Опыт работы с одаренными учащимися на уроках географии.
статья по географии (7 класс) по теме

Овчелупова Вера Ивановна

Опыт работы с одаренными представлен в виде сообщения, в котором четко прописаны все возможности учителя при работе с одаренными учащимися как на уроках так и во внеурочное время.  Работа с одаренными ведется по разработаннной автором программе. Программа доступна пользователям сети интернет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_uchitelya_s_odarennymi_uchashchimisya..docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы с одаренными на уроках географии.

Овчелупова Вера Ивановна.

    В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету. Работая в школе уже 37 лет, я не хочу мириться с таким положением вещей. География, на мой взгляд, это уникальный  школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии. «Без географии – вы нигде!» Стараюсь, чтобы этим девизом проникся каждый мой ученик.

Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии.    Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в познании, учебной деятельности, поведении, то есть, как создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней?

    Я считаю целесообразным введение деятельностного подхода, позволяющего решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного    материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности. А творческая личность – это одаренный ребенок.

В нашей школе творческой группой учителей во главе с директором Кузьмичевой Татьяной Васильевной разработана программа работы с одаренными «Самоцветы». Программа реализуется уже три года.

    Основой работы с одарёнными учащимися и является совершенствование таких факторов, как развитие внутреннего деятельностного потенциала, способности быть творцом, созидателем своей жизни, уметь ставить цель и искать способы её достижения, т.е. по максимуму использовать свои собственные силы и способности, стремясь выйти за их пределы.

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?» Чтобы найти ответ на этот вопрос я выбрала проблему над которой работаю уже 3 года «Индивидуальная траектория развития личности на уроках географии и во внеурочное время». 

Работая над данной проблемой мною были поставлены следующие задачи:

  -выявить одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;

- организовать работу одаренных учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях и создать благоприятные условия для развития креативности мышления и формирования исследовательской культуры обучающихся;

- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках географии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

Для достижения поставленных задач я использую различные формы работы.

  1. Работу на уроке осуществляю с применением своей методики, используя раздаточный материал на каждого ученика по каждой теме. Ученик вправе выбрать форму изучения материала используя тетрадь «Учись - учиться».  В данной тетради описаны все формы работы на уроке: это и работа  под названием «И один в поле воин», где ученик может работать по составлению вопросов, составлению тестов  и много других форм индивидуальной работы по изучению нового материал используя учебник. Есть и работа в парах, а также описаны формы групповой работы. Таким образом, уроки, предусматривающие активизацию творческой деятельности учеников, позволяют выявить ребят, способных к творческой, интеллектуальной работе и вовлечь их во внеклассные мероприятия.

  1.  Для учащихся успешно освоивших все возможные формы работы, т. е. для одаренных у меня есть разработанная мною программа работы с одаренными на уроках географии. Данная программа была представлена на Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации 2009 году», где была удостоена звания Лауреата 3 степени.
  2. Внеклассная работа: проведение предметных недель, олимпиады, экологические конкурсы и работа над проектами, способствующие формированию исследовательской культуры одаренных детей.

Предлагаемая система работы имеет определённую структуру и включает три основных этапа: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей.

Первый этап – выявление одарённых учащихся. Уже в 5 классе, при изучении курса природоведения, можно выделить такую группу детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное, но и сделать выводы, определить причинно – следственные связи и.т.д.

В 6 классе во втором полугодии определяю уровень обучаемости. Провожу контрольно – методический срез с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся.

  1. Выбираю небольшой по объему новый учебный материал, изложение которого занимает всего 8 – 10 минут
  2. Объясняю новый материал.
  3. Провожу закрепление новой информации.
  4. Организую самостоятельную работу учащихся, в ходе которой учащиеся отвечают на 5 вопросов:
  1. Напишите, что вы узнали нового на уроке.
  2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
  3. Выполните задание по образцу.
  4. Выполните здание в измененной ситуации.
  5. Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью, с другими учебными предметами.

Если правильно выполнены все задания, можно говорить о творческом уровне обучаемости школьника. Это одаренные дети. Но этого еще недостаточно для того чтобы ученик, имея такие способности, хотел ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут – то важным является уровень развития мотивационно – потребностной и эмоционально – волевой сфер ученика.

Если ребенок  мотивирован на определенную деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач.

На своих уроках я стараюсь  создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально – физического развития одаренных детей.

На каждом уроке стимулирую их творческую деятельность.

Использую прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми.

Учитываю личностные и возрастные особенности одаренных детей.

Всегда помню высказывание, что ученик  - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь!!!

На втором этапе работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по географии. При составлении программы основной целью является стремление не только дать больший объём знаний, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы. В нём предусматривается широкий спектр заданий: на изменение диапазона  информации, моделирование географических ситуаций и явлений; задания на составление цепочек причинно-следственных связей; задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам; задания на сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование географических ситуаций и др. Одно из направлений работы – сбор материалов краеведческого, экологического, топонимического характера,  выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам. Составляющей успешной деятельности учителя и ученика являются доверительные отношения между ними. Данную программу можно использовать как для индивидуальной,  так и для групповой работы  на уроке с одаренными детьми. Некоторые задания нуждаются в более полном и детальном изложении. Такие задания можно дать ученику для проработки домой. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.

Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу.

Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом, конечно профессионально сложнее. Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно – смысловых тенденций, но и степени их удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика. 

В седьмом и восьмом классах  привлекаю их к исследовательской работе.  Большое внимание уделяю изучению родного края.

Исследовательская деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся, но в то же время одним из самых трудоёмких видов работы, как для преподавателя, так и для ученика. Возможности исследовательской работы неограниченны. Это не только способ для ребят расширить свои знания, но и шанс принять участие во всероссийских и международных конкурсах. Исследовательская культура школьников формируется поэтапно. В ходе ученических исследований школьники сталкиваются с процессом научного познания, обучаются методам самостоятельного мышления. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся активными участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации. Главным результатом этой творческой деятельности являются итоговые работы, представляемые на конкурсы,  конференции учащихся, краеведческие проекты.

Система работы предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения географии, подготовки учеников к участию в конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах. Своеобразной формой развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по географии. Успешное выступление на олимпиаде требует повышения уровня интеллекта, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все вышеперечисленные качества – ключевые условия конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.

В современной педагогике  и  образовательной  практике  обучение одарённых детей чаще всего  рассматривается  как  глобальная  педагогическая задача.  В  соответствии  с  философией  этого  подхода  гений,  талант   не принадлежат отдельному человеку или стране, где он родился, - они  достояние планеты. Поэтому все  одарённые  дети  должны  находить  поддержку  в  сфере образования, где бы они ни родились и ни жили. Работа с одарёнными и талантливыми детьми – важная задача, для выполнения которой не следует жалеть ни сил, ни времени, так как речь идёт о будущей интеллектуальной России и мы в ответе за это будущее.

Центральное место в педагогическом процессе занимает учитель. Именно от его профессиональной компетентности, личностных качеств, уровня сформированности культуры зависит, станет ли познавательная деятельность радостной для ученика, будет ли способствовать его развитию или же превратит учебный труд в обязанность, тормозящую развитие задатков и способностей. Особенно это важно для одаренных детей, отличающихся ярко выраженной познавательной направленностью. В связи с этим проблема стимулирования мотивации самосовершенствования культуры учителя является актуальной, так как одним из компонентов профессионального мастерства является уровень сформированности культуры учителя. От уровня сформированности культуры учителя зависит эффективность учебно-воспитательного процесса.  Поэтому я старюсь  идти в ногу со временем, успешно освоила компьютер, умело пользуюсь интреактивной доской. У меня свой сайт учителя географии,  являюсь  организатором и администартором  сообщества учителей географии Шолоховского района на сайте «Открытый класс», размещаю  свои материалы  и  работы учащихся на различных форумах и сайтах. Сетевое взаимодействие помогает в работе,  я постоянно учусь и учавствую в различных профессиональных конкурсах. Цель самосовершенствования, в сущности, недостижима, поскольку предела развитию личности не существует, но важен сам процесс приближения к этой цели как к постоянно ускользающей линии горизонта.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с одаренными учащимися на уроках географии.

Опыт работы с одаренными представлен в виде сообщения, в котором четко прописаны все возможности учителя при работе с одаренными учащимися как на уроках так и во внеурочное время.  Работа с одаре...

Опыт работы с одаренными учащимися на уроках географии.

Опыт работы с одаренными представлен в виде сообщения, в котором четко прописаны все возможности учителя при работе с одаренными учащимися как на уроках так и во внеурочное время.  Работа с одаре...

План работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии

В работе указаны отличительные особенности и  принципы работы с одаренными детьми. Особое внимание уделяется формам и методам работы с данной категорией обучающихся....

Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке с...

Доклад по теме "Опыт работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности по предмету"

Доклад по теме "Опыт работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности по предмету"...

Статья. Система работы с одаренными школьниками на уроках географии. Из опыта работы

СОВРЕМЕННЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: «ОТКРЫВАЕМ РОССИЮ ЗАНОВО С УЧИТЕЛЯМИ ГЕОГРАФИИ!»Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Зырянов Андрей Владимиро...