Речевая культура региональных печатных средств массовой информации
статья по русскому языку на тему

Морозова Татьяна Викторовна

Частным проявлением культуры речи СМИ является культура речи газеты. Если телевидение и радиовещание - это основные пропагандисты культуры устной речи, то газете как письменной речи в сознании большинства читателей отдаются приоритеты.

Поэтому вместе с моими учениками мы решили выяснить, какова же речь наших современных СМИ, насколько она правильная и может ли служить примером. Объектом нашего исследования стала культура речи региональных газет: «Волгоградская правда», «Вечерний Волгоград», «Городские вести», «МК в Волгограде». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk_regionalnykh_smi_ped.chteniya.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая культура региональных печатных средств массовой информации

В конце 20 века в России произошли значительные изменения, они коснулись политической, экономической, социальной сфер. Произошедшее оказало влияние на все сферы жизнедеятельности и на культуру в целом, что, в свою очередь, не могло не отразиться на речевой культуре и языке.

Известно,  что речь средств массовой информации, с одной стороны, отражает процессы, происходящие в обществе, а с другой – оказывает существенное влияние на формирование норм речевого поведения.

Речью средств массовой информации во многом создается современное общественное настроение, формируется массовое сознание, современная речевая культура и отношение к самой речи. За прошедшие два десятилетия облик русского литературного языка изменился. Очевидны перемены в таких его разновидностях, как язык художественной литературы, политики, публицистики, средств массовой информации.  При этом если раньше язык СМИ считался образцом нормы, то теперь подобная его роль практически полностью утрачена, т.к. культура речи современных средств массовой информации с каждым днем становится все ниже.

Частным проявлением культуры речи СМИ является культура речи газеты. Если телевидение и радиовещание - это основные пропагандисты культуры устной речи, то газете как письменной речи в сознании большинства читателей отдаются приоритеты.

Поэтому вместе с моими учениками мы решили выяснить, какова же речь наших современных СМИ, насколько она правильная и может ли служить примером. Объектом нашего исследования стала культура речи региональных газет: «Волгоградская правда», «Вечерний Волгоград», «Городские вести», «МК в Волгограде».

        

В процессе работы над текстами региональных печатных СМИ мы ориентировались на несколько типов ошибок. Нами учитывались нарушения общелитературных норм языка: лексические, грамматические, словообразовательные, фразеологические ошибки, а также мы обращали внимание на отклонения от стилистических норм, т.е. стилистические ошибки. Регистрировались и собственно речевые ошибки – графические, логические, фактические.

        Приведем примеры тех ошибок, которые были нами выявлены при анализе региональных газет:

  • употребление слова в несвойственном ему значении:  Но мое ощущение после довольно детального изучения данного вопроса  состоит в том, что такие случаи не являются массовыми ( вместо слова «ощущение» нужно использовать слово «мнение»)
  • ошибки в употреблении омонимов: В подвале продается пленка для огородников и садистов (в данном случае слово «садист» образовано от существительного сад; в результате индивидуально-авторской омонимии возникает непреднамеренный каламбур; нужно: садовод);
  • неправильное использование  местоименных форм: Мы такие, как есть… (нужно: какие);
  • ошибки в употреблении предлогов: Никак не могу забыть объявления, приклеенное на столбы Советского района (нужно: к столбам);
  • ошибки в управлении (неправильное образование и использование различных грамматических форм слов): Недавно мы побывали на солевом цехе (надо: ... в  ... цехе);
  • отсутствие знака препинания в том месте, где он должен стоять: и конечно же наши волгоградские болельщики своим отношением к футболу заслужили…( вводное слово не выделено запятыми)
  • немотивированное использование нелитературной лексики (просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов) в речи: Магазинный лохотрон.

        В ходе проведенного мониторинга нами были выявлены различные нарушения норм культуры речи в печатных СМИ г. Волгограда. На страницах газет были зафиксированы ошибки 5 типов: нарушения общелитературных норм языка (лексические, грамматические, пунктуационные ошибки), отклонения от стилистических норм  (стилистические ошибки), собственно речевые ошибки (графические).

        Собранный нами материал показывает, что  в городских печатных СМИ часто допускаются одни и те же ошибки, преобладают ошибки пунктуационные, немного меньше ошибок лексических, грамматических и стилистических . Наименьшее количество ошибок связано с графикой. Эту закономерность можно увидеть на диаграмме:

Мы обнаружили, что особую трудность составляет соблюдение норм пунктуации. Можно наблюдать отсутствие знака препинания на том месте, где он должен быть, либо его замена или перестановка.

        Лексические ошибки возникают тогда, когда слово употребляется в несвойственном ему значении; в случае незнания норм лексической сочетаемости; при смешении паронимов, омонимов; вследствие ошибок в употреблении иноязычных слов; при неудачном использовании местоимений.

 Третий тип характерных для региональных печатных изданий ошибок – нарушение грамматических норм.  Это ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением форм слов. В анализируемом материале чаще всего встречаются ошибки в употреблении предлогов, нарушения в употреблении форм существительных, в образовании форм глаголов.

 Таким образом, анализ собранных материалов показал, что уровень речевой культуры региональных печатных СМИ зачастую оставляет желать лучшего. В текстах газет допускается довольно много ошибок, что нередко приводит к нарушению  ясности и точности речи, а как следствие – к непониманию того, что хотел сказать автор той или иной статьи.

 

Из рассмотренных газет впечатление наиболее высокого типа речевой культуры (неполнофункционального), общего для газеты в целом, остается от газеты «Волгоградская правда», среднелитературного - от газет «Городские вести» и «Вечерний Волгоград»,  литературно-жаргонизирующего - от газеты «МК в Волгограде».

Список  литературы

  1. Гольдин, В.Е. Внутринациональные речевые культуры и их взаимодействие / В.Е.  Гольдин, О.Б. Сиротинина // Вопросы стилистики: Проблемы культуры речи. Вып. 25. – Саратов, 1993.
  2. Кормилицына, М. А. Хорошая речь/ М. А. Кормилицына, О. Б. Сиротинина. -  Саратов, 2007.
  3. Кочеткова, Т. В. Языковая личность носителя элитарной речевой культуры: Автореф. дис. докт. филол. наук. - Саратов,  1999.
  4. Сиротинина, О.Б. Русский язык в разных типах речевых культур/ О. Б. Сиротинина // Русский язык сегодня.- М., 2000.
  5. Сиротинина, О.Б. Речевая культура и культура речи: сходства и различия понятий/ О.Б. Сиротинина // Вопросы культуры речи. – М. : Наука, 2007.
  6. Сиротинина, О.Б. Устная речь и типы речевых культур/ О.Б. Сиротинина// Русистика сегодня. – 1995. – №4;
  7. Эколингвистика: межвузовский сборник научных трудов / под ред. Н.Л.Шамне, О.А. Прохватиловой. – Волгоград : Издательство ВолГУ, 2009.
  8. Энциклопедия «Русский язык». – М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Давление среды и влияние средств массовой информации.

В содержание урока включены упражнения по развитию умения сказать "Нет", разбор ситуаций   на формирование навыков противостояния отрацательному влиянию среды; с этой целью представляется во...

План-конспект урока английского языка для 8 класса по теме Средства массовой информации

Урок разработан по теме "Средства массовой информации. Преимущества и недостатки ТВ."  Автор УМК М.З.Биболетова и др., 8 класс. К конспекту прилагаются презентации....

«ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ)»

Программа обучения учащихся в творческом объединении "Первые шаги. Организация школьных СМИ". (144 часа)...

урок c презентацией по английскому языку в 8 классе по теме "Средства массовой информации"

Урок  нацелен на развитие речевых умений и поэтому все задания носят  коммуникативную направленность. Большая часть времени отведена на речь и работу учащихся. Активизируются такие виды...

Эссе по теме: «Роль средств массовой информации в пропаганде ценностей физической культуры.

В настоящее время средства массовой информации оказывают огромное влияния на развитие различных сфер нашего общества. Очевидным преимуществом средств массовой информации является то, что они охватываю...

Школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся.

,Статья рассматривает школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся....