Толковые словари
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Грачева Галина Анатольевна

Конспект урока русского языка по ФГОС 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по ФГОС17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:                                «Толковые словари»  

Цели и задачи: 1. Познавательная: показать, какие бывают словари, дать понятие «словарной статьи», познакомить с создателями толковых словарей.

                           2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость, формировать умения работать с толковым словарем.

Ожидаемые результаты:

Предметные УУД: Знать: лексикология как раздел лингвистики. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Толковые словари.

Уметь: дать определение лексикологии как науки, объяснять лексическое значение слова разными способами. оценивать устный ответ одноклассника с точки зрения соответствия языковым нормам и ситуации общения. Использовать толковые словари для определения, уточнения лексического значения слова.

Метапредметные УУД: Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.

Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Основные понятия: Лексикология как раздел лингвистики. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексическое значение слова, толковые словари.

Материалы: учебник, тетради, словарики.

ХОД УРОКА

                                                 Эпиграф: Словарь – вселенная в алфавитном порядке.

1. Оргмомент.

2. Мотивация.

Работа с эпиграфом.

- Как вы думаете, что значат слова: «Словарь – вселенная в алфавитном порядке»?

Постановка цели. Сегодня мы с вами выясним, как устроена эта вселенная-словарь, какие законы в ней действуют.

3. Информационный блок.

- Ребята, а зачем, для чего нам надо изучать словари?

- Действительно, вы правы, ребята, работать над обогащением своего словаря, над более ярким, точным способом выражения своих мыслей, переживаний каждый из нас должен всю жизнь. Этому поможет вдумчивое чтение художественной литературы и всевозможные лингвистические словари и справочники.

Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Именно Даль после 53-х лет (с 1817 по 1872) упорной работы составил “ Толковый словарь живого великорусского языка”, в котором 200 тыс. слов и 30 тыс. пословиц.

Сейчас самым большим толковым словарём является 17- томный “Словарь современного русского литературного языка”, в нём более 120 тысяч слов, составлен коллективом учёных Академии наук СССР.

Для того чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4 – 5 тысяч слов, хотя этого мало для выразительной речи. У взрослого образованного человека словарный запас составляет примерно 10-12 тысяч слов, у А.С.Пушкина – 21 тыс.

Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль, тем лучше его речь, язык. Ведь известно, что язык, речь являются показателем ума человека, показателем культуры.

Особенно обогащает речь чтение. Если при чтении встретились новые слова, нужно выяснить их значение и постараться их запомнить.

Чтение материала учебника (стр. 66-67)

4. Аналитический блок.

1) Запишите. Выделите орфограммы.

 “Если хорошенько подумать, то словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него” ( А.Франс)

2) Упр. 142 (образец словарной статьи).

3) Упр. 144 (работа со словарем).

4) Работа со словарем (по группам).

Задание. Прочитайте текст. Почему третьеклассники не смогли правильно объяснить значение? Смотрите «Толковый словарь».

Однажды на уроке  учительница подошла к доске и написала несколько слов, которые были широко распространены в русском языке 60-70 лет тому назад. Ребятам было предложено дать объяснение каждому из этих слов.

Вот некоторые из их ответов: Барышник – «дядя, который не работает, а ухаживает за барышнями». Приказчик – «тот, кто издает приказы». Лапотник - «медведь, у которого болят лапы». Смешно, не правда ли?

(Ю. Откупщиков)

5. Подведение итогов.

- Что такое лексикология?

- Какие значения есть у каждого слова?

- Какие способы определения лексического значения слова вы знаете?

- Для чего нам нужны толковые словари?

- Что такое словарная статья?

- Как вы понимаете слова Вадима Шефнера:

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

6. Домашнее задание.

§19, упр. 146

7. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие трудности у вас возникли?

- Все ли было понятно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.И. Даль. Толковый словарь.

Презентация содержит краткую биографическую справку, рассказывает о Толковом словаре В.И. Даля, содержит слайды с несколькими устаревшими словами и заданиями, связанными с ними....

Презентация "Тайны толковых словарей"

Данная презентация,выполненная ученицей 6 класса, содержит классификацию словарей русского языка, рассказ о  наиболее известных толковых словарях. Может быть использована в качестве иллюстративно...

Презентация "Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля"

Данная презентация может использоваться как на уроке русского языка , так и на внеклассных мероприятиях"...

Реклама "Толковому словарю русского языка" С.И.Ожегова

Сотни слов, родных и метких,Сникнув, голос потеряв,Взаперти, как птицы в клетках,Дремлют в толстых словарях.Ты их выпусти оттуда,В быт обыденный верни,Чтобы речь - людское чудо -Не скудела в наш...

Исследование по теме "Многолетний труд В.И.Даля над созданием "Толкового словаря живого великорусского языка"

В исследовательской работе дана биографическая справка автора толкового словаря. Приведены примеры толкований различных слов; показано, что берёт автор во внимание, рассуждая над смыслом того или иног...

Сценарий лингвистического вечера, посвященного В. И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка» Собирал человек слова…

Школьный лингвистический вечер, посвященный В.  И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка», «Собирал человек слова…»...

Статья. Использование на внеклассных занятиях толкового словаря для формирования интеллектуальных навыков, развития речи и обогащения словарного запаса учащихся младшего школьного возраста

Данная статья предназначена для воспитателей и учителей, которые работают со слабослышашими и глухими учащимися. В ней представлены медодические рекомендации по использованию толкового ...