Статья "Самооценка учащихся на уроках русского языка"
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Гильманова Светлана Станиславовна

Автор статьи делится опытом применения приема самооценки на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samootsenka.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Самооценка учащихся на уроках русского языка

Введение ЕГЭ поставило учителей русского языка в трудное положение. С одной стороны, большинство моих коллег приветствует ЕГЭ, поскольку впервые за долгое время все школьники оказались напрямую заинтересованы в результатах своего учебного труда. Психологический климат в школе резко изменился к лучшему: учителя и ученики стали единомышленниками. Добросовестным учителям работать стало легче, так как их труд востребован.

Но, с другой стороны, противники ЕГЭ утверждают, что он "уничтожил наше образование на корню". Однажды прочитала статью в газете "Московский комсомолец", где преподаватель МГУ рассказывает о результатах установочного диктанта, проведенного для выявления уровня знаний первокурсников журфака: "82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24-25 ошибок... Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение... Это скорее наскальные знаки, чем письмо..."

Далее преподаватель пытается разобраться в причинах "национальной катастрофы": "По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями - все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. В итоге они не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик".

С особой тревогой и болью говорится об отсутствии коммуникативных умений у вчерашних школьников: “... люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: медиков, физиков-ядерщиков. И это еще не самое страшное. Дети не понимают смысла написанного друг другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество”.

После подобных высказываний просто теряешь дар речи. Действительно, страшно. Однако нелогично причину низкого уровня качества знаний школьников видеть в ЕГЭ. Тест - это всего лишь форма контроля. Кстати, там есть задания, проверяющие наличие коммуникативных умений.

Задача учителя - учить так, чтобы не было стыдно за результаты своего труда, то есть реализовывать программу, но помнить, что на выходе ученик должен успешно сдать ЕГЭ. Любой урок можно и нужно строить так, чтобы дети получали новые знания, повторяли пройденное, совершенствовали коммуникативные умения и постепенно готовились к экзамену.

Но ключевой идеей каждого урока, на мой взгляд, должна быть самооценка учащихся. Многие учителя применяют данный прием, однако мало кто доводит его использование до логического конца.

Начиная с 5 класса нужно приучать детей оценивать себя на каждом этапе работы на уроке, в том числе и за выполнение домашнего задания (обязательное условие - коллективная проверка заданий вслух). Таким образом, в тетради за 1 урок ученик может поставить себе несколько оценок. Важно, чтобы в 5-6 классах (а лучше и в последующих) учитель систематически проверял тетради и рядом с оценкой ученика ставил свою.

Если после самопроверки, выполненной школьником, учитель находит в тетради массу ошибок и ставит "2" ("3") рядом с оценкой "4" ("5") ученика, то это серьезный повод поговорить об отсутствии внимания, нежелании работать, формальном присутствии на уроке (ведь все задания проверяются коллективно вслух).

С другой стороны, если ученик ставит себе "2" ("3"), а учитель уже не находит ошибок и ставит "5" ("4"), это повод похвалить ребенка, отметить его серьезную, ответственную работу и занести хорошую оценку в журнал. Главное не то, что ошибки были допущены, а то, что они исправлены.

Прием самооценки позволяет довольно быстро научить детей вчитываться, всматриваться в то, что они пишут, вслушиваться в то, о чем говорят на уроке учитель и другие дети, понимать сказанное. К 8-му, а то и к 7-му классу ошибок в классных и домашних работах практически не бывает, оценки учителя и ученика, как правило, совпадают, что вызывает появление гордых улыбок на лицах детей. А редкие случаи получения плохой оценки за работу в тетради воспринимаются довольно болезненно.

Что касается самостоятельных и проверочных работ, то дети, приученные контролировать себя, конечно, выполняют их лучше. И что интересно, таким ребятам бывает достаточно намекнуть (не подсказать) на способ решения орфографической или пунктуационной задачи, как они тут же видят свою ошибку.

Этот прием позволяет избавиться от двух проблем: как включить в работу всех детей в классе и как построить урок, чтобы оценку получал каждый на каждом занятии? (По разным причинам не всегда в конце урока учитель осуществляет итоговый контроль.)

Кроме того, родители имеют возможность, сопоставив оценки ученика и учителя, сделать выводы о том, как их ребенок работает на уроках.

В заключение необходимо заметить, что если начинать эту работу не с 5 класса, то обязательно найдутся ребята, которые либо не будут сами себя оценивать, либо не будут обращать внимания на оценку учителя.

Качественно подготовить детей к ЕГЭ, тренируя их только "ставить галочки", невозможно. Работе с версиями ЕГЭ всегда предшествует серьезная многолетняя работа по формированию учебных умений и навыков. Дети, которые "не читали книг и не писали диктантов и сочинений", экзамен по русскому языку, в какой бы форме он ни проводился, никогда не сдадут успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).

Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка с родным (нерусским) языком обучения

Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, пр...

Обобщение опыта: «Формирование познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через систему эффективных уроков»

       Актуальность проблемы.    В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся  на уроках русского язык...

Самоанализ учителя русского языка и литературы по проблеме «Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся на уроках русского языка и литературы»

Целью моей педагогической деятельности является повышение качества образования, формирование и развитие у учащихся  коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций ...