Конспект урока русского языка Кунусовой Людмилы Валитовны по теме «Однозначные и многозначные слова»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Кунусова Людмила Валитовна

Урок по ФГОС в 5 классе.

Базовый учебник:А.Д Шмелев Русский язык.5 класс», Москва, Вентана-Граф, 2013. Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, толковый словарь, Интернет ресурсы

Тип урока: Изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по ФГОС23.97 КБ
Файл Презентация к уроку857.57 КБ

Предварительный просмотр:

          Конспект урока русского языка Кунусовой Людмилы Валитовны по теме «Однозначные и многозначные слова»

          Место работы: «МБОУ Наримановского района СОШ №9»  с. Николаевка  Астраханской области

          Должность: учитель русского языка и литературы

          Предмет: русский язык

          Базовый учебник:А.Д Шмелев Русский язык.5 класс», Москва, Вентана-Граф, 2013.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, толковый словарь, Интернет ресурсы

           

          Тип урока: Изучение нового материала

     

Программа «Русский язык: 5-9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я.Шмелёвой, Москва, Вентана - Граф, 2013.

Технологическая карта изучения темы

Тема

Однозначные и многозначные слова

Цели

Образовательные:

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД:  осознание грамотности как показателя общей культуры человека, стремление к грамотной речи; осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Однозначные и многозначные слова».

-  Регулятивные УУД: умение ставить цель и дать её словесную характеристику, умение оценить результат своей учебной деятельности, умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы

- Коммуникативные УУД: умение формировать суждения в рамках учебного курса, строить учебную коммуникацию в парах, группах.

- Познавательные УУД: овладение приёмами отбора и дифференциации языкового материала, извлечение информации из различных источников.

Планируемый результат

Предметные: сформировать у учащихся понятие об однозначности и многозначности слова; содействовать формированию выбора значения многозначного слова, соответствующего речевой ситуации; опираться на представление о роли языка в жизни человека, истории народа.  

Знать

 

Уметь

Личностные:  осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала, необходимости изучения языка,  повышения качества грамотного письма.


Метапредметные: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

Основные понятия

Однозначное и многозначное слово, лексическое значение слова, работа с Толковым словарем.

Межпредметные связи

Русский язык, история , изо.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Компьютер. Проектор, экран, Толковый словарь.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организация  и мотивация учебной деятельности( 2 мин.)

 

Включаются в учебную деятельность. Приветствуют учителя.

Организует,

 мотивирует на сотрудничество.

Создает ситуацию для психологического настроя учащихся.

 Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из мультфильма «Лунтик» (Приложение)

Добрый день, ребята!  Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы сегодня дружно поработать на уроке.

 Личностные: самооценка готовности к уроку, самоопределение; регулятивные : совместное целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин)

Слушают учителя, самостоятельно формулируют тему урока, цель урока

 Страна Лексика, Толковый словарь.

 

Слово - основная единица лексики. Мы строим свою речь из слов.

Главная задача слова – называть предметы и явления окружающего мира.

     

Формулирует задание

Сегодня нас ждет интересная работа. А о чем пойдет речь, вы определите сами,   послушав одну сказку.

В одной волшебной стране жили слова и некоторые из них были  похожи друг на друга, но в тоже время отличались друг от друга. И тогда их поместили в один очень полезный словарь.

- А скажите, в какой стране живут  слова и куда их помещают?

Чем является слово в лексике? Почему?

Какова главная задача слова?

 

- Давайте запишем в тетради число, классная работа, тема урока  и сформулируем цель нашего урока.

Регулятивные :целеполагание; коммуникативные :постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;  логические формулирование проблемы

III. Изучение нового

 (10 мин)

Рассматривают слайд и пытаются самостоятельно сформулировать понятие, проверяют по слайду правильность выводов

Организует деятельность обучающихся в определении способа получения новых знаний.

Задание: рассмотреть  таблицу и сделать вывод об однозначности и многозначности слова  (Приложение – таблица); проверить правильность вывода

 

Регулятивные : планирование, прогнозирование,   ;познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

IV. Закрепление  нового (10 мин)

Отгадывают слово по его лексическому значению и проверяют правильность ответов по сладу № 4 презентации; придумывают словосочетания с многозначным глаголом «смотреть»;  

выписывают из толкового словаря лексическое значение слова «домино» и составляют небольшой рассказ.  

Презентация

Физкультминутка (2 минуты ,видеоролик «Смешарики» в Приложениях)

 Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия ;коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

V. Контролирующее задание (11 мин)

.

Выполняют самостоятельно тест

Выполните тест( Приложение)

 Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения ;личностные : самоопределение

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

Домашнее задание

(3 мин.)

Комментируют работу  своих одноклассников на уроке.

Высказывают собственные мнения об уроке

Задают вопросы по домашнему заданию (если они есть) и записывают его в дневник

Учитель настраивает учащихся на оценивание работы одноклассников

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли ее достичь?

- Давайте подведем итоги и сделаем выводы.

 Вернемся к эпиграфу нашего урока (на доске): «…Чтобы грамотно писать, надо хорошо знать свой родной язык» М.Горький.

Сигнальные знаки :

- я понял тему урока (!)

- я не совсем понял (?)

- мне сложно понять эту тему (?..)

Для того, чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо выполнить домашнее задание.

П.5 (стр.238), правило выучить.

1 уровень: Упр.17 (по учебнику);

2 уровень: записать 3-4 пословицы, в которых есть многозначные слова;

3уровень: составить небольшие юмористические рассказы, используя многозначные слова.

 

 Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные :  смыслообразование

Название ресурса

ИКТ

Тип, вид ресурса

информационный

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Приложения   

http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/5-klass/test-odnoznachnyie-i-mnogoznachnyie-slova.html

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы МБОУ Наримановского района СОШ № 9 Астраханской области Кунусова Людмила валитовна ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ « Однозначные и многозначные слова» 5 класс

Слайд 2

Отгадайте слово по его лексическому значению: 1. С помощью этого предмета открывается дверь. 2. Это дает нам чистую, прозрачную воду. 3. С его помощью отгадывают ответы к заданиям.

Слайд 3

МОЛОДЦЫ!

Слайд 5

Запишем лексическое значение одного многозначного слова: 1.Хлеб – всему голова 2. У каждого своя голова на плечах

Слайд 6

Придумайте предложение со словом «шляпка»

Слайд 7

Придумайте словосочетания с многозначным глаголом смотреть

Слайд 8

Выпишите из толкового словаря лексическое значение слова «домино». Выберите одно из значений и составьте небольшой рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Вводные слова и предложения. Обращения."

Систематизировать и обобщить знания по темам "Вводные слова и предложения", "Обращения"....

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме:"Закрепление по теме "Состав слова""

На уроке закрепления учитель различными приемами и методами формирует орфографическую зоркость, развивает мышление, речь, совершенствует знания учащихся о составе слова и его значимых частях....

Урок по русскому языку в 11 классе на тему: "Исследование степени многозначности слова.Функции метафоры"

Урок представляет собой презентацию по теме, касающейся степени многозначности слова. Функции метафоры на примере текста В. Пикули рассмотрены очень глубоко и полно. Поможет при подготовке выпускников...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Пунктуация при обращении. Слова-предложения и выделение междометий в речи".

Цель урока:Повторение и обобщение знаний учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной реч...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»

Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...

конспект урока русского языка в 9 классе по теме "«Союзы и союзные слова, как средства связи придаточного предложения с главным»

Урок изучения новых знаний.В ходе урока использована презентация,которая позволила привлечь внимание учащихся к изучению нового материала,способствовала решению задач урока....