Тексты для комплексного анализа. 9 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Кубышева Наталия Борисовна

Тексты для комплексного анализа можно использовать для самостоятельной работы учащихся, в виде раздаточного материала , контроля пройденного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Учебно-методический материал.114 КБ

Предварительный просмотр:

Б И Л Е Т  № 1

В условиях кардинальных изм…нений в с…ц…альной жизн… нашей страны п…р…мен в обл…сти пр..св..щения пр..блемы филол…гического образования в средней школе ст…новят…ся особенно актуальными.

Необх…димость разр…ботк… обн…вле…ого филол…гического обр…зования д…ктует…ся с…време…ой стр…тегией р…звития ро…ийской школы ее направле…остью на ф…рмирование духовно б…гатой выс…конравстве…ой личности на прод…лжение нац…ональных традиций р…звитие науки и культуры укр…пление ист…рической пр…емстве…ости п…к…лений. В…жейш…ми задачами общества ст…новят…ся во…тановление в…спитательно-обр…зовательных функций школы в…зврат ей действительно нац…онального х…ракт…ра.

                                     («Концепция образовательной области «Филология»

                                        в 12-летней школе»)

      Задание:

  1. Определить стиль текста, доказать свое мнение.
  2. Подберите синонимы к слову актуальный.
  3. Докажите, что средний – многозначное слово.
  4. Составьте схему однородных членов последнего предложения.
  5. Объясните графически орфограммы и пунктограммы в тексте.

               

Б И Л Е Т № 2

Колибри стала по ту стор…ну ст…ла и пр…б…жав (не)сколько раз пальцами по струнам г…тары зат…нула к уд…влению Кузьмы Васильевича какой(то) м…длительный однообразный р…четатив. Она (не)улыбалась и даже брови свои сдвинула свои высокие тонкие брови между которыми резко выступал синий знак похожий на в…сточную букву вероятно вытр…вле…ый пор…хом. Глаза она почти закрыла но зр…чки ее тускло св…тились из-под нависших ресниц (по)прежнему упорно вперяясь в Кузьму Васильевича. И он так(же) (не)мог отвести взора от этих чудных грозных глаз от этого смуглого постепенно разг…равшегося л…ица от (полу)ра…крытых (не)подвижных губ от двух ч…рных змей мерно к…лебавшихся по обеим сторонам головы.  

                                И.С. Тургенев «История лейтенанта Ергунова».

     

Задание:

 

  1. Определить стиль текста, доказать свое мнение.
  2. Объясните значение слова чудный, подберите к нему синонимы.
  3. Назовите фразеологизм со словом палец.
  4. Графически объясните орфограммы и пунктограммы в тексте.  

Б И Л Е Т № 3

Ни один вид спорта (не)может с…перн…чать с атлет…кой в общ…д…ступност… . Например ф…гурное к…тание на к…ньках удел девушек и юн…шей среднего и (не)высокого роста а б…скетбол гулливеров шт…нгисты кряжистые с…лачи а г…мнасты легкие изящные.

Легкой атлет…ке все возр…сты покорны и зан…мат…ся ею можно (не) пр…следуя спортивных целей а только ради зд…ровья.

В любое время года зан…мают…ся атлет…кой не только на ст…д…онах но в залах в лесу и в поле.

                                             (Из календаря.)

        

Задание:

  1. Определить тип текста, доказать свое мнение.
  2. Каковы тема и основная мысль текста.
  3. Озаглавьте текст.
  4. Найдите в первом абзаце антонимы.
  5. Объясните орфограммы и пунктограммы в тексте.

Б И Л Е Т № 4

Во время обыска они взяли у б…рца заж…галку а у Самойлина старые карма…ые часы. Наши рюкзаки с продуктами они (не)тронули. Только один л…ниво ткнул в них н…гой очевидно для очистки совест… . При этом он что(то) пр…н…бр…жительно сказал и все горцы вдруг закр…чали друг на друга с такой яростью что к…залось вот-вот начнет…ся резня.

Они хв…тали друг друга за руки и за грудь замах…вались прикладами ш…пели и внезапно выкрик…вали что-то стремительное и очевидно что-то (не)выносимо обидное потому что каждый такой крик оканчивался общим (не)годующим воем.

Во время этой ссоры они (не)обращали (н…)какого вн…мания на нас. В азарте  они зад…вали и т…лкали нас буд(то) мы были (не)в…димками.

                                                     (К.Г. Паустовский)

          Задание:

  1. Определите тип текста, докажите свое мнение.
  2. Подберите синонимы к вводному слову очевидно.
  3. Найдите корень с чередованием, приведите еще примеры таких корней.
  4. Выпишете из первого предложения словосочетания с разными способами связи. Какой способ связи вы не встретили?
  5. Объясните орфограммы и пунктограммы в тексте.

 

Б И Л Е Т № 5

  • Что(же) вы сударь теперь делать буд…те?
  • А я право (не)знаю. Если(бы) Николай Петрович слово свое сд…ржал пр…ехал мы бы на охоту вместе отправ…лись.
  • А вы стало быть сударь надеялись что они так в самый раз пр…едут как об…щались?
  • Конечно надеялся.
  • Коли чтением п…з…бавит…ся желательно от старого барина остались книжки я их если угодно пр…н…су только вы их ч…тать (не)стан…те так пол…гать надо.
  • Почему?
  • Книжки-то пустые не для теперешних г…спод писа…ы.

                                                (И.С.Тургенев «Бригадир»)

        Задание:

  1. Определить стиль текста, доказать свое мнение.
  2. Докажите, что слово пустой многозначное. В каком значении оно употребляется в тексте?
  3. Составьте схему третьего предложения.
  4. Объясните графически орфограммы и пунктограммы в тексте.

Б И Л Е Т № 6

Филологическое обр…зование являет…ся сост…вной частью гу…анитарного обр…зования суть которого сост…ит в изучении человека в его отношени… к миру и познани… самого себя. Филологическое обр…зование играет в…дущую роль в пр…це…ах ф…рмирования личност… р…звити… ее м…рально/нравстве…ых качеств и творческих сп…собностей пр…общени… к нац…ональной и м…ровой духовной культуре а так(же) пр…должени… нац…ональных тр…диций и ист…рической пр…емственност… п…к…лений. При этом языковое обр…зование являет…ся основой инте…ектуального р…звития личност… так как в…оружает ее инструментом для п…лучения знаний в любых сферах обр…зования.

                                        («Концепция образовательной области

                                                     «Филология»)

        Задание:

  1. Объясните значение слов филология, инте…ектуальный. В каком значении употреблено слово языковой? Какие еще значения имеет это слово?
  2. Определить стиль текста, доказать свое мнение.
  3. Составьте схемы первого и последнего предложений.
  4. Объясните графически орфограммы и пунктограммы в тексте.

Б И Л Е Т  № 7

Если для повышения ур…вня культуры и ее пр…стижа в стране потребуют…ся многие годы то может быть нравстве…ость можно воспитать быстрее и с меньш…ми затратами?

Повысить пр...стиж? нравстве…ости это(ж) так важно. И вот что мне пр…шло на ум а если (не)созд…вая (н…)какого нового общества (не)организуя душеспасительных лекций и (не)соб…рая мит…нгов просто предл…жить Товарищи дорогие давайте скажем каждый себе я буду жить по правде. (Не)лгать (не)обманывать (не)пр…бегать к хитростям для получения каких-то благ  (не)интр…говать (не)склочничать быть скромным жить только трудом хотя(бы) и т…жело но за(то) с легким сер…цем и с (не)обремене…ой совестью.

                                                (Д.С.Лихачев)

                Задание:

  1. Определить стиль текста, доказать свое мнение.
  2. Определите тему, основную мысль текста. Озаглавьте текст.
  3. Прокомментируйте деление на абзацы. Составьте план текста.
  4. Объясните лексическое значение слов нравстве…ость, пр…стиж?
  5. Подберите синонимы к словам лгать, легкий.
  6. Составьте схему первого предложения.
  7. Графически объяснить орфограммы и пунктограммы в тексте.

   Б И Л Е Т № 8

Анахронизм разного рода (не)точности в художестве…ном произведени… при изобр…жени… прошлого (не)осозна…ое или сознательное пр…вн…сение в него признаков более поз…него времени. Анахронизмы например встр…чают…ся в драмах Шекспира в «Юлии Цезаре» упом…нает…ся бой баше…ых часов которых (не)было в Древнем Риме. Различают н…йтральные и (не)обх…димые архаизмы. Пр…в…де…ые выше относят…ся к н…йтральным и в произведени… они чаще всего по…вляют…ся случайно из-за безразличного отн…шения автора к ф…ктической точност… .

Архаизмы (не)избежны в произведениях изобр…жающих м…нувшие исторические эпохи при оп…сани… прошлого п…сатель (не)волно переносит на него ч…рты своего времен… .

                                («Словарь литературоведческих терминов»)

                Задание:

  1. Определить стиль текста, доказать свое мнение.
  2. Подберите синонимы к слову прошлое.
  3. Составьте схему второго предложения.
  4. Подчеркните грамматические основы предложений в тексте.
  5. Графически объясните орфограммы и пунктограммы в тексте.  

Б И Л Е Т № 9

Пож…лой в…жак сидел на бр…вне и курил поч…сывая грудь казалось он (не)слышал этой (не)понятной ссоры. Потом он л…ниво встал подош…л к тому юноше что взял у меня обручальное к…льцо схватил его за обрез и что-то сказал влас…но и коротко. Юноша стал нал…ват…ся кровью но все(же) медле…о полез в к…рман вынул к…льцо и отдал его в…жаку. В…жак отобрал еще заж…галку и руч?ные часы пр…кинул все это на л…дон… сунул за пазуху и сказал б…рцу

Иди куда хоч…ш? но назад (не)в…рнеш?ся!

Он пов…рнулся и пош…л (в)верх по ущелью. Горцы сразу стихли и выт…нувшись ц…почкой пошли следом за ним.

Мы ст…яли в (не)доумени… .

                                        (К.Г. Паустовский «Бросок на юг»)

                Задание:

  1. Определить стиль текста, доказать свое мнение.
  2. Объясните значение слов обрез, в…жак, ущелье.
  3. Найдите вводное слово, какое значение оно имеет.
  4. Подберите синонимы к словам пожилой, сказал, медле…о.
  5. Составьте схему второго предложения.
  6. Графически объясните орфограммы и пунктограммы в тексте.

Б И Л Е Т № 10

Докладная записка.

Дов…жу до вашего свед…ения что отдел пр…гра…ирования нуждает…ся в пр…обретени… с…време…ого оборудования для ра…ш…рения возможностей  и…пользования н…вейших к…мпьютерных пр…гра… позв…ляющих оф…рмлять д…кум…нтацию в соответстви… с последн…ми н…рмативами.

Пр…шу разр…шить пр…обр…тение лазерного принтера сканера мультимедийного к…мпьютера.

                 Задание:

  1. Определить стиль текста, доказать свое мнение.
  2. Подобрать антоним к слову совреме…ый.
  3. Объясните значения слов пр…гра…а, принтер.
  4. Найдите односоставные предложения, определите их тип.
  5. Составьте схему первого предложения.
  6. Графически объясните орфограммы и пунктограммы в тексте.

Б И Л Е Т № 11

  • Главное то мне д…садно в эдакую погоду дома с…деть!
  • В саду пр…гуляйтесь а не то в рощу сх…дите. Тут у нас роща за гумном. Не охочи ли вы рыбу л…вить?
  • А у вас есть рыба?
  • Есть в пруде. Гольцы пескари окуни поп…дают…ся. Теперь конечно настоящая пора прошла июль на дв…ре. А все-таки попытат…ся можно. Пр…каж…те удочку снар…дить?
  • Сделайте од…лжение.
  • Я с вами мальч…ка пошлю ч…рвей насаживать. А то разве самому пойти?
  • Пойдем пожалу…ста пойдем!

(И.С. Тургенев «Бригадир»)

                Задание:

  1. Определите стиль текста, докажите свое мнение.
  2. Подобрать синонимы к словам досадно, пр…казать.
  3. Каково значение слова охочи?
  4. Выпишите из текста глаголы с приставкой по-. Разберите один из них морфологически.
  5. Графически объясните орфограммы и пунктограммы в тексте.

Б И Л Е Т № 12

                        Вот холм л…систый над которым часто

                        Я сиживал (не)движим – и гл…дел

                        На оз..ро воспом…ная с грустью

                        Иные б…р…га иные волны…

                        Меж нив златых и пажитей з…леных

                        Оно с…нея стел…т…ся ш…роко

                        Через его (не)ведомые волны

                        Плывет рыбак и тян…т за собою

                        Убогий невод. По брегам отлогим

                        Ра…сея…ы деревни – там за ними

                        Скривилась мельн…ца насилу крылья

                        Ворочая при ветре…

                                                        (А.С. Пушкин)

                Задания:

  1. Докажите, что отрывок является описанием.
  2. В каком значении употребляется в тексте слово убогий? Какие еще значения может иметь это слово.
  3. Придумайте предложения со словами насилу – на силу.
  4. Составьте схему первого предложения, разберите его синтаксически.
  5. Графически объясните орфограммы и пунктограммы в тексте.

Б И Л Е Т № 13

Мы подошли к пл..ту. Бригадир вскинул на нас глазами и (тот)час устр…мил их на попл…вок Огурец вск…чил выдернул уд…чку снял свою и…таска…ую поповскую шляпу провел тр…петной рукой по ж…стким ж…лтым в…лосам покл…нился (на)отмаш? и засм…ялся дряблым смехом. Его  пр…пухлые щеки изобличали горького пьян…цу с?еже…ые глазки униже…о моргали. Он т..лкнул своего соседа в бок как (бы) давая ему знать что надо уб…рат…ся… Бригадир зашевелился на лавочк… .

Огурец зап…хнул свой дырявый балахон передернул пл…чами губами б…родкой… Пр…димец кашл…нул раза два пр…сел на самый край лав…чк… пол…жил шляпу на колени и подобрав под себя свои голые ноги скромно закинул уд…чку.

                                        (И.С. Тургенев «Бригадир»)

                

                Задание:

  1. Определите тип текста, докажите свое мнение.
  2. Докажите , что слово бригадир многозначное.
  3. Подберите синонимы к словам и…таска…ый, голый.
  4. Составьте схему четвертого предложения.
  5. Графически объясните орфограммы и пунктограммы в тексте.

Б И Л Е Т № 14

  • Очень уж уморились сегодня на м…гилку с утра ходили.
  • На чью м…гилку ?
  • А к Аграфене Ивановне на покл…нение. Они тут у нас на пр…ходском кладбище пох…роне…ы верст отсюда пять будет. Василий Фомич каждую неделю бе…пременно к ним ходят. Да он(же) их и пох…р…нил ограду поставил.
  • А давно она ск…нчалась?
  • Да лет почитай с двадцать.
  • Она ему пр…ятельн…цей была что(ли)?
  • Всю жисть с ними провели. Сам я барыни той признат…ся (не)знавал а говорят промеж них дела были!

(И.С. Тургенев «Бригадир»)

 

                Задание:

  1. Определить стиль текста, доказать свое мнение.
  2. Объяснить значение слов верста, покл…нение.
  3. Составьте схему последнего предложения.
  4. Графически объясните в тексте орфограммы и пунктограммы.

Б И Л Е Т № 15

Василий Фомич Гуськов позн…комился с Аграфеной Ивановной Телегиной в Москве вскоре после польского погрома муж ее служил при г…н…рал-губ…рнаторе а Василий Фомич  находился в отпуску. Он тогда(же) в нее влюбился но в отставку (не)выходил человек он был одинокий лет сорока с сост…янием. Муж ее вскоре ум…р. Она осталась после него бе…детной в бедност… в долгах… Василий Фомич узнал об ее пол…жени… бросил службу ему дали при отставке бригадирский чин и отыскал свою любезную вдовушку которой всего двадцать пятый год пош…л запл…тил все ее долги выкупил имение… С тех пор он уже с нею не ра…ставался и кончил тем что пос…лился у нее. Она то(же) полюбила его но вы…ти  (за)муж за него (не)хотела.

                                        (И.С. Тургенев «Бригадир»)

                Задание:

  1. Определить тип текста, доказать свое мнение.
  2. Определите тему текста.
  3. Объясните значения слов погром, любезный.
  4. Графически объясните в тексте орфограммы и пунктограммы.

 Б И Л Е Т № 16

Мы прошли ущелье и с обрыва в лесу увид…ли Марух. Он г…рел в небе как голубой алмаз в гр…нитной оправе.

Все вокруг пор…жало меня см…шением гр…нд…озного и бе…к…нечно малого причем и то и другое было одинаково пр…крас?но и отд…ле…ые лед…ные гребни Маруха над которыми нав…сали гр…мадные к…рнизы сл…жавшегося снега и близкие мелкие цветы кизила на только что родившихся кустах. Кусты эти выгляд…вали из ра…щелин в скалах.

Вокруг нас толпилось огромное общество горных трав хвощей ворсистых оранжевых цветов хвои дли…ые как в…зальные спицы и все это разогретое солнцем и…пускало см…листый и нежный запах.

                                      (К.Г. Паустовский «Бросок на юг»)

                Задание:

  1. Определить тип текста, доказать свое мнение
  2. Определить стиль текста, доказать свое мнение.
  3. Укажите антонимы во втором абзаце.
  4. Составьте схему последнего предложения.
  5. Графически объясните орфограммы и пунктограммы в тексте.

Б И Л Е Т  № 17

Нового моего знакомца звали Александром Давыдовичем Фустовым. В жизн… моей я еще (не)встречал молодого человека более с…мп…тичного. Все в нем было м…ловидно и пр…вл…кательно его стройная ф…гура п…ходка голос и в особенности его (не)большое тонкое лицо с золотисто\голубыми глазами с изящ?но как(бы) кокетл…во выл…пле…ым нос…ком с неизме…о ласков…ю улыбкою на алых губах с легкими кудрями мягких волос над (не)много с?уже…ым но бело\снежным лбом. Нрав Фустова отличался чрезвычайной ровностью и какою-то пр…ятной сдерж…нною пр…ветливостью он (н…)когда (не)задумывался всегда был всем доволен за(то) (н…)(от)чего  (не) пр…ходил в восторг.

                                              (И.С. Тургенев «Несчастная»)

                Задание:

1. Определите тип текста, докажите свое мнение.

2. Определите тему, основную мысль текста.

3. Объясните значения слов изящный. кокетливый, нрав.

4. Подберите синонимы к словам  с…мп…тичный, алый.

  1. Составьте схему последнего предложения.
  2. Графически объясните орфограммы и пунктограммы в тексте.

Б И Л Е Т № 18

Я знаю многих героев войны  и их храбрость их героизм были (не)разрывно связа…ы с упорной физической и нравстве…ой закалкой со стрс?ным нак…плением знаний мастерством переходящим в степень и…ку…тва в…ртуозност… . И я много раз уб…ждался в том что храбрость без заклк… х…лостой выстрел.

Мало одного энтуз…азма одного желания стать героем может хватить порой только  на короткую вспышку смелого действия может быть на д…стойную гиб…ль но не на долгую упорную б…рьбу. Потому что б…рьба это труд а во всяком труде нужен навык.

Подвиг на любом п…сту в любой работе требует смелост… и к…ло…ального напр…жения сил.

                                                         (И. Кожедуб)

                Задание:

  1. Определите стиль текста, докажите свое мнение.
  2. Определите тему, основную мысль текста.
  3. Озаглавьте текст.
  4. Объясните значение слова в…ртуозность.
  5. Найдите односоставное предложение, определите его тип.
  6. Графически объясните орфограммы и пунктограммы в тексте.

Б И Л Е Т № 19

И уд…вительные (же) глаза были Фустова! Они постоя…о выр…жали участие бл…говоление и даже преда…ость. Я только впоследстви… заметил что выр…жение его глаз завис…ло единстве…о от особенного их склада что оно (не)м…нялось и тогда когда он кушал суп и закур…вал с…гарку. Пр.рода над…лила его разнообразными способностями. Он отлично плавал танц…вал щ…гольски езд…л в…рхом ст…лярничал т…чил кле…л перепл…тал вырезывал с…луэты рисовал акв…релью букет цветов или Наполеона в проф…ль в лазоревом мундире с чу?ством играл на цитре знал множество фокусов карточных и иных и сведения имел порядочные в м…ханике физике и  хими… но все в меру. Одни языки ему (не)д…вались даже (по)француз?ки он из?яснялся довольно плохо.

                                                (И.С. Тургенев «Несчастная»)

                Задание:

  1. Определить тип текста, доказать свое мнение.
  2. Определите тему, основную мысль текста. Озаглавьте его.
  3. Составьте схему третьего предложения.
  4. Придумайте предложение по схеме:       , (что         ), (который     ) и (который   ).
  5. Составьте план текста.
  6. Выпишите словосочетания, в которых зависимыми словами является существительные, местоимение, наречие. Укажите тип связи в словосочетаниях.
  7. Графически объясните орфограммы и пунктограммы в тексте.

Б И Л Е Т  № 20

Кто такой совестл…вый человек? Это тот кто (не)обманет (не)украдет (не)сподличает (не)пр…даст (не)схалтурит. В частной жизн… (не)оставит без помощи и вн…мания старых родителей или собстве…ого ребенка (не)обид…т слабого и (не)унизит себя лиц…мерием и лестью.

Совестл…вый значит порядочный честный человек над…ле…ый чу?ством д…сто…нства справ…дливост… д…бротой. О совестл…вом человеке можно сказать словами Н.А. Добролюбова Пусть его жизнь (не)оз…рилась блеском какого\нибудь (не)обыкнове…ого деяния на пользу общества все-таки его нравсве…ое значение (не)потеря….о.

                        

                Задание:

  1. Определить тип текста, доказать свое мнение.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Объясните значение слов халтурить, лиц…мерие, порядочный.
  4. Как вы понимаете слова Н.А. Добролюбова?
  5. Подберите синонимы к словам  обмануть, блеск.
  6. Составить схему второго предложения.
  7. Заменит в предложении, которым начинается второй абзац, причастный оборот на придаточное предложение.
  8. Какова роль в тексте первого предложения?
  9. Графически объясните в тексте орфограммы и пунктограммы.

         Б  И Л  Е Т  № 21

В перый(же) день мы по (не)опытност… разл…жили еду на берегу на разостла…ом плаще. Тот\час из воды вышла маленькая водя…ая курочка пр…к…выляла прямо ко мне и крякнув вырвала у меня из рук кусок хлеба. Я отнял у нее хлеб но она начала драт…ся и (не)сколько раз больно ущ…пнула меня за палец.

Тот\час с берега пр…к…выляло еще (не)скольког совершенно (не)пуга…ых курочек. С тех пор мы ели осторожно и прятали рю…заки с продуктами под камни. Но курочки все равно соб…рались около нас как только мы нач…нали есть. Они т…лпились и т…лкались пытаясь пробит…ся к нам поближе наступали друг другу на перепон?ч…тые лапки и выщипывали перья.

Когда мы ловили их они подн…мали  (не)истовый крик.

                                        (К.Г. Паустовский «Бросок на юг»)

                Задание:

  1. Определить тип текста, доказать свое мнение.
  2. Подберите синонимы к словам (не)истовый, тот\час.
  3. Составьте схему последнего предложения.
  4. Графически объясните орфограммы и пунктограммы в тексте.

Б И Л Е Т № 22

По\настоящему сильный человек всегда добрый. Однажды к нам в секцию пр…ш…л новенький. (Не)помню точно но чем-то он мне вид…те(ли) (не)понравился. Новичок конечно н…\чего (не)умел но я решил ему это док…зать. Провел два-три болевые пр…ема и увид…л что он чуть (не)плачет. Подош…л трен…р отвел меня в сторону

Ты сильный. Зачем\же ты на слабого?..

У меня даже уши покраснели. И правда зачем?

С тех пор прошло уже много лет я н… разу (не) подн…мал руку на слабых. Понял борот…ся с равными это по\чес? ному. Бить слабого занятие (не)д…стойное.

                Задание:

  1. Определить тип текста, доказать свое мнение.
  2. Определить тему, основную мысль текста.
  3. Определите значение слова д…стоинство.
  4. Выпишите из первого предложения словосочетания разных типов.
  5. Графически объяснить в тексте орфограммы и пунктограммы.

 Б И Л Е Т № 23

Самыми наглыми и изобр..тательными были шакалы.

В первую\же ноч? они украли наш жест..ой чайник и пот…щили его в горы но ур…нили. Чайник с лязгом и грох…том пок…тился в озеро.

Мы проснулись во\время и спасли чайник. На нем ок…залось не\сколько б…льщих вмятин от удара о камни но все\же он (не)потек. Мы бл…год…рили за это судьбу. Иначе мы бы пропали без чая.

На вторую ноч? шакалы подп…лзли к нам по\пластунски и пытались выт…щить из-под головы у Самойлина мешок с продуктами. Мешки мы из предосторожност…клали себе под голову но ок…залось что это то\же (не)спасает нас от воровства.

                                        (К.Г. Паустовский «Бросок на юг»)

                Задание:

  1. Определить тип текста, доказать свое мнение.
  2. Определить тему и основные мысли текста.
  3. Объясните значения слов судьба, по\пластунски.
  4. Подобрать синонимы и антоним к слову наглый.
  5. Составьте схему последнего предложения.
  6. Графически объясните орфограммы и пунктограммы в тексте.

Б И  Л Е Т № 24

  • Что за стра…ый человек?! Неужели он иностранец? Он так бойко говорит по\русски.
  • Иностранец только он уж лет тридцать как пос…лился в Росси… . Его чуть ли не в тыс…ча восем?сот втором году какой-то князь из-за границы вывез в качестве с…кр…таря скорее пол…агать камердинера. А выр…жает…ся он по\русски точно бойко.
  • Так залихватски с такими вывертами и выкрутасами.
  • Только очень уж (не)натурально. Они все так эти обрусевшие немцы.
  • Да ведь он чех.
  • (Не)знаю может быть. С женой он беседует по\неме?ки.

(И.С. Тургенев «Несчастная»)

                Задание:

  1. Определить стиль текста, доказать свое мнение.
  2. В каком значении употребляется в тексте слово бойко.
  3. Какие синонимы в тексте  встречаются к глаголу говорит?
  4. Графически объяснить орфограммы и пунктограммы в тексте.

Б И Л Е Т № 25

Аноним лицо выступившее в печати без ук…зания своего им…ни или своего псе…вдонима.

В древност… как правило литература была анонимной. В Росси… понятие об авторстве и авторской собственност… разв…валось только в XYIII и XIX  веках. Однако и в это время по различным п…л…тическим пр…чинам многие литературно-художестве…ые и публ..ц…стические соч…нения появлялись в печат… анонимно. Так Пушкин напечатал (не)которые произведения находившегося в креп…ст… своего друга д…кабриста

 В.К. Кюхельбекера (не)ук…зывая его им…ни анонимно печатались многие статьи  и р…цензии В. Белинского и А. Герцена.

        Ра…крытие анонима дост…гает…ся средствами атрибуции.

                                                 («Словарь литературоведческих терминов»)

                Задание:

  1. Определите стиль текста, доказать свое мнение.
  2. Составьте план текста.
  3. Подберите синонимы к словам век, соч…нение, друг.
  4. Составьте схему предпоследнего предложения.
  5. Графически орфограммы и пунктограммы в тексте.

Б И Л Е Т № 26

Поговорим о форме нашего пов…дения о том что должно войти в нашу пр…вычку и что то(же) должно стать наш…м внутре…м содержанием…

Говорят надо быть веселым. Но шумное и навязч…вое веселье ут…мительно окружающим. Вечно сып…щий остротами молодой человек перестает во…пр…н…мат…ся как д…стойно в…дущий себя. Он ст…нов…тс…я шутом.

(Не)буд?те см…шными…

В разговоре с другими умейте слушать умейте пом…лчать умейте редко и (во)время пошутить. Зан…майте собой как можно меньше места (не)старайтесь быть душой общества.

                                        (Д.С. Лихачев)  

Задание:

  1. Определите стиль текста, доказать свое мнение.
  2. Определите тему, основную мысль текста.
  3. Составьте схему первого предложения.

4. Графически орфограммы и пунктограммы в тексте.

 


Б И Л Е Т № 27

Помнит…ся где-то у Шекспира говорит…ся о белом голубе в стае ч…рных воронов подобное впеч…тление произв…ла на меня вошедшая девушка между окружающим ее миром и ею было слишком мало общего казалось она сама (в)тайне (не)доумевала и д…вилась каким образом она попала сюда. Все члены с…мейства господина Ратча смотрели самод…вольными и добр…душными зд…р…вяками ее красивое но уже отцв…тающее лицо носило отпечаток уныния гордости и болезне…ости. Те явные плебеи держали себя (не)пр…нужде…о пожалуй грубо но просто тоскливая тревога сказывалась во всем ее (не)сомненно ар…стократическом существе. В самой ее наружности (не)замечалось склада свойственного германской пр…роде она скорее напом…нала ур…женцев юга.

                                        (И.С. Тургенев «Несчастная»)  

 

Задание:

  1. Определите стиль текста, доказать свое мнение.
  2. Определите тему, основную мысль текста.
  3. Составьте схему первого предложения.
  4. Объясните значение слова плебей.
  5. Подберите синонимы к слову д…вилась.

6.  Графически орфограммы и пунктограммы в тексте.

                                                                             

                                                               

РК

Б И Л Е Т № 28

                        Есть Рим и Вена Лондон и Париж

                        Светильники и алтари Европы

                        А тут холмы соломе…ые крыши

                        Мужи…кими л…птями выбитые тропы.

                        Звон бубенцов сливает…ся (в)дали

                        С щ…мящ…й песней становясь все глуше.

                        Так почему(ж) со всех концов земли

                        Сюда стремят…ся жаждущие души?

                        Чем врезан в сердце каждый поворот

                        Дороги выходящ…й из тумана?

                        Чем эта глуш? (на)веки осияна?

                        Из уст в уста передает народ

                        Тут совесть (не)подкупная живет

                        Тут Лев Толстой тут Ясная Поляна.

                        

                                                Н. Рыленков        

Задание:

  1. Определите стиль текста, доказать свое мнение.
  2. Какова  основная мысль поэтического текста.
  3. Найдите контекстные антонимы, какова их роль в тексте?
  4. Выпишите из второго предложения словосочетания с разными типами связи.
  5. Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста.

РК

Б И Л Е Т № 29

14 декабря 1941 года началось отступление фашис…ких войск. При этом они подвергли огню и мечу все что лежало на их пути. Такая(же) участь ждала и Ясную Поляну. И вот по «Прешпекту» по которому столько лет шли с волнением и трепетом в душе многие сотни тысяч? пос…тителей что(бы) выр…зить бл…годарность великому писателю и покл…нит…ся его м…гил… промчалась машина с фашис…кими подж…гателями. Три о…ицера быстро вошли в дом Толстого и разложили к…стры в его спальн… в комнат… Софьи Андреевны и в библиотек…. Дом в котором более (полу)века прожил великий писатель и в котором созд…вались такие ш…девры как Война и мир и Анна Каренина запылал.

Совершив подлое дело о…упанты быстро уехали. А горстка людей сотрудников музея до самого вечера вела борьбу с огнем. Дом был спасен и уже 16 декабря в обг…ревш…м доме состоялась экскурсия для бойцов освобождавш…х Ясную Поляну.

                Задание:

  1. Докажите, что это текст. Определите его тему, основную мысль. Озаглавьте текст.
  2. Определите тип текста, докажите свое мнение.
  3. Определите значение слова ш…девр. Из какого языка оно пришло? Какие еще заимствованные слова есть в тексте?
  4. Составьте схему последнего предложения первого абзаца.
  5. Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

РК

Б И Л Е Т № 30

(Из)давн… (не)броская (не)повторимая красота Оки широкие речные просторы задушевность средне\русского п…йзажа служили источником вдохновения многих деятелей отечестве…ой культуры. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок писал Паустовский я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на пес…а…ом берегу Оки…

Одним из певцов родной земли посв…тивш…м прон…кнове…ые строки Тульскому краю был Василий Андреевич Жуковский. В трех верстах от стари…ого города Белева находит…ся село Мишенское малая родина поэта.

Господская уса…ьба находилась на возвышенност…. Оттуда если посмотреть вокруг открывались пр…лес…ные заречные луга переходящие в рощи. Как часто (в)дали от родных мест Жуковский тосковал по ним

                        О родина св…тая

                        Какое сер…це (не)дрожит

                        Тебя благосл…вляя?..

        Задание:

  1. Докажите, что это текст.
  2. Определите тему и основную мысль текста.
  3. Объясните значение слов уса…ьба, благосл…влять.
  4. Укажите СПП. Составьте его схему.
  5. Какова роль цитирования в этом тексте?
  6. Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты для комплексного анализа

Тексты для комплексного анализа по русскому языку...

Тексты для комплексного анализа с блоком заданий (9 класс)

Данный материал - это тексты для комплексного анализа с блоком заданий, направленных на восприятие текста (проверяются умения определять основную мысль текста, озаглавливать его, определять стиль, тип...

Тексты для комплексного анализа (подготовка к олимпиаде по литературе)

Материал содержит ряд текстов, которые можно использовать для подготовки к олимпиаде по литературе....

Тексты для комплексного анализа по русскому языку

В последнее время слово «экология» чаще употребляется  в сочетании со словами «природа», «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает: экология природы без экологии души немы...

Тексты для комплексного анализа.

Комплексный анализ текста...

Тексты для комплексного анализа 9 класс

Предназначены для комплексной работы с текстом на уроке...

Тексты для комплексного анализа по русскому языку в 5 классе

Тексты для комплексного анализа по русскому языку в 5 классе...