"Работа с одаренными учащимися: Современные проблемы, инновационный опыт"
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Иванова Галина Васильевна

Опубликованный материал - плод моих наработок, как работать с одаренными детьми на уроках русского языка и добиваться результатов на олимпиадах. Может, мои советы кому-то  пригодятся. Желаю удачи!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с одаренными детьми. (Подготовка к олимпиаде по русскому языку). Подготовила учитель « МОУ « СОШ № 19» Иванова Галина Васильевна

Слайд 2

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат ,» - писал Василий Александрович Сухомлинский. Цель: 1 . Выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся . 2. Р азвитие их таланта, интеллекта, одаренности.

Слайд 3

Выявление наиболее подготовленных, одаренных, мотивированных школьников; Вовлечение в олимпиадное движение; Подготовка к олимпиаде . Основные этапы при подготовке учащихся к олимпиадам.

Слайд 4

Формы работы с одаренными учащимися. Урочная. Индивидуальная работа Разноуровневые задания Проблемно- поисковые методы Творческие задания Мини- исследования. Внеурочная Участие в интеллектуальном марафоне, в конкурсах, элективных занятиях , кружках , в проектно- исследовательской работе. У частие в заочных всероссийских олимпиадах.

Слайд 5

1.Принцип системности и непрерывности; 2. Личная заинтересованность ребёнка; 3. Самостоятельность . 4 . Опережающая сложность заданий . 5. Психологическая помощь. Основные принципы при подготовке к о лимпиадам:

Слайд 6

Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодотворной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души.

Слайд 7

Спасибо за внимание ! Желаю всем удачи!



Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми (подготовка к олимпиаде по русскому языку)

Сегодня наша страна нуждается в одаренных людях, которые были бы способны успешно решать задачи, встающие перед обществом, тем самым укрепляя и развивая его.

 «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат, »- писал Василий Александрович  Сухомлинский.

 Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Сегодня я хотела бы поделиться с вами опытом работы по этому вопросу. При подготовке учащихся к предметной олимпиаде я ставлю перед собой следующие  цели:

1. Выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся,

 2. Развитие  их таланта, интеллекта, одаренности.

  Рассмотрим основные этапы моей работы по подготовке учащихся к предметной олимпиаде.(3 слайд)

1 этап – Выявление. Создание банка данных. Выявить наиболее подготовленных, одаренных и мотивированных школьников через наблюдение в ходе уроков, оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

2 этап - Вовлечение в олимпиадное движение. Учеников мотивирую, чтобы они стремились поучаствовать в олимпиадах. Проверили свои знания, померились силами со своими сверстниками из других школ, регионов. Убеждаю, что в ходе подготовки к олимпиаде и участия в нем узнают много нового, неизвестного, в конечном итоге самореализуются.

3 этап - Подготовка к олимпиадам. При подготовке к олимпиадам  применяю две основные формы: урочную и внеурочную.(4 слайд)

Во внеурочной деятельности.  Традиционным в нашей школе стало ежегодное проведение  интеллектуального марафона для 5 -11 классов. Участвуют ученики в  различных конкурсах по внеклассной работе, элективных занятиях, в проектно – исследовательской работе, принимают участие в заочных всероссийских олимпиадах, в творческих  конкурсах, в  декадах.

Во внеурочное время  решаем тренинговые задания – всех имеющихся материалов олимпиад разного уровня сложности.

Урочная деятельность. На уроках использую мини – исследования, разноуровневые задания, творческие задания, проблемно – поисковые методы, индивидуальную работу.

Например на 1.Уроке изучения нового материала в 5 классе.

Для стимулирования интереса учащихся к предмету, для активации их творческих способностей при изучении темы «Звуки и буквы. Алфавит» задается вопрос: почему при очередном переиздании романа Л. Н. Толстого «Война и мир» после 1917 года книга стала короче на десятки станиц? Желающим дается задание, выполнить мини – исследование «История некоторых букв русского алфавита».

Распределите согласные буквы на 3 группы. (групповое задание) .Цель: научить отличать буквы от звуков) При затруднении дается небольшая подсказка учителя: обратить внимание на звучание букв.

При изучении темы «Правописание Ь и Ъ.» Какие названия этих букв вы знаете или слышали?

При изучении согласных звуков по глухости – звонкости задается вопрос « Почему в прошлых веках ваши сверстники заучивали фразу: «Фока, хочешь щец?»

При изучении « Лексики» (устаревшие слова – архаизмы) дети исследуют темы «Устаревшие меры длины». 1 группа – названия мер длины и эквивалент современным, 2 группа – подобрать примеры из литературы, 3 группа – найти фразеологизмы с пояснением их значений. «Денежные единицы» (аналогичная работа). Работы выполняются во внеурочное время.

Очень нравится детям языковая игра. На чем основана языковая игра в следующих парах слов? Каким термином она обозначается?

Топор – рокот

Камыш – мышка

Запишите соответствующую пару для каждого слова: архаизм (харизма), бейсбол (бобслей), директор ( кредитор)(Анаграмма)

При объяснении нового материала способные ученики предлагают свой вариант подачи материала. Например, составляют « Самоинструкции» по теме «Знаки препинания в простом и сложном предложении».  (1 шаг. Определяю, сколько основ в предложении. Вывод: если 1 , то простое, ставлю знак в конце предложения. Если 2 , то сложное. Вывод: сколько грам. основ, столько и частей. 2 шаг. Определяю, чем соединены части сложного предложения( союзами или интонацией) Пока ставлю / Шаг 3. Определяю, как расположены части:  одна за другой? и т.д.

2.Урок повторения и систематизации знаний. Одаренные дети составляют алгоритмы выполнения заданий, предлагают нестандартные решения задач. ( Правописание частиц НЕ – НИ).

3.Урок - практикум. Выполняют роль консультанта.

4.Урок - зачет. В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны учителя: факт исправления в любом случае подлежит аргументации. Внимание активизируется творческим заданием, предполагающим обоюдную готовность учителя и ученика к нестандартным творческим решениям. Могут  выполнять индивидуальное задание, например, олимпиадную работу прошлых лет.

В работе с одаренными учениками я применяю следующие принципы (5 слайд)

1.Системность и непрерывность. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

  • подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года
  • элективные  курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей
  • должна быть составлена  индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора, способам их решения.

2.Личная заинтересованность ученика.

 Нельзя не придавать значения организации самостоятельной работы учащихся. Без личной заинтересованности ученика, без высокого чувства ответственности и широких учебных возможностей ученика (память, мышление, способность к анализу и синтезу) правильно поставленного процесса самоконтроля добиться намеченных целей невозможно. Невозможно добиться результата административными методами.

3.Самостоятельность.

 Работа с одарёнными детьми носит в основном индивидуальный характер, либо представляет собой занятия в малокомплектных группах. При этом педагогу приходится параллельно выполнять свою основную работу, т. е. заниматься с массой обычных школьников в ходе классно - урочной системы обучения. При таком положении дел обязательно возникает проблема нехватки времени. Одним из способов экономии времени и повышения процесса эффективности занятий является реализация эффективной системы самостоятельной работы учащихся. Поэтому  одним из аспектов работы с одарёнными детьми должны стать мероприятия по организации само и взаимоконтроля.

4.Опережающая сложность заданий.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

   5.Психологическая помощь.

На последнем занятии перед олимпиадой необходимо поговорить с учащимися о тактике  выполнения  заданий на самой олимпиаде, настроить, убедить, что победителями все не бывают «Главное не победа, главное участие. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя».

За два - три дня лучше отказаться от решения заданий, чтобы не привести к психологическому утомлению организма и, как следствие, притуплению творческого потенциала. Во время этой паузы накапливаются резервы и желание добиться успеха на олимпиаде.

( 6 слайд) Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодотворной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются у них способности, данные каждому ребенку от рождения.

   

Цели школьного этапа Олимпиады по русскому языку( 3 слайд)

  • выявление учащихся, интересующихся русским языком;
  • стимулирование интереса учащихся к русскому языку;
  • активизация творческих способностей учащихся;
  •  популяризация русского языка как науки и школьного предмета.

Отбор учащихся - важнейший момент. Классически детей отбирают после школьной предметной олимпиады по принципу: кто лучше справился с заданиями идёт на муниципальный тур. Изучив ряд проблем, я поняла – это  в корне неправильно.

В основе подготовки к Олимпиадам, по моему мнению, должен лежать принцип системности и непрерывности: подготовка к Олимпиадам должна быть непрерывным процессом, начинающимся еще в начальной школе. В третьих-четвертых классах можно проводить ежегодные школьные Олимпиады в каждом классе; учащиеся, занявшие призовые места, принимают участие в Олимпиадах параллели, когда от каждого класса выставляется команда победителей и призеров первого тура.  При переходе учащихся в среднее звено учителю-предметнику даются рекомендации для продолжения работы по развитию лингвистических способностей отдельных учащихся.

Олимпиады в пятых-восьмых классах также следует проводить в два этапа – на уровне класса и на уровне параллели. Учащиеся, занявшие призовые места, по рекомендации учителей-словесников и членов жюри принимают участие в отборочном туре в командную сборную. Из состава этой сборной ежегодно формируется олимпийская сборная команды школы для участия в Олимпиаде муниципального уровня. Качеств, которыми должен обладать «олимпиадник» слишком много: это и широкий кругозор, и формальная логика, и «умение учиться», и интерес к предмету. Главных критериев, на мой взгляд,  три: личная   заинтересованность ребёнка, высокое чувство ответственности и широкие учебные возможности (память, мышление, способность к анализу и синтезу). В идеале должны совпасть все критерии. И главный критерий -  это должно быть нужно ребёнку. Не просто «нужно», а с поправкой на будущую специальность - профессию. Хорошо, если к процессу отбора подключается психолог.  Таким образом, целями первого этапа Олимпиады по русскому языку являются:

  • стимулирование интереса учащихся к русскому языку;
  • выявление учащихся, интересующихся русской филологией вообще и русским языком в частности;
  • оценка знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе русского языка;
  • активизация творческих способностей учащихся;
  • выявление учащихся, которые могут представлять свое учебное заведение на последующих этапах Олимпиады;
  • популяризация русского языка как науки и школьного предмета.

Основа подготовки к олимпиадам – 1.систематичность.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

  • подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года
  • элективные  курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей
  • должна быть составлена  индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора ,  способа их решения
  • участие в дистанционных олимпиадах всероссийского и международного уровня.

2.Следующее условие -  полное прохождение программного материала.  Когда учитель, отобрав детей, даёт им список источников, или сразу книжки, которые надо почитать, а потом только объясняет непонятные ребёнку моменты, результат сомнителен. Необходим интенсивный курс занятий, желательно ежедневных, когда весь школьный материал не только «проходится», но и усваивается, контролируется, пока ребёнок не будет «удерживать в голове» 90% базового школьного курса.

Последующее углубление материала может происходить в любых формах и по любым источникам. Но источники сами по себе, не есть гарантия успеха. Главное - объём знаний, а не то, из каких книг эти знания взялись.

3.Личная   заинтересованность ребёнка;

Нельзя не придавать значение организации самостоятельной работы учащихся. Без личной заинтересованности ученика, без высокого чувства ответственности и широких учебных возможностей ученика (память, мышление, способность к анализу и синтезу) правильно поставленного процесса самоконтроля добиться намеченных целей невозможно. Работа с одарёнными детьми носит в основном индивидуальный характер, либо представляет собой занятия в малокомплектных группах. При этом педагогу приходится параллельно выполнять свою основную работу, т. е. заниматься с массой обычных школьников в ходе классно - урочной системы обучения. При таком положении дел обязательно возникает проблема нехватки времени. Одним из способов экономии времени и повышения процесса эффективности занятий является реализация эффективной системы самостоятельной работы учащихся. Поэтому  одним из аспектов работы с одарёнными детьми должны стать мероприятия по организации само и взаимоконтроля.

Формы работы с одаренными учащимися.

                                                  Урочная.        

Индивидуальная работа

Разноуровневые задания

Проблемно - поисковые методы

Творческие задания

Мини - исследования.

                                                Внеурочная

Участие в интеллектуальном марафоне,

в конкурсах, элективных занятиях,

в проектно - исследовательской работе.

Участие в заочных всероссийских олимпиадах

 Урочная.        

1.Урок изучения нового материала. 5 класс.

При изучении темы «Звуки и буквы. Алфавит» задается вопрос: почему при очередном переиздании романа Л. Н. Толстого «Война и мир» после 1917 года книга стала короче на десятки станиц? Желающим дается задание, выполнить мини – исследование «История некоторых букв русского алфавита».

Распределите согласные буквы на 3 группы. (групповое задание). При затруднении дается небольшая подсказка учителя: обратить внимание на звучание букв.

Ь и Ъ. Какие названия этих букв вы знаете или слышали?

При изучении согласных звуков по глухости – звонкости задается вопрос « Почему в прошлых веках ваши сверстники заучивали фразу: Фока, хочешь щец?»

При изучении « Лексики» (устаревшие слова – архаизмы) дети исследуют темы «Устаревшие меры длины». 1 группа – названия мер длины и эквивалент современным, 2 группа – подобрать примеры из литературы, 3 группа – найти фразеологизмы с пояснением их значений. «Денежные единицы» (аналогичная работа). Работы выполняются во внеурочное время.

При объяснении нового материала способные ученики предлагают свой вариант подачи материала. Например, составляют « Самоинструкции». Знаки препинания в простом и сложном предложении. (1 шаг. Определяю, сколько основ в предложении. Вывод: если 1 , то простое, ставлю знак в конце предложения. Если 2 , то сложное. Вывод: сколько грам. основ, столько и частей. 2 шаг. Определяю, чем соединены части сложного предложения( союзами или интонацией) Пока ставлю / Шаг 3. Определяю, как расположены части:  одна за другой? и т.д.

2.Урок повторения и систематизации знаний. Составляют алгоритмы выполнения заданий, предлагают нестандартные решения задач. ( Правописание частиц НЕ – НИ).

3.Урок - практикум. Выполняют роль консультанта.

4.Урок - зачет. В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны учителя: факт исправления в любом случае подлежит аргументации. Внимание активизируется творческим заданием, предполагающим обоюдную готовность учителя и ученика к нестандартным творческим решениям. Выполняют индивидуальное задание, например, олимпиадную работу прошлых лет.

 Внеурочная деятельность.

Решение тренинговых заданий – всех имеющихся материалов олимпиад разного уровня сложности. Целесообразно  строить работу таким образом, чтобы дети имели возможность сначала решать стандартные школьные задачи, организовывать самопроверку, а затем постепенно переходить к олимпиадным вопросам. Присутствие учителя в такие моменты необходимо. Бывает, что ребёнок не справляется с заданием, а приходит к неверному выводу, да ещё и обосновывает его (что бывает довольно часто с одарёнными детьми). Здесь учитель должен объяснить логику и последовательность решения, показать не только его ход, но и обосновать, сослаться на литературные источники и так далее. Наиболее эффективным способом работы по подготовке к олимпиадам являются факультативные занятия, основная задача которых – расширение лингвистического кругозора  школьников, воспитание творческой, нестандартно мыслящей личности.

Роль учителя - разглядеть и раскрыть этот дар, помочь его освоить, активизировать познавательный интерес к изучению русского языка и литературы.

При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов.

1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий.

2.Принцип активность знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности как учителя, так  и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5. Напутственное слово учителя.

На последнем занятии перед олимпиадой необходимо поговорить с учащимися о тактике  выполнения  заданий на самой олимпиаде, настроить, убедить, что победителями все не бывают «Главное не победа, главное участие. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя».

За два- три дня лучше отказаться от решения заданий, чтобы не привести к психологическому утомлению организма и, как следствие, притуплению творческого потенциала. Во время этой паузы накапливаются резервы и желание добиться успеха на олимпиаде.

6. Принцип «ненасилия над психикой».

Заключается в том, что нельзя ставить цель «Только победа». Результаты, которые будут достигнуты, зависят от работоспособности, интеллектуального развития, желания победить. Очень важно учитывать, что  при подготовке принцип «чем больше сложных заданий, тем лучше» неразумен. Я придерживаюсь «золотой» середины, чтобы не отбить желание у учащихся заниматься. Неприемлем  принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.

При подготовке к олимпиаде и вообще при работе с детьми стараюсь избегать двух крайностей – возведения ученика на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, а с другой – публичного принижения достоинств и игнорирования интеллектуальных успехов по предмету. А так же надо помнить, что систематические отрицательные оценки разрушают недостаточно окрепшую познавательную потребность и задатки одаренности.

 Педагогическое кредо каждого учителя будут слова: «Посмотрите, какие замечательные у меня ученики!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с одаренными учащимися на уроках географии.

Опыт работы с одаренными представлен в виде сообщения, в котором четко прописаны все возможности учителя при работе с одаренными учащимися как на уроках так и во внеурочное время.  Работа с одаре...

Опыт работы с одаренными учащимися на уроках географии.

Опыт работы с одаренными представлен в виде сообщения, в котором четко прописаны все возможности учителя при работе с одаренными учащимися как на уроках так и во внеурочное время.  Работа с одаре...

Опыт работы с одаренными учащимися на уроках географии.

Опыт работы с одаренными представлен в виде сообщения, в котором четко прописаны все возможности учителя при работе с одаренными учащимися как на уроках так и во внеурочное время.  Работа с одаре...

ДОКЛАД «Опыт работы с одаренными детьми: достижения, проблемы, перспективы»

Этот доклад я готовила для выступления на районном методическом семинаре руководителей общеобразовательных учреждений Старошайговского муниципального района. Описывается опыт работы с одаренными детьм...

« Работа с одаренными детьми: достижения, проблемы, перспективы»

Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение предметных недель. Применяются  самые разнообразные методы и формы их проведения:  конкурсы, олимпиады, проектно – исследова...

Проблема работы с одаренными учащимися

    Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества...