Целевая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку по теме

Целевая программа по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tselevaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 263

Адмиралтейского района

Целевая программа

«Русский язык как язык науки, культуры, образования,

 язык всех школьных дисциплин»

Г. Санкт-Петербург

Пояснительная записка

        Значение языка в системе образования определяется его ролью в жизни каждого человека, в жизни общества и государства, в сфере культуры. В XXI веке в обновляющихся социальных, политических, культурных условиях российской и мировой реальности язык и в частности русский язык следует рассматривать как одну из важнейших составляющих в процессе формирования личности.

        Выпускник  современной школы  - это:

  • человек, разносторонне образованный, осознающий необходимость применения полученных знаний в различных сферах жизни;
  • человек, готовый к самостоятельному, осознанному и ответственному выбору в разнообразных жизненных ситуациях;
  • человек, самостоятельный и инициативный, способный к саморазвитию, социальной адаптации, готовый быстро и точно анализировать сложившуюся ситуацию, поиску нестандартных и эффективных решений;
  • человек, готовый к продуктивному диалогу, наделённый чувством собственного достоинства, умеющий уважать и воспринимать чужое мнение;
  • человек, обладающий чувством гражданской ответственности, небезразличный к судьбе своей страны, её культуры, национальных традиций.

Программа«Русский язык как язык науки, культуры, образования, язык всех школьных дисциплин» предполагает решить следующие научно-методические задачи:

  • создание образа русского языка как реального объекта, представляющего часть действительности и многообразно связанного с категориями бытия, с жизнью общества, с развитие культуры, науки, с существованием каждого человека;
  • воспитание человека, обладающего внутренней мотивацией к изучению русского языка и развитыми способностями к рефлексии, испытывающего потребности в речевом самосовершенствовании  и ощущающего себя вовлечённым в процесс общего языкового развития.

Обучение русскому языку должно быть разноаспектным. Язык должен быть представлен   учащимися в многообразии своих содержательных характеристик:

  • как живое, развивающееся явление объективной реальности, обладающее познавательной         ценностью, подлежащее и доступное наблюдению, осмыслению, оценке и научному изучению;
  • как важнейшее и необходимое условие полноценного человеческого существования во всех сферах материальной, духовной, интеллектуальной деятельности;
  • как основа и средство формирования личностных и общественных ценностей и предпочтений;
  • как пространственно-временное интегрирующее начало данного государственного и национально-социального образования;
  • как средство накопления культурно значимой информации и национальное достояние.

В основе содержательной части Программы лежат цели, предусмотренные Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта обучения русскому языку в общеобразовательной школе:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной, нравственной и культурной  ценности; средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • овладение умением различать важнейшие разновидности, жанры, типы русской речи и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности.

Данные цели находят прямое или косвенное отражение в учебных программах по всем предметам, входящим в Учебный план общеобразовательной школы, во внеурочной и внеучебной деятельности, т.к. овладение русским языком непосредственно связано со всем учебно-воспитательным процессом. Поэтому участниками Программы, её реализации являются все члены педагогического коллектива и сотрудники школы.

Нормативная база

  • Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2002-2005 гг, утверждённый Правительством РФ в 2001 г.
  • Федеральный Закон о Государственном языке российской Федерации, принятый в 2005 г.
  • Программа Петербургская школа: «Русский язык как язык науки, культуры, образования, язык всех школьных дисциплин», разработанная кафедрой русского языка СП ГУПМ в 2001 г.
  • «Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей» (Методическое письмо МО РФ).

Начальный этап внедрения программы.

п/п

Мероприятия

Время

Примечание

Работа с педагогическим коллективом

Ознакомление педагогического коллектива с содержанием Программы

Октябрь

Произв.совещ.

Включение в учебные программы и планы внеклассных мероприятий   по предметам  работы над развитием навыков продуктивного чтения, речедеятельности, расширения словарного запаса, формированием речевой культуры учащихся.

Сентябрь-октябрь

Председатели МО, зам.дир. по внеклассной работе

Разработка единых требований к оформлению и ведению тетрадей по учебным дисциплинам.

Сентябрь-октябрь

МО

Разработка единых требований к оформлению творческих работ учащихся: рефератов, докладов, сообщений и пр.

Ноябрь-декабрь

Учителя словесности, истории

Координация усилий педагогического коллектива по осуществлению единого режима культуры речи и грамотного письма.

В течение года

МО учителей-предметников, индив.консультации

Разработка терминологических диктантов по учебным предметам, проведение диктантов 1 раз в  триместр.

1 р. в тр.

Учителя-предм., МО

Заседание МО преподавателей рус.яз. «Формирование внутренней мотивации учащихся к обучению русскому языку»

Ноябрь

Председатель МО, подготовка выступления на педсовете

Пед.чтение «Состояние современного русского языка»

Февраль

Спец. из вуза, СПб АППО

Пед.чтения по теме «Языковое и социокультурное существование отдельного человека и коллектива»

Апрель

Спец. из вуза, СПб АППО

Круглый стол: «Развитие связной речи на уроках и во внеурочное время»

Январь

МО

Семинар «Межпредметное взаимодействие  в обучении русскому языку»

Семинар «Диспут, дискуссия как форма внеклассной работы по предмету»

Теоретико-практический семинар для учителей «Стили и типы речи Построение ответа-рассуждения»

Разработка спецкурсов по проведению речевых тренингов с учётом различных жизненных ситуаций.

Семинар «Представление опыта кафедры иностранных языков по отработке речевых ситуаций на уроках»

МО ин.яз.

Семинар «Формирование у учащихся представлений об основных научных методах, типических мыслительных операциях, способах обобщения и классификации знаний»

Работа с учащимися и родителями

Проведение Декады русского языка

Ноябрь

МО уч. русского языка

Проведение общешкольного Дня словарей

Октябрь

Пред. МО, библиотекарь

Организация участия учащихся в районных, городских и региональных олимпиадах и конкурсах по русскому языку.

В теч.года

МО учителей русского языка

Разработка тематических классных часов и внеклассных мероприятий.

Проведение конкурсов чтецов, лучших сочинений

В теч.года

МО учителей русского языка

Оформление в библиотеке выставок книг о русском языке и культуре речи, проведение обзора данных книгой

В теч.года

Библиотекарь школы

Проведение Дня славянской письменности и культуры.

Май

МО рус.яз. и истории

Научно-практическая конференция «Язык и реальность»

Научно-практическая конференция в рамках предметных недель «Язык как универсальное средство научного познания мира»

Проведение диспутов, дискуссий во время предметных недель.

Введение в практику интегрированных уроков по русскому и иностранным языка, по литературе и иностранным языкам, по русскому языку и истории.

Проведение тематических родительских собраний

-  по формированию речевой культуры;

- по формированию интереса к изучению русского языка.

Осуществление диагностики и контроля

Проведение диагностики на выявление осознания коллективом учителей важности работы над проблемой.

Разработка системы диагностических мероприятий с целью определения критериев  и показателей эффективности Программы и управления ею.

Посещение уроков с целью анализа коммуникативных неудач учащихся.

Посещение уроков с целью выявления соблюдения единого орфографического режима.

Анализ уровня развития речи учащихся и обогащения лексики в устной и письменной речи с целью определения отправной точки экспериментальной работы.

Анкетирование учащихся с целью выявления эффективности поведения диспутов, дискуссий.

Обобщение опыта работы

Направления программы:

  1. Координация усилий всего педагогического коллектива по осуществлению единого режима культуры речи и грамотного письма во всех сферах жизнедеятельности образовательного учреждения.
  • проводить систематическую работу по обогащению и конкретизации словарного запаса учащихся 5-11 классов;
  • контролировать произношение, понимание значений, правильность использования слов в речи, их правописание, уделяя особое внимание знанию и пониманию понятийно-терминологического аппарата школьных дисциплин;
  • термины чётко произносить, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильного употребления в речи; использовать таблицы, плакаты с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине, разделу программы;
  • не реже одного раза в триместр проводить контрольные терминологические диктанты;
  • с целью формирования ценностных ориентаций, повышения воспитывающего потенциала уроков и внеклассных мероприятий, уделять внимание значению и осмыслению нравственно-этических понятий, раскрывать тот духовный мир, который скрывается  за такими словами. Как совесть, патриотизм, чувство национальной гордости, благородство, честь, истинный петербуржец, интеллигентность и т.д.
  • воспитывать потребность в обращении к справочной литературе, словарям, энциклопедиям, книгам о языке и культуре речи, компьютерным программам для пополнения знаний, для самоконтроля;
  • учитывать при оценке связной речи учащихся (в её устной и письменной форме) соответствие теме, правильность, точность, логическое построение, аргументированность, выразительность, усилить внимание интонационной, произносительной культуре речи (достаточной громкости, чёткости произношения, соблюдений логических ударений, пауз и др.);
  • предупреждать и исправлять речевые недочёты, соблюдая при этом необходимый такт; бороться с употреблением жаргонных, вульгарных слов и выражений, как на уроке, так и вне урока;
  • предъявлять необходимые требования к графически правильному и разборчивому оформлению записей в тетрадях, на доске;
  • проверять тетради учащихся, оценивать качество работы в тетрадях отметкой в журнал;
  • совершенствовать умение осмысленного выразительного чтения;
  • для совершенствования всех видов речевой деятельности: осмысленного говорения, аудирования (слушания), чтения, письма – чаще предлагать задания по составлению планов: план воспринимаемого на слух материала (лекции, рассказа учителя, ответа, доклада ученика и пр.; план работы с учебной книгой (план парагафа, статьи, главы и т.д.; план самостоятельного высказывания, устного или письменного 9план ответа, изложения, сочинения, доклада, выступления и т.д.).

  1. Учителям словесности необходимо
  • Обеспечить консультационную помощь учителям всех школьных дисциплин по выполнению положений методического письма МО РФ «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся»;
  • Качественно выполнять утверждённые МО РФ программы по русскому языку и развитию речи.; руководствоваться в работе образовательными стандартами, нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку и другими нормативными документами и методическими письмами;
  • Систематически осуществлять текущий и итоговый (после изучения раздела) контроль знаний, умений и навыков с целью выявления и своевременной ликвидации пробелов в подготовке учащихся;
  • Использовать возможности образовательной среды Санкт-Петербурга для введения в словарный запас и речь учащихся новых пластов лексики, культурологических знаний и понятий, выборочно использовать (в соответствии с возрастными возможностями учащихся) учебное пособие «История и культура России на уроках русского языка и развития речи на примере Санкт-Петербурга» (СПб, СП ГУПМ, 1998);
  • Работая с литературными текстами, организуя их комплексный анализ, воспитывать чуткость к красоте и выразительности родной речи, помогать учащимся в осмыслении богатства языка и роли средств выразительности;
  • Планировать и проводить внеклассные мероприятия и уроки в нетрадиционных формах (семинары, олимпиады, конкурсы, устные журналы, декады русского языка и др.), направленные на развитие интереса к вопросам культуры речи, истории и современному состоянию языка, на стимулирование самообразовательной работы по совершенствованию своего языкового, лингвистического и коммуникативного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс

Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...

Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год

   Рабочая  программа по русскому языку для 5-9 класса составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...