Программа подготовки к олимпиаде по русскому языку для учащихся 9-11 классов
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Предлагаемые факультативные занятия позволят учащимся расширить, углубить и закрепить изученный в основном курсе теоретический материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах, повысить их языковую и речевую культуру; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач; сформировать навыки устной и письменной монологической речи, навыки конструктивного диалога; успешно выступать на олимпиадах и конкурсах различных уровней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа подготовки к олимпиаде по русскому языку  для учащихся

 9-11 классов

Учитель: Иванникова В.И.

Пояснительная записка

Данный курс факультативных занятий рассчитан на 105 часов в двух  полугодиях  (1-ое - 48 часов, 2-ое – 57 часов)

Цель факультативных занятий:

 реализовать потребности старшеклассников в повышении их языковой и речевой компетенции, подготовить учащихся к олимпиадам различного уровня.

Задачи факультативных занятий:

 воспитание любви к русскому языку через устранение затруднений в любых видах общения;

 пробуждение интереса к русской словесности и самостоятельному совершенствованию языковой и речевой компетенции;

 углубление знаний по разным разделам курса русского языка;

 развитие умений решения нестандартных языковых и речевых задач;

 формирование навыков устной и письменной монологической речи, навыков конструктивного диалога.

Содержание программы очерчивает тематические блоки, рекомендуемые для изучения, знания, которые нужны учащимся для успешного выступления на олимпиадах различного уровня, умения и навыки, формирование которых необходимо не только для участия в олимпиадном движении, но и для успешного решения других жизненных задач, так как они способствуют социализации личности ученика, воспитывают уверенность в своих силах, дают возможность творчески проявлять себя в любых обстоятельствах. Количество часов, отводимое на освоение отдельных тем программы, примерное:  исходя из особенностей учеников, их пожеланий, возможностей, необходимо уделять больше или меньше времени отдельным темам или видам работ. Языковая система предъявляется ученикам не в статическом описании, а в функционировании; знания и умения формируются не на основе постулирования и анализа, а в процессе речевой деятельности самих учащихся.

 Курс факультативных занятий состоит из 2 тематических блоков, ориентированных на 2 олимпиадных конкурса:

 1. Лингвистический конкурс предполагает повторение систематического курса языка, выполнение заданий повышенной сложности, рассчитанных на творческий подход, сообразительность, нестандартные решения.

 2. Написание отзыва с элементами рецензии предполагает знакомство с содержательными, композиционными и лингвистическими особенностями данной жанровой формы, анализ образцовых и негативных текстов отзывов, создание самостоятельных отзывов о поэтических и прозаических произведениях.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предлагаемые факультативные занятия позволят учащимся расширить, углубить и закрепить изученный в основном курсе теоретический материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах, повысить их языковую и речевую культуру; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач; сформировать навыки устной и письменной монологической речи, навыки конструктивного диалога; успешно выступать на олимпиадах и конкурсах различных уровней.

ЛИТЕРАТУРА

Введенская, Л.А. От собственных имен к нарицательным: Кн. для учащихся ст. классов / Л.А.Введенская, Н.П.Колесников. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.

Введенская, Л.А. Что ни звук, то и подарок: Рассказы о звучащей речи. – М.: Новая школа, 1996. – 112 с.

Иванова, А.Н. Лексико-грамматические упражнения по русскому языку. Киев, 1988.

Казбек-Казиева, М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5 - 11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 160 с.

Казбек-Казиева, М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5- 11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 192 с.

Колесов, В.В. История русского языка в рассказах: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: просвещение, 1982. – 191 с.

Колесов, В.В. Язык города: Науч.-попул. – М.: Высш. шк., 1991. – 192 с.

 Лингвистические задачи. М., 1983.

Норман, Б.Ю. Сборник задач по введению в языкознание. Мн., 1989.

Одинцов, В.В. Лингвистические парадоксы: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988. – 172 с.

 Олимпиады по русскому языку и литературе /Е.Е.Долбик [и др.]. – Минск: Бел.ассоц. “Конкурс”, 2007. – 304 с.

 Олимпиады по русскому языку: Пособие для учителя/Ф.М.Литвинко, Е.Е.Долбик, О.А.Облова и др.; Под ред. П.П.Шубы. – 2-е изд. – Мн.: "Экоперспектива", 2000. – 316 с.

Сергеев, В.Н. Новые значения старых слов: Кн. для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1979. – 158 с.

Служевская, Т.В. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. – СПб.: Тускарора совместно с фирмой “РиД”, 1997. – 256 с.

Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку. М., 1989.

 Школьные олимпиады: русский язык, литература, английский язык: 8-11 классы / авт.-сост. Н.В.Шахова, В.Г.Миронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 188 с.

 Энциклопедический словарь юного филолога: Языкознание. М., 1984.

 Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 2001. – 704 с.

                                 Календарно-тематическое планирование

                                             1-ое полугодие – 48 часов

Тема

Кол-во часов

Вид занятия

Дата

1

Структура  олимпиадных  заданий

1

Лекция

2

Фонетика. Орфоэпия. Классификация гласных и согласных звуков

1

Лекция с элементами практикума

3

Транскрипция.

1

Лекция с элементами практикума

4

Понятие нормы и кодификации. Норма и варианты.

1

Лекция с элементами практикума

5

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум

6

История письма. Типы письма. Русский алфавит и его история

1

Лекция с элементами практикума

7

Характеристика кирилловского письма. Буквенная цифирь

1

Лекция с элементами практикума

8

Палеография. Изменения графики: устав, полуустав, скоропись. Вязь

1

Лекция с элементами практикума

9

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум

10

Историческая грамматика. Признаки старославянизмов

1

Лекция с элементами практикума

11

Позиционные и исторические чередования звуков

1

Лекция с элементами практикума

12

Редуцированные ер и ерь. Образование беглых гласных

1

Лекция с элементами практикума

13

Носовые гласные, история буквы ять

1

Лекция с элементами практикума

14

Строение слога в древнерусском и современном русском языках

1

Лекция с элементами практикума

15-16

Решение олимпиадных заданий

2

Практикум

17-18

Языки мира. Национальный язык. Мировые языки. Пуризм

2

Лекция с элементами практикума

19-20

Генеалогическая классификация языков

2

Лекция с элементами практикума

21

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум

22

Лингвистическая карта мира

1

Лекция с элементами практикума

23

Искусственные языки: воляпюк, интерлингва, оксиденталь, эсперанто. Интер-лингвистика

1

Лекция с элементами практикума

24

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум

25

Ученые-лингвисты. Лингвисты XIX в.: А. Х. Востоков, В. И. Даль, Я. К. Грот, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский и др.

1

Лекция с элементами практикума

26

Лингвисты XX в.: В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Л. В. Щерба, Р. И. Аванесов и др.

1

Лекция с элементами практикума

27

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум

28

Морфемика. Словообразование. Типы аффиксов: формообразующие, словообразовательные

1

Лекция с элементами практикума

29

Способы словообразования

1

Лекция с элементами практикума

30

Морфонология

1

Лекция с элементами практикума

31

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум

32

Лексика. Фразеология. Антонимия, синонимия, омонимия. Паронимы

1

Лекция с элементами практикума

33

Устаревшая лексика

1

Лекция с элементами практикума

34

Приметы исконно русских и заимствованных слов

1

Лекция с элементами практикума

35

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум

36-37

Морфология. Основные грамматические категории

2

Лекция с элементами практикума

38

Синтаксис. Структурные типы предложений

1

Лекция с элементами практикума

39

Синтаксические синонимы

1

Лекция с элементами практикума

40

Типы односоставных предложений

1

Лекция с элементами практикума

41

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум

42

Орфография. Основные принципы русской орфографии. Нарушения морфол. принципа

1

Лекция с элементами практикума

43-44

Повторение сложных орфографических правил

2

Лекция с элементами практикума

45

Решение олимпиадных заданий

1

практикум

46-47

Нормы грамматики. Сочетаемость единиц. Грамматические ошибки

2

Лекция с элементами практикума

48

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум

                                 Календарно-тематическое планирование

                                             2-ое полугодие – 57 часов

Тема

Кол-во часов

Вид занятия

Дата

1

Текст как лингвистический феномен

1

Лекция

2-3

Текстовые признаки, особенности анализа текстов различных жанров и типов речи

2

Лекция с элементами практикума

4

Филологический анализ текста

1

Практикум

5

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум

6-7

Принципы организации художественного текста как путь нахождения связей и отношений элементов сложного целого, как ключ к пониманию произведения

2

Лекция с элементами практикума

8-9

Филологический анализ текста

2

Практикум

10

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум

11-12

Главные типы выдвижения: сильные позиции, сцепление, конвергенция, обманутое ожидание, семантический повтор и др.

2

Лекция с элементами практикума

13-14

Филологический анализ текста

2

Практикум

15

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум

16-17

Сильные позиции в тексте   заглавие (подзаголовок, эпиграф, если они есть), первая фраза (начало)

2

Лекция с элементами практикума

18-19

Филологический анализ текста

2

Практикум

20

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум

21

Фоновые знания, вертикальный контекст

1

Лекция с элементами практикума

22-23

Сюжетно-композиционный аспект анализа текста: адресат, повествователь, сюжет, развитие лирического повествования

2

Лекция с элементами практикума

24-25

Филологический анализ текста

2

Практикум

26

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум

27-28

Содержательный аспект анализа текста

2

Лекция с элементами практикума

29-30

Комплексный анализ текста

2

Практикум

31

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум

32-33

Композиция текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. Приёмы начала и концовки текста

2

Лекция с элементами практикума

34-35

Комплексный анализ текста

2

Практикум

36

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум

37-38

Роль тропов и фигур как средств повышения выразительности текста

2

Лекция с элементами практикума

39-40

Комплексный анализ текста

2

Практикум

41

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум

42-43

Особенности сравнительного  лингвистического анализа текста

2

Лекция с элементами практикума

44-45

Сравнительный лингвистический  анализ текста

2

Практикум

46

Решение олимпиадных заданий

1

практикум

47

Особенности подготовки к устному высказыванию, риторическая схема построения

1

Лекция с элементами практикума

48

Специфика устных высказываний на языковые темы

1

Лекция с элементами практикума

49

Устное высказывание на языковую тему

1

Практикум

50

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум

51

Специфика устных высказываний на морально-нравственные темы

1

Лекция с элементами практикума

52

 Техника речи. Способы и приёмы работы над речевым дыханием, важнейшими качествами ораторского голоса, выразительным интонированием и правильной артикуляцией

1

Лекция с элементами практикума

53

Устное высказывание на морально-нравственную тему

1

Практикум

54

Специфика устных высказываний на литературные темы

1

Лекция с элементами практикума

55

Эффективные способы запоминания текста. Особенности устной публичной речи, способы перевода речи написанной в речь произносимую

1

Лекция с элементами практикума

56

Устное высказывание на литературную  тему

1

Практикум

57

Решение олимпиадных заданий. Подведение итогов.  Задания на лето

1

Практикум

.

 Эффективные способы запоминания текста. Особенности устной публичной речи, способы перевода речи написанной в речь произносимую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 5 класс

Материал способствует развитию интереса к изучению русского языка...

Программа подготовки к олимпиаде по русскому языку в 7 классе

Работу по данной программе начала во втором полугодии 6 класса, продолжу и закончу в 1 четверти 7 класса, римерно к началу  муниципального этапа олимпиад....

Программа подготовки к ОГЭ по русскому языку.9 класс.

Рабочая программа по курса русского языка "Всё, что нужно значть для сдачи ГИА" рассчитана на 60 часов внеклассной работы с обучающимися. В ней предлагается поэтапное систематизирование знаний, обучен...

Рабочая программа «Подготовка к олимпиаде по русскому языку»

Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к русскому языку и словесности. Подготовка к олимпиаде – прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения ...

Задания для подготовки к ОЛИМПИАДЕ по русскому языку ( 9 класс)

Базовые задания, которые чаще всего встречаются на олимпиадах разного уровня. После заданий приводятся ответы....

Задания для подготовки к ОЛИМПИАДЕ по русскому языку (10 класс)

Задания позволяют качественно приготовиться к олимпиадам по русскому языку разного уровня....

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку (11 класс)

Задания с ответами и критериями оценивания...