конспект урока в 5 классе "ЗВУКИ И БУКВЫ. АЛФАВИТ"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мащенко Людмила Николаевна
конспект урока в 5 классе "ЗВУКИ И БУКВЫ. АЛФАВИТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_i_bukvy.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗВУКИ И БУКВЫ. АЛФАВИТ

Цели: 

1. Добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова учащиеся не смешивали звуки и буквы, правильно произносили названия букв.

2. Проверить знание наизусть алфавита.

Методическое обоснование:  учащиеся  осознают,  что звук и буква – понятия нетождественные, противопоставленные. На этом уроке ученики получают представление о первичности звуков по отношению к буквам, о роли алфавита, заключающейся в обозначении звуков на письме (а не наоборот).

Дети учатся правильно произносить названия букв, сопоставлять звуки и буквы, характеризовать звуки, соответствующие буквам, транскрибировать слова (вводится термин транскрипция).

Особое внимание учащихся следует обратить на знаки фонетической транскрипции.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Учащиеся читают выписанные слова и составленные с ними предложения, соблюдая правильное произношение и ударение.

2. Беседа о произношении согласных звуков.

Вопросы к беседе:

– Охарактеризуйте процесс оглушения в словах: кни[ш]ка, ду[п].

– Как объяснить произношение слов: [з]делать, о[д]бор?

– Почему при произношении некоторых слов согласный звук может выпадать, не произноситься? Приведите такие примеры.

– Назовите из слов, записанных на доске, сначала слова с ь для обозначения мягкости согласного, затем слова без ь.

Мостик, ходьба, свадьба, нянька, нянчить, банька, банщик, лошадьми, возьми, четырьмя, фонарщик, заманчиво, резьба, помощник, жестянщик.

III. Словарный диктант.

Учитель. Сегодня на уроке мы проверим, как вы запомнили написание слов из орфографического словарика, умеете ли вы сопоставлять значение, структуру и правописание слов.

Непреодолимый, препятствие, университет, грамматика, поколение, Россия, выразительный, рассказывать, объяснять, отдаленный, разделить, колючий, раздаваться, запах, разгадать, угодить.

Самопроверка словарного диктанта (с. 8 – ЗСП-3, с. 63 – ЗСП-8).

IV. Выполнение упражнений.

1. Проверка  правильного  произнесения  названия  всех  букв  алфавита.

2. Чтение основного теоретического материала на с. 11–12 (§ 5).

3. Выполнение упражнений 18–21 (устно) на с. 12.

4. Выполнение упражнения 22 (письменно) на с. 12.

V. Итог урока.

Учитель. Выразительно прочитайте стихотворение. Какие звуки обращают на себя внимание больше других? Какую роль выполняют они?

ВОРОНА

– Кар! –

Кричит ворона.

Кража!

Караул!

Грабёж!

Пропажа!

Вор прокрался

Утром рано!

Грош украл он

Из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку!

И красивую

Коробку!

– Стой, ворона,

Не кричи.

Не кричи ты,

Помолчи.

Жить не можешь

Без обмана.

У тебя ведь

Нет кармана.

– Как! –

Подпрыгнула

Ворона

И моргнула

Удивленно. –

Что ж вы раньше

Не сказали!

Кар-р-раул!

Кар-р-рман!

Укр-р-рали!

В. Орлов

Домашнее задание: параграф 5, упражнения 25, 26 на с. 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Одна и две буквы н в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

Урок на тему "Одна и две н в полхых страдательных причастиях и отглагольных прилагательных" с использованием материалов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов....

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Конспект урока "Одна и две буквы Н в наречиях на –О и – Е".

Знакомство с одной и двумя буквами Н в наречиях на –О и -Е....

Конспект урока для 5 класса "Буквы е-и в корнях с чередованием"

Конспект урока для 5 класса "Буквы е-и в корнях с чередованием". (к конспекту прилагается презентация)...

Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс

Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...

Конспект урока 5 класс - А.Шмелев - Алфавит

Конспект урока 5 класс - А.Шмелев. Тема:  Алфавит....

Конспект урока "Язык программирования Tурбо Паскаль. Алфавит, структура программы, система типов"

Конспект урока "Язык программирования Tурбо Паскаль. Алфавит, структура программы, система типов"...


 

Комментарии

Резанова  Любовь Сергеевна

Спасибо!