Элективный курс "Средства речевой выразительности"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Попова Ирина Васильевна

Основная цель курса – расширение познавательного контекста учащихся; развитие интереса к художественному слову; формирование потребности в чтении художественных произведений; повышение культуры устной и письменной речи; формирование национального самосознания и духовного здоровья учащихся, подготовка к экзаменам.

перспективная: помочь ученику, творчески овладевая русским языком, расширить и углубить знания о законах языка, художественно- выразительных средствах; подготовться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

       Программа курса предназначена  для  изучения стилистических и языковых явлений в произведениях писателей XVIII – XX веков.

Основные задачи курса:

-   расширить знания об изобразительно-выразительных средствах языка.

- совершенствовать речевую культуру учащихся.

  -воспитывать  культурно-ценностное отношение к русской речи.

     -подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме

-  уметь давать оценку произведениям на основе личностного восприятия и осмысления их       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_v_9v_klasse.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Элективный  курс "Средства речевой выразительности"

                                                       Пояснительная записка

       Художественная речь широко вбирает в себя не только лексику и фразеологию, но и синтаксис разговорной речи, подвергаясь определённому отбору и обработке, а главное, подчиняется эстетической функции.

       СТИЛИСТИКУ  можно определить как лингвистическую науку о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, обусловленных использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения. Художественная литература – одно из высших достижений  языковой культуры. Литературным общенародный  язык становится в большей степени в результате «обработки» его писателями. Художественная литература – мастерская, в которой шлифуются нормы литературного языка.

       Язык художественной литературы – это образец  литературного языка, на который равняются в отборе языковых средств, это критерий правильности речи, своего рода идеальная  форма.

Межпредметный курс (литература и русский язык) предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательных школ.  Курс дополняет базовую программу и опирается на те знания, умения и навыки учащихся, которые были получены ими в процессе изучения курса русского языка и литературы.

Основная цель курса – расширение познавательного контекста учащихся; развитие интереса к художественному слову; формирование потребности в чтении художественных произведений; повышение культуры устной и письменной речи; формирование национального самосознания и духовного здоровья учащихся, подготовка к экзаменам.

перспективная: помочь ученику, творчески овладевая русским языком, расширить и углубить знания о законах языка, художественно- выразительных средствах; подготовться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

       Программа курса предназначена  для  изучения стилистических и языковых явлений в произведениях писателей XVIII – XX веков.

Основные задачи курса:

-   расширить знания об изобразительно-выразительных средствах языка.

- совершенствовать речевую культуру учащихся.

  -воспитывать  культурно-ценностное отношение к русской речи.

     -подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме

-  уметь давать оценку произведениям на основе личностного восприятия и осмысления их           Планируемые результаты.  

     В результате изучения элективного курса учащиеся должны:

-  освоить сведения по теории литературы, особенности построения и языка художественного произведения, сведения о жизни и творчестве писателей;

-  уметь выделять и характеризовать основные компоненты литературного произведения;

-  овладеть культурой чтения, чтобы эмоционально воспринимать и оценивать произведения разных жанров;

-  уметь грамотно высказать и обосновать своё отношение к художественному произведению, выступить с сообщением или докладом на литературную или научную тему.

  Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык и литература), рассчитан на 17 часов.  Курс по выбору направлен на углубление и расширение знаний учащихся о тексте, на формирование речетворческих способностей, на совершенствование навыков  определения художественно-выразительных средств языка на уровне компетенции.

Форма занятий:

  1. Лекции с элементами беседы.
  2. Тренинги по определению средств и приемов создания выразительной речи.
  3. Анализ художественных текстов.
  4. Практикум.
  5. Зачёт.                      

   Содержание программы элективного курса.

1. Введение. Здесь вы продолжите знакомство со средствами художественной изобразительности языка. Начальные сведения о средствах художественной изобразительности.

2.Лексическое значение слова и его семантика. Семантика – обозначающий. Лексическое значение слова определяется в толковом словаре.

3.Изобразительные возможности языка. средства художественной изобразительности – это приёмы употребления и сочетания слов, которые служат изображению жизни и выражению мысли автора.

4.Семантика фонетических средств языка .Аллитерация и ассонанс. Значение их употребления в тексте.

5 – 6 -7. Лексические возможности языка. Омонимы, паронимы, антонимы. Историзмы и архаизмы. Лексические средства выразительности.

7 -12.Лексические возможности языка. Тропы. Понятие о тропах, виды тропов (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха и др.), их отличительные признаки и изобразительные возможности.

15. Тестовая работа по определению  изобразительно – выразительных средств в тексте.

16.Ирония. фантастика. Словесные средства выражения комического.

17. Комплексный анализ небольшого по объёму художественного текста (или отрывка из художественного произведения.

                   Календарно – тематическое планирование курса

Название тем

Количество часов

Планируемые сроки

Коррекционные сроки

1.

Введение Средства языка художественной словесности.

1

1 – я неделя

2.

Лексическое значение слова и его семантика.

1

2 –неделя

3.

Изобразительные и выразительные возможности языка.

1

3 –я неделя

4

Аллитерация и ассонанс.

1

4 –я неделя

5

Омонимы, паронимы, антонимы

1

5 –я неделя

6.

Архаизмы и историзмы.

1

6 –я неделя

7

Неологизмы и заимствованные слова.

1

7 –я неделя

8

Как простые слова становятся образными. Эпитеты.

1

8 –я неделя

9.

Образные сравнения.

1

9 –я неделя

10.

Метафора.

1

10 –я неделя

11.

Олицетворение.

1

11 –я неделя

12.

Гипербола и литота

1

12 –я неделя

13

Фразеологизмы

1

13 –я неделя

14

Фразеологизмы

1

14 – неделя

15.

Фразеологизмы.

1

15 –я неделя

16

Ирония. Фантастика..

1

16 –я неделя

17.

Зачёт по выявлению художественно – изобразительных средств в тексте

1

17 –я неделя

                           

          Список литературы, используемый для проведения электива:

  •  М.Н. Кожина «Стилистика русского языка», М. «Просвещение», 1977г.
  • Е.Дрыжакова «В волшебном мире поэзии», М. «Просвещение», 1978г.
  •  В.В.Виноградов «О теории художественной речи», М. «Высшая школа», 1971г.
  • В.В.Виноградов «Проблемы русской стилистики», М., 1981г.
  • К.С.Горбачевич «Номы современного русского литературного языка», М. «Просвещение», 1981г.
  • М.Л.Семанова «Анализ художественного произведения», Москва. «Просвещение», 1987г.
  • В.П.Медведев «Изучение лирики в школе», М. «Просвещение», 1985г.
  • Г.Я.Солганик «Стилистика текста», ж-л «Русский язык в школе», №1 1998г.
  • Н.С.Болотникова «Стилистический анализ текста в школе», ж-л «Русский язык в школе», №2 2002г.
  • Г.П.Соколова «На урок – с В.Маяковским или «Новая стихия языка»», ж-л «Русский язык в школе», №6 2010г.
  • В.Я. Дерягин «Беседы о русской стилистике», М., «Знание»,1978г.
  • А.И.Горшков «Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика» М., АСТ, «Астрель», 2006г.
  • http.//www.stilistika.by.ru/50.shtm

Литература, рекомендованная для учащихся:

  • А.В.Степанов «Язык Льва Толстого», ж-л «Русский язык в школе», №4 1998г.
  • А.Т.Гулак «Взаимодействие изобразительно-выразительных средств в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»», ж-л «Русский язык в школе», №4 1998г.
  • В.А.Марьянчик «Стилистический анализ периферийных жанров», ж-л «Русская словесность», №6 2009г.
  • Е.Г.Местергази «К изучению художественно-документальной прозы», ж-л «Русская словесность», №1 2008г.
  • А.А.Калинина «Экспрессивно-отрицательные вопросы», ж-л «Русская словесность», №2 2010г.
  • М.П.Лапинская «Текстовые свойства описания», ж-л «Русская словесность», №2 2010г.
  • Словарь синонимов русского языка: практический справочник: ок. 11000 синоним.рядов / З.Е. Александрова. – 15-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2007.
  • http://pda.coolreferat.com

Информация из сети Интернет (доклады, рефераты, курсовые)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ В8: работа над средствами речевой выразительности.

Наиболее сложным для школьников оказывается задание В8. Это объясняется и незнанием терминов, среди которых нужно выбрать правильный ответ, и неумением (или нежеланием) видеть подсказки в самом тексте...

Факультатив "Средства речевой выразительности"

Изобразительно -выразительные средства....

Урок литературы в 7 классе по теме: «Лексика. Средства речевой выразительности»

Материал урока позволит повторить  жанры литературы и познакомит учащихся со средствами выразительности речи: метонимией, оксюмороном, перифразой....

Подготовка учащихся 9 – х классов к ОГЭ_Средства речевой выразительности.

Задание 3_Средства речевой выразительности. Предложено 10 заданий с выбором ответов.Используемые материалы: Тесты по русскому языку. И. Цыбулько  2013 год....

Рабочая программа по элективному курсу (русский язык) «Средства речевой выразительности (Моя речь – мое достоинство)» 6 класс

Рабочая программа  по элективному курсу (русский язык)«Средства речевой выразительности(Моя речь – мое достоинство)»  6 класс...

Готовимся к ОГЭ. Практикум. Определяем средства речевой выразительности.

Материал содержит задания, направленные на отработку навыков определения средств речевой выразительности. К заданиям придагаются ответы....