиной, любовь к своей Отчизне").

3 ученик:  "Кто же эти легендарные герои? Среди них командир полка майор Петр Михайлович Гаврилов, который с первых минут войны организовал оборону Брестской крепости и был одним из последних ее защитников. Душой обороны был также и полковой комиссар Ефим Моисеевич Фомин. Он повел людей в первую штыковую атаку, которая успешно окончилась уничтожением группы бойцов. В одном из боев он был ранен,  в бессознательном состоянии взят в плен и расстрелян на виду у наших бойцов".

4 ученик: "Мужественно сражался бок о бок со взрослыми четырнадцатилетний мальчик Федя Клыпа. Он был незаменимым разведчиком, смело пробирался под обстрелом врага на самые опасные участки, поднося патроны, воду, еду. Это он нашел уцелевший склад боеприпасов и оружия, добыл из-под развалин небольшой запас бинтов и лекарств".

5 ученик: "Рядом с мужчинами сражались и женщины. Настоящий подвиг совершила учительница-комсомолка Таня Тарасюк. В бою у пулемета погиб ее муж, лейтенант Тарасюк. Когда Катя узнала об этом, она выбралась из подвала, подползла к пулемету и стала вести огонь по врагу, пока ее не поразил вражеский снаряд".

2. Физкультминутка

3. Работа в группах (класс делится на три группы, в каждой группе выбирается ответственный) (слайды 17-21)

1 группа отвечает на предложенные вопросы:

- Как вы думаете, какой день войны изобразил художник на картине?

- Какой момент боя вы видите?

- На каком фоне изобразил художник защитников крепости?

- Почему некоторые красноармейцы без гимнастерок?

- Какое время суток изображено на картине и как вы это определили?

2 группа отвечает на предложенные вопросы:

- Кто является центральным героем картины? Как это показал художник?

- Опишите героя.

- Что вы скажете о бойце, который изображен рядом с офицером? Опишите его действия, позу, выражение лица.

- Каким показан красноармеец, изображенный на переднем плане картины?

- Как можно охарактеризовать бойца в светлой майке?

3 группа отвечает на предложенные вопросы:

- Как художник изображает женщину? О чем говорят ее поза, движения, выражения лица?

- Как одета женщина? Какие цвета использовал художник для изображения её одежды и почему?

- Какое чувство объединяет всех защитников крепости?

- Как художник показал это?

- Какое значение имеет развевающееся знамя?

- Чему учит нас картина?

4. Словарно-стилистическая работа.

Ребята подбирают определения, характеризующие основные черты защитников Брестской крепости (мужественные, стойкие, смелые, решительные, волевые, гордые, бесстрашные, отважные, храбрые, любящие Родину, ответственные, верные воинскому долгу, сильные духом, ненавидящие врага).

V. Контролирующее задание (29  мин.)

1. Систематизация материала (слайд № 22-24)

Обучающиеся анализируют  записи, сделанные в ходе урока, и группируют собранный материал по следующему плану:

1. Описание места и времени боя, изображенного на полотне. (Раннее летнее утро, лучи солнца с востока; бой в разгаре; разрушенные стены крепости, остатки зданий, бетонные укрепления.)

2. Защитники Брестской крепости. (В центре картины комиссар, Красное знамя в руке, бесстрашный, мужественный, решительный; боец справа поддерживает тяжелораненого товарища, готов сражаться до последней капли крови; красноармеец на переднем лане в пилотке, меткий стрелок, уверенно стреляет по фашистам; боец в светлой майке ранен, на голове повязка, не покидает сражения, сосредоточенно ведет огонь из пулемета; женщина сжимает винтовку, выражение лица суровое, в глазах - ненависть.)

3. Героизм защитников Брестской крепости. (Стойкие, смелые, гордые; преданность Родине; стоять насмерть.)

2. Физкультминутка.

3. Работа над составлением плана к сочинению (слайд 25)

План

I. Изображение мужества, стойкости, патриотизма защитников Брестской крепости на картине Е.А.Зайцева.

II. Основные герои картины.

1. Мужество, верность воинскому долгу молодого офицера, изображенного в центре картины.

2.Решительность и смелость бойца справа от офицера.

3. Отвага и бесстрашие красноармейца в светлой майке.

4. Стойкость женщины с винтовкой.

5. Патриотизм, высокое чувство долга перед родиной, лютая ненависть к фашистам защитников крепости.

III. Чему учит нас картина Е.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году"?

4. Работа над черновиком сочинения.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)

1. Обучающиеся оценивают свою деятельность на уроке.

2. Ответственные выставляют оценки.

3. Записывают домашнее задание (написать сочинение по предложенному плану либо по собственному плану) (слайд26).

Список литературы

  1. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. Методическое пособие для учителя. 10-11 классы. - М., 2005
  2. Титов В.А. Методика преподавания русского языка: конспект лекций. - М.: ПРИОР-издат, 2008г., 174 с.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. _м.: Просвещение, 2011г., с. 22-54
  4. Ходякова Л.А., Кабанова Е.В. Сочинение по картине в 6 классе. - М., 2004г. с. 183-212

Интернет-ресурсы

1. http://brestcity.com/blog/category/brest_fortress

2. http://otkritka-reprodukzija.blogspot.ru/2008/11/1908-1941.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 37 имени Новикова Гаврила Гавриловича» Зименкова Марина Алексеевна «Дерзайте Отчизну мужеством прославить» Урок развития речи в 6 классе (сочинение-описание картины Е.А.Зайцева «Оборона Брестской крепости в 1941году»)

Слайд 2

Е.А. Зайцев «Оборона Брестской крепости в 1941 году»

Слайд 3

Ю.Воронов «Дети военной поры» А может, нам о них забыть? Опять война, Опять блокада... Я слышу иногда: "Не надо, Не надо раны бередить, Ведь это правда, что устали Мы от рассказов о войне И о блокаде пролистали Стихов достаточно вполне". И может показаться: Правы И убедительны слова. Но даже если это правда, Такая правда - не права! Чтоб снова На земной планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, Как мы! Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память - наша совесть. Она как сила нам нужна.

Слайд 4

О чем это стихотворение? Оно о памяти и совести, о том, что ни в коем случае нельзя забывать о войнах, нужно делать все, чтобы войны никогда не повторялись. О какой войне идет речь? О Великой Отечественной войне 1941-1945гг., которую вел советский народ против фашистской Германии. Ю.Воронов «Дети военной поры»

Слайд 5

Что же такое война, не только та, о которой говорится в этом стихотворении, а война вообще? Война - это большое горе для тех, кто потерял близких людей, это великое зло; это плач и страдания матерей, расставания любимых, кровь, тысячи, иногда впустую погубленных жизней. Ю.Воронов «Дети военной поры»

Слайд 6

Брестская крепость. Аэрофото цитадели (центрального укрепления). 1941 г.

Слайд 7

Это было на рассвете 22 июня 1941 года. Над Бугом прогремел первый залп фашистской артиллерии. В следующий миг грохот сотен рвущихся снарядов и мин потряс землю. Густая пелена дыма и пыли, пронизанная сверкающими, огненными вспышками взрывов, заволокла всю крепость. Рушились и горели дома, люди гибли в огне и под развалинами. Так началась война! Брестская крепость. Аэрофото цитадели (центрального укрепления). 1941 г.

Слайд 8

Историческая реконструкция первого дня войны. 22 июня 2012 года 1

Слайд 9

Надписи на стенах Брестской крепости, сделанные ее защитниками

Слайд 10

Петр Михайлович Гаврилов Майор Петр Михайлович Гаврилов с первых минут войны организовал оборону Брестской крепости и был одним из последних ее защитников.

Слайд 11

Ефим Моисеевич Фомин

Слайд 12

Душой обороны был также и полковой комиссар Ефим Моисеевич Фомин. Он повел людей в первую штыковую атаку, которая успешно окончилась уничтожением группы бойцов. В одном из боев он был ранен, в бессознательном состоянии взят в плен и расстрелян на виду у наших бойцов". Ефим Моисеевич Фомин

Слайд 13

Петя Клыпа

Слайд 14

Мужественно сражался бок о бок со взрослыми четырнадцатилетний мальчик Федя Клыпа. Он был незаменимым разведчиком, смело пробирался под обстрелом врага на самые опасные участки, поднося патроны, воду, еду. Это он нашел уцелевший склад боеприпасов и оружия, добыл из-под развалин небольшой запас бинтов и лекарств. Петя Клыпа

Слайд 15

Женское лицо Победы http://blogs.wefrag.com/casper/page/7/

Слайд 16

Рядом с мужчинами сражались и женщины. Настоящий подвиг совершила учительница-комсомолка Таня Тарасюк. В бою у пулемета погиб ее муж, лейтенант Тарасюк. Когда Катя узнала об этом, она выбралась из подвала, подползла к пулемету и стала вести огонь по врагу, пока ее не поразил вражеский снаряд. Женское лицо Победы

Слайд 17

Е.А.Зайцев «Оборона Брестской крепости в 1941 году»

Слайд 18

- Как вы думаете, какой день войны изобразил художник на картине? - Какой момент боя вы видите? - На каком фоне изобразил художник защитников крепости? - Почему некоторые красноармейцы без гимнастерок? - Какое время суток изображено на картине и как вы это определили? 1 группа

Слайд 19

- Кто является центральным героем картины? Как это показал художник? - Опишите героя. - Что вы скажете о бойце, который изображен рядом с офицером? Опишите его действия, позу, выражение лица. - Каким показан красноармеец, изображенный на переднем плане картины? - Как можно охарактеризовать бойца в светлой майке? 2 группа

Слайд 20

-Как художник изображает женщину? О чем говорят ее поза, движения, выражения лица? - Как одета женщина? Какие цвета использовал художник для изображения её одежды и почему? - Какое чувство объединяет всех защитников крепости? - Как художник показал это? - Какое значение имеет развевающееся знамя? - Чему учит нас картина? 3 группа

Слайд 21

Подберите определения, характеризующие основные черты защитников Брестской крепости. Мужественные, стойкие, смелые, решительные, волевые, гордые, бесстрашные, отважные, храбрые, любящие Родину, ответственные, верные воинскому долгу, сильные духом, ненавидящие врага Словарно-стилистическая работа

Слайд 22

Систематизация материалов к сочинению 1. Описание места и времени боя, изображенного на полотне Раннее летнее утро, лучи солнца с востока; бой в разгаре; разрушенные стены крепости, остатки зданий, бетонные укрепления.

Слайд 23

2. Защитники Брестской крепости. В центре картины комиссар, Красное знамя в руке, бесстрашный, мужественный, решительный; боец справа поддерживает тяжелораненого товарища, готов сражаться до последней капли крови. Систематизация материалов к сочинению

Слайд 24

3. Героизм защитников Брестской крепости. Стойкие, смелые, гордые; преданность Родине; стоять насмерть. Систематизация материалов к сочинению

Слайд 25

I . Изображение мужества, стойкости, патриотизма защитников Брестской крепости на картине Е.А.Зайцева. II . Основные герои картины. 1. Мужество, верность воинскому долгу молодого офицера, изображенного в центре картины. 2.Решительность и смелость бойца справа от офицера. 3. Отвага и бесстрашие красноармейца в светлой майке. 4. Стойкость женщины с винтовкой. 5. Патриотизм, высокое чувство долга перед родиной, лютая ненависть к фашистам защитников крепости. III . Чему учит нас картина Е.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году"? План сочинения

Слайд 26

написать сочинение по картине Е.А. Зайцева «Оборона Брестской крепости в 1941 году» Задание:

Слайд 27

Интернет-ресурсы: Е.А. Зайцев «Оборона Брестской крепости в 1941 году»: http://91.r.photoshare.ru/00912/008b47b32588756c3b050fd2539edc8eb3302f67.jpg Брестская крепость. Аэрофото цитадели (центрального укрепления). 1941 г.: http://www.loveread.ec/read_book.php?id=12558&p=121 Историческая реконструкция первого дня войны. 22 июня 2012 года: http://brestcity.com/blog/wp-content/gallery/invasion2012/invasion_08.jpg Историческая реконструкция первого дня войны. 22 июня 2012 года: http://brestcity.com/blog/wp-content/gallery/invasion2012/invasion_04.jpg

Слайд 28

5 . Надписи на стенах Брестской крепости, сделанные ее защитниками: http://rutube.ru/video/f983b84b0935e211cfee4a7230161047 6. Петр Михайлович Гаврилов: http://skurlatov.livejournal.com/1844632.html 7. Ефим Моисеевич Фомин: http://english.migdal.ru/times/29/1746/ 8. Петя Клыпа: http://control.audiopedia.su/audio/16313 9. Женское лицо Победы: http://www.milb.org.ua/article/women%20face%20war.html Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Шишкина «Рожь»

урок призван обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе; воспитывать у учащихся потребность искать то единственное слово, которое делает пейзаж живым, дать им п...

разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс

Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине  А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на   основе картины.Развивающая: ...

Сочинение-описание по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". 5 класс.

Уроки по развитию речи всегда требуют большей отдачи как от учителя, так и от учеников.Предлагаю вариант такого урока....

«Героическая оборона Брестской крепости в 1941 году.»

Официальная дата падения цитадели – 30 июня 1941 г. Накануне немцы предприняли масштабный штурм, овладев последними укреплениями, включая Холмские ворота. Оставшиеся в живых советские бойцы, утр...

Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».

Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...

Подготовка к сочинению-описанию по картине И. Грабаря «Февральская лазурь». Написание сочинения

Данная разработка урока позволит подготовить обучащихся к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь", ознакомление с особенностями пейзажа как жанра живописи, формиров...