Установление связей с общественностью (PR-технологии) в общеобразовательном учреждении
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Галина Николаевна Кожухова

В данном педагогическом опыте раскрываются проблемы адаптации и преодоления отчуждённости между субъектами и объектами социальной сферы, представлено, как с помощью PR-технологии можно расширить масштабы и эффективность работы отдельного ученика, учителя, образовательного учреждения в целом, с одной стороны, и семьи, управления, с другой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Оглавление

Введение…………….……………………………………………………….3

Глава 1. Описание опыта «Установление связей с общественностью

- PR-технологии – на уроках русского языка и литературы        

и во внеурочной деятельности»………………………………………………5

1.1.        PR- технологии на уроках русского языка и литературы…………….9

1.2.        PR-технологии во внеурочной деятельности по предмету…………14

Глава 2. Результаты деятельности ЛЭП…………………………………….19

Выводы………………………………………………………………………..21

Список использованной литературы………………………………………..24

Приложение…………………………………………………………………...25

Введение

Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, ведущей задачей обучения является обеспечение  конкурентноспособности  личности, для чего обязательно развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней  (устной и                          письменной) и во всех функциях: общения, сообщения, воздействия. И тогда задача школы, учителя – подготовить не просто грамотного специалиста, но и человека, умеющего общаться с людьми, умеющего добывать необходимые ему сведения, т.е. личность, обладающую системой знаний, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе. Весь этот багаж человек должен уметь применять на практике. А самый быстрый, удобный, актуальный способ применения этих знаний на практике, - межличностное общение. Ведь именно в  общении поиск и передача информации занимает минимум времени, информация лучше усваивается, избыточность ее сведена к минимуму. C:\Users\Редакция\Desktop\в архив\Безимени-1.jpg

Таким образом, от коммуникативной культуры человека во многом зависит успешность его деятельности в личной, общественной и профессиональной среде. Значит, важно сегодня уделять особое внимание формированию у учащихся языковой и коммуникативной компетенции.

Поскольку главная цель образовательного процесса – формирование у школьников универсальных учебных действий, социализация личности, превращение ее в элемент общественных отношений, то задачами учителя на уроке и во внеурочной деятельности является поиск и использование таких методов и способов деятельности, которые обеспечивают реализацию этой цели.

Среди современных образовательных технологий (проектная, исследовательская деятельность, дискуссия, ТРИЗ и др.), способствующих данному становлению личности, особое место занимает введение в общеобразовательный процесс  технологии установления связей субъекта с общественностью, или PR-технологии.

Обоснование.

 Перед вами 2 вопроса:

1. Какой социальный институт вносит  наибольший вклад в социализацию ребенка:

а) семья;

б) школа;

в) улица;

г) СМК;

д) учреждения дополнительного образования.

- Какие психолого-педагогические средства обеспечивают наибольшую эффективность (результативность) связей в PR-технологиях:

а) использование комплекса различных средств;

б) затраты времени;

в) концентрация усилий на одной задаче;

г) коммуникационное мастерство субъекта;

Д) личное обаяние субъекта.

(Правильные ответы: 80% - СМИ, коммуникационное мастерство и личное обаяние субъекта)

Вывод: Если СМИ, коммуникационное мастерство и личное обаяние субъекта оказывает наибольшее влияние на социализацию ребёнка, значит, мы должны воспользоваться этим и внедрить методы PR-технологии в урочную и внеурочную деятельность.

        К данной технологии, к сожалению, сегодня неоднозначное отношение, хотя многие её методы и приёмы используются в педагогике с давних пор (см. таблица №1)

Таблица №1

«Против»

«За»

Использование данной технологии возможно только в рамках дополнительного образования, и лучше за пределами школы.

Использование данной технологии возможно в рамках внеурочной деятельности учителя с детьми как продолжение работы на уроке (познавательная, исследовательская, речетворческая, коммуникатив-ная деятельность детей)

Заниматься введением методов PR-технологии должен только педагог дополнительного образования

Методы PR-технологии вводить в образовательный процесс может любой учитель, изучив основы данной технологии

На уроках русского языка и литературы  данная технология не работает или применить её крайне сложно

На уроках русского языка и литературы данная технология применяется через использование её методов и приёмов: самопрезентация, имидж, буклет, эпистолярный жанр, социальная реклама,  дискуссии, философские столы пресс – релизы;

статьи для СМИ, сайтов в компьютерных сетях; организация брифингов, пресс-конференций, семинаров, «круглых столов»;

издание информационных материалов о своей деятельности; выпуск собственных публикаций;

проведение презентаций; участие в выставках, ярмарках; публикации отчетов о деятельности.

и др.

Введению данной технологии в образовательный процесс способствовало знакомство и изучение научно-методического, методологического обоснования современных образовательных,  социально-воспитательных технологий Г.К.Селевко [4], изучение опыта применения PR-технологии в общеобразовательных учреждениях г. Ярославля (№59), г. Рыбинска (№8), г. Москвы (№858), школе С. Френе и др. 

Что же такое PR-технологии?

Технология установления связей субъекта социальной деятельности с общественностью – PR-технологии - (от англ. Public relations– отношения с общественностью) – разветвленная система средств и методов работы с различными категориями людей. Под общественностью понимаются семья, улица, микрорайон, район, различные общественные организации, деятели, социум в целом.

Public relations – спланированные и осуществляемые в течение длительного времени действия, направленные к тому, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения и взаимопонимание между субъектом социального воспитания и общественностью.

В целях введения и апробации данной технологии на уроках и во внеурочной деятельности был разработан проект-программа локальной экспериментальной площадки (ЛЭП) по теме «Установление связей с общественностью (PR-технологии) в общеобразовательном учреждении» (2006-2011 г.г.). (см. приложение № 1)

Технология прошла апробацию в рамках эксперимента и в настоящий момент введена в образовательный процесс МБОУ СОШ №8. Опыт по данной теме неоднократно был представлен на школьном, муниципальном, областном и всероссийском уровнях, о чём свидетельствуют документы, многочисленные Дипломы, грамоты, печатные издания.

Глава 1. Описание опыта «Установление связей с общественностью

- PR-технологии – на уроках русского языка и литературы

и во внеурочной деятельности»

85df4056bf032e273ae23b438c25373c_big

Идея внедрения PR-технологии в школьную практику, в образовательный процесс родилась не сразу. В 2006 году в школе был открыт художественно-эстетический центр «Озарение» для творческих детей, получивших возможность записаться в одну из одиннадцати студий, среди которых была и «Юнкор». Но PR-технологии охватывают гораздо большее количество разнообразных форм и методов установления связей с общественностью, поэтому с 2006 года, как было сказано выше, в экспериментальную работу школы была включена площадка «Установление связей с общественностью (PR-технологии) в общеобразовательном учреждении», которая в декабре 2008 года стала победителем (I место) областного конкурса исследовательских проектов среди педагогов образовательных учреждений  (Приложение № 2). В ноябре 2009 года материалы ЛЭП были представлены на областной научно-практической конференции «Инновации в образовании Сахалинской области» в секции «Современные образовательные и воспитательные технологии как условие саморазвития субъектов образовательного процесса» (Приложение № 3).

Введение в образовательный процесс PR – технологии осуществлялось через следующие этапы:

1).  Подготовительный -   2006 – 2007                        

2).  Основной  -   2007 – 2009                  

3).  Обобщающий  -  2009 – 2010                  

4).  Внедренческий -  с сентября 2010

Воплощение идеи предполагалось реализовать через следующие шаги:            

  • комплексный научно-обоснованный анализ общих особенностей технологии, ее позитивное влияние на личностное развитие школьников;
  • апробация методов и приёмов технологии на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности по предмету (самопрезентация – «выглядеть и звучать», имидж, буклет, эпистолярный жанр, интервью, социальная реклама, СМИ, дискуссии, философские столы и др.);
  • выявление детей, желающих работать в системе PR – технологии; дифференциация детей

по интересам и профессиональному признаку (работники редакции, журналисты, корреспонденты, мастера дизайна, художники-оформители и др.);

  • поиск оптимальных средств и форм организации деятельности;
  • материально-техническое, научно-методическое, организационное, социально-психологическое обеспечение и сопровождение;
  • создание условий для самоутверждения, самоопределения, самоактуализации учащихся, включение детей в новые виды, формы деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности;
  • мониторинг процессов внедрения (сбор, обработка, хранение, распространение информации об экспериментальной деятельности, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития).

Внедряя в общеобразовательный процесс школы экспериментальную площадку по установлению связей с общественностью, мы предполагали, что, чем больше будет в образовательном процессе методов и форм работы PR  - технологии, тем быстрее будут сформированы навыки коммуникативной компетенции учащихся, способность адаптироваться в социуме, устанавливать взаимосвязи на различных уровнях, расширятся масштабы и эффективность работы отдельного ученика, учителя, образовательного учреждения в целом, с одной стороны, и семьи, организации, социума, с другой.

Цель эксперимента: введение технологии в образовательный процесс; установление влияния PR-технологии на формирование и поддержку доброжелательных отношений и взаимопонимание между субъектами социального воспитания и общественностью: ученик – сообщество, педагог – педагогическое сообщество, учреждение – социум.

Цель педагогическая: 

- развитие личности, активизация процессов саморазвития: самопознания, самовоспитания, самообучения, самоутверждения, самоопределения, самоактуализации;

- устройство гармоничного школьного сообщества, в котором реализовались бы интересы всех его членов;

- повышение престижа школы.

 Объект экспериментирования.

   Личностное, коммуникативное развитие обучающихся и педагогов,  связи субъекта с общественностью.    

Предмет экспериментирования

PR – технологии в образовательном процессе.

В ходе эксперимента  были определены и решены задачи:

  1.  Создание разветвленной системы СМК-центра;
  2. Установление и поддержание контактов, обеспечение связей, партнерских отношений между семьей, обществом и государственными органами;
  3. Привлечение внимания граждан, организаций и органов управления к воспитанию молодого поколения;
  4. Содействие развитию и распространению высококачественных социально-воспитательных технологий и программ, ориентированных на развитие и индивидуальное раскрытие человека (ребенка) на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности;
  5. Развитие и поддержка образовательных проектов и инициатив, содействующих процессам реформирования социального воспитания в России, направленных к тому, чтобы подготовить детей к жизни в современном мире на основе ценностей свободы и демократии;
  6. Использование передового отечественного и зарубежного опыта социального воспитания;
  7. Обеспечение посредничества между личностью и семьей с одной стороны, различными общественными и государственными структурами – с другой;
  8. Обеспечение связей, партнерских отношений между семьей и обществом;
  9. Предупреждение и коррекция социальных девиаций;
  10. Содействие профессиональному самоопределению.

Поскольку цели PR-технологии – выявить точки взаимодействия субъектов и объектов коммуникации, продвигать общественные идеи, интересы, инициативы для их поддержки со стороны населения, власти, бизнеса, то использование  PR-технологии в  общеобразовательном учреждении содействует  адаптации, преодолению отчужденности между субъектами и объектами социальной сферы. С помощью PR-технологии можно расширить масштабы и эффективность работы отдельного ученика, учителя ОУ в целом, с одной стороны, и семьи, управления, с другой. И возможно это будет сделать, используя разнообразные средства и методы PR-технологии (схема 1).

Cхема 1. Средства и методы PR-технологии

 Профессионализм субъектов PR - деятельности во многом предопределяет ее эффективность. Эффективности деятельности содействуют определенные приемы, представленные в таблице №2

Таблица №2

Методы и приемы

описание

цель

  имидж субъекта

«Корпоративный имидж»: буклеты, плакаты, эмблемы и др.

Отличие учреждения от других, стремление быть замеченным, узнаваемым.  Участвуя в создании имиджа, сотрудники включаются в совместную работу, сплачиваются, проникаются устремлениями организации, осознавая важность своей роли в ее деятельности

социальная реклама  

Реклама в СМИ, вывеска, газетная реклама, пригласительный билет, календарь, обложка и т.д.

Изменение отношения  к какой-либо проблеме, выработка новых социальных ценностей

   паблисити

Публичность, гласность - неличностное стимулирование желательного поведения объектов посредством публикаций

Максимальное воздействие на объект (субъект), установление сотрудничества, повышение имиджа, репутации

   СМИ.

Средства массовой информации

Привлечение  общественного внимания к социально-педагогическим   проблемам и успехам   учреждения (отдельного ученика, педагога, родителя, семьи и т.д.)

   пресса

Газеты, влиятельные издания, имеющие наибольший тираж

широкое распространение информации об учреждении

   релизы

Отдельный выпуск, официальное представление в печати, украшенное фирменными знаками

Распространение информации на различных уровнях

   интернет

Глобальная сеть Интернет

Интеграция рекламы, аудио- видео-текстовые виды информации, представление их в сайте с адресом

   презентации

Живое общение через вечера, аукционы, акции и т.д.

Профессиональное освещение социально-воспитательных проблем и успехов ОУ

технологии группового

решения проблем

Работа общественных органов - советы, комиссии, собрания, митинги, дискуссии, пресс-конференции, деловые игры, конкурсы, гранты, проекты, программы

Формирование навыков ведения спора: дискуссии, полемики, дебатов, диспутов, рингов

телевидение;  

Телерепортажи

Широкое распространение информации  об учреждении; профессиональное освещение социально-воспитательных проблем и успехов ОУ

СМК

«Средства массовой коммуникации» (СМИ, новые телекоммуникационные средства на компьютерной базе)

Социализация молодого поколения, информационное сопровождение учебно-воспитательного процесса, объединение всех школьных средств масс-медиа в единую организацию

   

  1.  PR- технологии на уроках русского языка и литературы

Введению методов и приёмов PR-технологии на уроках русского языка и литературы предшествовал их глубокий анализ, в котором центральное место отводилось целесообразности, интересности, результативности конкретного метода, возможности его включения в общую канву урока и материала на принципах личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов.

Методы и приемы PR-технологии на уроках русского языка и литературы

Методы и приемы PR-технологии

описание

цель

  имидж субъекта

«Корпоративный имидж»: буклеты, плакаты, эмблемы и др.

Отличие  (учащегося, класса, школы) от других, стремление быть замеченным, узнаваемым.  Участвуя в создании имиджа, ученики (сотрудники) включаются в совместную работу, сплачиваются, проникаются устремлениями  класса, студии, кружка школы (учреждения), осознавая важность своей роли в ее деятельности

социальная реклама  

Реклама в СМИ, вывеска, газетная реклама, пригласительный билет, календарь, обложка и т.д.

Изменение отношения  к какой-либо проблеме, выработка новых социальных ценностей

   паблисити

Публичность, гласность - неличностное стимулирование желательного поведения объектов посредством публикаций

Максимальное воздействие на объект (субъект), установление сотрудничества, повышение имиджа, репутации

   СМИ.

Средства массовой информации

Привлечение  общественного внимания к социально-педагогическим   проблемам и успехам   учреждения (отдельного ученика, педагога, родителя, семьи и т.д.)

   пресса

Газеты, влиятельные издания, имеющие наибольший тираж

широкое распространение информации об учреждении, классе, кружке, студии

   релизы

Отдельный выпуск, официальное представление в печати, украшенное фирменными знаками

Распространение информации на различных уровнях (класс, школа, управление образования, город и т.д.)

   интернет

Глобальная сеть Интернет

Интеграция рекламы, аудио- видео-текстовые виды информации, представление их в сайте с адресом

   презентации

Живое общение через классные часы, вечера, аукционы, акции и т.д.

Освещение социально-воспитательных проблем и успехов  класса, отдельных учеников, ОУ

технологии группового

решения проблем

Работа  органов ученического самоуправления - советы, комиссии, собрания, митинги, дискуссии, пресс-конференции, деловые игры, конкурсы, гранты, проекты, программы

Формирование навыков ведения спора: дискуссии, полемики, дебатов, диспутов, рингов

телевидение

Телерепортажи

Широкое распространение информации  о классе, учреждении; освещение социально-воспитательных проблем и успехов ОУ

СМК

«Средства массовой коммуникации» (СМИ, новые телекоммуникационные средства на компьютерной базе)

Социализация молодого поколения, информационное сопровождение учебно-воспитательного процесса, объединение всех школьных средств масс-медиа в единую организацию

   

Открытием для учителя – автора данного опыта – стало осознание уникальности, многофункциональности данных методов и приёмов, повышение активности, инициативы, самостоятельности, ответственности детей на уроках и в подготовке домашних заданий (дифференцированный, разноуровневый подход), их увлечённость предметом.

Методы и приёмы PR-технологи в контексте урока (на основе конспектов уроков)

Для объяснения и в подтверждение вышесказанного приводятся конкретные конспекты уроков с использованием методов и приёмов PR-технологии.

Конспект №1.

Урок литературы, 6 класс

Кожухова Г.Н., учитель

русского языка и литературы

МБОУ СОШ №8 г. Холмска.

Тема: Пейзаж – живой язык в литературе, музыке, живописи

Тип: развивающий.

Вид: исследовательский.

Цель: развитие  у учащихся навыков эксплицитного и имплицитного анализа текста на основе культурологического подхода;  духовно-нравственное воспитание (через урок, через текст художественного произведения, живопись, музыку  привести ученика к осознанию своих чувств, переживаний).

Задачи:

  1. Образовательные:
  • продолжить формирование общих учебных способностей на материале урока: поиск  и выделение необходимой информации, умение работать на основе заданного алгоритма деятельности;
  • совершенствовать умения выражать свои впечатления в форме высказывания, рисунка, схемы

2. Воспитательные:

  • обеспечить закрепление следующих духовно-нравственных  понятий: патриотизм,

гражданственность, преданность, гуманизм,  правила  и законы взаимодействия с окружающей природой, миром.

 3. Развивающие

  • продолжить работу по развитию УУД (личностные, метапредметные: регулятивные, коммуникативные, познавательные), самостоятельности, инициативы, ответственности,
  • совершенствовать умения  анализировать, обобщать  информацию, строить гипотезы, формулировать выводы, работать на основе методов эксплицитного и имплицитного анализа текста, строить продуктивное взаимодействие;  
  • обеспечить ситуацию открытия нового знания.        

Материал: презентация; эпиграф к уроку; карты «Работа с текстом» (приложение №1);

текст стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»; репродукции картин художников И.Левитана, Остроухова, А.Куинджи, И.Шишкина; музыкальный фрагмент Вивальди «Зима».   

   

 Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

1.  Прочитайте эпиграф к нашему уроку:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,-

        В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                                Ф.И.Тютчев

2. Вопросы:

О чем  говорит автор этих строк?

А почему он говорит об этом?

3. Тема урока по программе : «Пейзаж в живописи, литературе, музыке».

Как можно по-другому назвать тему нашего урока? (предложения детей. Например: «Пейзаж – живой язык в музыке, живописи, литературе»)

Запишите тему урока: ________________________________________________

4. Определяем цели урока.

Доказать, действительно ли изображение природы в музыке, живописи, литературе  может создать нужную эмоциональную атмосферу, своеобразный язык?

(удается ли художнику, поэту, композитору с помощью художественных средств передать настроение, мысли, идею задуманной темы)

II. Исследование.

Предлагаю начать наше исследование на основе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Работа с текстом

1. Причитайте стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»

2. Все понятно в тексте?

    Работа с незнакомыми словами

Нега-?

Аврора-?

Мгла -?

Мрачный -?

Озарить -?

Кобылка -?

Вечор -?

3. Нарисуйте картинку о прочитанном.

4. Удалось ли увидеть текст?

    Чего недостает?

    О чем это стихотворение?

5. Работа с текстом на основе универсальной схемы:

Шаги

Алгоритм

Слова из текста и контекста

Ключевое слово

1

время

2

пространство

3

образ

4

предмет (объект)

5

событие

6. Что самое главное в тексте: время,  пространство, образ, предмет, событие? Почему?

    Что происходит с текстом после разбора, осознания незнакомых слов, событий?

    Что происходит с лирическим героем? Что он чувствует?

    Что происходит с вами, что вы чувствуете?

    А дальше…?

    Так что же самое главное в стихотворении? О чем оно?

    Самое главное слово в тексте: ______________________

    Ассоциации к нему:

7. А теперь нарисуйте схему (уточняю, чем отличается схема от рисунка).

    Как вы думаете, зачем это нужно? (чтобы найти  и понять в тексте главную мысль,  скрытую информацию)

- Какое настроение создает стихотворение…?

- Основной прием, используемый автором, - антитеза. (информация на слайде)

- Находим примеры антитезы.

- Изобразительно-выразительные средства -?

  Дети находят примеры эпитетов, олицетворения, сравнения… (информация на слайде)

- Какие чувства описаны в произведении?

Какие чувства вызывает у вас это произведение?

Вывод: удалось ли поэту с помощью  художественных средств  передать настроение, мысли, идею задуманной темы?

III. Закрепление изученного материала.

Неудивительно, что все наши ощущения просятся быть отображенными в слове, красках, мелодии. В поэзии, живописи, музыке издавна лето, весна, осень, зима означали нечто большее, чем времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроением грусти и радости, печали и веселья.

Показ  репродукций картин на слайдах.

1.Творческое задание.

А теперь представьте, что вы художники, музыканты, поэты.

Опишите, что вы увидели, услышали, почувствовали, слушая музыкальный фрагмент «Зима» А.Вивальди.

Работа с текстом на основе универсальной схемы:

Шаги

Алгоритм

Слова из текста и контекста

музыкального фрагмента

Ключевое слово

1

Время

2

пространство

3

образ

4

предмет

5

событие

    Что же самое главное в музыкальном фрагменте? О чем оно?

    Самое главное «слово» в музыкальном тексте: _______________________

Вывод: удалось ли композитору с помощью  художественных средств  передать настроение, мысли, идею задуманной темы?

IV. Заключение:

Вывод по теме урока (от эпиграфа).

Рефлексия - Продолжите предложение: «Главное для меня на уроке…..»

Оценки за инициативу, активность, самостоятельность на уроке.

 Домашнее задание трёхуровневое:

1 уровень: выразительное чтение стихотворения.

2 уровень: выразительное чтение стихотворения наизусть.

3 уровень: выразительное чтение стихотворения наизусть + сочинение или авторские стихи на тему: «Сахалинская зима»

                                                                                                                             Приложение №1

Карта «Работа с текстом»

Ф.И. ученика____________________________________класс_______________

Работа с текстом

1.    Причитайте стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»

2.    Работа с незнакомыми словами

Нега-

Аврора-

Мгла -

Мрачный -

Озарить -

Кобылка -

Вечор -

3. Нарисуйте картинку о прочитанном (на обратной стороне листа)

4. Работа с текстом на основе универсальной схемы:

Шаги

Алгоритм

Слова из текста и контекста

Ключевое

слово

1

время

2

пространство

3

образ

4

предмет

5

событие

5. Так что же самое главное в стихотворении? О чем оно?

    Самое главное слово в тексте: _______________________

    Ассоциации к нему:

6. А теперь нарисуйте схему  (на обратной стороне листа)

7. Продолжите предложение: «Главное для меня на уроке…..»

  1.  PR-технологии во внеурочной деятельности по предмету

Введение PR-технологии во внеурочную деятельность по предмету осуществляется через работу студии «Юнкор», редакции школьной газеты «Диалог» художественно-эстетического центра «Озарение» и творческой лаборатории «Сам себе редактор» научного общества учащихся «СО-КРАТ».( приложение № 4,5)модели Озарение, сократа).

 

          Каждое объединение имеет свою программу (рассчитана на год), режим работы, содержание и функции, формы организации (приложение № 4,5). У каждого участника объединений свои права, обязанности и ответственность. По окончании учебного года каждому участнику вручаются удостоверения. Участие в объединениях – это возможность реализовать свой творческий потенциал, научиться новому, наметить траекторию своего творческого развития, выйти за пределы урока и продолжить работу над собой  (саморазвитие, самосовершенствование).  

Члены студии «Юнкор», редакции школьной газеты «Диалог», творческой лаборатории «Сам себе редактор» активно используют в своей работе приемы достижения эффективности PR-технологии. Участвуя в создании своего имиджа, имиджа класса, школы, ученических объединений, они предлагают свое содержание , оформление. Так, у объединения «Старшеклассник» и редакции школьной газеты «Диалог» появились свои визитки (приложение). Каждый новый учебный год начинается с демонстрации рекламных плакатов, буклетов, имеющих отношение к целям и задачам школы, ее направленности, профильным классам, научному обществу учащихся «СО-КРАТ», художественно-эстетическому центру «Озарение», спортивному обществу «Лидер», клубу «Старшеклассник». Специальные выпуски газеты «Диалог» посвящаются адаптационному периоду в школе, Году русского языка, Предметным неделям и декадам, Последнему звонку и др. Участвуя в различных творческих конкурсах районного, областного и всероссийского уровней, ребята рассказывают о деятельности студии «Юнкор», редакции школьной газеты, учительских и ученических победах. В течение года школьному сообществу, местному телевидению, муниципальной и областной прессе предлагаются репортажи о школьном театре танца «Импрессия», студии «Позитив», о морском, педагогическом и социально-гуманитарном профилях школы, об участии в проектной и исследовательской деятельности педагогов и учеников, об акциях «Милосердие», «Я – гражданин России», «Звездный десант» и другие.

         Включение в образовательный процесс школы экспериментальной площадки  «Установление связей с общественностью (PR-технологии) в общеобразовательном учреждении» помогло созданию СМК-центра (схема 2), который объединил вокруг себя всю информационную инфраструктуру.

Схема 2. Структура школьного СМК-центра

Цель СМК-центра – социализация молодого поколения, информационное сопровождение учебно-воспитательного процесса, объединение всех школьных средств масс-медиа в единую организацию.

Работа СМК-центра основывается  на научных данных исследования А.В.Мудрика [] о том, что

  • объект воздействия потока сообщений не столько отдельный индивид (человек, личность), сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации (читателей одной газеты, слушателей какой-либо радиостанции, пользователей компьютерных сетей),
  • СМК используют почти все каналы восприятия, обладают интерактивностью, т.е. осуществляют связь в обоих направлениях,
  • СМК играют огромную роль в жизни человека, в культурном обмене между людьми, в воспитании и образовании подрастающего поколения, а также в процессах управления, охраны общественного порядка и других областях социальной сферы,

пришли к выводу, что СМК проникли во все виды жизнедеятельности людей, образовали информационную социокультурную среду, в которой живет человек. Мир вступил в новый этап своего развития – информационное общество.

СМК выполняют следующие социально-воспитательные функции:

  • информационную – распространение сведений о текущих событиях, знаний об окружающей действительности; 
  • воспитательную – передачу образцов жизни, примеров поведения, пропаганду ценностей, отношение к миру, людям, себе, информация о морально-этических, правовых и прочих нормах современного общества;
  • образовательную – сообщение людям знаний, позволяющих оценивать и упорядочиватьсведения, полученные из других источников, и ориентироваться в сложном потоке информации;
  • рекреативную – СМК во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей;
  • релаксационную – СМК обладают огромным терапевтическим эффектом. Особенно важно это для подростков, у которых возникают осложнения в общении с окружающими.

        Учитывая, что наибольший вклад в социализацию ребенка вносит не семья, улица, школа или учреждения дополнительного образования, а средства массовой коммуникации, становится понятным, что газеты, журналы, книги, брошюры обеспечивают все социально-воспитательные технологии. Если говорить о воспитательной, педагогически организованной технологии СМК, то, несомненно, первым ее концептуальным положением должна быть гуманистическая ориентация деятельности, максимальная поддержка и развитие положительных влияний СМК и блокирование их недостатков. Средства массовой информации становятся для молодых людей не только «окном в мир», но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности.

Таким образом, цели, задачи, функции, разветвленная система различных средств и методов приемов PR – технологии помогают в адаптации, социализации как личности, так и коллектива, семьи в целом, содействуют установлению доброжелательных  отношений, преодолению отчужденности между субъектом и объектом социальной сферы. И ведущая роль в этом принадлежит СМК, так как  важнейший результат деятельности СМК – развитие личности, активизация процессов саморазвития: самопознания, самовоспитания, самообучения, самоутверждения, самоопределения,  самоактуализации.

Технология социального воспитания подрастающих поколений средствами СМК  основывается на следующих позициях:

  • особая значимость СМК в воспитании - обеспечение позитивной социализации в интересах личности и общества (дети видят мир таким, каким его показывают по телевизору. Этот мир должен быть как сама жизнь: прекрасным, удивительным, сложным, противоречивым);
  • информация – главный ресурс социального воспитания и развития, она есть средство управления, общения, главное средство духовного воспроизводства обществом самого себя;
  • социальный контроль над деятельностью СМК. СМК могут и должны управляться обществом;
  • принципы экологии духа: гуманизм, соблюдение общечеловеческих ценностей, защита прав ребенка, планетарное мышление (прогресс общества – социальный, нравственный, технический – преодоление имеющихся в нем пороков возможен только при условии нового подхода к содержанию информационных потоков, на основе адресуемых молодежи принципов экологии духа);
  • стратегическое направление СМК – переход от прямого воздействия к взаимодействию.

 Воспитательные влияния СМК отличаются следующими особенностями:

  • Содержание информационных потоков: разнообразие, охват всех сфер культуры; эмоциональность и наглядность; противоречивость.
  • Характер информационных потоков: массовость, глобальный охват учащихся и педагогов; статистический характер воздействий.
  • Психологические механизмы: анонимный, эксклюзивный характер восприятия информации; подверженность социально-психологическим воздействиям; механизмы психологической защиты человека.

СМК, безусловно, индустрия промышленная (техника, энергетика, связь), но в первую очередь это индустрия сознания. Около 70% работающего населения планеты связано с созданием, переработкой и передачей информации. Участников СМК можно разделить по группам интересов и по профессиональному признаку.400_F_8690444_i0HpjPgckV6KkiH8xqNJK7fkYg7P5H7e

Этот потенциал (модель) можно использовать при организации СМК в школе, и основное средство массовой информации - это печать. Основные виды изданий: газеты, журналы, книги, брошюры – обеспечивают все социально-воспитательные технологии.

Формировать видение ребенка, восприятие других людей и отношение к обществу возможно не только в рамках образовательного процесса, в частности, на уроках русского языка, но и на занятиях творческих лабораторий и объединений. Например, на занятиях творческой студии «Юнкор» (Приложение №4) мы знакомимся с понятием журналистики и ее ролью в обществе, говорим о нужности газеты. Роль заголовка, дизайн газетной полосы, фотоматериалы – все становится предметом активного обсуждения. Газетный материал собирается в течение месяца: выбираем основную тему газеты, готовим новостную полосу, редактируем тексты для печати.

Сосуществование обязательных уроков и занятий студии является очень серьезным фактором социального развития и адаптации. Ведь на уроках русского языка мы знакомимся с содержанием курса стилистики, его основными разделами, говорим о культуре речи, нормах правописания и произношения; на уроках риторики – с правилами ведения монологической и диалогической речи, а газета, которую мы выпускаем, позволяет закрепить полученные знания на практике, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, помогает выявить свои способности, определиться в мире профессии. На этих же дополнительных занятиях мы продолжаем работать над текстом: редактируем его (читаем, сокращаем, если необходимо, устраняем частные недостатки), т.е. готовим к печати.

Многие студийцы становятся активными участниками деятельности творческой лаборатории «Сам себе редактор» (Приложение № 5). Она возникла на базе ученического научного общества «СО-КРАТ» и призвана помогать осуществлять научно-экспериментальную работу и старшеклассникам, и ребятам среднего звена. Редакция школьной газеты «Диалог» - продукт деятельности двух творческих объединений учащихся: студии «Юнкор» и творческой лаборатории «Сам себе редактор». Используя такие жанры, как репортаж, интервью, очерк, заметка, студийцы рассказывают о наиболее значимых событиях, интересных мероприятиях, проводимых в ученическом и педагогическом коллективах, готовят материалы о лучших учениках и учителях школы, пропагандируют все лучшее, что создано за многие годы жизни школы.

За шесть лет работы выпущено 42 номера газеты «Диалог» (начинала работу студия со стенной печати), за каждым – время, силы и вместе с тем огромное желание,  интерес, радость, волнение и тревоги – понравится или нет? Будут ли ошибки и замечания? Будут ли читать газету? Ребята, родители и учителя читают – и это главный показатель необходимости и полезности того, что мы делаем (Приложение № 6).

          E:\Делаем газеты\Газета №32 (конкурсная)\фото\SAM_0108.JPG      C:\Documents and Settings\Илья\Рабочий стол\Мамина презент\SAN димыч копия.jpg

C:\Users\Редакция\Desktop\SAM_0786.jpg                   E:\Делаем газеты\Газета №25\фото\диалог\SDC11379.JPG

Глава 2. Результаты деятельности ЛЭП

Реализация поставленных целей

  1. цель эксперимента: установление влияния PR-технологии на формирование и поддержку доброжелательных отношений и взаимопонимание между субъектами социального воспитания и общественностью: ученик – сообщество, педагог – педагогическое сообщество, учреждение – социум;

98%

  1. цель педагогическая: 

- развитие личности, активизация процессов саморазвития: самопознания, самовоспитания, самообучения, самоутверждения, самоопределения, самоактуализации;

- устройство гармоничного школьного сообщества, в котором реализовались бы интересов всех его членов;

- повышение престижа школы.

100%

100%

100%

Реализация поставленных задач

Создание разветвленной системы СМК-центра;

80%

(причина: отсутствие технических возможностей – в период ремонта школы)

Установление и поддержание контактов, обеспечение связей, партнерских отношений между семьей, обществом и государственными органами;

100%

Привлечение внимания граждан, организаций и органов управления к воспитанию молодого поколения;

100%

Содействие развитию и распространению высококачественных социально-воспитательных технологий и программ, ориентированных на развитие и индивидуальное раскрытие человека (ребенка);

100%

Развитие и поддержка образовательных проектов и инициатив, содействующих процессам реформирования социального воспитания в России, направленных к тому, чтобы подготовить детей к жизни в современном мире на основе ценностей свободы и демократии;

100%

Использование передового отечественного и зарубежного опыта социального воспитания;

100%

Обеспечение посредничества между личностью и семьей с одной стороны, различными общественными и государственными структурами – с другой;

100%

Обеспечение связей, партнерских отношений между семьей и обществом;

100%

Предупреждение и коррекция социальных девиаций;

100%

Содействие профессиональному самоопределению.

100%

Организовано:

психологическое и научно-методическое сопровождение экспериментальной площадки «Установление связей с общественностью…»

проводятся методические семинары, разработаны научно-методические рекомендации (Приложение № 7)

работа студии «Юнкор»

разработан план-программа, проводятся индивидуальные и групповые работы с учащимися студии.

работа редакции школьной газеты «Диалог»

выпуск газеты осуществляется 1 раз в месяц, всего 39 номеров, выпускаются литературные сборники, журнал научно-исследовательского общества «СО-КРАТ», специальные номера газет, пресс-релизы, рекламные проспекты, визитные карточки  и др.

(Приложение № 8,9)

Оборудован кабинет редакции газеты «Диалог».

(Приложение №10 - фотографии)

Количественный состав студии «Юнкор»: ежегодно от 15 до 40 учащихся»:                                                            

                      D:\Фотографии\Учебный год 2009-2010\СтаршеКлассник(по фишке))\Фото\IMG_3362.jpg

2005- 2006 г.-16 человек                                                                          2006- 2007 г.- 30 человек

2007- 2008 г.- 37 человек

2008- 2009г.- 22 человека

2009- 2010 г.- 16 человек

2010- 2011 г.- 15 человек

(Приложение №11)

Разработана модель школьного СМК-центра, план-программа действия центра, его составляющих частей.

Во взаимодействии с клубами школьного ученического самоуправления «Подросток» и «Старшеклассник»

Приняли участие  

В муниципальном конкурсе школьной прессы в рамках фестиваля художественного творчества детей и молодежи «Поколение 21 века» (2009 г.),

Диплом III степени  (номинация «Журналистика»), публикации в СМИ

(Приложение №12)

В областном конкурсе детской и молодежной прессы «Свой голос 2010»

           

 

Диплом Министерства образования Сахалинской области – команду Диалог», занявшую 1 место в номинации «Лучший фоторепортаж» в областном конкурсе «Свой голос», 2010 г.;

Диплом Министерства образования Сахалинской области – команду «Диалог», занявшую 2 место в номинации «Школьная пресса» в областном конкурсе «Свой голос», 2010 г.;

Диплом Министерства образования Сахалинской области – команду «Диалог», занявшую 3 место в областном конкурсе детской и молодежной прессы «Свой голос», 2010 г. (Приложение №13)

В федеральном конкурсе «Лучшее школьное издание – 2009»,  факультет

журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова

сертификат участия

(Приложение №14)

В федеральном конкурсе проектов учителей, применяющих новые информационные технологии в учебной работе

Победитель, Грамота  Российской Академии образования, материалы размещены на сайте конкурса, 2011г.

(Приложение №15)

В федеральном конкурсе ВДЦ «Океан», смена «Океанский медиапарад»

Дипломы  и Благодарность за участие в V фестивале – конкурсе детской прессы

(Приложение №16)

Выпускники школы выбирают профессию журналиста, профессии, связанные с общением

Хохлова А., Сулейманова В., Хмелевская Л. и  др.

Последователи

педагоги МБОУ СОШ №8, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

(Приложение №17)

Опыт изучали:

Зам. директора по учебно-методической работе Карпова Л.А., руководитель психологической службы школы и РМО педагогов-психологов, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе Грабар И.Н. , 2009-2011г.г.;

  • ШМО, РМО учителей русского языка и литературы 2009-2010гг.;
  • Организаторы областного конкурса исследовательских проектов педагогов, 2008г. (Диплом победителя, I место, премия).
  • Организаторы областного конкурса детской и молодежной прессы «Свой голос 2010» (Дипломы победителя  и  призеров);
  • Организаторы федерального конкурса «Лучшее школьное издание – 2009», факультет журналистики МГУ  (сертификат участия);  
  • Организаторы федерального конкурса проектов учителей, применяющих новые информационные технологии в учебной работе, РАО, 2011г. (Грамота победителя);
  • Организаторы федерального конкурса ВДЦ «Океан», смена «Океанский медиапарад», V фестиваль –конкурс детской прессы (Дипломы победителей, благодарственные письма).

Выводы

В опыте представлено научно-практическое психологическое, методическое, методологическое, нормативно-правовое и программно-идеологическое обоснование  организации введения  PR-технологии в общеобразовательном учреждении.  Подробно описаны модель, система, содержание, формы и методы, технологии; взаимодействие  на принципах сотрудничества со всеми субъектами образовательного процесса. Приведены конкретные результаты работы, выводы, определены перспективы. Приложение является конкретным методическим пособием для всех заинтересованных педагогов.    

Решением научно-методического Совета школы опыт работы педагога-психолога Кожуховой Г.Н.по теме: «Установление связей с общественностью (PR-технологии) в общеобразовательном учреждении» обобщен на уровне школы,  на районном уровне (приказ управления образования МО «Холмский городской округ» №513 от 23.09.2011) (Приложение № 18)

Заключение.

Таким образом, методы и приёмы PR-технологии целесообразно использовать в урочной деятельности для построения занятия на принципах личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов.

Удовлетворённость учебной деятельностью, высокий уровень эмоционального благополучия учащихся на уроке способствуют развитию активности, инициативы, самостоятельности, ответственности. Включение методов  PR-технологии позволило больше внимания уделять развитию языковых навыков, умению «выглядеть и звучать» (личное обаяние, имидж субъекта), формированию навыков и умений коммуникативного  мастерства.

Результаты:

  1. Степень удовлетворённости учебной деятельностью и эмоционального благополучия учащихся на уроках русского языка и литературы – высокий уровень.
  2. Активность, инициатива, самостоятельность, ответственность – высокий уровень.
  3. Мотивация детей в выполнении домашнего задания на принципах дифференцированного подхода – 60 - 80% детей стремятся выполнять задание выше своего уровня.
  4. Включение методов  PR-технологии позволило больше внимания уделять развитию языковых навыков, умению «выглядеть и звучать» (личное обаяние, имидж субъекта), формированию навыков и умений коммуникативного  мастерства.
  5. Повышение интереса к русскому языку и литературе (мотивация – высокий уровень).
  6. Исследовательская деятельность учащихся (увеличение количества детей, желающих осуществлять исследовательскую деятельность по предмету).

Использование различных приемов и методов PR-технологии на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности развивает у учащихся, членов творческой студии «Юнкор», лаборатории «Сам себе редактор» и редакции газеты «Диалог» индивидуальные способности, формирует навыки журналистской деятельности и активную гражданскую позицию, позитивное отношение к жизни и содействует профильному самоопределению. Экспериментальная площадка «Установление связей с общественностью (PR-технологии) в общеобразовательном учреждении» с 2006 года прошла все этапы (подготовительный, основной, обобщающий) и с сентября 2010 года введена в программу развития школы. Сегодня у студии есть свои продолжатели: Хохлова Анастасия – студентка 3 курса факультета журналистики МГУ, победитель олимпиады «Покори Воробьевы горы»; Сулейманова Вероника  – студентка 2 курса факультета журналистики СахГУ, Хмелевская Любовь – студентка 1 курса факультета журналистики Владивостокского университета, Переходько Владимир – победитель международного конкурса рекламных плакатов, Кожухов Илья – корреспондент студенческой газеты «Литейный 44» Академии Генеральной прокуратуры.

Конечно, не все станут журналистами и свяжут свою будущую профессию со словом. Но готовность и способность к взаимодействию, чему ребята учатся на уроках и занятиях студии «Юнкор» и в редакции газеты «Диалог» - важнейшие качества, необходимые человеку во всех  сферах жизни. Учащиеся с высоким уровнем коммуникативных способностей обладают творческим потенциалом, отличаются развитой индивидуальностью, уверенностью в себе, уравновешенностью и напористостью. Для таких школьников свойственен самоконтроль, организованность, умение дисциплинировать себя. Коммуникативная компетентность у них оказывается на высоком уровне.

           Таким образом, цели, задачи, функции, разветвленная система различных средств, методов и приемов PR-технологии помогают в адаптации, социализации как личности, так и коллектива или семьи, содействуют установлению доброжелательных отношений, преодолению отчужденности между субъектом и объектом социальной сферы. И ведущая роль в этом принадлежит СМК, т.к. важнейший результат деятельности СМК – развитие личности, активизация процессов саморазвития: самопознания, самовоспитания, самообучения, самоутверждения, самоопределения, самоактуализации.

                                                      Список использованной литературы

  1. Волохов, А.В., Кочергие, В.Н., Фришман, И.И. Педагогические технологии. Программы деятельности международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций». Нижний Новгород, 2009.
  2. Гринина-Земскова, А.М. Развитие письменной речи школьников. Сочинения в газетных жанрах. М.: Просвещение, 1977.
  3. Селевко, Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М.: Народное образование, 1999.
  4. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002.

                                                 

       Приложение.

  1. Проект экспериментальной площадки «Установление связей с общественностью (PR  - технологии) в общеобразовательном учреждении».
  2. Благодарственное письмо Депертамента Сахалинской области, 2008.
  3. Диплом победителя областной научно-практической конференции «Инновации в образовании Сахалинской области», 2009.
  4. Программа студии «Юнкор».
  5. Программа творческой лаборатории «Сам себе редактор».
  6. Газета «Диалог».
  7. Методические рекомендации для учителей.
  8. Литературный сборник «Все начинается с любви».
  9. Вестник научного общества «Окно в будущее».
  10. Фотографии кабинета школьной редакции «Диалог».
  11. Количественный состав членов студии «Юнкор», редакции «Диалог».
  12. Диплом III степени – фестиваль художественного творчества детей и молодежи «Поколение 21 века» в направлении «Журналистика», публикации в СМИ.
  13. Дипломы участия в Фестивале детской и молодежной прессы «Свой голос»-2010.
  14. Сертификат участия в конкурсе «Лучшее школьное издание – 2009», МГУ им. М.В.Ломоносова.
  15. Грамота за участие в Федеральном конкурсе проектов учителей, применяющих новые информационные технологии в учебной работе – 2012.
  16. Дипломы победителей и Благодарности – ВДЦ «Океан», смена «Океанский медиапарад», V фестиваль – конкурс детской прессы.
  17. Публикация в научно-методическом журнале «Сибирский учитель», №5, 2011.
  18. Приказ управления образования МО «Холмский городской округ» №513 от 23.09.2011 об обобщении опыта по теме «Установление связей с общественностью (PR-технологии) в общеобразовательном учреждении».

Кожухова Галина Николаевна «Установление связей с общественностью - PR-технологии – на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения итогового экзамена по технологии выпускников общеобразовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья, освоивших специальные (коррекционные) программы VIII вида

Получив необходимы объем знаний и общетрудовых умений и навыков, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, освоившие специальную (коррекционную) программу VIII вида имеют возможностьсдать итого...

Методические рекомендации о преподавании предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Шурышкарского района в 2014-2015 учебном году

Основными нормативными документами, которыми должен руководствоваться учитель технологии при реализации ФГОС, являются: Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт ...

Методические рекомендации о преподавании предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях

Районное методического объединения учителей технологии и трудового обучения в 2014 -2015 уч. году строило работу на основании приказа управления образованием от 29 октября 2014 г. № 529/1 «Об организа...

Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»

Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»...

доклад ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Рассматриваются  образовательные технологии используемые в образовательном учреждении....