"Род несклоняемых имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Коллеги, предлагаю Вашему вниманию урок оргдеятельностного типа: урок-актуализацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_nesklonyaemykh_sushchestvivtelnykh.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя  общеобразовательная школа № 2  с углубленным
изучением отдельных предметов  п. Восточный
Омутнинского района   Кировской области

Конспект урока русского языка по теме

«Род несклоняемых имён существительных»

(5 класс)

Подготовила                                                                                                                                          Серебрякова Елена Витальевна,

учитель русского языка  и литературы

высшей  категории

2014 год

Тема урока: «Род несклоняемых имён существительных»

Цели:

  • углубить знания обучающихся о теории русского языка, о склонении имён существительных,      
  • создать условия для усвоения способа определения рода несклоняемых имён существительных,    
  •  способствовать расширению словарного запаса обучающихся,
  • продолжить знакомство пятиклассников с орфоэпическими  нормами русского  языка.

Технологическая карта  урока                                                          

   Этапы

        Деятельность учителя

      Деятельность учащихся

1.Оргмомент.

Приветствует учащихся, предлагает проверить их готовность к занятию.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к  уроку.

2. Целепола-гание и мотивация.

Проводит блиц-опрос по теме «Морфологические признаки имени существительного». Предлагает вспомнить, что нового обучающиеся узнали в 5 классе о склонении имен существительных.                     Проводит словарный диктант по лексическим значениям несклоняемых существительных.

Каждый обучающий дает ответ на вопрос и после этого садится на место.                               Пятиклассники выполняют синтаксический разбор простого предложения, морфологический разбор имени существительного, пишут диктант по лексическим значениям, работают с толковыми словарями.

3. Актуализа-ция.

Предлагает познакомиться со способом определения рода несклоняемых имен существительных.

Обучающиеся знакомятся со способом определения рода имен существительных

4. Первичное усвоение учебного материала.

Организует  самостоятельную работу обучающихся

Пятиклассники самостоятельно подбирают прилагательные к несклоняемым существительным, согласуя их в форме рода (после выполнения работа проверяется, знания корректируются).

5. Примене-ние получен-ных знаний.

Организует  проверочную работу.

Обучающиеся  выполняют проверочную работу на карточках

6. Рефлексия.

Предлагает  обучающимся продолжить  предложения:   Сегодня на уроке я узнал…          Я научился…                           Мне было интересно…                      У меня вызвало затруднения…..

Устно отвечают на предложенные вопросы

7. Домашнее задание.

Предлагает  написать небольшую творческую работу «Прогулка по зоопарку», включив в нее как можно больше несклоняемых существительных-названий животных и подобрав к ним подходящие по смыслу прилагательные.

Записывают домашнее задание.

                                                                    

                                                    Конспект урока       

  1. Дети стоят у своих мест. Учитель проводит блиц-опрос, предлагая вопрос каждому обучающемуся в классе, после чего ответивший на вопрос садится на место.  
  • Что такое лингвистика!
  • В каком разделе лингвистики мы работаем?
  • Что изучает морфология?
  • На какие группы делятся части речи?
  • Назовите самостоятельные части речи.
  • Назовите служебные части речи.    
  • На какие вопросы отвечает и что обозначает имя существительное?
  • Назовите постоянные признаки имени существительного.
  • Назовите непостоянные признаки имени существительного.
  • Сколько у имени существительного форм рода?
  • Приведите пример существительного общего рода.
  • Сколько у имени существительного форм склонения?
  • Приведите пример несклоняемого и разносклоняемого существительного.
  • В предложении «Весна, приходи!» чем является слово весна?
  • В предложении «Весна – красавица!» какой знак нужно поставить между подлежащим и сказуемым и т.д.

Начнем урок  с работы над предложением, записанным на доске.                  Нужно вставить знаки препинания,  пропущенные буквы, объяснить их написание, произвести синтаксический разбор предложения и морфологический разбор  указанного имени существительного.

Ребята   (не)допускайте    (не)точностей  в  понимании…     бе…ценного смысла слов!  (работа  проверяется).

  1. Учитель: Итак, мы работаем в разделе «Морфология» и продолжаем изучать  последний постоянный признак имени существительного – склонение.
  • Что мы знали о типах склонения?
  • Что нового узнали?
  • Что это такое – несклоняемое существительное?
  • Какие существительные относятся к несклоняемым?

                     

    Диктант по лексическим значениям несклоняемых существительных (учитель читает лексические значения слов, дети самостоятельно записывают известные им слова)

  • Знак препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены именем существительным в именительном падеже (тире).
  • Группа людей, решающих вопрос о предоставлении наград на выставках и конкурсах (жюри).
  • Колёса самолёта, автоматически убирающиеся при взлёте (шасси).
  • Шейный шарф (кашне).
  • Танцевальное движение (па).
  • Шторы из жёстких вертикальных или горизонтальных непрозрачных пластинок (жалюзи).
  • Птица с розовым оперением (фламинго).
  • Условие, по которому проигравший в споре должен выполнить какое-либо обязательство (пари).
  • Самая маленькая птичка в мире (колибри).
  • Штрафной удар по воротам (пенальти).

Учитель  предлагает детям оценить свои знания: кто верно ответил на 10, 9, 8 вопросов – поставить себе отметку  5, на 7, 6, 5 вопросов – отметку  4.

   Учитель организует проверку деятельности  учащихся.

   Учитель: Ребята, для чего мы сейчас это делали?  (расширяли свой лексикон). Давайте продолжим расширять свой лексикон. Найдите в толковых словарях несклоняемые существительные кольраби и салями и выпишите их значение.

   Учитель: все существительные,  с которыми мы сегодня работаем, несклоняемые, т.е. их нельзя изменять. А сейчас давайте на секунду представим, что какой-то не очень грамотный человек не знает, как с ними обращаться. И вот что получилось (пятиклассница читает стихотворение наизусть).

Как-то рано поутру с другом сели мы в метру

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты без кашна и без пальты.

Любит кина детвора, если в кинах  кенгура!

Ходит, бродит по шоссу, носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл, занял там свободный стол

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортопьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино, жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать, будут польта выдавать!

Что бы грамотными стать и писать отлично,

Никогда нельзя менять в падежах различных

Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,

Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.

Можно песню распевать при честном народе

Если только не менять ни в числе, ни в роде

Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,

Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру

.

  1. Учитель: А сейчас запишите тему урока: «Род несклоняемых имён существительных».

         К какому же роду относится  большинство несклоняемых имён существительных?  Давайте попробуем разобраться, обратившись к нашему диктанту по лексическим значениям. К первым пяти существительным давайте подберём имена прилагательные.

   Длинное тире, строгое жюри, самолётное шасси, модное кашне, изящное па.

Какой же мы сделаем вывод? (большинство несклоняемых имен существительных относится к  среднему роду)

   Но есть имена существительные, которые относятся к женскому или мужскому роду, их надо запомнить.

   Ж.Р. мадам, миссис, фрау, кольраби, салями, авеню.

   М.Р. кофе, пенальти, и все несклоняемые существительные, которые называют животных (дети приводят примеры)

   А сейчас, используя полученные знания, самостоятельно подберите прилагательные к оставшимся пяти несклоняемым существительным в диктанте по лексическим значениям, ставя прилагательные в нужную форму.

 

   Учитель: Мы работали с нарицательными несклоняемыми существительными. А если несклоняемые существительные собственные? Как правильно сказать: солнечный Сочи или солнечное Сочи? (дети высказывают предположения, учитель корректирует их высказывания)

   Запись на доске:

Красив… Сочи (город)

Бурн…Алазани (река)

Древн…Конго(государство)

Жарк…Гоби (пустыня)

   Задание: списать словосочетания, поставив имена прилагательные в нужную форму.

  1. Проверочная работа (индивидуальные карточки).

  1. А сейчас давайте продолжим фразы, написанные на доске.

Сегодня на уроке

  • Я узнал….
  • Я научился….
  • Мне было интересно…
  • У меня вызвало затруднения….
  1. Домашнее задание: придумать небольшой рассказ «Прогулка по зоопарку», включив в него как можно больше несклоняемых существительных – названий животных и птиц, подобрав к каждому такому слову подходящее по смыслу прилагательное и согласовав его в форме рода.

                                                               

    СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

                     

Список использованной литературы:

  1. Львова С.И. Русский язык. 5 класс. Справочные материалы: приложение к учебнику. В 3 ч. Ч.3/С.И. Львова, В.В. Львов. М.; Мнемозина, 2010.
  2. Зайцев Н.А. Русский для всех. Издательство НОУДО «Методики Н. Зайцева». Санкт-Петербург, 2006.
  3. Малый толковый словарь русского языка. М.: Рус.яз., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: «Род несклоняемых имён существительных».

Цели  урока:  1)  Предметные:  способствовать  формированию  и  развитию  умений  и  навыков  в  определении  рода  несклоняемых...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...

Открытый урок русского языка по теме "Род несклоняемых имён существительных" в 6 классе.

В работе конспект открытого урока с технологической картой по теме "Род несклоняемых имен существительных" в 6 классе. Урок проводился в форме путешествия и посвящен решению проблемы постано...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Род несклоняемых имён существительных"

Презентация к уроку "Род несклоняемых имён существительных" . Учебник "Русский язык. 6 класс.  Авторы: Рыбченкова, Александрова, Загоровская....

Технологическая карта дистанционного урока - Род несклоняемых имён существительных

Тип урока: урок открытия нового знанияНеобходимое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, смартфон с выходом в Интернет, платформы ZOOM, skysmart.Требования к уровню ИКТ компетентности обучающих...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.. Определение рода у несклоняемых имён существительных.

Способствование формированию и развитию умений и навыков в определении рода несклоняемых имён существительных; формированию представления об особенностях рода несклоняемых имён суще...