Употребление причастий в речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Гаврилова Светлана Аркадьевна

Урок русского языка в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upotreblenie_prichastiy_v_rechi.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Употребление причастий в речи

Заключительный урок при изучении темы «Причастие»

в 6 классе

Цели урока:

  1. Образовательные:
  • повторение и обобщение сведений, полученных при изучении темы «Причастие»;
  • повторение стилей речи, понятия «фразеологизм»
  • закрепление умений и навыков:
  • определять стиль речи;
  • определять часть речи (причастие);
  • правильно писать причастия;
  • правильно ставить знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;
  • определять разряд и время причастий;
  • редактировать текст;
  • определять значение фразеологизма
  1. Развивающие: развитие речи учащихся; создать условия для развития умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач, развивать логическое мышление;
  2. Воспитательные: воспитание чуткого, внимательного отношения к слову, воспитание любви к русскому языку

Оборудование урока: проектор, распечатанные задания

Ход урока

Пояснительная записка:

Урок рассчитан на два академических часа по 45 минут.

I. Организационный момент. Сообщение учителем целей урока.

  Мы заканчиваем изучение причастия и сегодня посмотрим, какую роль играет причастие в речи, в каких стилях речи уместно его употреблять, поучимся правильно использовать.

  • Сначала вспомним, что такое причастие. Дайте определение.

II. Повторение.

III. Проверка домашнего задания.

  Учащиеся должны были найти примеры употребления причастий в школьных учебниках:

1 вариант – в учебниках математического цикла,

2 вариант – в учебниках естественного цикла

  • К какому стилю вы отнесете прочитанные примеры?
  • Как вы думаете, почему причастия особенно часто используются в научном стиле?

III. Объяснение нового.

  Итак, в научном стиле речи причастия используются довольно часто.

Задание 1. Чтобы понять, какую же роль играют причастия в этом стиле речи, проведем стилистический эксперимент.

  • Прочитайте определения, взятые из школьных учебников (примеры появляются на экране). Найдите в них причастия:
  1. Перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону, называется высотой треугольника.
  2. Пословица – краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.
  • Замените самостоятельно причастия глаголами, запишите получившиеся предложения.

Проверка

  • Сравните получившиеся и данные предложения. Что изменилось?

Вывод.

Итак, причастия позволяют кратко и точно выразить мысль. А это очень важно для научного стиля.

Задание2.

  1. Прочитайте текст. К какому стилю его можно отнести?

  В природе все прекрасно: и плывущие по небу облака, и тонкая березка шеч..щ..ся с травой и бурый лишайник карабкающийся по каменистому склону… Но что может по живости и очарованию сравниться с водой? Волну..мые ветром волны отражающие в себе зеленое и голубое – живая жизнь. Онежское озеро меняет свои краски. Сначала, на раннем рассвете, вода была темной-темной, неприветливой, а когда взошло солнце, порозовевш..я вода стала словно теплой, манящ..й к себе.

                                                                                                                             ( по Е. Осетрову)

  1. Выпишите причастия и причастные обороты вместе с определяемыми словами, графически объясните пропущенные буквы. Расставьте пропущенные знаки препинания.
  2. Определите разряд и время причастий.

Проверка

Стилистический эксперимент

  1. Попробуйте изъять причастия из текста или замените их глаголами. Что изменилось?

Задание 3. 

   1) Прочитайте текст, получившийся в результате стилистического эксперимента. В данном тексте причастные обороты были заменены словосочетаниями «который + глагол». Проделайте обратную операцию (письменно), и вы получите текст из миниатюры «Осенью» писателя Ю. Бондарева.

 

   Свежим октябрьским вечером, который был наполнен ветром, ш.рохом листьев, запахами близких холодов, гулял по аллее совершенно один под зигзагами созвездий, которые остро бл..стят в темноте; свет фонарей к..чался по забору, по листьям, которые осыпают(?)ся,- и слева от меня сквозь этот (не)прерывный шелест плыла отдале(н,нн)ая музыка. Пел женский голос, как показалось мне, о днях, которые ушли, о лете, которое утратили…

Проверка

  1. Подумайте, почему писатель предпочел причастные обороты?

Задание4.

  • Очень точно об этой роли причастия сказал М. В. Ломоносов, прочитайте его высказывание (на экране). Запишите.

   «Причастие соединяет в себе «силу глагола и имени», т.е. сохраняя оттенок действия, обладает выразительностью прилагательного, способно «рисовать» картину.»

Вывод. В художественном стиле речи причастия являются средством художественной выразительности (эпитетами, метафорами). Причастия усиливают эмоциональную выразительность речи. Убедимся в этом, выполнив следующее задание.

IV. Работа по развитию речи.

Задание1.

  • Замените данные словосочетания синонимичными, в которых причастия были бы употреблены в переносном значении, стали бы метафорами . Составьте с ними предложения или текст:

     Освещенные солнцем лужайки

     Погруженные в зелень дома

     Покрытые инеем березы

Слова для работы: посеребренный, обласканный, утопающий

Проверка. Учитель отмечает наиболее удачные варианты учащихся.

Мы убедились в том, что причастия играют важную роль в нашей речи. Но всегда ли уместно их употребление?

Задание2.

                                                 «Паутина слов»

  • Найдите в правом столбике выражения, раскрывающие лексические значения фразеологизмов с причастиями и соедините их линиями (задание выполняется на распечатанных листочках).
  • Составьте и запишите предложения с 2-3 фразеологизмами:

С открытой душой                                        о потерпевшем неудачу

Одним миром мазаны                                    не имеющий свободы

Язык хорошо подвешен                                 похожи, одинаковы

Песенка спета                                               искренне, доверчиво

Не лыком шит                                               о бойко говорящем человеке

Бьющее через край                                        особенно радостное

Связан по рукам и ногам                               хитрый, умный

  • Для какого стиля характерно употребление этих фразеологизмов?

Задание3.

  • Прочитайте отрывок из фельетона В. Ардова «Суконный язык». Какая особенность причастий остроумно использована в этом шуточном объявлении?

  Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и мусорящие, являются штрафующими.

  • Попытайтесь отредактировать текст.
  • Какой вывод можно сделать?

Очень метко о вреде такой перенасыщенности речи причастиями писал М. В. Ломоносов:

  «Весьма не надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов».

                                                                             ( М. В. Ломоносов «Российская грамматика»)

V. Домашнее задание.

 Написать сочинение или сказку о роли причастия в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Этот урок я проводила, участвуя в конкурсе  "Учитель года". Класс, которому я давала урок, был мне незнаком ( таково было условие испытания). Но благодаря сценке в начале урока ребята а...

Урок по русскому языку "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Обобщающий урок по темам "Причастие" и "Деепричастие" в 6 классе...

Употребление причастий в речи.

Урок развития речи в 7 классе.Формирование умения  видеть причастия в тексте и правильно употреблять в устной и письменной речи....

Нормы употребления причастий в речи (6 КЛАСС, программа С.И. Львова)

Урок по теме "Нормы употребления причастий в речи"...

Самоанализ урока русского языка в 7 классе "Употребление причастий в речи"

Самоанализ урока русского языка в 7 классе "Употребление причастий в речи" составлен с целями, задачами в условиях реализации современных подходов обуения....

урок по теме"Употребление причастий в речи" 7 класс по программе В.В.Бабайцевой

Урок по теме "Употребление причастий в речи" по программе В.В.Бабайцевой 7 класс....

Употребление причастий в речи. 7 класс.

Употребление причастий в речи...