Правописание НЕ с причастиями
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Костенкова Любовь Николаевна

 

Урок по теме «Правописание НЕ с причастиями», представленный здесь, имеет цели:

   1. Образовательная: обобщение и систематизация сведений о слитном и раздельном      написании

не с различными частями речи, изученными ранее; изучение и закрепление новых сведений         

о     правописании не с причастиями; формирование практического умения различать слитное и

раздельное написание не с различными частями речи.

  2. Развивающая: способствовать формированию развития  быстроты реакции, внимания,     

мышления, речи и памяти.

   3.Воспитательная: формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к

русскому языку.

     На уроке используется ИКТ, интерактивная доска. Учитель применяет разные виды  проверки степени усвоения  обучающимися нового материала: работа по карточкам, комментированное письмо, объяснительный диктант с взаимопроверкой, письмо по памяти, одновременно проводится работа по развитию речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khod_uroka.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

       Цели урока.

      1 Образовательная:        

  • обобщение и систематизация сведений о слитном и раздельном      написании не с различными частями речи, изученными ранее;
  • изучение и закрепление новых сведений о правописании не с причастиями;
  • формирование практического умения различать слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

        2. Развивающая:

-способствовать формированию развития  быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.

3.Воспитательная:

- формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Ход урока.

Слово учителя.

   Ребята, в гости к нам пожаловала частица НЕ!  Она хочет раскрыть  последний секрет о своем  правописании с причастием! Но для этого нужно вспомнить, как она пишется с другими частями речи!

Собраться с мыслями нам поможет «зарядка для ума».

1. Буквенный диктант.

  • первая гласная в слове «приключение»,
  • недостающий  непарный мягкий согласный: (щ), (й),(? )
  • слова ,противоположные по значению (первая буква),        

  • соединительная гласная в сложных словах после мягких согласных,
  • тип речи: повествование, описание и...        
  • наука, которая учит правильно ставить знаки препинания (первая буква),
  • как назвать одним словом звуки р,л,м,н,й,
  • падеж, отвечающий на вопросы :кем? чем?

-последняя  гласная буква в слове «иносказание».

А теперь составьте из полученных букв слово, которое мы в последнее время очень часто произносим на наших уроках. Правильно, это причастие. На этом уроке оно вновь с нами!

2. Повторение, проверка домашнего задания:

(2 ученика работают у доски с карточками, см. «Приложение»)

 Слово учителя:

Пока ребята работают у доски, мы посмотрим , как вы повторили дома правописание не с различными частями речи? (Класс делится на два варианта, два ученика работают на интерактивной доске  с целью последующей проверки). Запишите словосочетания, обязательно укажите часть речи и условия слитного-раздельного  написания частицы НЕ.)

1 вариант        2 вариант  

не участвовал            негодовать

не слышится шороха        неряшливый

не широкая, а узкая река        неширокая, но рыбная река

не правда, а ложь        говорить неправду

не в чем сомневаться                                                     нечем удивить

не за что хвалить        нечего хвалиться

ничуть не злой        очень недобрый

вовсе не грустный         совершенно негрустный

(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)

 

        3. Объяснение нового материала.

Ребята, а ведь мы не знаем, как пишется не с причастием! Но это легко исправить, ведь на сегодняшний  урок к нам пожаловала частица  НЕ!

 (Инсценировка  грамматической сказки)

  О том, как Не искала друзей среди Причастий.

Шла  по допожке одинокая Не. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:

—        Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!

Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая Не побрела дальше на поиски друга. Видит навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами,  а за ним другое, с противопоставлением и с союзом а.

 Увидев Не, они только отмахнулись, сказав грубо:

—        Ну тебя! и пошли дальше.

Не совсем потеряло надежду и хотела было заплакать, как вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:

—        Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я
всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я
просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не
существую!

Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую песенку.

И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие. Оно сказало невесело:

  • Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а. Я совершенно одинокое Причастие.
  • Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.

И друзья побежали к новым приключениям.

Учитель:

 Ребята, давайте сказку переведем на язык науки!

(Учащиеся сами формулируют правило, затем сверяют его с учебником; слайд №3)

4.        Тренировочные упражнения.

    A.        (Комментированное письмо у доски)

Незамеченная ошибка, не замеченная мною ошибка, ошибка не замечена, не замеченная, а пропущенная ошибка, вовсе не замеченная ошибка, совсем незамеченная ошибка

Учитель:

Вам не надоело слово ошибка? Тогда никогда не допускайте их в своих работах! Сейчас вам предстоит написать объясни тельный диктант. Помните, что правописание НЕ зависит от части речи, а части речи могут быть омонимичными.

Б.Объяснительный диктант с взаимопроверкой. Слайд №

(Не)умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь.

(Не)сказанному слову сам хозяин, сказанное   слово- общее достояние.

Друг (не)испытанный, что орех (не)расколотый.

(Не)отведавший пчелиного жала в меде сладости найдет мало.

(Не) засыпай старого колодца, пока старый (не) выкопан.

(Не) кричи про жареную рыбу, пока сырая не поймана.

Дополнительное задание: объясните смысл понравившейся пословицы.

В. Расставьте номера предложений в соответствии с темой. Если в предложении две разных части речи, запиши его номер дважды.

НЕ с причастиями        

НЕ с прилагательными        

НЕ с существительными        

НЕ с наречиями         

НЕ с глаголами

НЕ с деепричастиями        

НЕ с местоимениями

        

1) Бедность  не?порок.

 2) Взялся за гуж, не? говори, что не? дюж.

 3) Голод не ?тётка.

4) Давши слово, держись, а не? давши, крепись.

5) Дураку закон не? писан.

 6) Не?боги горшки обжигают.

7) Не ?было бы счастья, да не?счастье помогло.

 8) Не ?всё коту масленица.

9) Не? всякое лыко в строку.

10) Семеро одного не? ждут.  

 11)Жить весело — и помирать не?с чего.

12) Пролом в заборе  закрыть не? трудно, а рот человеку закрыть

не?возможно.

 13) Ошейник из жемчужин собаке не?нужен,

 14)Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не? топлена, не? метена.

 15 Не? пойман — не?вор.

16) Не ?отведав горького, не ?узнаешь и сладкого.

 17) Если человека не? знаешь, то его не? хвали и не ?ругай.

18) Не? проверив слуха, не? доноси его до чужого уха.

19) Всяк правду хвалит, да не ?всяк её говорит.

Г. Письмо по памяти.

      А теперь вернемся к высказыванию К.Д. Ушинского о языке. Это начало одной из его работ. Как вы думаете, какой тип и стиль речи этой работы? Какие художественные средства  он использует? ( Метафоры: «язык-цвет жизни», «границы истории»,эпитеты «неувядающий язык», «распускающийся цвет»)  А теперь прочитайте это предложение еще раз, постарайтесь запомнить как можно лучше, потому что сейчас мы будем писать его по памяти.

Итог урока.  Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание "НЕ" с причастиями.

Конспект урока русского языка в 7 классе. Индивидуальная и групповая формы работы....

Урок с применением технологии дифференцированного обучения по теме "Правописание НЕ с причастиями"

План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание НЕ с причастиями". Урок с применением технологии дифференцированного обучения....

Правописание Не с причастиями

Урок русского языка в 7 классе с использованием интерактивной доскидоска SMART Board  по теме "Правописание НЕ с причастиями"...

Урок русского языка в 7 классе по теме: "Правописание НЕ с причастием"

Урок русского языка в 7 классе   Тема  урока:  Правописание НЕ с причастием Тип урока: Изучение нового материала Цель урока: повторить написание НЕ с прилагательными,существительным...

Конспект урока русского языка в 7 классе. «Правописание НЕ с причастиями»

Цели урока:1)Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;2) Формировать умение различать частицу и приставку НЕ в причастиях.Технология дифференцированного обучения.План урока.I. Органи...

Конспект урока русского языка в 7 классе. «Правописание НЕ с причастиями»

Цели урока:1)Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;2) Формировать умение различать частицу и приставку НЕ в причастиях.Технология дифференцированного обучения.План урока.I. Органи...

Урок русского языка по теме "Правописание не с причастиями"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание не с причастиями": ориентирован на учищихся школы II вида...