Алгоритм формирования УУД
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Федорова Наталья Алексеевна

Алгоритмы составлены на основе материалов в учебниках и рабочих тетрадях по литературе и обществознанию ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm_formirovaniya_uud.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Федорова Н.А.

Алгоритмы формирования универсальных учебных действий

( информация переработана на основе заданий в рабочих тетрадях по литературе, обществознанию  УМК ОС «Школа 2100»)

Умение отбирать и группировать информацию

Для того чтобы ответить на вопрос, тебе нередко приходилось отбирать в тексте нужную информацию, а потом по тем или иным признакам объединять найденные факты. Выполняя эти действия, ты занимался группировкой сведений. В её основе могли быть

- характеристика, помогающая вычленить определенные черты, свойства какого-либо объекта;

- отношение, мнение, дающие возможность определить, какие свойства, поступки можно считать положительными, а какие – отрицательными.

Во всех этих случаях ты группируешь (распределяешь и объединяешь) информацию, чтобы на её основе сделать вывод.

Для группировки фактов используй следующий алгоритм (последовательность действий):

  1. Уясни, о чем именно (о каких объектах) нужно найти информацию.
  2. Выдели необходимую информацию об этих объектах.
  3. Определи, на основе чего информация будет группироваться (характеристика, определение смысла, отношение и т.д.).
  4. Выбери подходящий вариант записи (оформления) отобранной информации.
  5. Подведи итог (сформулируй определение).

Умение выделять главное и определять смысл текста

Прочитаем высказывание. « В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно».

2. Выдели и подчеркни главную информацию. Как правило, её передают подлежащее и сказуемое, а также некоторые второстепенные члены предложения. « В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно».

3. Соедини подчеркнутые слова, и у тебя получится такое предложение: Человек (сам) придает смысл жизни.

Теперь можно определить смысл высказывания, то есть понять, какую мысль хотел донести до нас автор. Действуй так:

  1. Возьми за основу рассуждений главную информацию – человек сам придает смысл жизни.
  2. Разбей её на смысловые части: а) сам придает смысл; б) придает смысл жизни.
  3. Подумай, каким образом человек придает смысл своей жизни (результаты рассуждений можешь записать).

Опираясь на высказывание, можно ответить, что человек раскрывает свои силы, когда живет плодотворно, получает результаты своей деятельности.

Как ты понимаешь фразу «придает смысл жизни»? Вероятно, человек сам наполняет смыслом свою жизнь.

  1. Объедини результаты своих рассуждений. Ты выяснил, что человек что-то делает, получает результаты и сам определяет смысл жизни. Представления человека о смысле жизни заставляет его действовать определенным образом. Итак, ты определил смысл высказывания, дав свою формулировку на основе анализа слов автора. Такие задания выполняются по алгоритму:
  1. Прочитай текст.
  2. Выдели его главную информацию.
  3. Разбей её на смысловые части.
  4. Задай к выделенным частям информации дополнительные вопросы.
  5. Соедини (обобщи) результаты рассуждений, изложив своими словами смысл высказывания.

Умение преобразовывать информацию

Выполняя задания, мы предъявляем информацию в форме таблицы, схемы или списка. Выясним, для каких целей лучше походит та или иная форма преобразования информации.

Для группировки и обобщения сведений годится таблица или схема. На схеме удобно показывать взаимосвязь элементов, а в таблице выделить то, что относится к каждой сфере.

Для определения признаков явлений и понятий, выделения главного подойдет перечень или список.

Для формулирования собственного мнения или оценки какого-либо явления жизни общества мы используем рассуждения, доказательства или объяснения.

Итак, для выбора формы преобразования информации тебе нужно:

  1. Понять задание;
  2. Выбрать подходящую форму преобразования информации;
  3. Отобрать необходимые сведения;
  4. Представить их в выбранной форме.

Умение рассуждать логически и находить логические ошибки

Порой рассуждения при выполнении заданий приводят к неверному результату. Одна из возможных причин – нарушение логики. При этом ошибка может скрываться в разных местах:

- нарушена последовательность суждений, например: первобытный человек испытывал страх перед непонятным  - он стал обожествлять силы природы – пытался найти объяснение происходящему (в данном случае поиск объяснения предшествует обожествлению сил природы);

- из нескольких суждений сделано неверное умозаключение, например: глобальные проблемы связаны с деятельностью людей(1); люди активно пользуются интернетом (2); значит, Интернет – это глобальная проблема (очевидно, что не всё, что делают люди, приводит к возникновению глобальных проблем);

- установлена неверная связь, например: в первобытном обществе люди уже умели добывать огонь, потому что ученые нам рассказали об этом (очевидно, что связь обратная: первобытные люди умели добывать огонь и оставили следы его использования, их нашли ученые и рассказали об этом);

- вывод сделан лишь на основе одного суждения (факта), например: природные и климатические условия способствовали переходу людей от первобытности к цивилизации (очевидно, что одного этого фактора было недостаточно для возникновения цивилизации);

- переставлены местами причина и следствие, например: если социальная философия, значит, человек влияет на развитие общества, общество развивается, и для его изучения возникла наука социальная философия.

Во всех этих случаях в рассуждения «закралась» логическая ошибка, что привело к неверным выводам. Чтобы избежать этого, придерживайся простых правил:

  1. Каждое суждение должно с необходимостью следовать из предыдущего;
  2. Сделанное умозаключение или вывод действительно должны вытекать из приведенных фактов и суждений;
  3. Связь между суждениями должна быть верной и по существу.

Правильно рассуждать поможет логическая цепочка. Как её построить? Прежде всего сформулируй своё исходное суждение. Далее, продумай несколько промежуточных суждений, вытекающих одно из другого. Наконец, выскажи заключительное суждение, которое и станет ответом на поставленный вопрос.

Рассмотрим пример: для ответа на вопрос «Является ли президент США твоим другом? Была предложена такая логическая цепочка:

-  все мои друзья знают английский язык.

- президент США знает английский язык. Следовательно, президент США мой друг.

Дополни первоначальное суждение и выстрой ряд промежуточных суждений.

- мои друзья знают не только английский, но и русский язык.

- мы много общаемся и проводим вместе свободное время, занимаемся спортом и болеем за один спортивный клуб.

- Всего этого я не могу делать с президентом США.

Сформулируй заключительное суждение (умозаключение): президент США не является моим другом, хотя и знает английский язык.

Умение сравнивать

Смысл сравнения состоит в том, чтобы выявить свойства предметов и явлений и обнаружить новое знание.

Сравнение обязательно включает в себя объекты (предметы, явления, действия) сравнения, необходимую информацию о них и критерии (вопросы) для сравнения. Кроме того, любое сравнение должно завершаться выводом, содержащим ту новую информацию, для получения которой оно выполнялось.

Запомни:

  1. Нельзя сравнивать объекты, у которых нет сходных черт, например тарелку и курицу;
  2. Ответы на вопросы для сравнения должны содержать конкретную информацию;
  3. Критериев сравнения должно быть достаточно для выявления новой информации – иногда хватит двух, а иногда необходимо четыре-пять;
  4. При сравнении объектов желательно выделять как сходства, так и различия между ними;
  5. Отбираемая информация должна точно соответствовать обозначенному критерию, например, нельзя, отвечая на вопрос «что изучает наука?», сказать, что философия изучает наиболее общие вопросы жизни общества, а психология помогает людям в повседневной жизни.

Сравнивая, ты можешь использовать следующий алгоритм:

  1. Определи объекты сравнения.
  2. Приготовь в тетради сравнительную таблицу, озаглавь её и каждую колонку.
  3. Запиши в первую колонку критерии сравнения, предложенные учителем или сформулированные тобой самостоятельно.
  4. Подбери и запиши соответствующую этим критериям информацию о сравниваемых объектах.
  5. Сделай вывод, вытекающий из результатов сравнения.

Умение обобщать и формулировать вывод

Синонимы к глаголу «обобщать» - объединить, соединить и т.п. При обобщении ты формулируешь суждение, которое выражает общее значение, оценку, характеристику рассматриваемого явления или понятия. Если говорить о значении известных тебе наук, входящих в курс обществознания, то, делая обобщение, можно сказать, что все они помогают человеку в решении жизненных проблем.

Например, если ты прочитал информацию о ведении домашнего хозяйства, выделил главное и, объединив эту информацию, сказал, что экономические знания играют важную роль в правильном ведении домашнего хозяйства, - ты сформулировал обобщение. Если же ты объяснил степень важности экономических знаний или то, почему они не всегда помогают в ведении домашнего хозяйства, ты сделал вывод.

Используй общий алгоритм для формулирования обобщения и вывода:

  1. Внимательно изучи информацию о рассматриваемом явлении, действии.
  2. Выдели наиболее важные факты оценки, черты и т.д. этого явления, действия.
  3. Сформулируй на основе выделенной информации обобщенную характеристику данного явления.
  4. Или подумай, что нового о данном явлении сообщают выделенные тобой черты, и сформулируй на основе этих размышлений вывод.

Умение классифицировать информацию

Классифицировать явление или понятие – значит отнести его к определенному классу (группе) явлений, обладающих общими признаками. Классификация выстраивается от целого к частному, от общего к конкретному. Классифицировать информацию можно по такому алгоритму:

  1. Уясни, какое именно явление, понятие нужно изучить.
  2. Выдели в нем составные части.
  3. Установи соотношение выделенных элементов друг с другом.
  4. Составь схему с учетом принципа «от общего к частному».

Классификация помогает ориентироваться в многообразии окружающего мира, на её основе удобно формулировать определения.

Умение формулировать определение понятия

Допустим, тебе нужно дать определение понятию «дружба». Для начала подбери, как при классификации, более общее (родовое) понятие, к которому относится слово «дружба». Общими понятиями в данном случае будут «чувство» или «отношение». К ним можно отнести и другие понятия этого рода, например, ненависть, любовь, зависть. Итак, дружба – это чувство или отношение.

Теперь выдели характерные черты дружбы, которые присущи только ей и которых нет у других понятий этого рода (ненависть, любовь, зависть и др.). Для этого вспомни пословицы и поговорки о дружбе:

Крепкую дружбу водой не разольёшь.

Лучше выслушать упрёки друга, чем потерять его.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

В пословицах подчеркнуты особенности дружбы – доверие, надежность, терпение, поддержка, бескорыстие. Перечисленные свойства можно включить в определение – это надежные отношения между людьми, в основе которых лежат доверие, бескорыстие и поддержка.

Формулируя определение, действуй по такому алгоритму:

  1. Найди наиболее общее (родовое) понятие, к которому относится определяемое понятие.
  2. Выдели присущие ему качества и свойства, которых нет у других понятий, относящихся к тому же родовому понятию.
  3. Сформулируй определение понятия.

Умение определять своё отношение

Высказывая мнение о человеке, давая оценку событиям в жизни общества, ты выражаешь свое отношение к ним.

Отношение показывает, как человек воспринимает окружающую его действительность, что он о ней думает. Общество, зная отношение людей к происходящему, может правильно оценивать своё состояние и вовремя вносить необходимые изменения.

Чтобы определить своё отношение к какому-либо или чему-либо, используй следующие правила:

  1. Узнай о человеке или событии как можно больше.
  2. Пойми причину поступка или события.
  3. Составь свое мнение о человеке или событии.
  4. Корректно вырази своё отношение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

Памятки-алгоритмы формирования устного ответа учащегося ОУ на уроках истории

Данная методическая разработка содержит 3 памятки-алгоритма:1. Памятка: как работать с исторической книгой, текстом2. Пкамятка-алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать3. Памятка-алгоритм ...

Памятки - алгоритмы формирования устного ответа учащегося ОУ на уроках истории

Методическая разработка содержит следующие памятки - алгоритмы: как работать с исторической книгой, текстом; по формированию (развитию) умения доказывать; по требованию к качеству речи....

Алгоритм формирования связной речи на уроках эвенского языка.

Учащиеся старших классов интересуются искусством, живописью своих родных сородичей. Поэтому целями   моей работы на уроках эвенского языка  являются:-воспитывать личность как этнос поср...

Алгоритм формирования метапредметных результатов учащихся

В методической разработке показаны основные этапы формирования метапредметных результатов...

Алгоритм формирования универсальных учебных действий

Значение универсальных учебных действий для обучения...