Рабочая программа по русскому языку для 7 класса по программе М.Т. Баранова
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Калмыкова Светлана Николаевна

Рабочая программа по предмету на 34 учебные недели, 136 часов (4 ч. в неделю) с календарно-тематическим планированием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерных программ и авторской программы под редакцией М.Т.Баранова «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011 и реализована в  УМК « Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс». УМК входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.

        Количество часов по авторской программе 170 , по учебному плану школы на изучение курса русского языка в 7 классе отводится 136 ч (4 ч в неделю). В программе сокращается количество часов, используется блоковая подача учебного материала, дублируемые уроки сокращены, меньше часов отводится на уроки развития речи. Содержание программы не изменено.

Цели обучения. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

     -овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

      -освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

     -развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

     - совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

     Изучение русского языка в 7 классе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Приоритетной задачей   обучения в 7 классе является  развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

Задачи изучения русского языка в 7 классе - познакомиться с основными разделами русского языка и на основе системы лингвистических знаний  максимально способствовать речевому развитию учащихся, развитию их мышления. 

При изучении предмета используются  личностно - ориентированный,  деятельностный,  компетентностный  подходы. На уроках планируется использование для наглядности транспарантов ИД, мультимедийных презентаций, созданных учителем,  работа с интерактивными плакатами, таблицами, тестами.

Основное содержание

Раздел I. Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

Раздел II.

Повторение пройденного в 5-6 классах. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.

Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.

Раздел III. Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.

Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия  и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями. Рассказ по картине.

Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий.  Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий.

Описание действий как вид текста.

Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль.

Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

Раздел IV. Служебные части речи. Культура речи.

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.

Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.

Частица  как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.

Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова.

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Раздел V. Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

по авторской программе

по рабочей программе

Введение

1

1

Повторение пройденного в 5-6 классах

12+2Р=14

12+2Р=14

Причастие

25+6Р=31

25+6Р=31

Деепричастие

10+2Р=12

9+3Р=12

Наречие

28+6Р=34

13+5Р=18

Категория состояния

4+2Р=6

2+1Р=3

Предлог

11+2Р=13

6+1Р=7

Союз

16+2Р=18

13+4Р=17

Частица

18+4=22

13+3Р=16

Междометие

4

2

Повторение изученного в 7 классе

12+2Р=14

13+2Р=15

Резерв

1

ИТОГО

170

136

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
  1. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
  2. К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
  • производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 7 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
  • с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии:

  • находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор,

правильно писать слова с изученными орфограммами;

  • находить и исправлять орфографические ошибки,
  • правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 7 классе.

По пунктуации:

  • находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания,
  • обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи:

  • составлять сложный план,
  • подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа,
  • собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли,
  • описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению,
  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом),
  • уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме,
  • уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

Календарно-тематическое планирование уроков в 7 классе (136 часов; 4ч. в неделю)

№ урока

Наименования разделов и тем

Дата

Введени е(1 ч)

Русский язык как развивающееся явление.

Повторение (15)

1. Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация.

Синтаксис и пунктуация.

Синтаксический  разбор предложения

Лексика и фразеология.

Фонетика и орфография.

Фонетика и орфография.

Фонетический разбор

Словообразование и орфография.

Р.р. Текст. Стили литературного языка

Свободный диктант

Морфология и орфография. Именные части речи.

Контр. словарный диктант

 Морфология и орфография.

Глагол

Морфологический разбор

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

15. Работа над ошибками диктанта.

Р.р.  Текст

Причастие (31  ч)

 Причастие как часть речи.

Склонение причастий.

Р.р. Публицистический стиль

Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

Причастный оборот. Выделение причастных оборотов на письме запятыми.

Действительные и страдательные причастия.

Р.р. Описание внешности человека

Краткие и полные страдательные причастия.

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах ДПНВ.

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах ДПНВ.

Действительные причастия прошедшего времени. Гласная перед  суффиксом ДППВ.

Практикум. ДПНВ, ДППВ

Р.р. Изложение по тексту Т.Л. Сухотиной

Р.р. Изложение по тексту Т.Л. Сухотиной

Диктант с грамматическим заданием

Работа над ошибками диктанта

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах СПНВ.

Страдательные причастия прошедшего времени.

Гласные перед одной и двумя н в полных и кратких страдательных причастиях.

Одна и две буквы н в суффиксах СППВ и отглагольных прилагательных.

Одна и две буквы –н-  в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных

Обобщение. Написание н-нн в различных частях речи

Морфологический разбор причастия.

Р.р. Выборочное изложение.

 Р.р. Выборочное изложение.

Работа над ошибками изложения.

Контрольный диктант

Работа над ошибками диктанта.

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Буквы е, ё после шипящих в суффиксах причастий.

Повторение изученного по теме «Причастие».

Свободный диктант

Контрольный диктант по теме «Причастие»

Работа над ошибками диктанта Деепричастие (12 ч)

Деепричастие как часть речи.

Деепричастный оборот. Выделение деепричастного оборота на письме запятыми.

Отличие деепричастий от наречий образа действия

Р.р. Выразительные средства синтаксиса

Раздельное написание не с деепричастиями.

Деепричастия несовершенного вида.

Деепричастия совершенного вида.

Морфологический разбор деепричастия.

Р.р. Рассказ на основе картины. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь»

Грамматические нормы употребления деепричастий

Обобщение изученного. Свободный диктант

Контрольная работа по теме «Деепричастие».

Р.р. Стилистические фигуры и их использование в художественной речи.

Работа над ошибками контрольной работы

Наречие (18 ч )

Наречие как часть речи.

Смысловые группы наречий

Р.р. Описание картины И. Попова «Первый снег»

Р.р. Работа над ошибками творческой работы. Работа над различными видами речевых ошибок

5. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия.

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и

 –е.

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.

Буквы е, и в наречиях с приставками не- и ни-.

Р.р. Описание действий

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

Буквы о, ё после шипящих на конце наречий.

Буквы о и а на конце наречий

Р.р. Подробное изложение по тексту В.Осеевой

Дефис между частями слова в наречиях.

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Обобщение изученного

 Повторение изученного по теме «Наречие».

Свободный диктант

Контрольный диктант

Работа над ошибками диктанта

Категория состояния (3 ч)

Слова категории состояния.

Морфологический разбор категории состояния.

Р.р. Сжатое изложение «Обыкновенная земля»

Служебные части речи(40)

Предлог (7 ч)

Предлог как часть речи.

Употребление предлогов

Производные и непроизводные предлоги.

Р.р. Сочинение на лингвистическую тему

 Простые и составные предлоги.

Морфологический разбор предлога.

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Союз (17 ч) 

Союз как часть речи. Простые и составные союзы

Сочинительные и подчинительные союзы..

Сочинительные и подчинительные союзы.

Р.р. Работа над речевыми и грамматическими нормами употребления союзов и предлогов

Р.р. Жанры школьных сочинений. Репортаж

 Запятая между простыми предложениями в сложном предложении.

Сочинительные союзы.

Подчинительные союзы.

Р.р. Сочинение  «Я сижу на берегу»

Морфологический разбор союза.

Р.р. Сочинение- рассуждение о книге

Ролевая  игра «В редакции»

Ролевая  игра «В редакции»

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато.

Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от омонимичных слов.

Повторение сведений о предлогах и  союзах

Контрольный диктант.

Работа над ошибками диктанта

Частица (16 ч)

Частица как часть речи. Разряды частиц.

Формообразующие частицы.

 Смысловые частицы.

Смысловые частицы.

Тест

 Р.р. Сочинение- репортаж «Весна наступает»

Р.р. Сочинение- репортаж «Весна наступает»

 Раздельное и дефисное написание частиц.

Морфологический разбор частиц.

Отрицательные частицы не и ни.

Закрепление. Отрицательные частицы не и ни.

Различие на письме частицы не и приставки не.

Частицы не и ни, приставка ни, союз ни..ни.

Р.р. Сочинение- рассказ по данному сюжету.

 Повторение изученного по теме «Частица»

16. Свободный диктант.

Работа над ошибками диктанта

Междометие (2 ч)

 Междометие как часть речи. Дефис в междометии. Знаки препинания при междометиях.

Производные междометия

Повторение изученного (14)

Повторение изученного по темам «Фонетика», «Графика».

Р.р. Текст. Стили речи

 Р.р. Сочинение «Удивительное рядом»

Повторение изученного по теме «Лексика и фразеология»

Повторение изученного по теме «Морфемика и словообразование»

Повторение изученного по теме «Морфология и орфография»

История языка. Морфологические процессы в русском языке

Повторение изученного по тема «Синтаксис и пунктуация»

Повторение изученного по тема «Синтаксис и пунктуация»

Контрольный диктант.

Работа над ошибками диктанта

Повторение

Повторение

Повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 7 класс по учебнику М.Т.Баранова

Программа с пояснительной запиской  и  разделами: УМК,требования,контроль....

Рабочая программа по русскому языку. 8 класс. ( По программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.)

Данная Рабочая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе  Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Н.М.Шанского.

Рабочая программа разработа на основе Примерной программы по русскому языку (издательство "Дрофа", 2007 г.) и авторской программы "Русский язык. 5-9 классы" авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Ш...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 класс по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по пр...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по программе М.Т. Баранова

Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...