Билеты по русскому языку к зачетной неделе в 11 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Котляренко Екатерина Ивановна

Материал может быть использован как для индивидуальной работы, так и для проведения зачетов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bilety_k_zachetu_11_klass.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Билет 1.  

1.Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

2. Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики.

3. Прочитайте текст и выполните задания

(1) Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образ`ованщины. (2) Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (3) Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов: тяжело в учении — легко в бою!(4) Но ведь Суворов — великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! (5) Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! (6) Суворов же говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении — легко в походе! (7) В походе, а не в бою! (8) Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!(9) Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война кончена, пока не похоронен последний солдат. (10) Поняв слово «похоронен» в буквальном смысле, добровольные могильщики, присвоим себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11) Да задумайтесь, что вы говорите! (12) Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13) Их невозможно похоронить! (14) И что же? (15) Не считать законченной ни одну войну в истории? (16) Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17) Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока держит в руках оружие и пока ведёт бой последний солдат! (18) Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19) И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!

(По Г. Смирнову)

1. Как, по мнению автора, надо понимать слова Суворова: «Война не закончена, пока не похоронен последний солдат»?
1)    Нужно предать земле всех убитых на войне.
2)    Войну можно закончить только тогда, когда все неприятельские солдаты уничтожены.
3)    Армия не должна сдаваться врагам, пока жив хоть один солдат.
4)    Войны не будет, когда не будет армий.
2. Какая мысль в этом тексте основная?
1)    В наше время многие люди, получившие возможность публично выступать, не продумывают свои выступления.
2)    Многие изречения великих людей со временем искажаются.
3)    Изречения Суворова искажались и неверно понимались до последнего времени.
4)    Неточное цитирование и поверхностное толкование высказываний известных людей — признак недостаточного образования.
3. Какое предложение связано с предыдущим с помощью указательного местоимения?
1) 5
2) 8
3) 14
4) 18
4. Среди предложений 9—12 найдите сложное с разными видами связи. Напишите номер этого предложения.

Билет 2

  1.  Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. Глагольное и именное управление в русском языке.
  2. Охарактеризуйте фонетическую систему русского языка: систему гласных и согласных звуков речи.
  3. Практика

Серенькое, тусклое осен..ее утро. Ни..кие облака затянули небо. Природа притихла. Здесь и там срывают..ся с веток листья, бе..помощно крутят..ся в воздухе и падают на землю. На лесной опушке высокие рябины склонили свои ветви под грузом тяжелых оранжевых гроздьев. Многих птиц привлекают пр..красные ягоды.

Сверхинтересное зрелище представляет собой ра..положившаяся на рябинах стая дубоносов. Этих птиц причисляют к певчим. У них большая голова и пр..огромный толстый клюв. Таким клювом птица может ра..кусить даже самую твердую косточку и съесть ядро.

А вот пролетела в небе стая дроздов. Самые голодные из них увидели корм, опустились на рябины, проглотили по ягодке и поспешили дальше. Стая не прервала полета. Перелетные птицы чуют скорый приход холодов и торопятся в теплые края.

Но когда приходит весна, лес вновь наполняя..тся птич..им криком и гомоном. Яркое ласковое солнце принима..тся согревать озябшую землю. Под теплыми солнечными лучами снег превращается в воду, которая обильно увлажняет землю. Солнце продолжает греть, вот уже на пригорке совсем сухо. Снег сош..л здесь (не)сколько дней назад, и солнце успело высушить прошлогоднюю траву. Его лучи оживили верхний слой земли, пробудили слабые побеги растений.

Залюбуеш..ся на первую зелень весны и невольно припомнишь жесткие вьюги и метели, которые преследуют одинокого путника зимой.

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст;

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

2. Выполните морфемный разбор 1 глагола, 1 причастия, 1 наречия (1 вариант – из 1, 2 абзаца, 2 вариант – из 3 абзаца);

3. Подберите синоним, антоним к словам: 1 вариант - низкие, приходит; 2 вариант – теплый, падают;

4. Выпишите из текста примеры различных средств художественной выразительности языка

Билет 3.  

1. Предложение. Основные типы предложений. Простое предложение.

2. Тире между подлежащим и сказуемым.

3Практическая часть.

1.Подготовиться к выразительному чтению текста.

2. Определите тему, основную мысль текста.

3. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

4. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является этот текст? Докажите.                                        Весь в письмах.

(1) Все мы порой пишем письма.

(2) А.П.Чехов всегда писал письма с удовольствием и вдохновенно.

(3) Смолоду Чехов учился не навязывать себя адресату, а говорить с ним вровень, интересуясь по преимуществу им самим… (4) Как прекрасно он умел это делать!

(5) Знаете ли вы, что разрушение общепринятой чин…ости письма начинается с обращения? (6) В эпистолярной форме Чехов давал совет брату, как общаться с людьми вообще: «В отношениях с людьми побольше искрен..ости и сердца, побольше молчания и простоты в обращении».

 (7)..Мы можем представить  себе фигуру Чехова по воспоминаниям , рассказам современ..иков. (8) Но знаете ли вы, что даже если бы о нем не сохранилось ни единой мемуарной строчки, мы все равно воссоздали бы его живое лицо по его письмам?

   (9) Он рано осознал, что стержень характера – чувство собствен..ого достоинства, и другим пытался внушить это.

   (10) Сознавать свое достоинство – значит, по Чехову, уважать чужую личность: не оскорбить другого человека ни  грубостью, ни ложью. (11) Не заискивать, не жаловаться на судьбу, не искать сочувствия, не лезть в чужую душу – вот, что входило в понятие достоинства Чехова. (12) Работать на совесть, выполнять свой внутрен..ий долг, совершать не афишируя добро, не ожидая воздаяний и наград. (13) Чехов – это образец самовоспитания. (14) Нет в русской литературе никого, кто мог бы с ним в этом потягаться. (15) И его письма создают его же превосходный духовный автопортрет с большой поправкой на самоиронию. (16) Легко обращая иронию на себя, Чехов и другим людям , как и событиям, впечатлениям, вещам старался приложить мерку максимальной объективности.

   (17)…Чехов верил: чтобы научить человека чему-либо, не надо его поучать и оскорблять. (18) И самым щадящим оружием , и самым надежным лекарством против заносчивости , грубости , глупости служит чеховский юмор. (19) О, как он великолепен!

    (20) Хотите выбрать образец жизни? (21) Читайте письма Чехова!                                         В. Лакшин.

Билет № 4

1.Охарактеризуйте фонетическую систему русского языка: систему гласных и согласных звуков речи.

2. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

3. Практическая часть

.                                        Расставьте в предложениях знаки препинания.


     Сад степь двор все было в холодной тени.
     Со всех сторон из-за заборов из калиток изо всех углов посыпались выстрелы.
     Каждый звук шорох птицы полет упавшего листа кажется громким заставляет вздрагивать.
     Мне казалось что все это и певучие крики разносчиков и заводские гудки и торопливые свистки паровозов на ветке имеет какое-то отношение к моему приезду.
    

Фонетический разбор слова «отношение»

Билет № 5

  1. Сложное предложение. Типы сложных предложений.
  2. Текст. Типы речи.
  3. Прочитайте текст и выполните задания

(1) Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образ`ованщины. (2) Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (3) Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов: тяжело в учении — легко в бою!(4) Но ведь Суворов — великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! (5) Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! (6) Суворов же говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении — легко в походе! (7) В походе, а не в бою! (8) Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!
(9) Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война кончена, пока не похоронен последний солдат. (10) Поняв слово «похоронен» в буквальном смысле, добровольные могильщики, присвоим себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11) Да задумайтесь, что вы говорите! (12) Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13) Их невозможно похоронить! (14) И что же? (15) Не считать законченной ни одну войну в истории? (16) Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17) Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока держит в руках оружие и пока ведёт бой последний солдат! (18) Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19) И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!

(По Г. Смирнову)

  1. Определите стиль и тип речи текста.
1)    научный стиль; описание
2)    публицистический стиль; рассуждение-размышление
3)    художественный стиль; описание
4)    научный стиль; рассуждение-размышление
2. Какое предложение связано с предыдущим с помощью указательного местоимения?
1) 5
2) 8
3) 14
4) 18
3. Среди предложений 4—10 найдите бессоюзное сложное, одна часть которого выражает условие. Напишите номер этого предложения.

4. Среди предложений 9—12 найдите сложное с разными видами связи.
 Напишите номер этого предложения.

Билет № 6

  1. Функциональные стили речи.
  2. Виды придаточных частей Сложноподчинённых предложений.
  3.  ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ?
    Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы.
    Так что же такое воспитанность?
    Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.
    Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными.
    Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях.
    А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.
    (По С. Гиацинтовой)
  1. Прочитайте текст выразительно
  2. Определите стиль текста, докажите
  3. Определите тип текста, докажите

Билет № 7

1. Правописание приставок.

2. Основные элементы интонации.

3. СИСТЕМНОЕ МЕНЮ
Системное меню вызывается кнопкой, расположенной в левом верхнем углу окна. Команды данного меню стандартизированы для всех приложений среды Windows. Системное меню имеется в наличии в каждом окне документа. Его можно вызвать даже в том случае, если окно свернуто до пиктограммы, щелкнув на пиктограмме один раз кнопкой мыши. Существует также способ открытия системного меню посредством клавиатуры — с помощью комбинации клавиш [Alt-пробел].
Команды системного меню выбираются с помощью мыши, клавиш управления курсором или путем ввода подчеркнутых в названии команды букв вместе с [Alt].
(В. Пасько)

Прочитайте текст выразительно

Определите стиль текста, докажите

Определите тип текста, докажите

Билет № 8

  1. Обособленные члены предложения. Обособление определений, приложений, деепричастий.
  2. Правописание частицы НЕ.
  3. Внимательно прочитайте текст и выполните задания

(1)... Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг. (2)Года за два до того, как вышел «Тимур и его команда», Гайдар зашёл как-то ко мне. (3)У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. (4)Его нигде не было. (5)Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой.

  • (б)Пришлите сейчас же ко мне, — сказал он, — всех мальчиков нашего двора. (7)Я жду. (8)Он повесил трубку. (9)Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери. (Ю)Гайдар вышел в переднюю. (11)На площадке за дверью стояло человек десять мальчиков, очень взволнованных и запыхавшихся.
  • (12)Вот что, — сказал им Гайдар. — (13)Тяжело болен мальчик. (14)Нужно лекарство. (15)Я вам запишу каждому его название на бумажке. (16)Сейчас же — во все аптеки: на юг, на восток, на север, на запад. (17)Из аптек звонить мне сюда. (18)Всё понятно?
  • (19)Понятно, Аркадий Петрович! — закричали мальчики и понеслись вниз по лестнице. (20)Вскоре начались звонки.
  • (21)Аркадий Петрович! — кричал в трубку взволнованный детский голос. —- (22)В аптеке на Маросейке нет.
  • (23)Поезжай дальше. (24)На Разгуляй.

(25)Гайдар сидел у телефона, как капитан на мостике корабля. (26)Через сорок минут восторженный детский голос прокричал в трубку:

  • (27)Аркадий Петрович, есть! (28)Я достал!
  • (29)Где?
  • (30)В Марьиной роще!
  • (31 )Вези сюда. (32)Немедленно.
  1. Лекарство было привезено, и сыну вскоре стало легче.

(34)Благодарить его было нельзя. (35)Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. (36)Он считал помощь человеку таким же ... делом, как, скажем, приветствие. (37)Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался.

(38)Однажды мы с Гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. (39)Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. (40)Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. (41)Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран. (42)Гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. (43)Поток воды остановился. (44)По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно. (45)Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду. (46)Потом Гайдар долго тяжело дышал. (47)Ладонь у него была окровавлена. (48)Но он был очень радостно настроен — не потому, конечно, что проверил свою силу, а потому, что ему удалось спасти маленький чудный сад.

(49)Мне очень не хватает Гайдара — большого, доброго, талантливого человека.

 (По К. Паустовскому)

В7. Среди предложений 42-49 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В8. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.

В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 42.

В10. Сколько рядов однородных членов в предложении 40?

В11. Из приведенного ниже предложения 45 выпишите цифру (-ы), при помощи которой (-ых) обозначена (-ы) запятая (-ые), разделяющая (-ие) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения.

Он почернел и стиснул зубы,(1) но трубу не отпустил,(2) пока не перекрыли воду.

Билет № 9

1.Основные лингвистические словари русского языка.

2. Современный русский литературный язык и языковая норма.

3. а)Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.

      Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.

б) Запишите несколько примеров слов, образованных: а) приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) приставочно-суффиксальным способом; г) способом сложения.

Билет № 10

1.Текст как речевое произведение. Основные признаки текста.

2.Слитное, раздельное, дефисное написание слов.

3. Прочитайте текст и выполните задания.

      Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.

(Н. В. Гоголь)

      1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.
      2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
      3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
      4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.

Билет № 11

1.Фразеологические единицы русского языка. Источники фразеологизмов.

2. Использование слов в переносном значении для создания тропов.

3.  Вставьте пропущенные буквы в приставках и распределите слова по трем группам: 1) с приставками, не меняющимися на письме; 2) с приставками, оканчивающимися на , ; 3) с приставкой с-.. Сделайте фонетический разбор слова «платье»

      По...твержденные факты, бе...следно и...чезнуть, ...держать слово, точный ра...чет, странное пр...исшествие, министерство пр...свещения, явное пре...почтение, короткое пер...мирие, д...веренное лицо, по...ставить под удар, п...слать заявку, ...становить машину, чере...чур ра...горячиться, ...делать заявление, бе...причинно обидеться, ...бережения населения, провести ра...следование, и...дательская деятельность, и...бирательная кампания, ра...считать доходы, чре...вычайное происшествие, ра...следовать причины аварии, ...жатое изложение, ...густить краски, ...шитое платье.

Билет № 12

1.Изобразительные средства фонетики русского языка.

2. Основные источники богатства и выразительности русской речи.

3 Прочитайте текст и выполните задания B8.

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений.(4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене.(9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.(10)Варя сразу наткнулась на главное место.(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

(По Л. Леонову)

. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

 «Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.

Список терминов:

1) анафора
2) метафора
3) гипербола
4) профессиональная лексика
5) парцелляция
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) эпитеты
9) контекстные синонимы

Ответ(2,8,3,6)

Билет № 13

1.Изобразительные средства синтаксиса.

2 Вводные слова и предложения. Омонимия вводных слов и членов предложения.

3. Практическая часть

Прочитайте текст и выполните сформулированные ниже задания. Обратите внимание, что в некоторых вопросах может быть 1, 2 и более правильных ответов.

Одна из особенностей конструируемого Достоевским в его произведениях художественного мира – его динамичность и зыбкость, а в связи с этим ... сложность взаимосвязи в этом мире всех явлений1. В мире Достоевского нет фактов, стоящих на собственных ногах2. Все они подпирают друг друга, громоздятся друг на друге, друг от друга зависят3. Но и зависимость эта особого рода4. Все явления как бы не завершены: не завершены идеи, не завершен рассказ, противоречивы сведения о событиях, которые собрал рассказчик, неясны детали и целое, все находится как бы в стадии выяснения и расследования5. Все находится в становлении, а потому не установлено и отнюдь не статично6. Поступки действующих лиц совершаются часто вопреки ожидаемому, наперекор обычной психологии, ... люди у Достоевского подчиняются своей особой психологии7. Жизненные явления выступают из некоей неизвестности, рембрандтовской темноты и полутеней8.

(Д.С. Лихачев)

А1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?

1) В мире Достоевского все явления не завершены.
2) Герои Достоевского подчиняются своей особой психологии.
3) Достоевский – величайший мастер психологического описания.
4) Особенность мира Достоевского – его динамичность и взаимосвязанность всех явлений.
5) В мире Достоевского нет строгих фактов.

А2. Какое слово (слова) можно поставить после запятой в предложении 7?

1) Ибо;
2) Но;
3) И;
4) Несмотря на то что;
5) Хотя.

А3. Каковы отношения между предложениями 2 и 3?

1) Причины – следствия;
2) пояснения;
3) целого – части;
4) разделительные.

Билет № 14

1. Пунктуация как способ отражения на письме смысловой стороны речи, ее синтаксического строя и интонационных особенностей.

2. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами. Сравнительные обороты

3.Прочитайте текст и выполните сформулированные ниже задания. Обратите внимание, что в некоторых вопросах может быть 1, 2 и более правильных ответов.

Одна из особенностей конструируемого Достоевским в его произведениях художественного мира – его динамичность и зыбкость, а в связи с этим ... сложность взаимосвязи в этом мире всех явлений1. В мире Достоевского нет фактов, стоящих на собственных ногах2. Все они подпирают друг друга, громоздятся друг на друге, друг от друга зависят3. Но и зависимость эта особого рода4. Все явления как бы не завершены: не завершены идеи, не завершен рассказ, противоречивы сведения о событиях, которые собрал рассказчик, неясны детали и целое, все находится как бы в стадии выяснения и расследования5. Все находится в становлении, а потому не установлено и отнюдь не статично6. Поступки действующих лиц совершаются часто вопреки ожидаемому, наперекор обычной психологии, ... люди у Достоевского подчиняются своей особой психологии7. Жизненные явления выступают из некоей неизвестности, рембрандтовской темноты и полутеней8.

(Д.С. Лихачев)

А1. В каком значении употреблено слово мир в предложениях 1–2? Значения приводятся по Толковому словарю С.И. Ожегова.

1) Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.
2) Отдельная часть Вселенной, планета.
Звездные миры.
3) Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара.
Объехать весь мир.
4) Отдельная область жизни, предметов, явлений.
Мир животных. Мир звуков. Внутренний мир человека.

А2. Какое слово (слова) является синонимом к слову зыбкость в предложении 1?

1) Движение;
2) сказочность;
3) неопределенность;
4) нечеткость;
5) устойчивость.

А3. Какое средство (средства) выразительности речи использовано в предложениях 2 и 3?

1) Сравнение;
2) метафора;
3) гипербола;
4) антитеза (резкое противопоставление понятий);
5) аллитерация.

Билет № 15

  1. Словосочетание. Строение словосочетаний. Виды подчинительной связи в словосочетании
  2. Простое предложение. Типы предложений по цели высказывания, интонации, по наличию и отсутствию главных и второстепенных членов предложений. Типы сказуемых.
  3. Практическая часть

а)Исправьте  речевые ошибки   и запишите предложения.

1.Занимаясь с ребенком с утра до вечера, у матери лопнуло терпение. 2.Исследуя причины, вызывавшие изменения климата, мнения ученых разделились. 3.Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид. 4.Выехав в открытую степь, их застал буран.  

     б) Укажите вид связи в словосочетаниях: его учебник, прибыть вовремя, увидеть его, сменить одежду, красивый цветок, первый ученик, книга из библиотеки, медленно поворачиваясь, моя тетрадь.

Билет № 16

  1. Знаки препинания в конце предложения.
  2. Изобразительно-выразительные средства русского языка.
  3.  Практическая часть

Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Определите стиль текста.

В доме  Чайковского

Дом    кажется  ра..сохся от старости. А  может  быть  и от (того) что он стоял на поляне в сосновом лесу а от сосен всё лето т..нуло жаром. Иногда дул ветер но он  к сожалению  (н..) проникал в открытые окна.

Чайковскому нравился этот деревя(н,нн)ный дом. Единств..(н,нн)ое  раздр..жавш..е  композитора  скрипуч..е половицы. Только п..р..ступив через пять шатких половиц он мог пройти к роялю. Со стороны это выгл..дело должно быть забавно когда пожилой композитор проб..рался к роялю пр..гляд..ваясь к половицам  пр..щур..(н,нн)ыми глазами.

Но вот  н.. одна из половиц  (н..)скрипнула, Чайковский садит..ся за рояль и (мы это видели не раз) усмехается. Н..пр..ятное позади а сейчас начнёт..ся уд..вительное и весёлое.  Рас..охш..йся  дом  к  изумлен..ю  многих  запоёт от первых(же) звуков рояля. А без музыки Петра Ильича Чайковского дом  казалось  скучал. Иногда ночью  просыпаясь  композитор слышал  как потреск..вая  пропоёт то одна то другая половица  вспомнив  к его радости дневную музыку.  

Композитор мечтал п..р..дать лёгкий восторг от всего от зрелища радуги и от ауканья крестьянских девушек и от самых простых явлений жизни.

И он конечно (н..)когда  (н..)ждал  вдохн..вен..я  а работал и работал. И  вдохн..вен..е  рождалось разумеется в работе.  

                                                                                  (По К.Паустовскому)    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Билеты по русскому языку 9 класс

Материал будет интересен учителям и учащимся выпускного 9 класса, которые собираются сдавать устный экзамен по русскому языку в традиционной форме....

Билеты по русскому языку 7 класс (вопросы, ответы и практические задания)

Билеты предназначены для контроля знаний по предмету в конце года за курс 7 класса...

Билеты по русскому языку в 6 классе для экстерната

Билеты по русскому языку в 6 классе для экстерната. Билеты составлены в соответствии с материалами учебника М.Т. Баранова и др....

Экзаменационные билеты по русскому языку 5 класс

Вопросы к контрольным мероприятиям (переводной аттестации) в конце учебного года Вопросы составлены по материалам программы по русскому языку по УМК Бабайцевой В.В. с практическим заданием....

Билеты по русскому языку к зачетной неделе в 10 классе

Билеты предназначены для учащихся 10 класса при проведении зачета . Содержание билетов соответствует материалу, изучаемому за курс русского языка в 10 классе....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Зачетные работы по русскому языку, разработанные для учащихся 10 классов

Зачетные работы по русскому языку разработаны для учащихся 10 класса, составлены с опорой на материалы ЕГЭ по данному предмету....