Конкурс знатоков русского языка. 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Конкурсная программа для любителей словесности позволит учащимся 5-ых классов расширить общий кругозор, способствует развитию творческих способностей, логического мышления детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_znatokov_russkogo_yazyka_5_klass.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс знатоков "Люби и знай русский язык" ( 5 класс )

Учитель Лисенкова Е.А. ( январь 2013 г.)

Цели и задачи занятия:

  • развитие творческих способностей, логического мышления детей;
  • повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету;
  • воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
  • формирование умения работать в разновозрастной группе, в команде, сотрудничать;
  • формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их
  • развивать сообразительность, находчивость, общий кругозор учащихся;
  • совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение

Ход конкурса

Вступительное слово учителя

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За “круглым столом”
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

- Вероятно, все согласятся с автором стихотворения “Русский язык” А. Яшиным. Сегодня мы проводим турнир знатоков русского языка между тремя командами среди учащихся 5-ых классов. Данная встреча позволит определить самых эрудированных и находчивых учащихся.

    Сегодня мы  отправимся в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

    Обратите внимание на то, что наши три команды имеют в своём составе по 7 игроков, перед нами  три “Великолепные семерки”.

    Почему именно 7-ка? Замечали ли вы необыкновенную распространенность этого числа? Обратимся к истокам нашей цивилизации. Древняя Греция. Семеро героев сражаются против Фив. Семь мудрецов почитаются эллинами. Вспомните А.С.Пушкина: “Входят семь богатырей, семь румяных усачей...”. Да, это необыкновенное число! Оно очень часто встречается в пословицах и поговорках, в названиях сказок и художественных фильмов.

     А нашим командам предстоит сегодня пройти 7 туров. Команде-победителю, набравшей набольшее число баллов за ответы, выполненные задания присваивается звание “Великолепная семерка”.

Представление команд.

Каждая команда называет себя и произносит оду в честь русского языка (это было домашним заданием).

Соревнования  команд

I тур. Тайны фонетики

1)Прочитать высказывания о русском языке, зашифрованные в транскрипции.

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат. (А.П.Сумароков)

Русский язык … богат, гибок и живописен. (В.Г.Белинский)

Русский язык неисчерпаемо богат. (М.Горький)

(Задание команды получают на листочках и читают предложения сразу)

2) Прочитайте слова справа налево. При чтении учитывайте качество звуков, составляющих звуковую оболочку. Какие слова у вас получились?

(Слова написаны на листочках и раздаются командам по 2 слова)

Сев, лей, лог, ток, шелк, рос

- А теперь приведите  примеры таких слов, которые можно прочитать наоборот ( по одному слову)

3) Вы славно потрудились, устали, дайте отдохнем и “поскороговорим”.

-У вас на столах лет тексты скороговорок, сначала один участник команды проговаривает эту скороговорку вслух, а потом вся команда. Учитываются быстрота и чёткость проговаривания.

1.

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

Королева Клара сильно карала

Карла за кражу кораллов.

2.

На дворе трава, на траве дрова.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Не вместит двор дров,

Дрова выдворить пора.

3.

Сшит колпак не по-колпаковски,

Вылит колокол не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;

Колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

II тур. Секреты морфемики

1) А теперь настоящая игра.

- У Вас на столах лежат карточки. Ваша задача собрать за 1 минуту и получить 2 пословицы. Это задание оценивается в 2 балла. Время пошло.

Пословицы:

  • Слово не воробей: вылетит- не поймаешь.
  • Не спеши языком, торопись делом.
  • На языке мёд, а под языком лёд.
  • На чужой роток не накинешь платок.
  • От доброго слова язык не усохнет.
  • Живое слово дороже мёртвой буквы.

(Карточки с пословицами разрезаны на фрагменты и перемешаны.)

2) Шарады ( решаются сразу устно)

1) Если взять корень от слова полагать, приставку от слова природа, суффиксы от слова обязательный, окончание от слова великое, то получим слово, обозначающее признак предмета.  (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

2)     Возьмите приставку от слова сдача, корень от слова пряжа, суффикс и окончание от слова растение. Какой термин у вас получился? (СПРЯЖЕНИЕ)

3)     Возьмите приставку от слова приехать, корень от слова переставить, суффикс от слова зелёнка, окончание от слова школа. Название какой морфемы у вас получится? (ПРИСТАВКА)

III тур. Лексика

-Ребята, как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени. “Хромое слово – кривая речь,” – гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или услышанное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать толкование слов, выражений, постоянно расширять свой запас слов.

1) Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия животного мира.. их очень много в русском языке. Ваша задача -  объяснить их значение.

(Каждой команде предлагается по три фразеологизма, нужно устно истолковать их значение)

1. Белая ворона. Где раки зимуют. Гнаться за двумя зайцами.

2. Комар носа не подточит. Как рыба в воде. Мартышкин труд.

3. На козе не подъедешь. Пустить петуха. Свинью подложить.

2) А теперь наши команды должны отгадать загадки: с 3-х попыток.

А)

  1. он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека (1 попытка);
  2. его советуют искать в поле (2 попытка);
  3. на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (3 попытка).

Отгадка: ветер

Б)

  1. его вешают, приходя в уныние;
  2. его задирают, зазнаваясь;
  3. его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Отгадка: нос

В)

      1. она бывает светлой, она бывает дубовой;

      2. её вешают, когда нет настроения;

      3. ею бьют о стену, когда пытаются кому-то что-то доказать.

Отгадка: голова

IVтур. Аукцион “Пословицы и поговорки”.

1) Назвать пословицы и поговорки с цифрой “7”. Побеждает тот, кто назовет последним.

(Всемером пойдем-далеко уйдем. Семеро одного не ждут. Рубить семерым, а топор один. Семерым просторно, а двоим тесно. А ты, седьмой, у ворот постой. У семи нянек дитя без глазу. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семь пятниц на неделе. Семь пядей во лбу  и т.д.)

2) Попробуйте показать “смысл” пословицы жестами, мимикой, телодвижениями, танцами. А ваши соперники  или зрители должны угадать, о какой пословице идёт речь.

1. Любишь кататься, люби и саночки возить.

2. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

V тур. Станция Орфоэпии и Орфографии

1) Соревнование на лучшего диктора. Расставьте в словах ударения и прочитайте без ошибок

Алфавит, арест, диалог, документ, каталог, квартал, звонит, свекла, щавель, начала, поняла, баловать, облегчим, средства, досуг, августовский, ходатайствовать,, повторим, хозяева, приговор, кухонный, столяр, щавель, позвонишь.

(Каждой команде предлагается по 8 слов)

2) На листочке – задание – отредактировать текст, исправить в нём все орфографические ошибки, поставить нужные знаки препинания.

 Набиригу рики росли камышы. Тиха шуршала высокая трава. Врике плискалась рыпка караси лищи плотвичька. Ярка свитила солнце лёхкие аблака плыли погалубому небу. Пагода была атличьная!

VI тур. Блиц-конкурс.

- Сейчас каждая команда получит по 4 вопроса, на которые нужно отвечать очень быстро. Если команда не знает ответа на вопрос, то право ответа переходит к другой команде.

-Седьмая буква алфавита? (ё)

-Назовите 7 цветов радуги. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

-Пожелание благополучного плавания с упоминанием цифры “7”. (Семь футов под
килем).

-Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

-Какая азбука состоит из семи букв? (алфавит)

-Седьмая нота октавы? (си)

-Седьмой месяц года? (Июль).

-Семь героев русской народной сказки “Репка”? (Репка, дед, бабка, внучка, Жучка,
кошка, мышка).

-Имена 7 гномов в сказке “Белоснежка и семь гномов”? (Понедельник, вторник, среда,
четверг, пятница, суббота, воскресенье).

-Сколько букв и звуков в слове СЕМЬ? (4б., 3 зв.)

-Единица исчисления времени, равная 7 дням? (Неделя).

-Какие местоимения утверждают, что они чистые? (вы-мы-ты)

VII тур.Творческий разъезд.

- Составить четверостишие со словами встарь, словарь,  детвора, ура. Можете использовать любую рифмовку. А какие виды рифм вы знаете? (перекрёстная, смежная или парная, кольцевая или опоясывающая)

( На это задание даётся 5-7 минут)

    Нас всех объединяет чудо языка. В нем наш труд и заботы, шум лесов и цветенье поля, волны народного горя и радости. В нем разум народа, его кровь и воля. В нем живет, негодует, верит, смеется сам народ. Язык окрашен переживаниями людей и не внимает равнодушно добру и злу. Именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертны. Желаем вам успехов в мире слов, в мире знаний.

-  Пока наши команды сочиняют, вашему вниманию предлагается игра со зрителями. Отгадываем загадки, получаем жетончики.

Игра со зрителями

1. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на машинке.)

2. Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра.)

3. Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком.)

4. Какую соль не кладут в суп? (морскую)

5. Из какого крана не льется вода? (подъемный)

6. Какой лук не кладут в суп? (из которого стреляют)

7. Какие два местоимения указывают на непорядок на дорогах? (я-мы)

8.

Со звуком (с) я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С (м) берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто. (соль, моль)

9.

С (к) я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С (п) – от вас не утаю –
Тоже в классе я стою. (парта, карта)

10.

Хоть и мала я, но взгляни: 
Весь мир в себе я отражаю.
Но (к) на (ц) перемени –
Я по болоту зашагаю. (капля, цапля)

11.

С (б) мучительной бываю,
С (м) одежду пожираю,
С (р) актеру я нужна,
С (с) для повара важна. (боль, моль, роль, соль)

12.

Готов вас напоить водой,
Но (э) прибавите в начало,
И соберу перед собой
Я зрителей в квартире, зале (кран, экран)

13.

Несет меня с трудом старик,
Но если (ю) прибавить, вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет (ноша, юноша)

14.

Я антоним слова лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …(зима)

15.

Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовут меня …(прохлада)

16.

Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это …(плач)

17.

Я антоним шуму, стуку,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Называюсь …(тишина)

18.Откуда взяты крылатые выражения?

1. Разбитое корыто

2. Есть еще порох в пороховницах.

3. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

4. Не по чину берешь.

5. Там русский дух, там Русью пахнет.

6. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

7. На деревню дедушке.

8. У сильного всегда бессильный виноват.

9. Дела давно минувших дней.

10.Свинцовые мерзости жизни.

Жюри подводит итоги игры. Награждаются победители. Участники игры получают дипломы участников.

    Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное с учащимися 5 - 8 классов   в рамках недели русского языка и литературы....

Конкурс знатоков русского языка в 5 классе

Цель данного мероприятия -повышение интереса к родному языку посредством занимательной грамматики....

Конкурс знатоков русского языка для 7 - 8 классов

Файл включает в себя конкурс знатоков русского языка для 7-8 классов. Он разбит на 8 разнообразных этапов....

конкурс знатоков русского языка 5 класс

внеклассное мероприятие для учащихся 5 -х классов по русскому и литературе....

"Знай и люби русский язык" (конкурс знатоков русского языка)

В помощь словесникам и классным руководителям при проведении мероприятий, посвященных русскому языку...

Конкурс знатоков русского языка "Люби и знай русский язык"

Данный материал может быть использован для проведения внеклассного мероприятия в рамках Недели русского языка и литературы...