Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Максимова Любовь Федоровна

Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon astafev_i_prakhom_svoim_analiz.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»  9 класс

Цель урока:

Создать условия для  лингвистического анализа текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.

Разделить учащихся на 4 группы.

Первая группа находит в тексте фонетические средства художественной изобразительности (приемы звуковой организации словесного выражения, тесно связанные со смысловой стороной слова: ассонанс, аллитерация и др.).

Вторая группа проводит наблюдение  над изобразительным использованием лексики в тексте (стилистическими приемами, их разновидностями: метафорами, метонимией, олицетворениями, эпитетами и др.), передающими неисчерпаемые  возможности русского языка для передачи самых разнообразных значений.

Третья группа изучает  основные приемы «работы» частей речи в качестве средств изобразительности, удачно использованных в экспрессивных целях.

 Четвертая группа анализирует синтаксические средства художественной изобразительности текста, их коммуникативную задачу, эстетическую функцию в создании художественного образа, в передаче авторского отношения к изображаемой действительности (стилистические фигуры: риторические восклицания, риторические вопросы, параллелизм, анафора,  инверсия и др.)

Ход урока

                   А что есть чтение - как не разгадывание,

извлечение тайного, оставшегося

за строками, за пределами слов…

Чтение - прежде всего сотворчество

М. Цветаева

I. Объявление темы и цели урока.

На сегодняшнем уроке мы будем работать с произведением В.П.Астафьева «И прахом своим..».

- Какие три ступени   при анализе  текста мы знаем?

- первая — прочитал текст и не все в нем понял;

-вторая — прочитал текст и понял только то, что в нем есть;

- третья — прочитал текст и понял даже то, чего в нем нет.

Как лингвистический анализ может помочь читателям, то есть нам, понять авторский замысел?»

-А что такое по своей сути «лингвистический анализ текста»?

(Сложный вид чтения, при котором использованные автором языковые единицы-звуки, слова, предложения - соотносятся с содержанием и структурой текста.)

- Как вы понимаете эпиграф урока  - высказывание Марины Цветаевой:  «А что есть чтение - как не разгадывание ,извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов…Чтение - прежде всего сотворчество».

-Какую цель вы поставите?

- Провести лингвистический анализ текста, чтобы подняться на третью ступень понимания текста, т.е. читать не только текст, но и подтекст, «между строк», слушать друг друга (любая мысль может помочь понять автора).

П. Слово учителя о писателе В.П. Астафьеве

Известный русский писатель, живший на Енисее, недалеко от Красноярска, великий труженик и правдоискатель, прошедший Великую Отечественную войну 1941-1945 г.г., оставшись в живых, стал писателем, потому что не мог им не стать. Свои книги посвящает самоотверженным героическим судьбам людей, родной природе, русским просторам.

Астафьев радуется всему окружающему - встрече с человеком, ручью, тихой заводи, вечерней зорьке, полю с золотым колосом, птице в зеленом лесу. Он умеет передать свою звонкую певучую радость читателю. Никто и ничто не ускользнет от внимательного взора художника, все рождает в нем волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному северному краю, с которым связан крепкими узами. Он всегда наш собеседник, наш наставник, потому что предельно откровенен, честен по отношению к себе.

Текст «И прахом своим...» входит в цикл «Затеси», состоящий из лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя. Они похожи на дневниковые записи, если бы автор вел личный дневник.

III. Представление текста «И прахом своим...»

Перед вами рассказ В.П. Астафьева «И прахом своим...», познакомимся с текстом.

Чтение текста вслух.

IV. Работа с текстом: лингвистический анализ

  1. Беседа. Постараемся вникнуть в его смысл, обдумать художественные особенности, опираясь на план лингвистического анализа текста, который сейчас лежит перед вами.

                а). Определим тему и основную мысль текста:

               тема: встреча писателя в тонкоствольном осиннике с серым пнем, из сердца которого растет тоненькая елочка, вступившая в трудную борьбу за жизнь.

 Пень хранит и вскармливает свое дитя, питающееся последними соками прародительницы - ели, согревая её остатным теплым дыханием прошедшей жизни

               б). На какие смысловые части можно разбить текст? Выделим их микротемы.

              (на 3)

I. Здесь можно прорасти. Но нельзя выжить.

П. Трудная борьба за жизнь тоненькой елочки.

III. Думы о елочке и пне возрождают выгоревшее на войне сердце.

  -К какому стилю относится данный текст?

   Худ. стиль. Он не просто информирует нас о фактах, событиях, но создает образ мира. Текст отличается образностью.

-Какой тип речи преобладает и почему?

  -Повествование с элементами описания. Повествование организуется глаголами, в описаниях преобладают слова именных частей речи.

2. Самостоятельная работа .Выполнение теста, приближенного по форме к экзаменационному, на основе текста. Взаимопроверка в парах. Краткий анализ ошибок.

а). Проанализируем в тексте 4 языковых уровня:

- фонетический

- лексический

- морфологический

- синтаксический

     б). Как эти четыре уровня помогают понять замысел автора.

3. Проверка самостоятельной  работы. Ответы учащихся в группах.

а). Анализ фонетического уровня: как фонетика позволяет понять

содержание текста, замысел автора?

Уже в названии «И прахом своим...» наблюдается ассонанс гласных [а], и далее в тексте - употребление звуков [а], [и], [э] чаще обычного приводит к широкому мощному долгому звучанию, что соответствует задаче автора. Это связано с темой и названием текста, а также задает тональность повествования и мотивировку суждения автора: доминирует торжественная радостная тональность. Дерево очень много значит для русской души, человек жив своими корнями, живительная сила которых целесообразна, поразительна. Аллитерация согласных шипящих [ж], [ш], звонких [р], [л], глухого [с] создает слышимость сплетения разных голосов, что создает полифонизм,   который   является   характерной   особенностью индивидуального стиля Астафьева:

                            слышится и борьба за жизнь,

                            и непримиримость со смертью,

                            и жажда жизни,

                            и уверенность,

                            и вызов,

                            и крепость новой жизни.

                                                         

б). Анализ лексического уровня:

На доске записаны слова:  осанисто - ...

                                              волглая шапка - ...

                                              линялый - ...

                                              преть - ...

                                              остатное - ...

Учащиеся дают толкование лексического значения слов.

Автор употребляет простую лексику, обычные общеупотребительные слова. Автор себя не отделяет от них. Но как точно он подбирает слова, передающие утонченно-психологическое философское осмысление жизни. Изобретательно сотворенный автором образ простонародной речи, её выразительные средства сконцентрированы,   эмоционально уплотнены. В   изобилии употреблены метафоры, эпитеты, олицетворения, позволяющие выразить всколыхнувшиеся   в   душе   автора   эмоции,   подчеркнуть созидательность жизни, её добрую сторону и великую силу и волю, наперекор преградам выжить, победить.

Жажда жизни рождает неслыханную стойкость, и оживляется выгоревшее на войне сердце:

тонкоствольный осинник

выводки опят

мох лежал тапкою

кисточки брусники

ютились дохленькие всходы елочек

росинки смолы

пупырышки завязей

стояла бодро и осанисто

бойко взъерошенная вершина

волглая шапка мха

ловко устроилась

веером развернула

липкие кисточки корешков

белым шильцем впился

центровой ввинчивался в пень

деревянная рубашка пня

растет из самого сердца

         теплое дыхание

И уверяешься в мысли: Божий мир целесообразен.

И понимаешь острее: сердцем своим юные ребята остановили  врага, страну спасли.

И слышишь восторженность и гимн в высоком звучании названия «И прахом своим...» и слов     всходы

предстояло

родителъница-ель

вскармливать

мирские.

 Лексика   служит   преобладанию   торжественной   радостной

тональности.

в) Анализ морфологического уровня:

Повествование с элементами описания и рассуждения, рассказ о действенной борьбе за жизнь требует употребления глаголов, глагольных частей речи, которые рассыпаны во всех частях текста и являются его опорой.

Именные части речи - существительные, обилие определений, выраженных прилагательными, причастиями и причастными оборотами, отображают предметный мир природы и выражают эмоции автора, мотивируют суждения, за счет чего ощущаются поразительная чуткость, восторженность, прославление красоты природы и прелести мирной созидательной жизни, чувство благоговения. г. г)  Анализ синтаксического уровня:

Инверсия в названии задает торжественную тональность текста.

Разнообразие обособленных членов предложения во всех частях текста художественного стиля рисуют динамичность, действенную силу жажды жизни.

Односоставные      безличные      предложения,      короткие сложноподчиненные, употребление в них тире подчеркивают категоричность законов жизни.                                            

Заключительное сложное предложение с разными видами связи, с вставными вводными конструкциями, однородными придаточными утонченно прославляют, поют гимн жизни, её великой силе, что является для автора непостижимой загадкой.

V. Выводы.

1. Таким образом, все четыре языковых уровня текста, каждый созвучн другому, помогают понять замысел автора, выразить охватившие его эмоции.

-Как вы думаете, какова идея данного рассказа?

-Прошлое, отжившее всегда хранит и вскармливает настоящее, отдавая ему  свою живительную силу прошедшей жизни, воспоминания о прошлой войне, о погибших молодых ребятах, не успевших ни жизни увидеть, ни полюбить, ни   насладиться её радостями, болью отзываются в душе автора, выжившего в лихолетье, позволяют острее ощутить радость и наслаждение жизни.

       -Как можно истолковать название рассказа после лингвистического анализа текста?

   -Основная мысль отражена именно в названии рассказа. Прах-это все лучшее,    накопленное и завоеванное за жизнь….

    2.  Лингвистический эксперимент.

    Попробуем поэкспериментировать: придумайте свои  варианты названия рассказа.

     ( Силой своей, опытом своим, дарую жизнь).

   -Будут ли эти названия полностью  отражать тему и идею произведения?

     Как правило, подобные эксперименты наглядно показывают, что авторский вариант оптимальный.

3 . Проверка разборов на доске.

    -Почему выбрано именно это слово?

   (Оно ключевое для понимания текста.)

  -С каким из морфологических признаков слова прах можно поспорить,  оглядываясь на текст?

  (Форма только единственного числа.)

  1. Итоги урока. Оценки за работу на уроке.

 Удалось ли нам добиться цели сегодня на уроке?

-  Мы учились выполнять лингвистический анализ текста,

благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.

    - Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять свои знания практически.

-Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме.

-   Мы приобщались к научной работе

-  Мы благодарны В.П. Астафьеву за приобщение к прекрасному,    за   эстетическое    наслаждение,    за сопричастность к истории и природе Отечества.

      Домашнее задание:

1 группа. Написать сочинение - рассуждение «Какую жизненную мудрость можно извлечь из данного текста?» (объем 60-70 слов).

2 группа. Выполнить лингвистический анализ текста В.П. Астафьева «Хрустальный звон».

3 группа. Упр……

Астафьев Виктор

И прахом своим

В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою топкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы елочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако завязи были так малы и сами елочки так слабосильны, что им уж и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.

Тот, кто не растет, умирает! -- таков закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь было прорасти, но нельзя выжить.

Я сел возле пенька курить и заметил, что одна из елочек сильно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов.

Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: "Вот оно в чем дело!"

Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.

Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберется до земли. Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, воз, был ее родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.

И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.

Когда мне становится невыносимо больно от воспомина- ний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошел войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди ниx ребята, которые не успели еще и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, -- я думаю о елочке, которая растет в лесу на пне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе

Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Лингвистический анализ текста в 10 классе

Разработка урока русского языка в 10 классе. Урок развития речи. Лингвистический анализ текста....

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.

Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка  и литературы при дальнейшем создании своего текста....

Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

Интегрированный урок развития речи «Обучение лингвистическому анализу текста (на примере рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

Выполнение лингвистического анализа текста – рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», то есть выявление арсенала средств, используемых автором для создания художественного образа, художестве...

Курсовая работа.Основные виды лингвистического анализа текста. Использование каждого из видов анализа на различных этапах изучения русского языка

Лингвистический анализ текста способствует не только повторению, обобщению и систематизации изученного, но и более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает языковое чутье, способ...