Рабочая программа по русскому языку 9 класс ( по учебнику М.М. Разумовской)
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования и программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.М. Разумовской, В.И. Капинос и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_9a_klass.docx75.46 КБ

Предварительный просмотр:

9 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования и программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова.

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения в программе усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения связной речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

На основании требований государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

• приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

.   • овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

• формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

• освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка: 8-9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве). Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; ,

аудирование и чтение

адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему - основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• применения родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

В программе усилен семантический аспект подачи лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. Часы повторения изученного в 8 классе перенесены на самостоятельное домашнее усвоение с последующей проверкой на уроках.

Положительное отношение к учёбе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного года наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.

Программа рассчитана на 68 часов, в том числе для проведения:

- контрольных диктантов - 4 часа;

- изложений - 6 часов;

- сочинений - 2 часа;

- творческих работ - 7 часов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

минимального

содержания образования

Элементы

дополнительного

содержания образования

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план.

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Русский язык - национальный язык русского народа

1

Русский язык -национальный язык русского народа

1

Комбинированный урок

Понятие о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения, о величии и общепризнанности русского языка

Составление простого и сложного плана

Знать: о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения, о величии и общепризнанности русского языка

Беседа, проблемные задания

Комплексный анализ текста

Повторение изученного в 5-8 классах (13 часов)

2

Повторение

изученного:

фонетика,

орфоэпия,

графика

1

Урок систематизации ЗУН

Систематизация и обобщение знаний по теме «Фонетика, графика, орфография. Фонетический разбор». Тренинг

Работа со справочной литературой и словарями

Знать: звуки речи, соотношение звука и буквы; связь фонетики с графикой и орфографией; основные орфоэпические нормы. Уметь: применять знания по фонетике в практике правописания и говорения

Фонетический разбор

Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученное™ школьников класса

3

Р/р. Повторение: типы и стили речи

1

Урок развития речи

Повторение знаний о тексте, его особенностях, тематике и проблематике, типах и стилях речи; формирование умения создавать тексты разных жанров

Умение писать сочинение в разных жанрах

Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст

Организация совместной учебной деятельности

Творческая работа

4

Р/р. Сжатый пересказ

1

Урок развития речи

Микротема. Абзац. Роль плана. Совершенствование навыка составления сжатого пересказа текста

Умение писать изложение

Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов. Уметь: строить микротекст в соответствии с заданной темой; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; совершенствовать и редактировать собственный текст

Организация совместной учебной деятельности

Творческая работа

5

Повторение изученного: лексика, морфемика, словообразование

1

Урок систематизации ЗУН

Систематизация и обобщение знаний по теме «Лексика, словообразование, морфемика и орфография, состав слова». Тренинг

Работа со справочной литературой и словарями

Знать: виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова; чередование звуков в морфемах; основные способы образования слов. Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания

Тренинг, практикум

Комплексный анализ текста

6

Повторение изученного: морфология и синтаксис

1

Урок систематизации ЗУН

Систематизация и обобщение знаний по теме «Морфология и синтаксис». Применение знаний по морфологии и синтаксису в практике правописания

Анализ текста с точки зрения морфологических норм русского литературного языка

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь: применять изученные правила; пользоваться определенными способами по их применению

Тематический диктант. Комментируемое письмо

Комплексный анализ текста

7-8

Повторение: орфография и пунктуация

2

Урок систематизации ЗУН

Применение знаний по морфологии и синтаксису в практике правописания

Анализ текста с точки зрения морфологических норм русского литературного языка

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь: применять изученные правила; пользоваться определенными способами по их применению

Тематический диктант. Комментируемое письмо

Комплексный анализ текста

9

Р/р. Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи

1

Урок развития речи

Повторение знаний о тексте, его особенностях, тематике и проблематике, способах и средствах связи; формирование умения создавать тексты разных жанров

Умение писать сочинение в разных жанрах

Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); способы и средства связи предложений в тексте. Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактиро-вать собственный текст

Организация совместной учебной деятельности

Творческая работа

10

Повторение. Синтаксис и пунктуация

1

Урок систематизации ЗУН

Систематизация и обобщение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». Тренинг

Анализ, выбор, использование выразительных средств синтаксиса

Знать: термины пункто-грамма, грамматическая основа.

Уметь: характеризовать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; пунктуационно верно оформлять текст

Конструирование

предложений

Комплексный анализ текста

11-12

Обобщающий урок по теме «Повторение изученного»

2

Урок кон-

троля ЗУН по теме

Определение уровня ус-

воения материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Конструирование

предложений

Знать: основные нормы

русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Зачет

Упражне-

ния по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса

13-

14

Контрольный диктант.

Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками

2

Урок кон-

троля ЗУН

по теме

Определение уровня ус-

воения материала. Про-

верка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Умение классифи-

цировать ошибку

правильно объяснять графически орфограмму

Знать: основные нормы

русского литературного

языка

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

практи-

кум

Комплекс-

ный анализ

текста

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение (11 часов)

15

Сложное

1

Урок сис-

Понятие сложное пред-

Классификация

Знать: признаки сложных

Исполь-

Проекты-

предложение

тематиза-

ложение, средства связи

сложных предло-

предложений.

зование

презента-

(СП)

ции ЗУН

предикативных частей сложного предложения (повторение). Отличие сложного предложения от простого. Формирование умения различать основные виды сложных предложений; закрепление умения постановки знаков препинания в сложном предложении

жений

Уметь: различать основные виды сложных предложений; объяснять постановку знаков препинания в них; создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи

для решения познавательных задач справочных пособий по русскому языку

ции с применением ИКТ

16

Типы сложных предложений и средства связи

*

1

Урок объяснения нового материала

Повторение сведений о типах сложных предложений; расширение знаний учащихся о сложном предложении (о союзах и их значениях в этих предложениях); знакомство с классификацией сложных предложений по характеру союза и значению

Создание текста определенного функционально-смыслового типа

Знать: основные типы СП по значению и союзам. Уметь: объяснять постановку знаков препинания; находить в тексте сложные предложения и выполнять их пунктуационный разбор

Беседа, проблемные задания

Проекты-презентации с применением ИКТ

17-18

Р/р. Жанры публицистики. Выборочный пересказ с элементами сочинения

2

Урок развития речи

Систематизация знаний об основных жанрах публицистики; совершенствование навыка написания выборочного изложения с элементами сочинения

Средства связи частей текста

Уметь: создавать письменные высказывания, адекватно передающие информацию с заданной степенью свернутости

Организация совместной учебной деятельности

Творческая работа

19

Сложносочиненные предложения (ССП) и знаки препинания в них

1

Урок объяснения нового материала

Повторение сведений о сочинительных союзах (деление на три разряда); расширение знаний учащихся о сложносочиненном предложении (о союзах и их значениях в этих предложениях); ознакомление с классификацией сложносочиненных предложений по характеру союза и значению (три группы сложносочиненных предложений)

Создание текста определенного функционально-смыслового типа

Знать: основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.

Уметь: объяснять постановку знаков препинания; находить в тексте сложносочиненные предложения и выполнять их пунктуационный разбор

Беседа, проблемные задания

Комплексный анализ текста

20

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1

Комбинированный урок

Закрепление знаний о смысловых отношениях в сложносочиненном предложении; ознакомление с теоретическими сведениями о знаках препинания в сложносочиненном предложении; совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП

Средства, подкрепляющие смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. Умение давать при анализе интерпретацию языковых явлений

Знать: основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.

Уметь: вычленять из текста ССП; производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи; анализировать текст с точки зрения выразительных возможностей ССП

Тренинг, практикум

Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса

21

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом

1

Урок систематизации ЗУН

Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»; совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП; ознакомление с особенностями структуры ССП с общим второстепенным членом

Умение расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилами

Знать: основные группы ССП по значению и союзам; особенности структуры ССП с общим второстепенным членом.

Уметь: находить в тексте сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом, выполнять их пунктуационный и синтаксический разбор

Тематический диктант. Комментируемое письмо

Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса

22-23

Использование сложносочинённых предложений в тексте

2

Урок систематизации ЗУН

Применение знаний по теме «Сложносочиненное предложение» в практике правописания и говорения

Анализ текста и устного высказывания

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь: применять изученные правила; пользоваться определенными способами по их применению

Беседа, проблемные задания

Проекты-презентации с применением ИКТ

24-25

Контрольный диктант. Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками

'2

Урок контроля ЗУН по теме

Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков

Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Тренинг, практикум

Комплексный анализ текста

Сложноподчиненное предложение (29 часов)  

26

Понятие о сложноподчиненных предложениях (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

1

Урок объяснения нового материала

Углубление знаний о сложноподчиненных предложениях, средствах связи главного предложения с придаточным, строении сложноподчиненных предложений, способах разграничения союзов и союзных слов

Различие между подчинительными союзами и союзными словами

Знать: отличительные признаки сложноподчиненных предложений; средства связи главного предложения с придаточным. Уметь: правильно ставить знаки препинания и составлять схемы сложноподчиненных предложений

Беседа, проблемные задания

Проекты-презентации с применением ИКТ

27-28

Виды сложноподчинённых предложений. Роль указательных слов в сложноподчиненных предложениях. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

2

Урок объяснения нового материала

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении; закрепление сведений о строении сложноподчиненных предложениях. Совершенствование навыка находить в предложении указательные слова

Навык составления

простого

и сложного плана

Уметь: видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного предложения; находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос

Беседа, проблемные задания

Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса

29

Р/р. Художественный стиль речи, язык речи и язык художественной литературы

1

Урок развития речи

Повторение сведений о стилях речи. Особенности художественного стиля речи. Отличительные черты языка речи и языка художественной литературы

Умение создавать тексты разных стилей

Знать: отличительные черты художественного стиля речи как одного из основных видов информационной переработки текста. Уметь: создавать и редактировать текст художественного стиля

Беседа, проблемные задания

Творческая работа

30

Р/р. Эссе: понятие о жанре

1

Урок развития речи

Теоретические сведения об особенностях жанра эссе. Анализ предложенных образцов. Подготовка к написанию эссе

Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

Знать: отличительные особенности эссе. Уметь: создавать текст в жанре эссе

Организация совместной учебной деятельности

Творческая работа

31

Виды придаточных предложений

1

Урок объяснения нового материала

Знакомство с видами придаточных предложений по строению и значению; закрепление синтаксических, пунктуационных умений и навыков учащихся

Классификация придаточных предложений

Знать: виды придаточных предложений. Уметь: объяснить постановку знаков препинания в СПП, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи; производить анализ изучаемых синтаксических единиц с точки зрения уместности их употребления в тексте, употреблять в собственном высказывании синонимичные данным синтаксические конструкции

Тест, комплексный анализ текста

Проекты-презентации с применением ИКТ

32

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

1

Урок объяснения нового материала

Знакомство с отличительными особенностями придаточных определительных; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными определительными. Выяснение роли синтаксических синонимов

Анализ изучаемых синтаксических единиц с точки зрения уместности их употребления в тексте, употребление в собственном высказывании синонимичных данным синтаксических конструкций

Знать: виды придаточных предложений, отличительные особенности СПП с придаточными определительными.

Уметь: объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи

Беседа, проблемные задания

Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса

33

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

1

Урок объяснения нового материала

Знакомство с отличительными особенностями придаточных изъяснительных; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными изъяснительными. Выяснение роли синтаксических синонимов

Составление сложных предложений

Знать: особенности структуры СПП с придаточными изъяснительными. Уметь: выполнять пунктуационный разбор, использовать в речи сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Беседа, проблемные задания

Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса

34

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

1

Урок систематизации ЗУН

Знакомство с отличительными особенностями придаточных обстоятельственных; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными обстоятельственными. Выяснение роли синтаксических синонимов

Создание мини-повествования с использованием в них сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными

Знать: особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными. Уметь: выполнять пунктуационный разбор, использовать в речи сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Тренинг, практикум

Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы

35

Сложноподчиненные предложения с придаточными места

1

Урок систематизации ЗУН

Знакомство с отличительными особенностями придаточных места; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными места. Выяснение рол и. синтаксических синонимов

Создание мини-повествования с использованием в них сложноподчиненных предложений с придаточными места

Знать: особенности структуры сложноподчиненных предложений с придаточными места.

Уметь: выполнять пунктуационный разбор, использовать в речи сложноподчиненные предложения с придаточными места

Тренинг, практикум

Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы

36

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

1

Урок систематизации ЗУН

Знакомство с отличительными особенностями придаточных времени; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными времени. Выяснение роли синтаксических синонимов

Создание мини-повествования с использованием в нем сложноподчиненных предложений с придаточными времени

Знать: особенности структуры СПП с придаточными времени.

Уметь: выполнять пунктуационный разбор, использовать в речи сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Тренинг, практикум

Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы

37

Р/р. Путевые заметки

1

Урок развития речи

Теоретические сведения об особенностях жанра путевых заметок. Анализ предложенных образцов. Подготовка к написанию сочинения в жанре путевых заметок

Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

Знать: отличительные особенности жанра путевых заметок.

Уметь: создавать текст в жанре путевых заметок

Организация совместной учебной деятельности

Творческая работа

38

Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными

1

Урок систематизации ЗУН

Знакомство с отличительными особенностями предложения с придаточными сравнительными; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи предложения с придаточными сравнительными. Выяснение роли синтаксических синонимов

Создание мини-повествования с использованием в них предложения с придаточным сравнительным

Знать: особенности структуры предложения с придаточным сравнительным. Уметь: выполнять пунктуационный разбор, использовать в речи сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными

Тренинг, практикум

Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы

39

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени

1

Урок систематизации ЗУН

Знакомство с отличительными особенностями придаточных образа действия и степени; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными образа действия и степени. Выяснение роли синтаксических синонимов

Создание мини-повествования с использованием в них СПП с придаточными образа действия и степени

Знать: особенности структуры СПП с придаточными образа действия и степени. Уметь: выполнять пунктуационный разбор, использовать в речи сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени

Тренинг, практикум

Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы

40

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели

1

Урок систематизации ЗУН

Знакомство с отличительными особенностями придаточных цели; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными цели. Выяснение роли синтаксических синонимов

Создание мини-повествования с использованием в них СПП с придаточными цели

Знать: особенности структуры СПП с придаточными цели.

Уметь: выполнять пунктуационный разбор, использовать в речи сложноподчиненные предложения с придаточными цели

Тренинг, практикум

Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы

41

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия

1

Урок систематизации ЗУН

Знакомство с отличительными особенностями придаточных условия; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи сложноподчиненные предложения с придаточными условия. Выяснение роли синтаксических синонимов

Создание мини-повествования с использованием в нем сложноподчиненных предложений с придаточными условия

Знать: особенности структуры сложноподчиненных предложений с придаточными условия. Уметь: выполнять пунктуационный разбор, использовать в речи сложноподчиненные предложения с придаточными условия; определять роль синтаксических синонимов

Тренинг, практикум

Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы

42-43

Р/р. Подробное изложение текста публицистического характера «Чистые пруды»

2

Урок развития речи

Совершенствование навыка подробного изложения и рассуждения на тему. Принципы построения текста. Анализ текста: определение его идеи, темы, нахождение ключевых слов

Понятие стили литературного языка. Умение составлять тексты

Знать: основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка. Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение)

Организация совместной учебной деятельности

44-45

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия

2

Урок систематизации ЗУН

Знакомство с отличительными особенностями придаточных причины и следствия; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными причины и следствия. Выяснение роли синтаксических синонимов

Создание мини-повествования с использованием в нем сложноподчиненных предложений с придаточными причины и следствия

Знать: особенности структуры сложноподчиненных предложений с придаточными причины и следствия. Уметь: производить пунктуационный разбор, использовать в речи

Тренинг, практикум

Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы

46-

47

Р/р. Композиционные формы сочинений. Сочинение -рецензия на книгу

2

Урок развития речи

Повторение сведений о композиционных формах сочинения (рассуждение на литературную тему, описание по воображению и по памяти, психологический портрет, рассказ). Обучение написанию рецензии на книгу

Умение писать рецензию

Знать: отличительные особенности рецензии как жанра. Уметь: отбирать литературный материал в соответствии с учебной задачей; создавать текст в жанре рецензии; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст

Создание текста определенного функ-циональ-но-смы-слового типа

48

Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными

1

Урок систематизации ЗУН

Знакомство с отличительными особенностями предложения с придаточными уступительными; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи предложения с придаточными уступительными. Выяснение роли синтаксических синонимов

Создание мини-повествования с использованием в них предложения с придаточными уступительными

Знать: особенности структуры предложения с придаточными уступительными. Уметь: производить пунктуационный разбор, использовать в речи сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными; определять роль синтаксических синонимов

Тренинг, практикум

Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы

49-50

Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение»

2

Урок контроля ЗУН по теме

Систематизация ЗУН по теме «Сложноподчиненное предложение». Виды сложноподчиненных предложений. Классификация сложноподчиненных предложений

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности. Создание письменных и устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств синтаксиса в соответствии с коммуникативной задачей

Знать: отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.

Уметь: производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с точки зрения синтаксиса СПП, владея основными синтаксическими нормами современного русского языка

Словарный диктант

Комплексный анализ текста

51-

52

Р/р. Изложение с элементами сочинения

2

Урок развития речи

Совершенствование навыка написания изложения с элементами сочинения. Овладение культурой письменной речи, видами речевой деятельности

Стилизация. Стилистические ресурсы русского литературного языка. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей

Уметь: составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения); самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст

Изложение

Сочинение (устное) «Путешествуя по родному краю»

53

Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

1

Урок объяснения нового материала

Систематизация и углубление знаний о СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения, знаки препинания между однородными придаточными, соединенными союзами и, или, либо, да (= и)

Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания

Уметь: различать сложноподчиненные предложения с однородным, параллельным и последовательным подчинением; составлять схемы, выполнять синтаксический разбор

Беседа, проблемные задания

Комплексный анализ текста

.54

Р/р. Деловая речь

1

Урок раз-

вития ре-

чи

Повторение сведений

о книжных стилях, о сред-ствах языка, характерных для деловой речи

Анализ текста

с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текстов разных стилей и жанров

Знать: отличительные осо-

БЕННОСТИ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ.

Уметь: пользоваться средствами деловой речи в соответствующих речевых ситуациях

Органи-

зация со-вместной учебной деятельности

Проекты-

презента-ции с применением ИКТ

Бессоюзное сложное предложение (6 часов)

55

Понятие

1

Урок объ-

Знакомство учащихся

Умение сравнивать

Знать: основные признаки

Беседа,

Комплекс-

о бессоюзном

яснения

с основными признаками

бессоюзные пред-

БСП, правила постановки

проблем-

ный анализ

сложном

нового

сложных бессоюзных

ложения с синони-

запятой и точки с запятой,

ные за-

текста

предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

материала

предложений, условиями постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном предложении; прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП

мичными конструкциями

выразительные возможности БСП.

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи

дания

56

Значение бес-

1

Комбини-

Знакомство с правилом

Конструирование

Знать: правила постановки

Тренинг,

Упражне-

союзного

рованный

постановки тире в бессо-

предложений

тире, выразительные воз-

практи-

ния по вы-

сложного предложения. Тире в бессоюзном сложном предложении

урок

юзном сложном предложении. Сопоставление синонимичных конструкций, работа над особенностями интонации сложных бессоюзных предложений, их ролью в речи

можности БСП. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения бессоюзного сложного предложения, употребления в речи

кум

бору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса

57

Значения бессоюзного сложного предложения. Двоеточие в сложном бессоюзном предложении

1

Комбинированный урок

Знакомство с правилом постановки двоеточия в БСП. Сопоставление синонимичных конструкций, работа над особенностями интонации сложных бессоюзных предложений, их ролью в речи

Конструирование предложений

Знать: правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи

Тренинг, практикум

Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обу-ченности школьников класса

58

Обобщающий урок по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1

Урок систематизации ЗУН

Систематизация ЗУН по теме «Бессоюзные сложные предложения»

Конструирование предложений. Умение расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилами

Знать: правила постановки тире, выразительные возможности БСП. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи

Организация совместной деятельности

Проекты-презентации с применением ИКТ

59-60

Контрольный диктант. Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками

2

Урок контроля ЗУН по теме

Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Тренинг, практикум

Комплексный анализ текста. Повторение: «Орфография. Пунктуация»

Сложное предложение с различными видами связи (8 часов)

61

Сложные предложения с разными видами связи

1

Урок объяснения нового материала

Сложные предложения с разными видами связи. Знакомство с понятием и алгоритмом синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи

Синтаксический разбор сложного предложения

Знать: отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей.

Уметь: правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Беседа, проблемные задания

Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы. Повторение: «Фонетика. Орфоэпия»

62-63

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Период

2

Комбинированный урок

Знакомство с пункто-Граммой «Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов и союзных слов», особенностями пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью, имеющих общее придаточное предложение; закрепление правил постановки знаков препинания, синтаксического разбора, употребления в речи

Конструирование предложений. Навык расстановки знаков препинания в соответствии с изученными правилами

Знать: отличительные особенности сложных предложений с разными видами связи.

Уметь: правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, выполнять синтаксический разбор; правильно строить сложные предложения с разными видами связи и употреблять в речи

Тренинг, практикум

Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса. Повторение: «Состав слова и словообразование»

64

Урок-зачет по теме «Сложное предложение»

1

Урок контроля ЗУН по теме

Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков

Конструирование предложений

Знать: основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений с разными видами связей.

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения сложного предложения, употребления в речи; выполнять пунктуационный и синтаксический разбор

Зачет

Проекты-презентации с применением ИКТ. Повторение:

«Лексика и фразеология»

65-66

Р/р. Подробное изложение текста публицистического характера

2

Урок развития речи

Совершенствование навыка подробного изложения и рассуждения на тему. Анализ текста: основная идея, ключевые слова. Составление плана, определение типа и стиля текста, структура и его языковые особенности

Понятие стили литературного языка. Умение составлять тексты

Знать: основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка. Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение)

Организация совместной учебной деятельности

Повторение: «Грамматика: морфология и синтаксис»

67-68

Контрольный диктант. Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками

2

Урок контроля ЗУН по теме

Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Тренинг, практикум

Комплексный анализ текста. Повторение: «Орфография. Пунктуация»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе по учебнику М.М.Разумовской.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку по учебнику М.М.Разумовской, рассчитано на 3 часа в неделю. Планирование содержит несколько разделов, включая количество часов, типы урока, виды ...

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса к учебнику М.М.Разумовской

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания программы и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по учебнику М.М.Разумовской

Рабочая программа рассчитана на 137 часов, состоит из пояснительной записки, содержания программы, календарно-тематического планирования....

Рабочая программа по русскому языку 8 класс. Автор учебника М.М.Разумовская

Рабочая программа  по русскому языку составлена по учебному комплексу М.М.Разумовской. Содержит пояснительную записку, основные требования к учащимся, основное содержание курса, а также календано...

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по учебнику М.М.Разумовской.

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по учебнику М.М.Разумовской включает в себя пояснительную записку, содержание программы, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе по учебнику М.М.Разумовской.

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе создана по учебнику М.М.Разумовской. В ней - пояснительная записка, полное содержание программы за курс 6 класса, учебно-тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку9 класс

Рабочая программа составлена по учебнику Русский язык. 9 класс. Учеб.для общеобразоват. Организаций /  (Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский)...