Урок русского языка в 5 классе на тему: "Типы речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Балалаева Евгения Васильевна

Урок русского языка - урок развития речи. На уроке повторяются сведения о типах речи, изученных в начальных классах, в то же время формируется умение разграничивать типы речи по признакам, систематизированным в виде таблицы. Вся работа проводится на примерах из художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_tipy_rechi.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Типы речи

Цели:

  1. Углубить общее понятие о типах речи, обучить приёмам разграничения описания, повествования, рассуждения;
  2. Развивать умение определять типы речи по ряду приёмов, составлять тексты разных типов, выразительно читать художественный текст, анализировать текст;
  3. Воспитывать  внимательное отношение к разным типам речи, умение общаться в разных ситуациях.

Оборудование: карточки с текстами, учебник литературы 5 класс.

Ход урока

I Орг. момент

II Речевая разминка

На доске:

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Беседа:

- Прочитайте текст на доске.

- Определите  тему стихотворения.

- К какому стилю можно отнести этот текст?  почему?

- Как можно озаглавить текст? («Утро»)

- Как следует читать этот текст?

- Давайте проведём конкурс на выразительное чтение стихотворения.

(подготовка -3 мин., чтение 3-4 человека)

- В  начальных классах вы знакомились с типами речи. Как вы думаете, к какому типу речи можно отнести этот текст? (описание)

III Работа по теме.

  1. Сообщение темы, запись её в тетради.
  2. Работа с распечатанными текстами (приложение 1)

- Прочитайте тексты. Определите их тему. (облака)

- В каком стиле говорится об облаках? (В художественном) Докажите.

- Какие художественные приёмы используют авторы? .

- Итак, все тексты об облаках, в одном стиле. Но посмотрите на доску. Здесь 3 вопроса: Какие облака? Почему облака пышные? Что произошло с облаками? Выберите к каждому тексту подходящий вопрос. Что получилось? (к 1 тексту – 1 вопрос – описание, ко 2 тексту – вопрос 2 – рассуждение, к 3 тексту – 3 вопрос – повествование)

- Представьте содержание каждого текста в фотографиях.  К какому тексту достаточно 1 фотографии? К какому надо несколько? К какому невозможно сделать фотографий?

- Составляем опорную таблицу:

П (повествование)

О (описание)

Р (рассуждение)

Что произошло?

Какой?

Почему?

Несколько фотографий

Одна фотография

Нет фотографий

Беседа:

- Как вы думаете в каких ситуациях вы будете использовать повествование? Описание? Рассуждение?

IV Первичное закрепление

- О каком типе речи говорится: 1) в тексте сообщается о последовательности событий и действий, можно сделать несколько фотографий; 2) в тексте говорится о признаках предмета, можно сделать 1 фотографию; 3) в тексте доказывается, объясняется что-то, фотографию сделать нельзя?

V Закрепление

  1. Устная работа. Дано начало текстов. К какому типу речи можно отнести каждый из них? Докажите.
  1. У меня есть младший брат. Зовут его Толя. У него густые золотистые волосы, большие голубые глаза, курносый нос, румяные щёки…
  2. Вышли мы с братом погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился…
  3. У меня есть младший брат. Я его очень люблю. И вот почему…
  1. Вспомнимте свои сочинения по картине Ф.П. Решетникова «Опять в  действия главного героя? Оценивая его поведение?
  2. На уроках литературы мы говорим о типах речи в разных ситуациях. Например, когда вы пересказывали сюжет произведения, описывали внешность героя, определяли черты его характера. Какими типами речи вы пользовались?

- А когда рассказываете правило или делаете синтаксический разбор? А в быту, в повседневной жизни, нужно ли нам знать типы речи?

VI Работа с учебником литературы.

- В художественной литературе мы можем встретить любой тип речи. Давайте это докажем на примере поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Найдите отрывки, соответствующие изученным типам речи.

- Письменное задание по вариантам. Составьте 3 предложения, основываясь на поэму «Руслан и Людмила», соответствующие типам речи: 1 вариант – описание, 2 вариант – рассуждение, 3 вариант – повествование.

VI Подведение итогов.

- Что узнали на уроке?

- Что ещё хотели бы узнать?

VII Рефлексия

- Поделитесь впечатлениями об уроке.

VIII Домашнее задание: подготовить сообщение о любимой книге (5-6 предложений) с использование разных типов речи.

Приложение 1.

Текст 1

Облака, облака –

Кучерявые бока,

Облака кудрявые,

Целые, дырявые,

Лёгкие, воздушные,

Ветерку послушные. ( С. Михалков)

Текст 2.

Облака, облака.

Пышные, белые.

Расскажите, облака,

Из чего вы сделаны?

Может, вас, облака,

Делали из молока?

Может быть из мела?

Может быть, из ваты?

Может быть, из белой

Из бумаги мятой?

- Никогда, никогда,-

Никогда не делали

Нас из молока,

Никогда из мела,

Никогда из ваты,

Никогда из белой

Из бумаги мятой.

Мы – дождевые,

Мы – снеговые.

Если летом мы плывём,

Мы с собой грозу несём,

Если мы плывём зимою,

Мы пургу несём с собою.

Вот какие мы! (И. Мазник)

Текст 3.

Драчуны.

Плыло по небу большое мохнатое облако. Плыло гордо, неторопливо. И встретилось с другим облаком.

- Эй ты, прочь с дороги! – закричало первое облако.

- Это ты убирайся! – рассердилось второе.

- Ах, ты так! Ну, погоди же! – и первое облако толкнуло второе в бок.

- Ты ещё и драться лезешь? – рассвирепело второе облако и почернело от злости. Получилось не облако, а туча. Первое тоже нахмурилось, в тучу превратилось. Сшиблись великаны лбами, аж искры посыпались. А вслед за искрами из глаз полились слёзы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Презентация к уроку русского языка 10 класс."Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8."

Презентация  по теме:" "Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8." 10 класс. Презентация состоит из 12 слайдов, включающих как теоретический материал по теме урока, так...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Урок русского языка 7 класс "Причастие как часть речи"

Данная разработка поможет учителю в организации  первого урока по теме "Причастие". Урок русского языка для 7 класса по теме "Причастие какчасть речи" полностью соотвествует с...

урок русского языка 7 класс « Союз как часть речи»

Тип урока : открытие новых знаний...