Учебная программа подготовительных курсов для старшеклассников по подготовке к сдаче ЕГЭ
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Объектом изучения является современный русский язык в его реальном функционировании. Программа призвана укрепить орфографические и пунктуационные навыки старшеклассников, расширить их лексику, исправить наиболее типичные для учащихся отступления от лексико-грамматических и произносительных норм русского литературного языка. В рамках программы проводятся практические занятия. Изучение материала сопровождается выполнением упражнений, тестов, заданий комплексного характера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_programma_kursa_podg_k_ege_russkiy_yazyk.docx60.97 КБ

Предварительный просмотр:

лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

в г. Дальнегорске

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«Подготовка старшеклассников к сдаче ЕГЭ (русский язык)»

(наименование программы)

Введение

Объектом изучения является современный русский язык в его реальном функционировании. Программа призвана укрепить орфографические и пунктуационные навыки старшеклассников, расширить их лексику, исправить наиболее типичные для учащихся отступления от лексико-грамматических и произносительных норм русского литературного языка. В рамках программы проводятся практические занятия. Изучение материала сопровождается выполнением упражнений, тестов, заданий комплексного характера.

Тема 1

Морфологический принцип русского письма. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Правописание безударных  гласных, не проверяемых ударением. Орфографический словарь, работа со словарем. Правописание корней с чередующимися гласными (чередование ао; чередование ие). Понятие синтаксиса. Синтаксические нормы. Виды предложений по количеству и характеру грамматической основы (простые и сложные предложения; односоставные и двусоставные предложения). Характеристика членов предложения: главные и второстепенные. Способы выражения подлежащего. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Вспомогательные глаголы в составном глагольном сказуемом. Способы выражения составного именного сказуемого. Способы выражения главных членов односоставного глагольного предложения.

Тема 2

Правописание приставок, не изменяющихся на письме (об, от, над, под, с). Приставки на зс. Приставки пре и при. Слова иноязычного происхождения с пре и при (привилегия, приоритет, президиум, премьера и др.). Работа с орфографическим словарем русского языка. Правописание на стыке приставки и корня (ыи после приставок на согласный).

Понятие синтаксического разбора предложений. Тренировка навыков определения главных и второстепенных членов предложения. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные), по наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), по условиям контекста и речевой ситуации (полные и неполные). Пунктуационный анализ простого и сложного предложения. Функции знаков препинания. Типичные пунктуационные ошибки учащихся, их разбор.

Тема 3

Правописание ое после шипящих в корне слов, в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов,  наречий, причастий. Правописание ое после шипящих в окончаниях существительных, прилагательных и глаголов. Дифференцирующий принцип письма. Написание слов ожогожег; поджогподжег, относящихся к различным частям речи. Однородные члены предложения. Работа со схемой-таблицей «Разделяются запятой. Не разделяются запятой». Обобщающие слова при однородных членах.  

Определения согласованные и несогласованные (способы выражения определений; знаки препинания в предложениях, осложненных согласованными или несогласованными определениями).

Тема 4

Понятие спряжения. Глаголы I и II спряжения; разноспрягаемые глаголы и глаголы, спрягаемые по-особому. Алгоритм определения спряжения глагола. Тренировка навыков написания глаголов с безударными личными окончаниями. Вводные слова, словосочетания и предложения. Разряды вводных слов (слова, выражающие уверенность, неуверенность, различные чувства; слова, указывающие на способ оформления мыслей, на источник сообщения, на ограничение или уточнение высказывания). Тире и скобки при вводных предложениях.

Тема 5

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Причастие  особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов –ущ, –ющ, –ащ, –ящ действительных причастий настоящего времени. Правописание суффиксов –ем, –им,–ом в страдательных причастиях настоящего времени. краткие и полные страдательные причастия. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях. Согласованное определение, выраженное причастным оборотом. Знаки препинания в предложениях с согласованными определениями, выраженными причастием с зависимыми словами.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Обособление обстоятельств. Обстоятельство, выраженное существительным с предлогами благодаря, согласно, вопреки, вследствие,  несмотря на, невзирая на.

Тема 6

Правописание н и нн в прилагательных и причастиях.

Сложное предложение. Понятие сложносочиненного предложения. Типы союзов в сложносочиненном предложении (соединительные союзы, разделительные союзы, противительные союзы). Запятая, точка с запятой и тире  в сложносочиненном предложении. Случаи отсутствия запятой между простыми предложениями в составе сложносочиненного. Бессоюзное сложное предложение. Работа со схемой-таблицей «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

Отработка навыков постановки знаков препинания в сложносочиненном и бессоюзном сложном предложении.

Тема 7

Правописание н и нн в полных и кратких причастиях. Замена сложносочиненного предложения предложением с причастным оборотом. Основные типы синтаксических ошибок (нарушение норм управления; нарушение норм согласования в роде, числе, падеже; нарушение порядка слов в предложении; неправильное употребление причастного и деепричастного оборота; употребление разговорных синтаксических конструкций в качестве однородных).

Пунктуационный анализ сложного предложения. Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений в сложноподчиненном предложении.

Тема 8

Понятие нормы литературного языка. Типы норм (орфоэпические, лексические, синтаксические, морфологические и др.).

Лингвистические словари и справочники, работа с ними.  

Лексика русского языка с точки зрения происхождения, сферы употребления, стилистической окраски. Паронимы в русском языке. Фразеология. Типы фразеологизмов. Основные лексические средства выразительности (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, аллегория, антитеза, оксюморон, ирония, гипербола, литота).

Тема 9

Частицы. Разряды частиц. Частицы же (ж), бы (б), ли (ль), их правописание. Правописание не с различными частями речи.

Правописание частицы ни (частица ни усилительная; ни в составе повторяющегося соединительного союза; частица ни при союзных словах и союзах, связывающих придаточные предложения с главными).

Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений (определительные, обстоятельственные, изъяснительные). Типы подчинения в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными (однородное, параллельное, последовательное).

Отработка навыков постановки знаков препинания и построения схем сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.

Тема 10

Фонетика. Орфоэпия. Основные понятия раздела. Ударение, особенности ударения в русском языке (разноместность, подвижность, вариантность, стилистическая функция, семантическая функция). Средства выразительности, имеющие фонетическую основу (аллитерация, ассонанс, звукопись).

Основные нормы произношения звуков (гласных и согласных). Орфоэпическия словарь русского языка.

Лексические средства выразительности (метонимия, синекдоха, развернутое сравнение, лексический повтор и др.). Основные типы лексических ошибок (тавтология, смешение паронимов,  нарушение лексической сочетаемости). Синтаксические средства выразительности (анафора, эпифора, инверсия, градация, параллелизм, риторический повтор, парцелляция, риторическое обращение,  риторическое восклицание и др.).

Тема 11

Употребление ъ и ь. Правописание ъ после приставки на согласную перед буквами е, ё, ю, я. Ъ в иноязычных словах, типа инъекция, адъютант, аръергард и др. Правописание ь для разграничения грамматических форм (ь вчастицах, наречиях, существительных III склонения, глаголах и др.). Случаи отсутствия ь в сложносокращенных словах.

Пунктуационный анализ сложных предложений. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Тема 12

Понятие текста. Признаки текста (выраженность, автономность, связность, цельность, стилевое единство, членимость, упорядоченность). Типы речи (описание, повествование, рассуждение), их признаки. Аргументирующая речь. Сочинение-рассуждение, структура аргументирующей речи (схема). Основные требования к тезису и аргументам. Что значит «раскрыть тему»? Композиция сочинения-рассуждения. Опорные конструкции для написания сочинения. Композиционная организация основной части сочинения.

Отработка навыков формулирования проблемы текста и написания сочинения-рассуждения.

Тема 13

Стилистика. Стили речи (книжный, разговорный, художественный) их признаки (цель, речевые особенности, набор языковых средств).

Понятие стилистической нормы. Основные типы стилистических ошибок (нарушение стилистической сочетаемости,  использование канцеляризмов, речевых штампов, неуместное использование эмоционально и экспрессивно окрашенной лексики).

Отработка навыков написания сочинения-рассуждения; анализ работы.

Тема 14

Комплексная итоговая работа (тест).

Методические указания

Для успешного усвоения и закрепления правил русской орфографии и пунктуации, овладения навыками работы с тестами ЕГЭ по русскому языку следует соблюдать следующие указания:

  • Работать систематически, не допуская больших перерывов между занятиями, так как для усвоения языковых навыков важна длительная практика.
  • Для занятий на курсах завести две тетради. В одной тетради выполнять упражнения, задания, самостоятельные работы, предлагаемые преподавателем. В другой тетради записывать все неясные вопросы. По этим вопросам можно получить устную консультацию у преподавателя.

Целям контроля знаний слушателей служат тесты, диктанты, контрольные работы, сочинения. Учащиеся, не имеющие твердых навыков грамотного письма, должны делать дополнительные письменные упражнения. Все упражнения должны быть согласованы с преподавателем. Полезны также ежедневные занятия (по 1012 минут) по сознательному списыванию 57 печатных строк из какого-либо художественного произведения.

Рекомендуется приобрести современные словари и справочники по русскому языку: «Орфографический словарь русского языка», «Словарь паронимов», «Толковый словарь иностранных слов»,  «Трудности русского произношения и ударения». Эти и другие издания будут способствовать повышению культуры устной и письменной речи слушателей.

Для предупреждения речевых, логических и этических ошибок в сочинении-рассуждении предлагается выполнять работу по их обнаружению и исправлению в текстах, предлагаемых преподавателем для самостоятельной работы.

Анализируя тексты, следует правильно формулировать проблему и позицию автора, приводить аргументы, разъясняющие отношение слушателя к поставленной проблеме. В качестве подготовительной работы полезно выполнять следующие задания: «Как вы понимаете смысл изречений (даются изречения)? Согласны ли вы с идеями, заключенными в них? Напишите по афоризмам сочинения-рассуждения».

Сознательное и систематическое выполнение изложенных здесь указаний и рекомендаций приведут к положительным результатам.

Литература

  1. Макарова, Б.А. Абсолютная пунктуационная грамотность за 20дней. / Б.А. Макарова.  М. : АСТ: Астрель, 2009.
  2. Щербинина, Ю.В. Русский язык. Материалы для подготовки к экзамену: учебно-методическое пособие / Ю.В. Щербинина.  2-е изд., перераб. и доп.  М. : Издательство «Экзамен», 2010.
  3. Павлова, С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа.  М. : Издательство «Просвещение», 2009.
  4. Крысин, Л.К. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография.  М. : «Академия», 2007.
  5. Черкасова, М.Н. Русский язык: тесты, задания, лучшие методики / М.Н. Черкасова, Л.Н. Черкасова.  Изд. 3-е., перераб. и доп.  Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
  6. Козлова, Т.И. Русский язык. Культура речи. пособие для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие / Т.И. Козлова.  М. : Издательство «Экзамен», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа элективного курса «Риторика» (курс предпрофильной подготовки для учащихся 8 – го класса на 17 часов)

Настоящая программа элективного курса «Риторика» составлена для учащихся 8-ых классов. Риторика готовит подростков к будущей жизни – успешной работе в коллективе. Курс школьной риторики, относящийся к...

Учебная программа по курсу "Строевая подготовка" для учащихся кадетских классов

Курс «Строевая подготовка» – это курс обучения кадетов-учащихся в системе боевой подготовки, имеющей целью выработки у них строевой выправки, подтянутости и выносливости, умение правильно и быстро вып...

Учебная программа по курсу "Стрелковая подготовка" для учащихся кадетских классов

Курс «Стрелковая подготовка» – это курс обучения кадетов-учащихся в системе боевой подготовки. На занятиях по стрелковой подготовке кадеты-учащиеся получают начальные знания и навыки в стрельбе из пис...

Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса

Курс ориентирован на  подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...

Учебная программа элективных курсов для учащихся 8 класса «Теория и практика работы с текстом. Подготовка к ОГЭ»

В соответствии с ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Особое место в образовательной пр...

рабочая программа "Подготовительные курсы по подготовке к ОГЭ по русскому языку"

Программа может быть использована при проведении занятий пр подготовке обучающихся к ОГЭ по русскому языку...